Василий Ильич

 

            Вы про того географа, который прославился тем,
            что глобус пропил?
                Из разговора об известном фильме



Это рассказ про другого географа.

 2 сентября очень далёкого года географ пришёл первый раз в пятый класс. Сентябрь в Таджикистане дышит зноем и фруктовыми ароматами. Благодатный край!
 В пятом классе по каждому предмету - свой преподаватель. Отдельный преподаватель - по географии.
Пятиклассники ждут географа. После звонка он входит, не закрыв за собой дверь, осматривает учащихся. Ученики встали - приветствуют. Учитель не мог закрыть за собой дверь - обе руки заняты. В правой -глобус, большой и круглый. Что это глобус, знает каждый. В левой руке учитель держит два рулона. Подмышкой - журнал класса. Учитель - в очках. Они особенные. Подробности про эти очки узнаете позже.
- Помогайте кто-нибудь, - просит географ.
 Дежурный берёт глобус и ставит на учительский стол. Рулоны учитель велит поставить в угол. Ученик исполняет.
 
 Дверь за собой учитель закрывает сам. Журнал кладёт на стол.
      - Вот вы какие! - радуется учитель. Велит всем садиться. - Моё имя
и отчество - Василий Ильич. Научу вас географии.
 Надо сказать про особенные очки. Стёкла очков - из двух половинок, полукруглых. Через одни полукруги учитель смотрит вниз - в журнал, книгу, через верхние полукруги смотрит на учеников.
 Один рулон Василий Ильич развернул - это географическая карта. Повесил её, и ученики видят: карта лохматая, потрёпанная.
      - От долгой службы наглядным пособием вот такая стала, - уважительно объясняет учитель. Торжественно и неторопливо начинает Василий Ильич:
      - Гео - земля, графо - описание.
Учитель уверяет, что география - очень нужный предмет для жизни!
На карте Василий Ильич показывает горы - они коричневого и светло-коричневого цветов. Помогает ученикам догадаться: зелёным раскрашены на карте леса, голубым - моря и океаны.
Василий Ильич - с указкой (он её тоже принес с собой? или мы не заметили?) ходит по классу между рядами парт. Он, Василий Ильич, одновременно и здесь, и там. Глобус учитель легко подхватил со стола. Это наглядное пособие сверкает новизной и яркостью.
      - Вот ваш первый урок нужной науки.
Так он похвалил «науки». Глобус новенький снова поставил на стол. Открыл атлас географический, на нужной странице показал картинку: три кита, и на них - Земля.
      - Видите? - спросил.
      - Видим, - ответили.
      - Не верьте! Земля - не на трёх китах. Люди не сразу узнают, что и
как во Вселенной.
В от и Вселенная вошла в класс, наш пятый, вместе с географом Василием Ильичом!
     - Понятно? Макет земли - круглый! - Он погладил глобус ладонью.
     - Это чтобы понятнее, например, круглый дурак! - весело развёл руками
учитель.
 Мы рассмеялись.
     - Земля вращается! - Учитель крутанул покорный глобус. - Ось
Земли - вот она! - показал на глобусе. - Необходимая наглядность. На
неё не наглядеться!
      - Вращается, а мы почему не падаем с Земли? - спросил один из нас.
 Географ ждал этого вопроса. Хороший учитель ждёт нужного вопроса.
 Стук в дверь. Василий Ильич поспешно открывает дверь. Школьная уборщица аккуратно передаёт географу (любопытные пятиклассники удивлены до восторга!) ведёрочко! Принимая ведёрочко, учитель благодарит:
      - Спасибо, вовремя!
Уборщица уходит.
Зачарованные пятиклассники изнемогают, почти не дышат - от интереса: ведёрко? с водой? К дужке детского ведёрка привязана верёвочка.
      - Это - наглядное пособие! На всё наглядитесь, - обещает учитель.
Проверить, что вода в ведре настоящая и мокрая, разрешает двум-трём недоверчивым:
      - Всю воду не разбрызгайте!
 «Наглядное пособие» учитель разместил перед классной доской.
      - Не падаем? Почему? С Земли не слетаем? - Василий Ильич снова крутанул новенький глобус. - Вот вам новое понятие! - И вводит новое
понятие, приглашает: - Заходите, пожалуйста! Отныне это понятие будет
ваше - сила центростремительная!
Василий Ильич - чародей, фокусник! Держа за верёвочку, очень быстро вращает ведёрочко - вода не выливается! Каждый мальчишка и девчонка во дворе так играли с ведёрочком, полным воды. Играли с центростремительной силой!
И новенький глобус, как живой, снова в руках учителя.
      - Земля. Внутри её - раскалённая магма. Магма бурлит, прорывается вверх сквозь толщу Земли вулканами, двигаются горы, дрожит земная кора.
 Ага! Как дрожит, трясётся земная поверхность, как ходуном ходят горы, детям Памира объясняют землетрясения. И с малых лет детей учат, как надо себя вести, если земная поверхность трясётся и движет горами. Все явления на живой и огнедышащей вулканами Земле учит понимать наш географ.
 Зачарованные ребятишки захотели знать, что это такое - бесконечность.
      - А такое. Если на ближайшую планету лететь, долетишь. Потом с этой планеты лети на другую! С одной на другую! Полёту конца не будет.
      - Неужели когда-нибудь кончится Земля? Остынет? - заволновался кто-то вдумчивый.
 Какие-то длинные пугающие цифры проговорил учитель. Испугались.
-Чего бояться? - спросил он. - Эти цифры обозначают: никогда-никогда!
 Обрадовались все.
 Каждый урок Василия Ильича - жданный праздник. Отметки -только отличные. Так не бывает? Хоть лопнете, наешьтесь досыта своими «не бывает!»
 Урок всегда начинается с опроса. Много рук: «Вызовите меня!» Гул просьб: «Меня!
 Меня!» Зовёт отвечать только тех, кто просит. Помню, я оплошала: не выучила, но просила «Меня!» настойчиво. Придумала, что спасусь от вызова. Вызвал географ меня отвечать, призналась, что не выучила урока. Посмотрел на меня сквозь верхние полукружья стёкол своих очков:
      - Обманщики всегда очень громко кричат.
 И такой случай. Приходит на урок вместе с директором школы учительница ботаники - высокая, черноволосая, лупоглазая. У неё было длинное прозвище - Вакуоль С Клеточным Соком. Она рисовала бота-нические картинки на доске, не подглядывая - на память! У неё имелись цветные брусочки мела (большая редкая редкость!. Мы могли бы звать её Туфелькой, этот рисунок туфельки на доске помню. Туфелька как про-звище к ней не пристало.
 Лично я боялась её смертельно, отвечая урок, заикалась до немоты. И не только я, заикались и другие. На уроках ботаники мы не шевелились, не шуршали.
Вот она с директором и пришла к нам в класс. Приказали Октябрине (так звали девочку-переростка - крупную, добрую, в сплошных неудах по учёбе) освободить для них последнюю парту, за которой сидела одна. Октябрина с трудом вылезла (освободилась от парты) и с трудом еле влезла за другую парту.
Василий Ильич был чуть-чуть не такой, с каким мы привыкли общаться на уроках. Мы насторожились: ботаничка пришла на урок географии кого пугать?
Глядя в нижние полукружья очков, Василий Ильич записал что-то в классном журнале, наверно, тему урока. Посмотрел в верхние полукружья очков на нас:
     - Все в классе. Начнём. Кто желает отвечать?
 Желали многие. Позвал к карте одного из просивших «Меня! Меня!» Так обычно и бывало на уроках географии.
О прос у этого географа - радость ученикам, учителю, отвечающему, всему свету! Беспроигрышная увлекательная игра для отвечающего! Взрослый добрый человек слушает и слышит ученика. Этот, наш Василий Ильич, не ловит его на ошибке или неточности. Иной учитель занимается этой ловлей? Да пропади она пропадом, эта гнусная ловля!
 Четверо ответивших получили «отлы» («отлично»).
 Вакуоль оказалась хуже, наглее и гаже, чем знали мы ботаничку на её уроках. С последней парты она спросила Василия Ильича через головы учеников:
     - Почему вы вызываете отвечать урок только желающих?
     - Потому что они желают, чтобы их вызвали! - ответил наш учитель.
     - Тогда вы не сможете поймать тех, кто не выучил урок!
     - Мне не надо ловить, я - не кот, хоть и Василий, - отшутился Василий Ильич.
 Мы, как мышата, притихли.
 Вакуоль с директором школы со звонком на перемену покинула класс. «Кот» Василий собрал наглядные пособия и тоже вышел из класса.
 Добрая большуля Октябрина удивилась, что мы не посмеялись шутке Василия. Ответ знали все, о чём и поговорили: «Вакуоль задавит двойками за смех!»
 Желающие учиться учатся на отлично, но всем нужен такой учитель, как Василий Ильич.
 Вот отчего меня взбесил географ, который пропил глобус.






Александра Воронина. «Степанида» и другие рассказы ISBN 978-9949-88-696-8
© Александра Воронина, 2018


Рецензии