Домосед

(шутка в одном действии)

Тридцать верст отшагав по квартире,
От усталости плечи горбя,
Бледный взрослый увидел себя
Бесконечно затерянным в мире.
  С а ш а  Ч е р н ы й

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПЕРСОНАЖИ

Д о м о с е д
соседи

* * *

Квартира в многоквартирном доме. Гостиная. Посреди гостиной на старом кресле сидит мужчина. В руках у него газета. Мужчина полностью поглощен чтением. Так продолжается некоторое время, пока из квартиры этажом выше не доносится скрип отворяющейся входной двери.

Д о м о с е д. (Себе под нос, не отрываясь от газеты.) Милая, я дома.
М у ж с к о й  г о л о с  (из квартиры этажом выше). Милая, я дома.
Д о м о с е д. Рада за тебя, милый. Я на кухне.   
Ж е н с к и й  г о л о с  (также из квартиры этажом выше). Рада за тебя, милый. Я на кухне.

Пауза. Мужчина на кресле успевает перевернуть страницу газеты.

Д о м о с е д. Хочешь чаю? Я заварю.
Ж е н с к и й  г о л о с. Хочешь чаю? Я заварю.
Д о м о с е д. Нет, я чертовски устал.
М у ж с к о й  г о л о с. Нет. (После паузы.) Я чертовски устал.

Мужчина отрывается от чтения, откладывает газету и, взяв стоявший на журнальном столике заварочный чайник, наливает чай себе в чашку.

Ж е н с к и й  г о л о с. Так ты будешь чай?
Д о м о с е д. Нет, ведь я уже сказал.
М у ж с к о й  г о л о с. Нет, ведь я уже сказал.

Пауза. Мужчина угощается приготовленным чаем.

Д о м о с е д. Как дела на работе?
Ж е н с к и й  г о л о с. Как дела на работе?
Д о м о с е д. Нормально.
М у ж с к о й  г о л о с. Нормально.

Пауза.

Д о м о с е д. Ты уверен, что не хочешь чай?
Ж е н с к и й  г о л о с. Ты уверен, что не хочешь чай?
Д о м о с е д. Да, вполне.
М у ж с к о й  г о л о с. Да, вполне.
Д о м о с е д. Тогда, может быть, ты хочешь есть?
Ж е н с к и й  г о л о с. Тогда, может быть, ты хочешь есть?
Д о м о с е д. Нет, я не голоден.
М у ж с к о й  г о л о с. Нет, я не голоден.
Д о м о с е д. Ты перекусил по дороге домой?
Ж е н с к и й  г о л о с. Ты перекусил по дороге домой?
Д о м о с е д. Да, я…
М у ж с к о й  г о л о с. Нет, я…
Д о м о с е д. Хм… это что-то новенькое…
М у ж с к о й  г о л о с. Хотя – да, я перекусил по дороге.
Д о м о с е д. Показалось.

Пауза. Затем мужчина на кресле хочет что-то сказать, но женский голос из квартиры этажом выше его опережает.

Ж е н с к и й  г о л о с. Ну и как дела в центре?
М у ж с к о й  г о л о с. А – сплошные пробки: ни пройти, ни прое... (После паузы, одумавшись.) То есть… в каком еще центре?
Ж е н с к и й  г о л о с. В центре города, Кен!
Д о м о с е д  (ухмыляясь). Кенни, Кенни… Когда ты уже начнешь назначать свидания своим пассиям где-нибудь в пригороде, подальше от посторонних глаз…
М у ж с к о й  г о л о с. Откуда ж мне знать! Я там не был целую вечность! Я работаю на окраине…
Ж е н с к и й  г о л о с. То есть в центре тебя сегодня не было?
М у ж с к о й  г о л о с. Конечно, не было. Я был… я был на работе… Где же мне еще быть в будний день!
Ж е н с к и й  г о л о с. Уверен?
М у ж с к о й  г о л о с. Разумеется, уверен.
Ж е н с к и й  г о л о с. И ни в каком «Белом ягненке» ты не обедал?
М у ж с к о й  г о л о с. Ну, конечно! Постой, ты что – следила за мной?
Ж е н с к и й  г о л о с. Нет, я до такой низости не опущусь!
М у ж с к о й  г о л о с. Откуда тогда ты знаешь про «Белого ягненка»?
Д о м о с е д. В котором ты сегодня не был, да, Кен?

Мужчина оставляет чай и снова возвращается за чтение газеты.

Ж е н с к и й  г о л о с. Ты совершенно заврался, Кен! Ты совсем заврался! Совсем потерял совесть! Моя двоюродная сестра сегодня днем видела тебя в «Белом ягненке»! Ты сидел за столиком с какой-то!.. С какой-то!... М-м-м! Белобрысой разнаряженной фрей! Отвечай немедленно – кто она! Кто она – я хочу знать! Кто?! А не ответишь... Я огрею тебя вот этим сотейником! Ну?!!
М у ж с к о й  г о л о с. Ладно. Ладно. Хорошо. Я сегодня действительно был в «Белом ягненке»…
Ж е н с к и й  г о л о с. М-м-м, жалкий врун!
Д о м о с е д. В точку.
Ж е н с к и й  г о л о с. Кто эта белобрысая стерва?!
М у ж с к о й  г о л о с. Она один… один из наших клиентов.
Ж е н с к и й  г о л о с. Ха!
М у ж с к о й  г о л о с. Да, клиентов. Мой начальник попросил меня произвести на нее хорошее впечатление, чтобы выбить контракт пожирнее.
Ж е н с к и й  г о л о с. Контракт пожирнее?
М у ж с к о й  г о л о с. Да, контракт.
Ж е н с к и й  г о л о с. Ваша фирма торгует навозом!..
М у ж с к о й  г о л о с. Эй-эй, не навозом, а удобрениями.
Д о м о с е д. Нет, если судить по тому, чем несет от твоего пикапа…
Ж е н с к и й  г о л о с. Думаешь я совсем дура?
М у ж с к о й  г о л о с. Нет. Нет, я так не думаю. Почему же сразу совсем…

Слышно, как что-то металлическое ударяется обо что-то совершенно пустое.

М у ж с к о й  г о л о с. Ай! Совсем рехнулась?!

Снова слышно, как что-то металлическое ударяется обо что-то совершенно пустое.

М у ж с к о й  г о л о с. Эй! Поосторожнее! Это моя голова все-таки!
Ж е н с к и й  г о л о с. Ты совершенно заврался! Ты чертов плут!

И снова слышно, как что-то металлическое ударяется обо что-то совершенно пустое.

М у ж с к о й  г о л о с. Ай!
Ж е н с к и й  г о л о с. Чертов плут! И мошенник!

И снова…

М у ж с к о й  г о л о с. Ай! Да перестань ты!
Ж е н с к и й  г о л о с. Изменник!

И снова…

М у ж с к о й  г о л о с. Ай!
Ж е н с к и й  г о л о с. Изменник!

Слышно, как что-то металлическое с силой ударяется об пол.

Ж е н с к и й  г о л о с. Все, мое терпение лопнуло! Я ухожу от тебя, Кен!
М у ж с к о й  г о л о с. Уходишь?
Ж е н с к и й  г о л о с. Да! Я не могу жить под одной крышей с наглым лжецом и изменником!
Д о м о с е д. Допрыгался Кенни,  теперь тебе самому придется готовить себе на завтрак яйца Бенедикт.
М у ж с к о й  г о л о с. Ну и уходи! Я и без тебя спокойно проживу! И даже лучше, чем с тобой!
Д о м о с е д  (ухмыляясь). Ну, это ты сгоряча, Кенни… Кажется, когда она в последний раз уезжала на пару дней, ты даже плакал. Так как, как ни старался, не смог открыть банку с консервами. Консервный нож сорвался и поранил тебе палец. А ты даже не знал, где в вашей квартире хранятся пластырь и йод. Позднее йод ты все-таки нашел. И даже обработал им палец… А почему же ты плакал?.. Ах, да, – йод сильно жег, и некому было подуть на ранку…
Ж е н с к и й  г о л о с. Знать тебя больше не желаю!

Слышно, как хлопает дверь.

М у ж с к о й  г о л о с. Ой-ой-ой! Знять тибя ни зилаю! Тьфу! Это я больше не хочу иметь ничего общего! И вообще – ты ни готовить не умеешь! Ни стирать! И в постели ты... еще хуже, чем на кухне! Вот!
Д о м о с е д. А в глаза сказать все это – слабо?.. Конечно, слабо, Кенни! Судя по тому, как твоя жена лупила комаров по ночам, рука у нее тяжеленная…

Пауза. В образовавшейся тишине слышно, как этажом выше набирают телефонный номер.

М у ж с к о й  г о л о с  (должно быть, в телефонную трубку.) А позовите к телефону самую красивую девушку в ателье. Что? Какую еще Линду? Мурашечка, ты что – не узнала меня? Это же я, твой загорелый слоник! Ути-пути! Мурашечка, моей мегеры сегодня не будет. Давай увидимся? Нет-нет, зачем куда-то идти! Проведем сегодняшний вечер и ночь у меня! Ну, ты же хотела посмотреть, как я живу… Вот и посмотришь. Адрес знаешь? Жду!
Д о м о с е д. Мурашечка… Загорелый слоник… Куда катится мир…

Наверху наступает затишье. Мужчина откладывает газету. Затем поднимается с кресла и, прихватив поднос с чайником и чашкой, идет на кухню. Некоторое время из кухни доносятся звон посуды и шум льющейся воды. Затем мужчина возвращается в комнату. Теперь у него в руках небольшая пластмассовая лейка. Мужчина принимается поливать многочисленные домашние растения, расставленные на этажерке у дальней стены комнаты. Из квартиры этажом ниже доносится звонок в дверь. Затем слышно, как дверь отворяется.

Ю н о ш е с к и й  г о л о с  (из квартиры этажом ниже.) Добрый день, миссис Палм!
Ж е н с к и й  г о л о с. Здравствуй, Микки.
Д о м о с е д. О, Микки, что-то давненько ты не объявлялся...
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Как поживает наше юное дарование?
Ж е н с к и й  г о л о с. Он в комнате. Он очень ждал тебя. Ты правда считаешь, что из него может получится большой музыкант?
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Конечно! Дайте мне время, и я сделаю из него Паганини!
Д о м о с е д. Неплохо, Микки, за одним только исключением, что Паганини был скрипач. Впрочем, если он играл на пианино так же плохо, как и юное дарование, ты недалек от истины.
Ж е н с к и й  г о л о с. Не знаю, кто такой Паганини, но звучит многообещающе!
М а л ь ч и ш е с к и й  г о л о с. (Радостно.) Микки!
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Как успехи, юное дарование?
М а л ь ч и ш е с к и й  г о л о с. Хорошо!
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Разрабатывал пальцы, пока меня не было?
М а л ь ч и ш е с к и й  г о л о с. Конечно!
Д о м о с е д. Вот уж не думал, что поедание конфет помогает что-то там разрабатывать… (Недовольно.) Засыпаю и просыпаюсь под шелест обертки!
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. А ну-ка – изобрази!

В квартире этажом ниже начинают наигрывать Бетховена – «К Элизе». Затем слышен стук в дверь. Музыка прерывается.

Ж е н с к и й  г о л о с.  Микки, я выскочу на пять минут. Побудете вдвоем?
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Нет проблем, миссис Палм.
Ж е н с к и й  г о л о с. Спасибо, Микки. Ты славный юноша, Микки.
Д о м о с е д. Вот уж не думал, что хамы бывают славными.
М а л ь ч и ш е с к и й  г о л о с. Микки, смотри, что я умею!..
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. А это имеет отношение к классике? (После паузы,) Тогда подождем пока уйдет твоя мамаша.

В квартире этажом ниже вновь начинают наигрывать «К Элизе». Затем слышно, как хлопает входная дверь.

Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Все! Теперь можно расстегнуть пояса. Ну, что ты хотел показать?
М а л ь ч и ш е с к и й  г о л о с. Смотри!
Д о м о с е д. Странно, почему они всегда говорят «смотри»?.. Ведь речь идет о музыке…

В квартире этажом ниже начинают наигрывать мелодию из фильма «Звездные войны».

Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Хм, неплохо! Сам насобачился?
М а л ь ч и ш е с к и й  г о л о с. Ага!
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Это успех, юный падаван! Да прибудет с тобой сила!
М а л ь ч и ш е с к и й  г о л о с. (Смеясь.) Спасибо.
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Дай-ка, теперь я…
М а л ь ч и ш е с к и й  г о л о с. Что ты хочешь сыграть?
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Кое-что разумное, доброе, вечное и, в отличие от Бетховена, неустаревающее… Смотри!
Д о м о с е д. Да что ж такое, опять – «смотри»! Неужели трудно хотя бы раз сказать «слушай»!

В квартире этажом ниже начинают наигрывать The Beatles “Rock and Roll Music”.

М а л ь ч и ш е с к и й  г о л о с. Ого! Научишь?
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Я оставлю тебе ноты. Попрактикуешься, когда твоей мамы снова не будет дома.
М а л ь ч и ш е с к и й  г о л о с. Спасибо, Микки! А что это было?
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. «Битлз».
М а л ь ч и ш е с к и й  г о л о с. (Крайне изумленный.) Битлз?
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Да. Неужели никогда не слыхал?
М а л ь ч и ш е с к и й  г о л о с. Нет.
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Умом поехать! Твои родители что – фанаты горлового пения? Ладно, не знать, кто такой Паганини, но – «Битлз»! Это же как дважды два!
М а л ь ч и ш е с к и й  г о л о с. (С сожалением.) Я тоже его не знаю… Микки, а кто такой Битлз?
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Это – они. Нечто… Могучей Кучки 60-х. Только их было четверо.
М а л ь ч и ш е с к и й  г о л о с. Серьезно?
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Да. Правда, ни один классик не знавал такого успеха!
М а л ь ч и ш е с к и й  г о л о с. И Бах?
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Бах и подавно! Навряд ли во время его выступлений симпатичные молоденькие девушки  визжали от восторга. И падали в обморок при одном только упоминании его имени! Даже Моцарт. Насколько уж он был дамский угодник, однако, не думаю, что во время его концертов дамы бросали ему свои панталоны!
М а л ь ч и ш е с к и й  г о л о с. Моцарт скучный.
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Истину глаголешь, юный падаван!
Д о м о с е д. Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет и выше. Где ж правота, когда священный дар, когда бессмертный гений озаряет голову безумца и гуляки...
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. А знаешь, я тебе немного завидую…
М а л ь ч и ш е с к и й  г о л о с. Почему?
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Потому что тебе еще только предстоит открыть для себя мир настоящей музыки! Если ты ничего не знаешь о «Битлз», значит, не слышал и о Deep Purple, и о Led Zeppelin, и о Guns N’Roses, – верно? Э-эх!

В квартире этажом ниже начинают наигрывать The Rolling Stones “Shine A Light”.

Ю н о ш е с к и й  г о л о с. (Одновременно с музыкой.) Пора гнать всю эту вшивую классику с концертных площадок и начинать играть нормальную музыку!

Сквозь музыку доносится веселый мальчишеский смех.

Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Что милее твоему уху? Это?..

В квартире этажом ниже начинают наигрывать Двадцатый Ноктюрн Шопена.

Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Или же… это!

В квартире этажом ниже начинают наигрывать Led Zeppelin “Heartbreaker”.

Д о м о с е д. Определенно – первое.
М а л ь ч и ш е с к и й  г о л о с. (Радостный.) Второе!
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. М-м-м! Значит, из тебя получится большой музыкант!

Слышно, как отворяется входная дверь. Музыка сразу прекращается.

Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Шухер, юный падаван! На горизонте появился имперский штурмовик!

В квартире этажом ниже снова начинают наигрывать «К Элизе».

Д о м о с е д. (Искренне недоумевая.) Имперский штурмовик? Вот уж не думал, что революционные игры снова в моде...
Ж е н с к и й  г о л о с. Ну, как ваши успехи?
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Превосходно, миссис Палм. Ваш сын прирожденный талант! Ну-ка, ответь нам, что такое «мажор»?
М а л ь ч и ш е с к и й  г о л о с. Один из рядов тональности.
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Великолепно! А минор?
М а л ь ч и ш е с к и й  г о л о с. Один из рядов тональности.
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Что я говорил, миссис Палм, – у вас подрастает гений! Его ничем не ввести в заблуждение!
Ж е н с к и й  г о л о с. О, Микки, я так рада это слышать! Ну, я вас оставлю. Занимайтесь.

Слышно, как двое ударяют по рукам. Затем слышен задорный мальчишеский смех.

Д о м о с е д. (Как бы настигнутый озарением.) Минуточку… Мажор… Один из рядов музыкальной тональности… Мажор… Ну, конечно!

Мужчина оставляет лейку, бросается к стопке газет, лежащих на журнальном столе, и принимается их перетряхивать. Вскоре мужчина отыскивает желаемое.

Д о м о с е д. Ну, конечно! Мажор!

Теперь мужчина ищет среди вороха газет карандаш. Находит и его.

Д о м о с е д. Четыре по горизонтали. Ряд музыкальной тональности. (Вписывая слово в кроссворд.) Ма-жор. Тогда двенадцать по вертикали … (Одобрительно.) М-м-м! (Громко, в пол.) Спасибо, Микки!
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Не за что.
М а л ь ч и ш е с к и й  г о л о с. Ты чего, Микки?
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Ты ведь меня поблагодарил?
М а л ь ч и ш е с к и й  г о л о с. Я не благодарил.
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Странно… Должно быть, мне показалось. (После паузы.) У-у-у, мне пора.
М а л ь ч и ш е с к и й  г о л о с. Уже?
Ю н о ш е с к и й  г о л о с. Да, через час у меня экзамен в консерватории. Разрабатывай пальцы. Вот… учи «Битлз». Ну и от классики не отлынивай. Надо ведь что-то и для убогих играть.
Д о м о с е д. (Недовольно.) Хм!

В квартире этажом ниже все затихает. Мужчина оставляет свои прежние занятия, берет в руки экспандер и начинает с ним упражняться. Через какое-то время из квартиры за стеной доносится звон упавшей на пол кастрюли.

Г о л о с  н е м о л о д о й  ж е н щ и н ы. (Из квартиры за стеной.) Что тут у тебя?
Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. А – кастрюля. Хотела сдвинуть ее с плиты, а она, зараза, соскочила. Хорошо, что пустая…
Г о л о с  н е м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Осторожнее. Была бы с кипятком, вмиг бы вся обварилась.
Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Нет, пустая…
Г о л о с  н е м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Для своего охламона рыжего стараешься?
Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Для кого же еще…
Д о м о с е д. Никогда не понимал, почему женщины предпочитают плохих парней?..
Г о л о с  н е м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Ну и что это будет?
Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Нечто в роде супа. Нет, скорее, похлебка.
Г о л о с  н е м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Из красной рыбы?
Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Ага.
Д о м о с е д. Что это: проявление простое материнских чувств к самым убогим элементам общества?..
Г о л о с  н е м о л о д о й  ж е н щ и н ы. А не будет ему?
Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Что поделать, другую он не ест.
Г о л о с  н е м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Скажите пожалуйста! Избаловала ты его. Вот он из тебя веревки и вьет. С такими как он надо , иначе он вмиг на шею сядет.
Д о м о с е д. Или же форма неосознанного самоуничижения, навязанная многовековым комплексом грешницы?..
Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. У него характер такой, мама.
Г о л о с  н е м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Зачем он тебе дался с таким характером?
Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Такой лучше, чем никакого.
Д о м о с е д. А может быть, женщины сами по себе глубоко порочны и всего лишь тянутся к себе подобным?..
Г о л о с  н е м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Ну, не знаю, по мне, так лучше одной.
Д о м о с е д. Нет, скорее всего, – простые комплексы! Да, комплексы и ничего более!
Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Что-то не больно ты одна. Все по гостям, да по гостям: то ко мне, то к тете Хельге.
Г о л о с  н е м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Зовете, вот и еду.
Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Не зовем – тоже едешь.
Г о л о с  н е м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Ну – еду. Должна же и я хоть из-редка проявлять инициативу. А то решите, что я против воли сюда катаюсь!
Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Ох…
Г о л о с  н е м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Что – не рады мне?
Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Рады, рады.
Д о м о с е д. Видимо, утреннее «опять прикатила» было адресовано кому-то другому…
Г о л о с  н е м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Что это у тебя? Пилюли какие-то стоят… Болеешь?
Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Это витамины.
Г о л о с  н е м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Твои?
Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Нет.
Г о л о с  н е м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Значит, тоже его. А харя у него не треснет – и рыбу и витамины, все ему! Тебе что ж – ничего не достается?
Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Я тоже принимаю витамины. У меня другие. А эти для пищеварения.
Г о л о с  н е м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Давно пора. Охламон твой, как поест, рыгает как кашалот.
Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Они все рыгают, мама.
Г о л о с  н е м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Вот и не все. У других почему-то не рыгают!
Д о м о с е д. Да, у них находятся занятия поинтересней. (Раздраженно.) К примеру, справлять нужду на мой придверный коврик!
Г о л о с  н е м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Чего такого есть у твоего рыжего охламона, чего у других нет?
Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Он нежный…
Г о л о с  н е м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Ну, да – нежный! Кидается, чуть что не по его!
Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. И ласковый…
Г о л о с  н е м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Хех!
Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Он меня любит, мама!
Г о л о с  н е м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Ага, разлюбился такой! Дурочку себе нашел, вот на шее теперь и ездит! (После паузы.) О… идет, охламон твой рыжий. Давно не видали! Пойду сяду за вязание, пройду пару рядов до обеда. Обедать-то будем?
Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Ну, а как же.

Пауза.

Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Нагулялся? А чем… чем это пахнет? Это от тебя, проказник? Фу-у! Ты что – опять по помойкам шастал?

Из квартиры за стеной доносится протяжное «мяу».

Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. И чего тебя тянет на эти помойки! Так, мистер, – сейчас же в ванную! В ванную!

Из квартиры за стеной доносится недовольное «мяу».

Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Как это «нет»? В ванную или отправляйся обратно в компанию своих блохастых невоспитанных друзей!

Из квартиры за стеной доносится еще более недовольное «мяу».

Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Ты куда?.. Ты куда пошел?

Из квартиры за стеной доносится теперь уже пренебрежительное «мяу».

Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Ах так! Значит, вот как?! Ладно, я тоже умею быть принципиальной! Теперь ты будешь спать только в ногах! И… больше никакого чесания брюшка по вече-рам! Вот! И… Стой! Куда ты? Уходишь?!

Из квартиры за стеной доносится еще более пренебрежительное, даже грубое, «мяу».

Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Ты… ты серьезно? Ты... ты… Ты бросаешь меня?

Пауза.

Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Неблагодарный! Ведь я же для тебя!.. Я же!.. (Жалобно.) Мама!
Г о л о с  н е м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Ну, чего?
Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы  (сквозь слезы). Мама, он… он… уходит!
Г о л о с  н е м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Пусть катится ко всем чертям!
Д о м о с е д. Вот это верно. Может, хоть тогда он перестанет точить свои мерзкие когти о мою дверь. В доме 160 квартир! А вся радость достается мне одному!
Г о л о с  н е м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Другого себе найдешь. Вон сколько их по помойкам шастает!
Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы  (сквозь всхлипы). Мама, второго такого – больше нет! Он такой один!
Г о л о с  н е м о л о д о й  ж е н щ и н ы. Может, тебе собаку завести? Или хряка?
Г о л о с  м о л о д о й  ж е н щ и н ы  (по-прежнему сквозь всхлипы). Мама!

Мужчина заканчивает делать упражнения. Отложив экспандер, он берет в руки полотенце и вытирает им лицо и шею. Вытерев испарину, он направляется к окну и, отворив форточку, некоторое время стоит перед ним, наслаждаясь прохладным  воздухом.  С улицы доносятся детские голоса.

Г о л о с  о д н о г о  м а л ь ч и ш к и. А ты Эмме под платье заглядывал?
Г о л о с  д р у г о г о  м а л ь ч и ш к и. Заглядывал.
Г о л о с  о д н о г о  м а л ь ч и ш к и. И что?
Г о л о с  д р у г о г о  м а л ь ч и ш к и. Ничего.
Г о л о с  о д н о г о  м а л ь ч и ш к и. Странно…
Д о м о с е д. Первооткрыватели! Точно Америго Веспуччи и Васко да Гама!
Г о л о с  о д н о г о  м а л ь ч и ш к и. А Диане, Диане тоже заглядывал?
Г о л о с  д р у г о г о  м а л ь ч и ш к и. Тоже.
Г о л о с  о д н о г о  м а л ь ч и ш к и. Тоже ничего?
Г о л о с  д р у г о г о  м а л ь ч и ш к и. Ничего.
Г о л о с  о д н о г о  м а л ь ч и ш к и. Странно…
Д о м о с е д. Нет, скорее – Роберт Кох и Луи Пастер! Тонкие материи!..
Г о л о с  о д н о г о  м а л ь ч и ш к и. Может, ты смотрел не туда?
Г о л о с  д р у г о г о  м а л ь ч и ш к и. По-твоему, я не знаю, куда надо смотреть?
Г о л о с  о д н о г о  м а л ь ч и ш к и. Мало ли…
Г о л о с  д р у г о г о  м а л ь ч и ш к и. Сам ты не знаешь, куда смотреть!
Г о л о с  о д н о г о  м а л ь ч и ш к и. А вот и знаю!
Г о л о с  д р у г о г о  м а л ь ч и ш к и. Ничего ты не знаешь!
Г о л о с  о д н о г о  м а л ь ч и ш к и. Знаю!
Г о л о с  д р у г ог о  м а л ь ч и ш к и. Не знаешь!
Г о л о с  о д н о г о  м а л ь ч и ш к и. Знаю!
Г о л о с  д р у г о г о  м а л ь ч и ш к и. Не знаешь!
Д о м о с е д. (Усмехаясь.) Полемика! Высокое искусство!
Г о л о с  д р у г о г о  м а л ь ч и ш к и. Не знаешь!
Г о л о с  о д н о г о  м а л ь ч и ш к и. Знаю!
Д о м о с е д. Интересно, знают ли они, что в споре рождается истина? (После паузы.) Думаю, нет…
Г о л о с  д р у г о г о  м а л ь ч и ш к и. Врешь ты все!
Г о л о с  о д н о г о  м а л ь ч и ш к и. Не вру! Я всем под платье заглядываю!
Г о л о с  д р у г о г о  м а л ь ч и ш к и. И чего?
Г о л о с  о д н о г о  м а л ь ч и ш к и. Ничего.
Г о л о с  д р у г о г о  м а л ь ч и ш к и. Странно…
Г о л о с  д е в о ч к и. Эй!
Д о м о с е д. О, кажется, Мария Кюри пожаловала!
Г о л о с  о д н о г о  м а л ь ч и ш к и. Атас, Герта идет! Ходу отсюда, ходу!
Г о л о с  д р у г о г о  м а л ь ч и ш к и. Быстрее!
Г о л о с  о д н о г о  м а л ь ч и ш к и. Догонит – поколотит!
Г о л о с  д ру г о г о  м а л ь ч и ш к и. Не догонит, она же девчонка!
Г о л о с  о д н о г о  м а л ь ч и ш к и. Ходу, ходу!

Слышно, как мальчишки улепетывают.

Г о л о с  д е в о ч к и. Эй, вы двое! Держитесь подальше от моих кукол! А не то я маме расскажу! Диана, глупая кукла! Сколько раз я тебе говорила не водись с этими мальчишками! Эмма, ты ничем не лучше Дианы! Сегодня обе останетесь без сладкого!

За окном воцаряется тишина. Мужчина уже собирается закрыть форточку… но с улицы снова начинают доноситься голоса.

М у ж с к о й  г о л о с. Простите, это дом №40?
Ж е н с к и й  г о л о с. 40А.

Любопытство побеждает, и мужчина решает еще немного послушать.

М у ж с к о й  г о л о с. Простите, я не ослышался, вы сказали – «сорока»?
Ж е н с к и й  г о л о с. 40А. Вы, верно, ослышались.
М у ж с к о й  г о л о с. Понятно. А я на секунду подумал, что вы представились!
Ж е н с к и й  г о л о с. По-вашему, меня могут звать Сорока?
М у ж с к о й  г о л о с. А что? Мисс Сорока. Звучит! (После паузы.) Или миссис?
Ж е н с к и й  г о л о с. Мисс.
Д о м о с е д  (усмехаясь). Удивится же твой муж, если вдруг узнает!
Ж е н с к и й  г о л о с. Дом номер сорок прямо у вас за спиной. Вот этот, с желтой крышей.
М у ж с к о й  г о л о с. Чудненько.
Д о м о с е д. Чудненько? Что в этом чудненького?! Он весь свет загораживает! «Чудненько!» Если это чудненько, то извержение вулкана – прямо дар Божий!
М у ж с к о й  г о л о с. Вы здесь живете?
Д о м о с е д. Ну, конечно, она здесь живет, раз знает, где и какой дом находится!
Ж е н с к и й  г о л о с. Да.
М у ж с к о й  г о л о с. Милый райончик.
Д о м о с е д. Как ни печально, но вынужден согласиться.
Ж е н с к и й  г о л о с. Красивый букет. Жены несете?
М у ж с к о й  г о л о с. Нет. Нет, это букет для моего первого учителя, у нее сегодня юбилей.
Д о м о с е д. Хах! Ну, конечно!
Ж е н с к и й  г о л о с. Не думала, что бывшие ученики ходят к своим учителям на юбилеи.
М у ж с к о й  г о л о с. А я был прилежным учеником. Я до сих пор помню, чему она меня учила. Вот: А, Б, В… Что там дальше?.. А, кажется, Г… Или «Д»? Или «Е»? Во всяком случае – точно не «Я». Она ведь идет после «Р». Не так ли?
Д о м о с е д. (Сложив пальцы крестами.) Только не смей смеяться, Лили… Не смей смеяться....
Ж е н с к и й  г о л о с. (Смеясь.) А вы умеете поднять настроение!
Д о м о с е д. Господи, Лили, тебе что – двенадцать лет! Купиться на такой бесстыдный и низкопробный флирт!
Ж е н с к и й  г о л о с. Должно быть, вы и впрямь были прилежным учеником. К примеру, я давно позабыла имя своего первого учителя.
М у ж с к о й  г о л о с. Вообще-то я был сорванцом. Просто моим первым учителем была моя тетя.
Ж е н с к и й  г о л о с. В таком случае, вам стоило бы купить букет попышнее.
М у ж с к о й  г о л о с. Думаете?
Ж е н с к и й  г о л о с. Угу.
М у ж с к о й  г о л о с. Значит, для первой учительницы он слишком роскошен, а для родной тетки простоват?.. Что ж, быть может, для очаровательной незнакомки он будет в самый раз?
Ж е н с к и й  г о л о с. Благодарю. Меня зовут Лили.
М у ж с к о й  г о л о с. Фрэнк.
Ж е н с к и й  г о л о с. Очень приятно. А как же тетя?
М у ж с к о й  г о л о с. Да плевать на нее. Может, пройдемся?
Д о м о с е д. Хех, размечтался! Так она и согла!..
Ж е н с к и й  г о л о с. С удовольствием.
Д о м о с е д. Лили, ты что – пьяна?
М у ж с к о й  г о л о с. Прошу.
Ж е н с к и й  г о л о с. О, а вы галантный кавалер, Фрэнк!

Неожиданно раздается трель велосипедного колокольчика и задорный мальчишеский смех.

Ж е н с к и й  г о л о с. Осторожнее! Господи, он вас не задел? Эти чертовы дети совсем с ума посходили!
М у ж с к о й  г о л о с. Не любите детей?
Ж е н с к и й  г о л о с. Нет.
Д о м о с е д. (Усмехнувшись,) Лили, у тебя же двое!
Ж е н с к и й  г о л о с. Недавно такую страшную картину наблюдала. Двое ужасных невоспитанных сорванцов закидывали прохожих грязью, а их, с позволения сказать, – «мать» стояла рядом и даже не пошевелила пальцем, чтобы их урезонить. Одному из прохожих здорово досталось от этих мальчишек…
Д о м о с е д  (с трудом сдерживая гнев). М-м-м… Этими мальчишками были как раз твои дети! А этим… м-м-м… бедолагой… был я и мой новый... м-м-м... плащ! (После паузы.) Эх, Лили…

Мужчина закрывает окно. Затем, повернувшись к нему спиной, молча о чем-то думает.

Д о м о с е д. (После раздумья, усмехнувшись.) А ведь когда-то я был по уши влюблен в эту девушку!

Мужчина уходит на кухню. Через некоторое время мужчина возвращается с подносом. Теперь на подносе кофейник, сахарница и кофейная чашка. Мужчина ставит поднос на журнальный столик, а сам располагается в кресле. Приготовив себе кофе, мужчина берет в руки книгу. Из квартиры этажом выше раздается звонок в дверь.

М у ж с к о й  г о л о с. Да-да?
Д о м о с е д. Кенни, это тебе не телефон…

Звонок раздается вторично.

М у ж с к о й  г о л о с. Секундочку!

Из квартиры этажом выше доносится скрип входной двери.

М у ж с к о й  г о л о с. Это ты!
Ж е н с к и й  г о л о с. (Кокетливо.) Я…
М у ж с к о й  г о л о с. Моя мурашечка!..

Из квартиры этажом выше доносится застенчивый женский смех.

М у ж с к о й  г о л о с. Ну, проходи же скорее! Я тебя заждался!
Ж е н с к и й  г о л о с. Ты меня ждал?
Д о м о с е д. Господи, ну, конечно же, он тебя ждал! Ведь вы договорились о встречи!
М у ж с к о й  г о л о с. Больше, чем зарплаты!
Ж е н с к и й  г о л о с. О-о! Так приятно!
Д о м о с е д. И кто сказал, что романтики больше нет...
Ж е н с к и й  г о л о с. А где твоя грымза?
М у ж с к о й  г о л о с. Я послал ее ко всем чертям.
Д о м о с е д. Ну, да, – именно так все и было…
Ж е н с к и й  г о л о с. Мой загорелый слоник, дай я поцелую тебя в клювик!
Д о м о с е д. Клювик? У слоника? Сегодня у меня будут кошмары!
М у ж с к о й  г о л о с. Ну, иди же ко мне, моя мурашечка!
Ж е н с к и й  г о л о с. О-о-о!

Из квартиры этажом выше начинают доноситься звуки нарастающей страсти.

Д р у г о й  ж е н с к и й  г о л о с. Господи, хоть бы развода дождался!..

Слышно, как ранее пришедшая дама вскрикивает.

М у ж с к о й  г о л о с. Ты? Дорогая, ты все не так… То есть… Какого черта ты здесь делаешь!
Ж е н с к и й  г о л о с. Я пришла к себе домой!
М у ж с к о й  г о л о с. К себе?! Это мой дом!
Ж е н с к и й  г о л о с. Это наш дом! Пока нас не развели, я имею полное право бывать здесь!
М у ж с к о й  г о л о с. Ничего ты не имеешь!
Ж е н с к и й  г о л о с. Имею!
Д р у г о й  ж е н с к и й  г о л о с. Эй, я вам не мешаю?
Ж е н с к и й  г о л о с. Нет!
М у ж с к о й  г о л о с. (Одновременно с женским голосом.) Нет!

Слышно недовольно хмыканье.

Ж е н с к и й  г о л о с. И на эту замшелую кикимору ты променял наш брак?
Д р у г о й  ж е н с к и й  г о л о с. Эй! Это кто кикимора? На себя посмотри! Кен, меня оскорбляют! Ты так и будешь молчать?

Пауза.

Д р у г о й  ж е н с к и й  г о л о с. Кен?

Пауза.

Д р у г о й  ж е н с к и й  г о л о с. Ах, так?!

Пауза. Затем слышен торопливый цокот дамских каблуков.

Д р у г о й  ж е н с к и й  г о л о с. Не очень-то и хотелось!

Слышно, как наверху громко хлопает входная дверь.

М у ж с к о й  г о л о с. Довольна, ты испортила мне вечер!
Ж е н с к и й  г о л о с. Я испортила?! Это ты мне всю жизнь испоганил! Ты!... Ты – чертов сукин сын!
Д о м о с е д. В точку...
М у ж с к о й  г о л о с. А ты самое занудное существо на планете!
Д о м о с е д. И с этим не поспоришь…
Ж е н с к и й  г о л о с. Жалкий потаскун!
М у ж с к о й  г о л о с. Пугало!
Д о м о с е д. Как же хорошо они знаю друг друга...
Ж е н с к и й  г о л о с. А ты!.. А ты!.. А ты!..
М у ж с к о й  г о л о с. Боже мой, ты сейчас такая красивая!
Ж е н с к и й  г о л о с. Чего?
М у ж с к о й  г о л о с. Ты такая… ты вся прямо искришься!
Ж е н с к и й  г о л о с. Немудрено! Ты ж меня всю раскалил! Я от злости кипеть готова!
М у ж с к о й  г о л о с. Вот чего нам не хватало!
Ж е н с к и й  г о л о с. Моего короткого замыкания?
М у ж с к о й  г о л о с. Страсти! (После паузы.) Продолжай!
Ж е н с к и й  г о л о с. Что?
М у ж с к о й  г о л о с. Ругать меня!
Ж е н с к и й  г о л о с. А, это запросто. Сволочь! Мерзавец! Подлец! Изменник!
М у ж с к о й  г о л о с. О-о-о!
Ж е н с к и й  г о л о с. Э-эй! Эй! Только что облизывал губы какой-то шалашовки, а теперь к моим тянешься?..
М у ж с к о й  г о л о с. Выходи за меня замуж!
Ж е н с к и й  г о л о с. Сдурел, я и так твоя жена!
М у ж с к о й  г о л о с. Тогда… Тогда давай заведем детей!
Ж е н с к и й  г о л о с. Сейчас? Ты что – головой ударился?
Д о м о с е д. Да – ты же его и приголубила. Пять раз? Или больше?
М у ж с к о й  г о л о с. Я серьезно! Я сейчас полон страсти! Я!.. Я!.. Господи, ты такая красивая!

Из квартиры этажом выше доносятся звуки страстного поцелуя.

Ж е н с к и й  г о л о с. Эй-эй-эй! Ладно. Хочешь детей, будут тебе дети! Но учти, я на успокоительных. Если они родятся глухонемыми!..
М у ж с к о й  г о л о с. Плевать, купим им по слуховому аппарату!

Из квартиры этажом выше начинают доноситься звуки нарастающей страсти. Мужчина в кресле отрывается от книги, берет несколько заготовленных заранее кусочков ваты и затыкает ими уши. Затем мужчина вновь возвращается к своему кофе и чтению.

М у ж с к о й  г о л о с. Только продолжай ругать меня!
Ж е н с к и й  г о л о с. О, за это можешь не волноваться.

Конец


Рецензии