Варваризация культуры. Эссе

Итак, что сейчас на моем любимом… «Культуре»? Док. фильм об ученом, которого расстреляли в тридцать седьмом. Нет, не буду смотреть, не могу сейчас, нервы что-то... А по другим?.. Пус-то-та. Поставить диск Моцарта*? Ага, буду вязать и слушать… Божественная музыка! Очищает, возносит… Ну да, в предыдущие-то века талант покупали аристократы, вот и музыка была такой же, а в наше время… А в наше время деньги появились и у народа, у «массы», и теперь эта «масса» тоже хочет заказывать музыку, но уже «по своему образу и подобию». А «подобие» - девочки и мальчики с примитивными мелодиями и виршами вроде: «Я ведь взрослая уже, ты целуй меня везде…»; девочки и мальчики в ярких, пошлых нарядах, приплясывающие и притопывающие под крики и хлопки довольной публики. А ведь это она, публика, валом валящая на концерты своих кумиров, и создаёт их по своему вкусу, ведь это она, публика, сбрасывается своими десятками и сотенными на особняки и элитные квартиры этим самым девочкам и мальчикам… да и тем пронырливым, иногда даже и талантливым ребятам, которые бросились «творить» для «пипла, который всё схавает», - их же слова! А еще, - в том же духе! - сериалы с убийствами, сексом… боевики, триллеры, детективы… И даже в оперы просочились, - опять же, в угоду публике! - ловкие режиссеры, чтобы опустить высокое искусство до низкого уровня развлекающейся «массы». «Аида» Верди*... действие - во времена владычества фараонов, а теперь – не ясно «где», но солисты – в камуфляжной форме; «Травиата» - на свалке машин; «Евгений Онегин»*, -  ведь детище Пушкина*, Чайковского*! - а в постановке современного режиссёра поэт-дворянин Ленский бегает в белом полушубке (в советское времена милиционеры зимой в таких ходили) с красной папкой своих виршей и разбрасывает их по сцене. Когда вижу подобное, хочется крикнуть: наглые умельцы, ну хотя бы беззащитных классиков пощадите!
Так неужели пророчески прав русский философ Николай Александрович Бердяев*, который еще в начале прошлого века писал: «Массы начинают господствовать над культурой, а, значит, культурная элита подвергается настоящему погрому, ей грозит истребление. Поэтому она уединяется, делается рафинированной, и в ней проступают признаки смерти. А это есть декаданс, иссякание источников жизни. Так что высокая культура не имеет будущего».
Грустно.

*Вольфганг Амадей Моцарт (1751-1796) - Австрийский композитор и музыкант-виртуоз.
*Джузеппе Верди (1813-1901) -  итальянский композитор, творчество которого является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства.  Создал 26 опер и реквием.
*Опера «Евгений Онегин», созданная по поэме великого русского поэта Александра Пушкина (1799-1837) композитором Петром Чайковским (1840 – 1893).
*Алекса;ндр Пу;шкин (1799-1837) — русский поэт, драматург и прозаик.
*Пётр Чайко;вский (1840-1893) — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.
*Николай Бердяев (1874-194) - русский религиозный и политический философ.


Рецензии