Так вот, насчет сказок

Хорошее это дело, с детства знакомое моему поколению родившихся в СССР.

Сначала сказки читала мама. Хорошо помню ту книжку. С названием простым и понятным, написанным вязью – «Сказки» С золотым петушком на обложке в красно-зеленых тонах. Это была единственная иллюстрация в цвете. Все остальные были выполнены черным карандашом. Замечательная графика! Красивые царевны, лиса в кокошнике и сарафане. Я тогда увлекалась принцессами и царевнами и рассматривать картинки просто обожала. Еще очень любила слово «прекрасная» в сочетании с именем Марья, Елена или Василиса. И меня совершенно не грело слово «премудрая». Какая еще премудрая? Вот прекрасная – это да. А еще любила встречать в тексте слово «красавица». Хотелось быть такой же. Сказки про животных в этой книге, конечно, были, но меня они не так интересовали.

Иногда странички рвались, мы с мамой их заклеивали. На некоторых были мои каляки-маляки. Кстати, надо спросить маму, откуда у нас была эта книжка. Ведь в моем детстве она уже была с пожелтевшими и немного ветхими страницами.

Еще дома был проектор с диафильмами. Их было много. Самый любимый из сказок – «Марья Моревна» с умной и, конечно же, прекрасной царевной, коварным Кощеем, заключенным в подвале и недалеким, но милосердным царевичем, который давал ему напиться воды и наживал приключений на свою царственную… голову.

Сказки были в моем детстве повсюду. По телевидению в том числе. Помните передачу «В гостях у сказки»? Ведущая Валентина Леонтьева была уже старой женщиной и немного пугала. А вот фильмы и поделки, присланные на передачу, приводили в восторг.

Потом я научилась читать сама. И началось… Я перечитала все сказки дома, потом принялась на районный филиал детской библиотеки. Там меня любили библиотекари (книги я читала быстро, как можно скорее возвращала, на вопросы библиотекарей о содержании прочитанного отвечала четко и подробно), поэтому в субботу и до вечера понедельника мне давали книги из читального зала. Были и сказки народов мира, и народов союзных республик (особенно запомнились кабардинские с батырами и дочерьми ханов в главной роли), и сборник «Роза ветров» со сказками, а скорее, легендами о море, Юрате и янтарном замке. А потом и сказы Бажова, превосходно оформленные, малахитовые.

В первом классе я открыла  для себя литературную сказку. Александр Волков, «Волшебник Изумрудного города». Проглотила за один день, даже обедать не хотела идти, чтобы не прерывать чтения. Абсолютно точно знаю, что именно с этой книги началась любовь к чтению. Любовь с запоем и ломкой, если нечего читать.

Книги, как наркотик, уводят в другой, какой-то параллельный мир, помогают ощутить себя путешественником, а, может, и главным героем (ощущение сродни переселению души). Украшают и раскрашивают будни, порой серые, порой тоскливые. Просто помогают отдохнуть.

Влияние сказок и хорошо, и плохо. И найти границу очень трудно. Для себя из сказочного детства я вынесла твердую, абсолютную уверенность в том, что в жизни, как и в сказке, все должно заканчиваться хорошо. Наивная вера в хэппи-энд и постоянный его поиск в реальной жизни? Пусть! Зато это помогает даже не допускать мысли, что что-то может быть плохо. Это укрепляет веру в успех. И помогает добиваться этого самого успеха.

Тут и сказке конец.)))


Рецензии