22. Приложение

Мои слова об эволюции бытия конечно же неубедительны.  Поэтому напоследок-Иоанн Златоуст.
Из его Беседы о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих (пункт 3). О 2-х эволюционных мирах: нынешнем и будущем.
Бог создал два века, один настоящий, другой будущий, один чувственный, другой духовный, один доставляющий телесное успокоение, другой – не телесное (ду­шевное), один на опыте, другой в надеждах, одному пове­лел быть поприщем, другому – местом награды, первому в удел назначил борьбу, труды и подвиги, второму – венцы, на­грады и воздаяния, один сделал морем, другой пристанью, один – кратким, другой – нестареющим и бесконечным. Итак, поелику многие люди предпочитали духовным благам чувствен­ные, то в удел этим благам Он назначил скоротечность и кратковременность, чтобы, отвлекши этим от настоящего, привязать людей крепкой любовью к будущим благам.

Сторонников эволюционизма обвиняют в том, что эволюция- это о превосходстве, о фашизме и расизме. Так вот,  эти  превосходные слова Иоанна Златоуста о ... гиперпревосходстве христианства. Толкование на Послание Ефесянам, беседа 3, пункт 2.
По поводу знаменитого стиха Еф 1:23 "Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём".
О, и Церковь куда Он возвёл! Как бы некоторой машиной поднявши её, Он возвёл её на высоту великую, и посадил её на престоле <Бога>, потому что где глава там и тело, нет никакого перерыва между главой и телом. Если бы связь между ними прервалась, то не стало бы ни главы ни тела. Что значит "Выше всего"? ... Сына Своего сделал главою, не оставив при этом никого выше- ни ангела, ни архангела, ни другого кого-нибудь...."Которая есть Тело Его"- чтобы ты, услышав слово "главу" не принял его в значении власти, не счёл Его начальником, но видел в Нём как бы ТЕЛЕСНУЮ главу, апостол прибавляет "полнота Наполняющего всё во всём". Он считает недостаточным название главы, чтобы показать родство и близость Церкви ко Христу, и что говорит? Церковь есть исполнение Христа, точно также как голову дополняет тело, и тело дополняется головой.

Вот ещё толкование Златоуста на 1 Послание Тимофею гл.15, тоже о необычайном превосходстве христианской Церкви. Златоуст говорит как бы от имени Господа:
Я управляю, говорит Он, ангелами; и ты <Церковь>- через Начаток <то есть Христа>. Я восседаю на царском престоле, и ты совосседаешь Мне через Начаток. Еф 2:6 "И воскресил с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе". Тебе поклоняются херувимы и серафимы и все ангельские силы, начала, власти, престолы, господства- через Начаток. Не порицай тело, которое сподобилось такой чести, перед которым трепещут даже бесплотные силы.
<И от имени Христа:>
Для тебя Я подвергся оплеванию, заушению, истощил славу <божественную силу>, оставил Отца и пришёл к тебе, ненавидящему Меня, отвращающемуся от Меня и не желающему даже слышать Моё имя. Я шёл вслед за тобой и догонял, чтоб удержать тебя. Я соединил и сочетал тебя с Собой. Ешь Меня- сказал Я - и пей Меня.... Не просто смешиваюсь с тобой, а соединяюсь, снедаюсь, раздробляюсь на малые части, чтобы произошло великое растворение и смешение и соединение. Потому что соединяемое пребывает в своих пределах, а Я воедино слился с тобой. Я не хочу чтоб мы были что-то среднее, ХОЧУ ЧТОБЫ МЫ ОБА БЫЛИ ОДНО.

И ещё цитата уже современного но тоже очень авторитетного автора о грехопадении.
Митрополит Иларион Алфеев ((19)) стр.31-34. Выделения мои.
В христианстве смерть рассматривается С ОДНОЙ СТОРОНЫ как последствие грехопадения: Бог создал людей бессмертными, но в результате уклонения от исполнения заповеди Божией люди стали смертными и тленными. С ДРУГОЙ ЖЕ СТОРОНЫ у некоторых отцов Церкви присутствует мысль, что смерть является БЛАГОСЛОВЛЕНИЕМ Божиим, ибо через смерть лежит путь к воскресению и вечной жизни.
Толкуя библейский рассказ о грехопадении, Исаак Сирин говорит о том, что установление смерти и изгнание были совершены ПОД ВИДОМ ПРОКЛЯТИЯ, однако в самом этом проклятии было скрыто благословение.
Далее Исаак Сирин. О Божественных тайнах. Беседа 39, 4 и 5.
Как Он установил для Адама смерть ПОД ВИДОМ ПРИГОВОРА ЗА ГРЕХ и как посредством наказания Он выявил наличие греха, хотя само наказание не было Его целью, точно так же Он показал, будто смерть была установлена для Адама как возмездие за его ошибку. НО ОН СКРЫЛ СВОЮ ИСТИННУЮ ТАЙНУ, и под образом чего-то устрашающего спрятал Своё предвечное намерение относительно смерти и Свой мудрый план относительно неё: хотя смерть может быть поначалу устрашающей, позорной и трудной, тем не менее в действительности это-средство перенесения нас в тот восхитительный и преславный мир... Когда Он изгнал Адама и Еву из рая, Он изгнал их под личиной гнева...Но во всём этом УЖЕ ПРИСУТСТВОВАЛО ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО, СОВЕРШЕНСТВУЮЩЕЕ И ВЕДУЩЕЕ всё к тому, что изначально являлось намерением Создателя. Не непослушание ввело смерть в дом Адама, и не нарушение заповеди извергло Адама и Еву из рая, ибо ясно, что БОГ НЕ СОТВОРИЛ ИХ ДЛЯ ПРЕБЫВАНИЯ В РАЮ- лишь малой части земли, но всю землю должны были они покорить...Даже если бы они не нарушили заповеди, они всё равно не были бы оставлены в раю навсегда.
<Далее продолжает митрополит Иларион>
Таким образом СМЕРТЬ БЫЛА БЛАГОСЛОВЕНИЕМ, поскольку изначально содержала в себе ПОТЕНЦИАЛ БУДУЩЕГО ВОСКРЕСЕНИЯ, и изгнание из рая было во благо человеку, поскольку вместо "куска земли" человек получил во владение всю землю. Согласно Исааку Сирину, смерть явилась следствием божественной "хитрости": под маской наказания за грех Бог скрыл Своё истинное намерение, заключавшееся в спасении человечества. Необходимо видеть, утверждает Исаак, что действия Божии в истории человека лишь внешне могут выглядеть как наказание и кара, в действительности же цель Бога- достичь НАШЕГО БЛАГА любыми средствами. Зная зарание нашу склонность ко всем видам лукавства, Бог хитро уготовляет то, что кажется нам пагубным, на самом же деле является средством нашего исправления. Лишь пройдя через то, что представляется нам наказанием от Бога, мы осознаём что оно служило нашему благу. У БОГА НЕТ ВОЗМЕЗДИЯ, но Он всегда заботится о пользе, происходящей от всех его действий по отношению к людям.

А это слова Эйнштейна о науке и эволюции общества из статьи "Почему социализм?" 1949 г
Социализм обращён к социально-этической цели. Наука же не способна создавать цели. Ещё менее- воспитывать их в человеке. В лучшем случае наука может предоставить средства к достижению определённых целей. Но сами цели порождаются людьми с высокими этическими идеалами.
И если эти цели не мертворождённые, а обладают жизненной силой, их принимают и осуществляют те массы людей, которые бессознательно определяют медленную ЭВОЛЮЦИЮ ОБЩЕСТВА.
Вот почему нам следует проявлять осторожность, чтобы не преувеличивать значение науки и научных методов, когда дело касается человеческих проблем. И не следует полагать, что только эксперты имеют право судить о вопросах, влияющих на организацию общества.

В заключении цитата из Клайва Льюиса((14)).
По сравнению со всем временем развития человечества 2000 лет христианства- почти ничто. Распространение христианства подобно вспышке молнии. Внешний мир полагает, будто мы умираем от старости. Но он много раз полагал так и прежде. Мир снова и снова приходил к заключению, что христианство умирает от преследований извне, от разложения изнутри, из-за мусульманства, наук, революций. Но Воскресение христианства продолжается и по сей день. Дело, которое начал Христос, постоянно убивают. И каждый раз, когда разравнивают землю на могиле, внезапно доходит слух, что оно всё ещё живо.
Эти слова англичанина особенно актуальны у нас, в России.


Рецензии