Дерсу Узала

«Дерсу стал вспоминать дни своего детства, когда, кроме гольдов и удэхе, других людей не было вовсе. Но вот появились китайцы, а за ними — русские. Жить становилось с каждым годом все труднее и труднее. Потом пришли корейцы. Леса начали гореть; соболь отдалился, и всякого другого зверя стало меньше. А теперь на берегу моря появились еще и японцы. Как дальше жить?»
(Отрывок из книги В.К. Арсеньева "Дерсу Узала")

В киносообществах интернета не утихают дискуссии по поводу "советского кино", с аргументами и "за" , и "против" которого , порой , трудно не согласиться...И я призадумалась - а ведь советское кино, в своем роде, феноменальное явление ! Фильмы , становящиеся знаменитыми , и массово популярными у себя на Родине , больше нигде, как в родном отечестве , не были не то что популярны, а попросту неизвестны. Железный занавес тому причиной , или некоторые другие обстоятельства , я не стану пускаться в пространные рассуждения по этому поводу , а лишь констатирую факт. Наверно , лишь благодаря массовой эмиграции , в Америке узнали о таких горячо любимых у нас фильмах , как "Бриллиантовая рука ","Операция Ы ", "Ирония судьбы , или с легким паром", и других фильмах классического новогодне-праздничного репертуара. И лишь единицы картин , рожденных в СССР , приобрели настоящую международную известность , и стали нашим национальным достоянием. К таким фильмам ,безусловно, относится и великая советско-японская картина Акиры Куросавы, созданная в 1975 году по мотивам произведений В. К. Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». Очерки Арсеньева впервые попались на глаза Куросаве еще в 1940-х годах , и он загорелся желанием экранизировать книгу . Время шло, Куросава ставил Шекспира, Достоевского, Горького , и уже почти не надеялся осуществить свой замысел. Этот фильм стал первой картиной Куросавы не на японском языке, и в то же время единственный, снятый им на широкоформатной киноплёнке .Картина была снята на киностудии "Мосфильм" , и на ее создание было затрачено ни много ни мало 4 миллиона долларов ! " Если Куросаве понадобится, чтобы в тайге всплыла подводная лодка, то она должна будет всплыть», - безапелляционно заявил тогдашний глава советского кино , г-н Сизов. Помимо замечательных советских актеров ;, в фильме снялись тигр Артём , медведица Ритка , и изюбриха Катька . В киномире "Дерсу Узала "был оценен по достоинству - Золотой приз и премия ФИПРЕССИ на IX Московском кинофестивале в 1975 году , премия «Юсси» и диплом ассоциации финских критиков , два приза «Давид ди Донателло»: за лучшую режиссуру иностранного фильма (Акира Куросава) и «Специальный Давид» за качество производства («Мосфильм»), множество других международных наград , и ,конечно же, "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке в 1976 году ! О его популярности говорит и рейтинг на IMDb -8,3 .У фильма "Дерсу Узала " есть даже свой международный сайт на четырех языках ! Эта картина заслуженно заняла свое место в истории , и получила вечную жизнь. А для меня это еще и очень личная история -с замиранием сердца познакомилась я с Дерсу Узала в пятилетнем возрасте , сидя одна в пустующем зале маленького кинотеатрика при советском посольстве в Монголии, где моя мама работала киномехаником...Наверно , с этого момента и началась моя любовь к кино. И еще мне кажется , что и сейчас , за синими морями, за зелеными долами, где -то бродит вольный сын лесов и вечный странник , Дерсу Узала .. Может быть , в образе тигра , медведицы ,или изюбря. Или кружит орлом над просторами дорогой его сердцу земли ...
ТЫ ОРЕЛ МОЙ СИЗОКРЫЛЫЙ
ГДЕ ЛЕТАЕШЬ, МОЙ ОРЕЛ?
Я ЛЕТАЮ В НЕБЕ СИНЕМ
ЗА ВЫСОКОЮ ГОРОЙ.
Кем бы ни был Дерсу Узала в своем нынешнем воплощении , но что он где-то есть , это я знаю точно.


Рецензии
Мне тоже этот фильм нравится... Что-то в нем есть такое недосказанное, но прекрасное...

Гарри Александров   22.06.2023 00:20     Заявить о нарушении