Побег из заключения

  М.С.ГОРБАЧЕВУ от   Л.Д.

Михаил Сергеевич!
Думаю, что у меня есть возможность реабилитироваться не через 50 лет, как это принято делать у нас, а СЕЙЧАС,   в период демократизации нашего общества.
Может, я наивен в этом вопросе, но мои “преступления” сегодня уже реализованы или продолжают внедряться в жизнь, однако по непонятной и весьма таинственной причине с 1985 года я отбываю незаслуженный СРОК под видом “лечения”.
Я еще в таком возрасте, когда есть силы продолжить учебу в ВУЗе, откуда меня отчислили в 1984 году за мои демократические деяния, что в ту пору были не в моде, но для дальнейшей учебы мое прошлое отчисление надо признать    НЕДЕЙСТВИТЕЛЬЫМ.
Я не буду требовать наказания тем, кто меня незаслуженно карал, ибо их, беззаконников, было слишком много (своим ЗЛОМ они сами себя накажут), но я не успокоюсь, пока не буду официально признан ЧЕЛОВЕКОМ, то есть реабилитирован (разумеется, с последующей выплатой компенсации).
В настоящее время нахожусь в вынужденном побеге.

23 апреля 1988 г

***

РОНАЛЬДУ   РЕЙГАНУ от Л.Д.

Господин президент Соединенных Штатов!
10 апреля этого года я вынужден был совершить побег из психиатрической  тюрьмы, ибо надо мной готовилась новая расправа психиатров, у которых с 1985 года я находился в заточении, не совершив при этом никакого преступления и являясь психически вполне здоровым, что впоследствии было подтверждено даже советскими специалистами, когда 10 декабря 1987 года профессорская комиссия сняла с меня  диагноз.
“Преступление” же мое заключалось в том, что я мечтал о том дне, когда мой родной ГАГАУЗСКИЙ НАРОД, наконец, будет признан равноправной нацией и получит возможность изучать в школе свой РОДНОЙ ЯЗЫК, а также я хотел в свое время, чтобы в нашей стране побыстрее начались демократические преобразования на основе широкой гласности.
Через месяц, я уверен, на очередной Вашей встрече с Горбачевым в Москве, будет решено много жизненно важных вопросов на благо человечества, но я прошу Вас, помимо других проблем, обратить внимание также на плачевное состояние культуры моего малочисленного народа, который до сих пор фактически не изучает в школе свой родной язык, если не считать факультативные занятия.
Еще я намерен попросить Вас, господин президент, обратить внимание на то, что до сих пор в моей стране существуют специальные психиатрические тюрьмы (теперь их пытаются называть “больницами”, но это сути не меняет, ибо условия остаются те же), а значит еще сохраняется возможность злоупотребления спец.психиатрией для расправы с инакомыслящими.
Очень мечтаю учиться и был бы бесконечно рад, если бы вдруг у меня появилась возможность получить Университетское образование на территории Соединенных Штатов, а после, вернувшись домой, отдавать свою энергию и знания на благо Отечества и планеты Земля

23 апреля 1988 г.

***            

НЕСКОЛЬКО  СТРАНИЦ  ИЗ  ЛИЧНОГО 
ДНЕВНИКА  БЕГЛОГО
ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННОГО

(Отсидев всего лишь три года, он успел совершить побег из заключения)

29 апреля 1988 г. Опять я дома. Опять тайком. Опять ночью. Опять мать дрожит, а отец радуется. Опять братья мне помогают. Еще вчера в Одессе мой брат Федя сказал, что 27 апреля в программе “Время” передали, что Капитонов (секретарь ЦК КПСС) поехал в Кишинев и был, дескать, в пединституте, знакомясь, как идет подготовка учителей гагаузского и болгарского языков.
Это означает, что мое ПОСЛАНИЕ Горбачеву и Рейгану от 23 апреля дошло до Кремля, и они решили перед приездом в СССР Рейгана выкинуть на обывателя новую ложь: будто бы действительно в пединституте идет подготовка гагаузских учителей.
Впервые увидел жену Феди - очень удачно найденная подруга жизни. А их дочке - Леночке - только 20 дней.
Целый день, пока был дома, заходили друзья, соседи, родственники откуда только все они узнали о моем “тайном” приезде?.. Дядя Степа заходил, чтобы сообщить о том, что по Западным радиостанциям на русском языке передавали обо мне информацию. Вероятно, это по “Немецкой волне”, так как тот парень в Москве, после пресс-конференции у Сендерова, пообещал Подрабинику сообщить кое-что обо мне в “Немецкую волну”.
Вечером с Федей отчалили в Одессу. Я прихватил с собой рукописи и кое-какие документы для будущей книги, которую, вероятно, озаглавлю - ПАМЯТНИК ГАГАУЗИИ  или КГБ ПРОТИВ СССР.

9 мая 88 г. Уже два дня подряд нахожусь на одной и той же квартире в Москве и печатаю рукописи, а до этого ежедневно менял квартиры. Не мог найти постоянного пристанища. Если бы не  Андрей Миронов, бывший политзаключенный, то мои дела в Москве были бы весьма плачевны.
... Только что проснулся и не могу отделаться от сна. Будто бы я в армии, но дело подходит к концу, так как почти все солдаты ходят уже по гражданке (и в строю тоже), а я готовлю свой новый дембельский альбом. Но по утрам какие-то девушки ходят по казармам и проверяют документы у всех. В это время, я, зная, что у меня их нет, смываюсь с казармы.
Ребята в Москве сказали мне, что по “Голосу Америки” в начале мая передавали, что “...Л. Добров, недавно освобожденный из психбольницы, обследовался у французских психиатров и был признан здоровым...”
- интересно, - “освобожден”!
Специально ли это сделано французами или это ошибка редакции?
Андрей Миронов зашел и сообщил, что в Москве сегодня собрались неформалы и проводят свой учредительный съезд. Пытаются вроде учредить оппозиционную партию “Демократический союз”, но милиция их поодиночке бьет, а затем иногородних выселяет из Москвы.
Завтра месяц моего побега. И сколько же дней еще впереди? По крайней мере в побеге не хуже, чем в “психушке”, так что придется привыкать и к этой роли.
 
11 мая 88 г. Видел сегодня  много снов на одну и ту же тему: кто-то страшный все время покушается на меня, но очень много доброжелателей, которые пытаются оградить меня от злой силы.
Андрей пришел ко мне, когда я печатал и сообщил, что в поселке Кратове, где находилась редакция диссидентского журнала “Гласность”, многих арестовали, включая  Сергея Григорянца, за неподчинение властям.
Я вспомнил, как несколько дней назад, когда мне негде было печатать, я страстно рвался в Кратово, чтобы там поработать. Но Андрей удержал меня от этого рокового, как теперь выяснилось, шага. Ох, как глупо загремел бы я из-за своей поспешности.
Я продолжаю печатать, но очень медленно продвигается дело. Даже представить себе не мог, что в заточении я так много успею написать.
Александр Подрабинник, редактор  независимой газеты «Экспресс-Хроника», обиделся на меня за тот внезапный мой отъезд домой, и теперь отказывается мне помогать в поисках хорошего пристанища, хотя его последние информации о моем побеге в “Экспрес-Хронике”, а также в зарубежной французской  русскоязычной газете «Русская Мысль», были довольно объемны и впечатляюще.

15 мая 88 г. ДЕНЬ ПОБЕДЫ И ДЕНЬ ПОРАЖЕНИЯ

Победа для тех, кто больше не погибнет в Афганистане, - ведь сегодня завершился вывод наших войск. Победа для тех, кто так долго и гордо вел Отечественную войну против  имперских оккупантов. Победа тем родителям, сыновья которых все же вернутся оттуда живыми.
ПОРАЖЕНИЕ И ПОЗОР тем, кто организовал это кровавое побоище, надеясь пулеметом расширить свою Мировую Империю...

16 мая 88 г. Вчера, после обеда, как и договаривались, встретился в лесу, недалеко от Архангельского имения,  с американцами (кажется, из ЭН-БИ-СИ). Два часа давал интервью перед телекамерой. Пообещали числа 26-27 мая прокрутить у себя в Штатах по телевидению.
Английская ЭЙ-ТИ-ЭН, которая снимала меня 19 апреля, тоже намерена транслировать передачу накануне визита Рейгана в Москву.
Интересно, мое письмо дойдет до Рейгана или нет?! А если и дойдет, то что оно может изменить в судьбе гагаузов и СПЕЦ. психиатрии.

19 мая 88 г. Отправил Свете (теперь она носит другую фамилию) письмо. Ну и дела у нас с ней!.. Письмо, которое я ей отправил в 84-м году, она получила только в 86-м, а ее ответ... я прочитал тоже через два года, когда месяц назад был дома. У Светы теперь своя семья, двое детей, как и должно быть, а нашу ЛЮБОВЬ крепко помнит. В свое время моя бывшая Света сыграла своей ОГНЕННОЙ ЛЮБОВЬЮ огромную роль в части пробуждения во мне и становления Критической Нравственности. Спасибо ей огромное!
Со вчерашнего дня снимаю дачу в пригороде (поселок Опалиха).

29 мая 88 г. Сижу на даче и печатаю рукописи, а в соседней комнате у Нины Николаевны слышу по телевизору трансляцию о приезде Рейгана в Москву. Встречает его почему-то Громыко, Горбачев “скромничает”.
Пришел ко мне Андрей и мы договорились, что эту квартиру надо срочно покидать. Он передал мое письмо, адресованное Рейгану, семье Кривовых, которые на завтрашний день приглашены в посольство США на прием. Рейган дает обед в честь советских правозащитников, и Александр Кривов  пообещал вручить это письмо ближайшему человеку Президента.

30 мая 88 г. Поменял квартиру. Теперь в самой Москве буду пару дней обитать, пока ребята не подыщут хорошую дачу.
Время теперь 20.00 часов. Все встречи с Рейганом уже закончились. Результат мне пока неизвестен. Сейчас, наверное, съезжу к Андрею и узнаю, что ТАМ и КАК там, хотя без документов мне  опасно в это время появляться в городе. Вся Москве, в связи с приездом Рейгана, наводнена чекистами и милицией.
После встречи с диссидентами Рейган сегодня вел дискуссию с Горбачевым о Правах Человека. Интересно, чем она закончилась? Неуж-то Горбачев освободит политзаключенных?

31 мая 88 г. С утра был у Андрея и узнал, что Кривов вчера передал мое письмо секретарю Посольства США  г-же Съюзан, которая заведует правами человека. Никто из министров и приближенных Рейгана не захотел принять письмо.
Кривов рассказал, что Рейган вел себя на встрече с диссидентами не на должной высоте. Ни о чем конкретно по правам человека он не сказал. Мол, все время пытался шутить и говорить ни о чем.
Андрею сообщили американец и какой-то швед о моем интервью из подмосковного леса, которое прокрутили в Америке 25 мая. Длилась передача около пяти минут и все время мое интервью чередовалось с эпизодами, где какой-то крупный советский психиатр убеждал публику, что у нас по этой части   ВСЕ О ККЕЙ.
Иностранцам понравилась эта передача.
Какая-то финская газета перепечатала статью о гагаузах и моем побеге.
Поехал с Андреем к Виктору Кузину (юрист, член Демсоюза), чтобы с моих слов он познакомился моими «делами». Намеревается открыть судебное разбирательство против М.Вакаловой, кишиневского психиатра.

Никак не могу привыкнуть, что на всех новых квартирах, куда друзья меня приставляют на время, везде надо обманывать КТО я такой, ОТКУДА И ЗАЧЕМ здесь в Москве. Месяц назад я говорил, что по профессии я столяр, а в Москву приехал на мебельную фабрику, в командировку. Тогда я был “Толей”.
Потом я стал “Вася”, и у меня, появилась новая легенда: я - студент, а в Москве на практике. Затем я “стал” аспирантом, а в Москве нахожусь на курсах повышения квалификации? Затем я стал стажером, изучающим тюркологию, и звали меня уже “Колей”.
Самому даже смешно. А что делать? Везде на квартирах есть родители и бабушки, которых, естественно, интересует, кого привел их сын, хотя многие из этих сыновей, что меня укрывают, никакого отношения к правозащитной работе не имеют. Просто они - знакомые каких-то знакомых.
Вот что такое вынужденная ложь во имя благополучия и спокойствия окружающих.
 
17 августа 88 г. Сегодня в газете “Правда” очень странно, но все же появилась маленькая информация из Кишинева о том, что вышел первый номер нового издания на гагаузском языке “Ана созу”.
Это весьма интересно! Наконец-то эта центральная газета советских коммунистов “Правда” осмелилась и все же произнесла это страшное для них слово “гагауз”. Видать действительно в этом вопросе стали перестраиваться?

НЕСКОЛЬКО
 СТРОЧЕК ИЗ ДНЕВНИКОВ Л.Д.

По приказу из Кремля, решением Президиума Верховного Суда МССР от 27 июля 1989 года беглый политзаключенный Л.Д. был реабилитирован за отсутствием состава преступления и ему была выплачена денежная компенсация в размере около 5 тысяч рублей. После реабилитации, Л.Д. приехал в Комрат, организовал независимую политическую партию «Аркалык» (Защита) и стал организовывать митинги за само-провозглашение Гагаузской автономии.

11 декабря 1989 г. Позавчера на совете “Гагауз халкы” мои друзья по НФГаг затеяли скандал, рассчитывая, что им удастся сместить председателя Комратского отделения “ГХ” Буюклы и поставить на его место Савастина. Лично я считал и продолжаю считать, что сейчас не время сводить счеты со своими оппонентами, но никто в этом меня не поддержал. Ведь совсем недавно нам все же удалось заставить трусливых оппонентов из “ГХ” пойти  на  провозглашение Автономной Республики, поэтому нет резона так быстро с ними ссориться.
Однако другая сторона тоже не дремала, и Кендигелян поставил вопрос ребром: “Давайте определимся - кто здесь представляет “Гагауз халкы”, а кто Народный фронт Гагаузии?”
После такого вопроса никто из моих корешей (Новак, Влах, Мавроди, Дечев, Бабарайка...) не признались, что они  входят в НФГаг. Меня это взбесило, и я заявил о своем выходе из Президиума Временного Комитета. Главная цель такой моей акции - создав прецедент для “сверхрадикалов”, не дать им возможности досрочно расколоть гагаузское движение.
Завтра в качестве гагаузской делегации еду в Москву. Цель: блокировать съезд народных депутатов СССР, который завтра начинает свою работу, и привлечь их внимание к провозглашенной Гагаузской автономии в составе МССР.

15 декабря 89 г. Я в Москве. Остановился у Тани. С утра заехал к Андрею и узнал от него, что вчера вечером у себя на квартире умер А.Д.Сахаров. Сначала даже не поверил...
Я вспомнил тот самый день (уже прошло больше года), когда я встретился и поговорил с Андреем Дмитриевичем один на один. Тогда я был в побеге, а теперь  уже на свободе и даже реабилитирован.
Да, Сахаров действительно был СОВЕСТЬЮ  всей страны. Вряд ли в ближайшее время у нас появится некто, подобный ему.

16 декабря 89 г. Утром сегодня решил несколько дней ночевать у ребят в гостинице. Из Гагаузии в Москву прибыли пятеро человек, чтобы побегать по властным коридорам Кремля и наводить ветер относительно  возможного признания Гагаузской республики. Все они остановились в  гостинице  Молдавского Постпредства на Кузнецком мосту, где было найдено одно место и мне.  Договорились с Владимиром Капанжи, что  в связи с намечаемыми на завтра похоронами А.Д.Сахарова, мы, гагаузская делегация, подготовим два  тематических плаката  (например: «Сахаров – ум , честь и совесть нашей страны»)   и все вместе вольемся в общую колонну с плакатами в руках.
 
18 декабря 89 г. Вчера свыше трех часов простоял в длиннющей очереди, которая вела к усопшему Сахарову. Народу было тьма. Такого скопления людей я еще не видывал. В очереди рядом со мной находился Виктор Кузин, в прошлом мой юрист.
Сегодня в 11.00 часов я подошел к универмагу “Москва”, где уже собиралась колонна людей для проведения в последний путь тела усопшего, однако ни одного гагауза нашего, с кем вчера договаривались, там не оказалось. В очередной раз  «халкисты» струсили, испугавшись неизвестно кого. Мне самому пришлось навесить на себя два плаката – один спереди, другой со стороны спины – и влиться в огромную толпу.  Множество  фото и телекамер  всевозможных корреспондентов снимали меня с моими плакатами,  ибо внизу каждого плаката была надпись: «Гагаузская делегация».
        В 12 часов дня из ворот Академии выехал автобус с телом покойного, за ним пошла колонна людей. В 14.00 все вместе мы пришли на Лужники. Начался траурный митинг.
Запомнились слова Старовойтовой, которая передала мысли еще живого Сахарова:
- Я не принадлежу ни к какому-либо конкретно религиозному направлению, но я уверен, ЧТО НАД КАЖДОЙ ЛИЧНОСТЬЮ И НАД ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ В ЦЕЛОМ НАХОДИТСЯ НЕЧТО БОЛЕЕ ВОЗВЫШЕННОЕ И БОЛЕЕ РАЗУМНОЕ”.

Для меня эти слова были очень нужны и об этом я весьма усиленно думал в последние два дня  после смерти Сахарова. Я прекрасно сознавал, что Сахаров не мог со своей наивной добротой  в политике и великим умом физика-теоретика в своих рассуждениях вплотную не подойти к Божественному началу мира. И вот теперь впервые от Старовойтовой я узнаю, что это действительно так.
Уже два дня, вспоминая Сахарова, я себе реально представляю, как его Душа, находясь где-то над нами, спокойно созерцает над своим мертвым телом, а также смотрит на всех нас, живущих. Я знаю, что теперь он все видит и все о нас знает. В этом я очень уверен, потому что со мной в 1983 году, когда мне делали операцию, это же самое было.

Сегодня мы похоронили Сахарова.
И именно сегодня мне исполнилось 35 лет.
Потрясающее совпадение. К чему бы это?

  Год 1990-й.

19 августа 1990 года. На съезде депутатов всех уровней сегодня была провозглашена независимая от Молдовы Гагаузская республика в составе обновленного СССР.

22 августа 1990 г. Вчера было заседание Временного комитета, где все средства массовой информации, до сих пор принадлежащие  Кишиневу, мы переподчинили Гагаузской республике. После заседания остался узкий круг людей, и начался скандал между мною и Буюклы. Затем (уже в 23.00 часов)  зашел начальник милиции Стомат  и сообщил, что сегодня ночью (ему только что, мол, позвонили из Кишинева) готовятся арестовать лидеров Гагаузии. После этого я всем разъяснил, прекрасно зная провокаторские замашки этого солдафона Стомата, что никто нас арестовывать не будет. Если захотят, объяснял я, то за одну ночь нас всех уничтожат - и дело с концами. Все побледнели,  и   я предложил  всем лидерам раздать домой оружие.
Меня не поддержали.
               
 ГОД   1991-й

2 января 1991 г. В программе “Время” сказали сегодня, что “жители Приднестровья и степного юга Молдовы требуют отставки премьер-министра Мирчи Друка”.
Разумеется, на самом деле всего этого  не было в последнее время, поэтому, надо полагать, что Москва задает нам тему для размышления. Вероятно, дни Друка сочтены.

То есть наша беседа у Председателя Совета Союза ВС СССР  Г.С.Таразевича в середине декабря, где мы  (К.Таушанжи, И.Стойков и я)  ему кинули  мыслишку о том, что гагаузы могут поддержать “умеренных” (М.Снегура) в парламенте Молдовы, чтобы завалить “экстремистов”  (М.Друка), начинает обретать реальность. Помню, после такого предложения у Таразевича от удивления даже зрачки расширились, после чего он тут же, позвонив “наверх”, самому М.С.Горбачеву,  предложил нам задержаться еще на несколько дней в Москве  чтобы  встретиться с  «необходимыми»  товарищами.

2 марта 91 г. В минувшее воскресение в Комрате прошел митинг, организованный  моими друзъями из “Гагауз халкы”. Савастин и Новак рвали когти, доказывая общественности, что Таушанжи пошел против Кендигеляна, потому, что не стал премьер-министром Гагаузии, а Добров взял машину, продал ее за большие деньги и убежал в Москву, испугавшись гагаузов.
Я спокойно стоял в толпе людей, слушал всю эту ересь и даже не верилось, что Савастин и Новак могут до такой низости опуститься.
Затем в понедельник мы с Таушанжи и Г.Арабаджи поехали в село Чешмекей, откуда Таушанжи избран депутатом. Состоялась встреча с избирателями, после которого неожиданно для себя я сталкиваюсь с Г.Калчу. Оказывается, он, узнав, что сюда едет Таушанжи, быстро приехал из Вулканешть, надеясь, с несколькими своими корешами “завалить” Таушанжи и население отзовет его с депутатства. Но он не ожидал, что вместе с Таушанжи окажусь здесь я и Арабаджи. Около получаса мы доказывали сельчанам провокаторские замашки Калчу, на что тот ничего не смог противопоставить, поэтому все время молчал.

  Вот так всегда в политике. Вчерашние друзья превращаются в яростных врагов, а широкомасштабные недруги когда-то становятся друзьями.

+++

ПОСЛЕСЛОВИЕ и СУДЬБА Андрея Миронова, который полтора года, с апреля 1988 по июль 1989 годов,  весьма бескорыстно помогал Л.Доброву скрываться в Москве от сотрудников правоохранительных органов.

Из Википедии:  Андрей Николаевич Миронов (родился 31 марта 1954, Иркутск, СССР — погиб 24 мая 2014, Славянск, Донецкая область) — советский диссидент и политзаключённый, российский журналист, переводчик и правозащитник.  (https://ru.wikipedia.org/wiki/Миронов,_Андрей_Николаевич )

Биография

Родился в семье геофизиков, в 1963 году переехал с родителями в Ижевск. С детства увлекался историей, даже брал интервью у одного из участников расстрела царской семьи. Окончив школу, устроился работать реставратором в местный краеведческий музей. Методики реставрации изучал в Тарту.
Поступил в МХТИ им. Д. И. Менделеева, но затем бросил институт и был призван в армию. Служил в зенитно-ракетных войсках.

Жил в Москве с 1980 года, самостоятельно изучил итальянский язык. Участвовал в изготовлении и распространении самиздата, летом 1984 года перешёл на нелегальное положение, чтобы скрыться от слежки спецслужб, но через два месяца был арестован.
В 1986 году был осуждён Верховным судом Удмуртии по обвинению в «антисоветской агитации и пропаганде» (ст.70 УК РСФСР) на 4 года лишения свободы и 3 года ссылки, но в феврале 1987 года был освобождён в порядке помилования.
После освобождения начал работать журналистом и переводчиком, в 1988 году стал участником общества «Мемориал».

Во время первой чеченской войны неоднократно посещал Чечню как журналист и правозащитник. Миронов вывез в Москву раненную во время операции в Самашках чеченскую девочку и добился, чтобы её прооперировали. Помогал семейному детскому дому Гатаевых, содействовал получению финансовой помощи из-за границы.
3 июня 2003 года Миронов подвергся жестокому нападению в своём доме со стороны бывшего сотрудника милиции, получив несколько ранений и повреждение головного мозга. Милиция отказалась зарегистрировать его жалобу и попыталась скрыть происшествие. Вячеслав Игрунов, в то время член Госдумы, обратился с письмом к прокурору Москвы, прокурору района, ответственному за расследование, и начальнику милиции Москвы. Со своей стороны, правозащитная ассоциация «Frontline Defenders» передала дело Миронова Генеральному прокурору России. 6 января 2004 года российские судебные органы решили не проводить уголовное расследование на основании полицейского отчета, в котором говорилось, что травмы, полученные Мироновым, были очень незначительными, несмотря на все медицинские документы, представленные Мироновым, подтверждающие, что травмы были серьезными. Акты запугивания в отношении Миронова продолжались до тех пор, пока 11 января 2004 года он не был госпитализирован в неврологическую клинику в Германии[1]. Получив медицинскую помощь, Миронов постепенно восстановил здоровье и возобновил свою деятельность в качестве правозащитника и журналиста.
В 2008 году Миронов был награждён во Франции премией Пьера Симона «Этика и общество».

Гибель и память

В 2014 году отправился вместе с итальянским журналистом Андреа Роккелли освещать вооружённый конфликт в Славянске. В ночь на 25 мая 2014 года под Славянском Миронов и Андреа Роккелли были убиты в результате миномётного обстрела. Вместе с ними в автомобиле находился французский фотограф Уильям Рогулен, который был ранен. Первый вице-премьер Украины Виталий Ярема, заявил, что минометный обстрел якобы вёлся со стороны ополченцев. Согласно показаниям Уильяма Рогулена, обстрел вёлся со стороны украинских войск и длился не менее получаса; сначала обстреливали машину, а затем укрытие, в котором пытались спастись репортёры; всего было выпущено около 40-60 миномётных залпов. Итальянское следствие предположило, что огонь вёл взвод Национальной гвардии Украины под командованием гражданина Италии Виталия Маркива. По другой версии, Маркив передал информацию о передвижении журналистов подразделению ВСУ, которое и совершило обстрел. 12 июля 2019 года суд ассизы Павии признал Маркива виновным в убийстве, приговорил его к 24 годам тюремного заключения.

7 сентября 2014 года в Большом зале консерватории в Москве состоялся концерт памяти погибших журналистов и вручение премии «Камертон» имени Анны Политковской. Союз журналистов России вручил премию посмертно правозащитнику Андрею Миронову и итальянскому фотожурналисту Андреа Рокелли[5].

Последняя статья
Андрей Миронов. Фото Энди Роккелли. (Agency CESURA). «Мы — не звери. Не надо нас колючей проволокой обтягивать!» Две многодетные семьи из Славянска стали заложниками войны, развязанной политиками и политтехнологами // Новая газета. Общество. Выпуск № 53 от 19 мая 2014. 25.05.2014

Примечания

; Written question - Persecution of Andrei Mironov, the Russian pro-democracy and human rights activist - E-1070/2004. www.europarl.europa.eu. Дата обращения 16 июля 2019.
; ОБСЕ требует расследовать гибель Рокелли и Миронова
; Как расследовали убийства журналистов в Донбассе. ТАСС (12 июля 2019). Дата обращения 12 июля 2019.
; Omicidio Rocchelli: miliziano ucraino condannato a 24 anni (итал.). La Stampa (12 luglio 2019). Дата обращения 12 июля 2019.
; Вручение премии «Камертон» имени Анны Политковской

Ссылки

О.Челышева. Андрей Миронов: «После мин — особый характер ран. Ни с чем не спутаешь»
С.Ганнушкина Не стало Андрея Миронова
«В конце концов, они решили, что я — шпион»
Гибель Миронова и Роккелли// Передача «Радио Свобода»
международный обозреватель из Франции, доктор по истории религии Сорбонны Галина Аккерман: Под Славянском погиб давний недруг Путина (недоступная ссылка) // Донецкие вести


+++


Рецензии