C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Так нас судили и реабилитировали в МССР

ТАК НАС СУДИЛИ В МССР

               
КОПИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДЕЛО №2-253/85            29 ноября 1985 года   город Кишинев
            
Судебная  коллегия по уголовным делам Верховного Суда МССР в составе: председательствующего Антона И.В.
народных заседателей Карауш В.И. и Бахвалова С.А.
при секретаре Нестеровой В.А.
с участием прокурора Поскребышева М.В.
адвоката Белоусова А.Г.
рассмотрела в судебном заседании дело в отношении Доброва Леонида Федоровича, совершившего общественно-опасное деяние, предусмотренное статьей 203-1 УК МССР, о применении принудительных мер медицинского характера.

У С Т А Н О В И Л А:

Добров Л.Ф. на протяжении 1982-85гг., несмотря на сделанное ему официальное предупреждение, систематически в устной и письменной форме  распространял заведомо ложные измышления, порочащие советский общественный и государственный строй.

С этой целью Добров Л.Ф. направлял в различные государственные и общественные организации и учреждения, руководителям различных ведомств рукописные и печатные письма, в которых излагал клеветнические измышления о том, что в СССР национальные меньшинства и народности, в частности, гагаузская, подвергаются унижениям и притеснениям со стороны официальных органов управления и органов правопорядка, о том, что ими уничтожается гагаузская культура, преследуются незаконно лица гагаузской национальности, работники гагаузской культуры и образования.

Добров Л.Ф. в устной и письменной форме неоднократно высказывал заведомо ложные измышления о работе руководящих работников советского государственного и партийного аппарата, всячески пытался скомпрометировать их, а в их лице советскую государственную власть.

В связи с этим 9 августа 1984 года органами государственной безопасности г. Ростова-на-Дону Доброву Л.Ф. было сделано соответствующее предупреждение.
22 июня 1984 года Добров Л.Ф., являясь тогда студентом архитектурного факультета Ростовского инженерно-строительного института, был обнаружен в помещении общежития в то время, когда он печатал тексты, содержащие клевету на советский строй, здесь же находились и рукописные записки Доброва Л.Ф. аналогичного содержания.
Были обнаружены отпечатанные листы со следующими названиями: “Покушение на идеи Великого Ленина”, “Вставай,  планета, спаси себя”, “Счастливые падшие собаки”, “ Злодеи”, “Красная суббота”, “Заклятие”, “Беззаконие продолжается” и другие, напечатанные в нескольких экземплярах, часть из этих писем были уложены в конверты по списку, приложенному к уголовному делу /т.I л.д.13/, на конвертах обратный адрес не имелся /т.I л.д. 4-5,10-11,12-13/.
Клеветнические измышления на нашу советскую действительность содержатся в каждом из указанных произведений. Так, к примеру, в стихотворении Доброва Л.Ф. “Заклятие” имеется высказывание следующего рода: “...Мы граждане величайшей державы фактически не имеем никакого права, а в обществе являемся рабами...” /т.I л.д. 21-23/. В статье “Покушение на идеи Великого Ленина” Добров Л.Ф. пишет: “..Нами усиленно занимается КГБ, наши письма контролируются, телефоны прослушиваются.. , в расправе над неугодными привлечены многие министерства и ведомства, учреждения, организации и частные лица. Сегодня гагаузы возмущены до предела.., нам стыдно за свою великую и славную страну с такими ее глупыми средневековыми пережитками”. / т.I л. д. 28/. В письме “Куда мы идем?” Добров пишет: “...Советский социализм стал невыносим в странах Восточной Европы, периодически вспыхивают мятежи и недовольства..., Югославия и Румыния не желают плясать под дудку Москвы. Многие советские люди с удовольствием отказались бы от сегодняшних порядков, якобы социалистических, если бы не жестокие меры усмирения со стороны властей, ...нет настоящей демократии в Советском социализме, ... на самом деле мы не имеем никаких политических прав”/Т.I л.д. 43-45/.
В своем стихотворении “Близнецы-братья” Добров Л.Ф. явно проводит параллель между фашизмом и порядками в нашей стране /т.I л.д. 178/. В напечатанном Добровым тексте “От автора” имеются следующие строки клеветнического характера: “Из КГБ они, проститутки, нам, молодым, заткнуть желают глотки, и плясать заставить нас хотят под свои же дудки, под те же, что им самим порой невыносим и тошно... Они мне глотку заткнут тогда, когда со всеми потрохами на костре инквизиции сожгут меня. А коль не смогут сжечь до тла, то на костре свободы им самим гореть придется, от своего же собственного зла /т.I л.д. 179/.
Аналогичные высказывания имеются и во всех других письмах, напечатанных Добровым, которые он рассылал различным деятелям культуры, в министерства и ведомства, газетным изданиям, руководителям государственного аппарата, партийным органам /т.2 л.д. 1-201/.

Согласно заключению специалистов, письма Доброва, адресованные им в редакцию “Советская Молдавия”, “Ленинское слово”, прокуратуру Комратского района, зам. министру просвещения МССР Лемне, объяснения Доброва на имя начальника управления КГБ СССР по Ростовской области и др. исполнены одним почерком.
Лица, получившие “корреспонденцию”, направленную Добровым в их адрес, глубоко возмущены изложенным в них содержанием. Являясь гражданами СССР различных национальностей, они не только, как этого пытался добиться Добров Л.Ф., разделяют или сочувствуют его взглядам, но наоборот, эти письма вызвали в них глубокий гнев, оскорбляют их патриотические и интернациональный чувства.
Так, работник редакции газеты “Советская Молдавия” свидетель Лоскутова О.А. в судебном заседании показала, что в разговорах с ней Добров высказывал лживые мнения о том, что советский народ утратил веру в идеи Ленина, что не верит Коммунистической партии, что люди не читают партийные документы и не верят им. Добров заявил ей, что ездит по стране и вербует единомышленников. Добров призывал ее не участвовать в выборах в местные Советы народных депутатов.
Свидетель Кройтор Е.Н. показала, что она возмущена поведением Доброва. Люди гагаузской национальности ничем не притеснены, никто им не чинит препятствия учиться в ВУЗах. Она и другие лица гагаузской национальности занимаются в Кишиневском государственном университете. Сам Добров занимался в Ростовском институте.

Совокупность собранных судебным следствием доказательств указывает на то, что Добров Л.Ф. совершил общественно-опасное деяние, предусмотренное ст.203-1 УК МССР, систематическое распространение в устной и письменной форме заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй.
Заключением стационарной судебно-психиатрической экспертизы установлено, что Добров Л.Ф. страдает хроническим психическим заболеванием в форме шизофрении с непрерывным прогредиентным течением, параноедальный синдром, и в период, относящийся к (собственно) совершению инкриминируемых ему правонарушений, он находился в болезненном психическом состоянии, что мешало его способности отдавать себе отчет в своих действиях, руководить ими, поэтому он признается невменяемым.

В связи с этим, в силу ст.II УК МССР Добров Л.Ф. уголовной ответственности не подлежит.

Вместе с тем, по своему психическому состоянию и характеру совершенного им общественно-опасного деяния Добров Л.Ф. представляет особую общественную опасность для общества и в соответствии со ст. 55 и 56 УК МССР нуждается в применении к нему принудительных мер медицинского характера в виде помещения в психиатрическую больницу специального типа.
Руководствуясь ст. 116,55,56 УК МССР, ст. 299-301 УПК МССР, судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда МССР

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Доброва Леонида Федоровича, 18 декабря 1954 года рождения, уроженца города Комрата, МССР, гагауза, беспартийного, со средним образованием, ранее не судимого, проживающего по ул. хххххххх, гражданина СССР, совершившего общественно-опасное деяние, предусмотренное ст. 203-1 УК МССР, от уголовной ответственности освободить, применить к нему предусмотренные меры медицинского характера в виде помещения в психиатрическую больницу специального типа.
Определение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.

Председательствующий: Антон И.В.
Народные заседатели:  1. Карауш В.И.   2. Бахвалова С.А

Замечание:
Тот, кого судили, на суде отсутствовал.


***


ТАК НАС РЕАБИЛИТИРОВАЛИ В МССР

Дело № 4у-124/89

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Верховного Суда Молдавской ССР 27 июля 1989г.

Президиум Верховного Суда МССР в составе:
председательствующего Президиума Пушкаша В, С, членов Президиума Райляна А А., Силла А,А., Мардаря А М.,
Паскаря В. А. и Куматренко В. 3. с участием заместителя Прокурора МССР Заречного М. И., при секретаре Стэвилэ В.В.
рассмотрел по протесту Прокурора Молдавской ССР дело в отношении ДОБРОВА Леонида Федоровича, совершившего общественно опасное деяние, предусмотренное ст. 203' УК МССР.
Заслушав доклад члена Президиума Силла А. А. и заключение заместителя Прокурора МССР Заречного М. И., поддержавшего протест, Президиум

УСТАНОВИЛ:

Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда МССР от 29 ноября 1985 года. ДОБРОВ Леонид Федорович, уроженец и житель г. Комрата МССР гагауз, гражданин СССР, беспартийный, со средним образованием, ранее не судимый,- освобожден от уголовной ответственности за совершенное им в состоянии невменяемости общественно-опасное деяние (ст. 203'УК МССР) с помещением в психиатрическую больницу специального типа.
Определением народного суда Красногвардейского района г. Днепропетровска от 6 января 1988 Добров Л. Ф. переведен для дальнейшего принудительного лечения в республиканскую психбольницу г. Кишинева.
10 апреля 1988 года Добров Л. Ф. совершил побег из психбольницы и его местонахождение неизвестно.

Принудительные меры медицинского характера применены к Доброву Л. Ф. в связи с тем, что он систематически в болезненном состоянии (шизофрения) распространял клеветнические измышления, порочащие советский государственный и общественный строй. В частности, в стихотворении «Заклятие» Добров. Л. Ф. писал: «... Мы граждане величайшей державы, фактически не имеем никакого права а в обществе являемся рабами».

В статье «Покушение на идеи великого Ленина» Добров Л. Ф. утверждал, что «КГБ контролирует письма, подслушивает телефонные переговоры,»... в расправе над неугодными привлечены многие министерства и ведомства, учреждения и организации. Нам стыдно за свою великую и славную страну с такими ее глупыми средневековыми пережитками».
В письме «Куда идем» Добров Л. Ф. утверждал, что многие советские люди с удовольствием отказались бы от сегодняшних порядков, если бы не жестокие меры усмирения со стороны властей.

В стихотворении «Близнецы-братья» Добров Л. Ф. фактически проводит параллель между фашизмом и порядками в нашей стране. В ряде писем Добров Л. Ф, клеветал, что гагаузы возведены в ранг государственных преступников и что уничтожением культуры гагаузского народа руководит КПСС.
Примерно аналогичные высказывания содержатся и в других письмах Доброва Л. Ф., которые он рассылал в редакции газет, партийные и советские органы.

В протесте указывается, что высказывания Доброва Л. Ф нельзя рассматривать как заведомо ложные измышления, порочащие советский государственный и общественный строй и ставится вопрос об отмене определения Судебной коллегии о применении к Доброву Л. Ф. принудительных мер медицинского характера и прекращение производства по делу.

Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в протесте, Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно, что органы предварительного следствия и суд недостаточно критически оценили поведение Доброва Л. Ф, и переоценили общественную опасность его действий.
Тщательный анализ содержания стихотворений, писем, высказываний Доброва Л. Ф. позволяет утверждать, что они носят, главным образом, критический характер и не более.

Высказывая свое отношение к различным проблемам общественно-политической жизни в стране, Добров Л. Ф. действительно допускал перехлесты, необоснованные обобщения, неправильные категорические суждения. Оценки, выводы и трактовки Доброва Л. Ф. по форме, содержанию в идеологическом отношении безусловно ущербны, однако их нельзя безоговорочно квалифицировать как заведомо ложные измышления, порочащие советский государственный и общественный строй. К тому же действия Доброва Л. Ф. в известной мере обусловлены состоянием его здоровья.

При таких обстоятельствах признание Доброва Л. Ф. лицом, совершившим общественно опасное деяние, предусмотренное ст. 203' УК МССР, в состоянии невменяемости является ошибочным.

В силу изложенного и руководствуясь ст. 356 УПК МССР, Президиум ПОСТАНОВИЛ:

Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда МССР от 29 ноября 1985 года в отношении Доброва Леонида Федоровича отменить и производство по делу прекратить из-за отсутствия состава преступления.

Председательствующий Президиума
Верховного Суда Молдавской ССР  В. С. Пушкаш


Замечание:
Тот, кого реабилитировали, на суде опять отсутствовал, опять "забыли" пригласить.

***


Рецензии