Историческая беседа Студента РИСИ с КГБ

Из АРХИВА  гагаузов

БЕЗЗАКОНИЕ   ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Осенью 1983 г. многие деятели искусства, науки и литературы нашей страны, А ТАКЖЕ передовики производства, директора Домов культуры, преподаватели гагаузских сел Молдавии получили письмо под названием: 
«ПОКУШЕНИЕ на идеи Великого Ленина».

В то же время не все письма доходили до адресатов. Например, представитель КГБ г. Вулканешты, в беседе с художником Фазлы П. сообщил ему, что на его имя пришло вышеуказанное письмо и попросил его назвать возможных людей, которые могли бы составить и отослать это письмо. Однако и после этого письмо адресату передано не было.
Чуть позже тот же представитель КГБ т. Иванов в беседе с гагаузским художником Савастиным Д.И. в минуту откровения сообщил, что до сих пор он по непонятным ему причинам был введён в заблуждение вышестоящими инстанциями относительно истинного положения дел с гагаузской молодёжью. “Прочитав эти письма, я увидел, что ничего противозаконного здесь нет. А мне всё время давали указание не упускать из вида “зачинщиков”, ибо они мол связаны с какими-то тайными организациями, имеют связи с заграницей и т.д.”.  Далее  Иванов уверял Савастина, что если все гагаузские деятели соберутся однажды и пригласят его на эту встречу и если он действительно убедится в справедливости их требований, то он, как истинный гражданин, сделает всё, чтобы помочь гагаузскому народу, то есть своему же народу.

И вот такая встреча была намечена на 12 февраля 1984 г. в селе Бешалма. Но сотрудник КГБ не явился на эту встречу, обосновав свой отказ “метеорологическими условиями”.
Здесь необходимо добавить, что в январе этого же года, в том же селе Бешалма, в доме у гагаузского поэта Д.Н.Кара-Чобана был представитель ЦК КПСС в сопровождении Первого секретаря райкома партии т. Табунщик Г.Д.   Представитель Москвы “проверял фактическое положение дел”.   В ходе продолжительной беседы т. Кара-Чобан высказал своё недовольство сотрудниками КГБ, которые дошли до того, что останавливают на улице гагаузских деятелей искусства и бесцеремонно производят обыск, не имея на это никаких оснований и тем более разрешения.
Спустя несколько недель сотрудник КГБ сказал т. Савастину, что они, якобы, получили указание прекратить контроль за гагаузскими деятелями. То же самое КГБ республики передало через своего агента т.С.К

Но за всей этой внешней стороной “раскаяния” скрывалось безумное коварство. Над гагаузской молодёжью готовили тайную расправу.
В это же самое время, с 8 по 22 февраля 1984 г., один из “зачинщиков гагаузской проблемы”, ныне студент Ростовского строительного института Л.Добров проводил свои зимние каникулы у родителей в г. Комрате. Шли долгие и страшные слухи о том, что против него готовится провокация. Надо сказать, что подобные слухи особо невыносимо действовали на престарелых родителей студента, которые никак не могли уяснить себе, в чем же истинная вина их сына: “Ведь он хочет того, чего хотел Ленин”.
22 февраля Студент должен был улететь в Ростов-на-Дону, так как заканчивались каникулы. За несколько дней до этого представитель КГБ передал друзьям Студента “очень секретно”, что на днях получат по заслугам те, кто распространял письма-листовки. Слушать все эти угрозы больше не было сил, и Студент, за несколько часов до вылета самолёта в Ростов, решили пойти в КГБ Молдавии, который находился в г. Кишиневе, на проспекте Ленина, ДЛЯ БЕСЕДЫ.

БЕСЕДА
между представителем КГБ Молдавии   и  Студентом.

начало – 10 ч. 50 мин.
конец – 12 ч. 40 мин.

22 февраля 1984 г.
г. Кишинев, ул. Ленина

Сотрудник КГБ: Мы вас слушаем. Кто вы такой? Откуда?
Студент: Я студент. Вот мой студенческий.
КГБ: А паспорт есть?
Ст-т: Я его оставил в камере хранения...
КГБ: Как в камере хранения?... Ну ладно. А к нам вас что привело?
Ст-т: Я по поводу «гагаузского вопроса».
КГБ: Гагаузского вопроса? А что это такое?
Ст-т: /встает, хочет уйти/ - Если вы не в курсе дела, то нам с вами не о чем беседовать. У вас в приемной я просил связать меня с теми, кто в курсе всех наших дел. Рассказывать же все с начала я не намерен.
КГБ: ...Как вам сказать... То, что гагаузы живут на Юге Молдавии, это мне известно. А что за вопрос такой - гагаузский?
Ст-т: Простите, это слишком долго надо объяснять. Я вижу, наша беседа не получится.
КГБ: ...М-да-да. Кое-что я слышал. Мне кажется, они что-то требуют, если я не ошибаюсь.
Ст-т: Вы не ошиблись. Но сейчас я пришел к вам, чтобы узнать, когда же вы, наконец-то,  прекратите контролировать мою почту?
КГБ: Простите, я вас не понимаю. Зачем нам контролировать вашу почту /удивляется, разводит руками, смотрит на “секретаря” и смеется/. - Какую вы опасность представляете для нашего государства? Может быть, там у вас на почте какие-нибудь девочки сидят и интересуются вашей почтой. Мне кажется, вы не представляете никакой угрозы для государства.
Ст-т: Вот об этом я и хочу узнать. Какую же всё-таки опасность я представляю для государства?
КГБ: А какую опасность вы можете представлять для государства? Никакой. Мы занимаемся другими делами. У нас дела поважнее, чем гагаузы, как вы выразились. Вы же не американская разведка, я думаю.
Ст-т: Тогда зачем в последнее время вы стали забирать мои письма? За полгода я не получил ни одного письма из дому. Что это означает..? Решили вывести меня из равновесия?
КГБ: Это неправда. Почему мы должны забирать ваши письма? Нам они не нужны. А если мы и будем контролировать какие-либо письма, то для этого необходимо предоставить санкцию прокурора. Таковы законы. И если вы их не знаете, советую почитать Конституцию.
Ст-т: Насчет того, что я не получил положенные мне письма, у меня есть свидетели, хотя, конечно, вы их вряд ли будете слушать. А то, что вы их читаете, то это доказать совсем несложно. С вашего разрешения, через полгода, на каникулах, я приду к вам с материальными доказательствами.
КГБ: Пожалуйста, только как вы это сделаете, как докажете?
Ст-т: Я найду способ, но мне нужна гарантия – что изменится, если я докажу?
КГБ: А что может измениться?
Ст-т: Может быть, вы тогда накажете виновных? Или, может, тогда вы наконец-то введете в школах гагаузский язык?
КГБ: Мы такими вещами не занимаемся. Язык в школе может ввести только министерство просвещения.
Ст-т: А если они специально уничтожили наш язык в 1962 году, чтобы задержать развитие нашего народа, то зачем вы не проконтролировали их?
КГБ: Это не наша обязанность.
Ст-т: Неправда! Это прямая ваша обязанность – следить, чтобы выполнялась Конституция.
КГБ: Для этого есть другие органы, например, Совет министров или Президиум Верховного Совета.
Ст-т: А если и они нарушают закон, то тогда как?
КГБ: Ну, тогда я не знаю, мы такими делами не занимаемся.
Ст-т: А чем вы занимаетесь?
КГБ: Мы охраняем безопасность государства.
Ст-т: А если высшие органы своими неверными действиями вызывают  недоверие людей к политике партии, то это, по-вашему, не представляет угрозу государству? Значит, настроение людей это не ваше дело. И то, как они будут верить в политику нашей партии, в идеалы социализма, вы считаете, что это тоже не ваше дело?
КГБ: Для этого есть другие органы.
Ст-т: Хочется верить, но почему же вы тогда подрываете авторитет партии? Почему вы настраиваете людей против Ленина? Или, может, вы не слышали об усилении идеологической работы партии? Почему вы распространяете всякие слухи о нас?
КГБ: Какие ещё слухи? Это клевета, и вы поосторожнее с этими словами, а то может нехорошо кончиться для вас.
Ст-т: Клевета, говорите! А то, что мы якобы связаны с тайными религиозными сектами, и что мы отказываемся от русского языка, и то, что мы шизофреники и националисты и многое другое?
КГБ: Это неправда.
Ст-т: Но у нас есть много письменных доказательств. У нас есть живые люди, которые из ваших уст слышали все эти сплетни! Например, кто звонил парторгу с. Авдарма и сказал о Маринове, чтобы его не принимали на работу потому, что он, якобы, замешан в тайной религиозной секте?
КГБ: Я не знаю, кто это звонил.
Ст-т: А парторг почему-то знает и признается, что это вы ему звонили. А кто из директоров школ будет отрицать, что из уст Зав. РОНО т. Сергиенко услышали следующее: “Товарищи, с 1-го сентября /это было летом 1982 года/ в школах начнут обучать детей на гагаузском языке, а вместо иностранного вводится турецкий. Так что готовьтесь к этому”. Зачем этот шантаж нужен был? Чтобы успокоить взбудораженное население? Зачем вы это сделали? Ведь вы же заставляете лгать честных людей.
КГБ: Этого я не знаю, как получилось, но там, наверное, другое имели в виду.
Ст-т: А почему ваш сотрудник сообщил Савастину, что, якобы, за ним и его друзьями больше следить не будут? Как это понимать? Не этот ли факт является свидетельством тому, что гагаузами занимается КГБ и очень давно?
КГБ: Я не знаю, может, Иванов и сказал такие слова Савастину, но поверьте, это не наше распоряжение. Дело в том, что наш сотрудник  является членом райисполкома в Вулканештах и, вероятно, оттуда поступило распоряжение.

Ст-т: Это сказки для детей.
КГБ: Скажите, пожалуйста, я слышал, вы хотите Автономию?
Ст-т: А  Автономию  у нас запрещено хотеть? Мы хотим, чтобы нас считали не хуже и не глупее других. Мы хотим элементарнейших вещей:
Изучать в школе родной язык, как предмет,
Иметь свою газету,
Иметь свой профессиональный ансамбль.
КГБ: Пожалуйста, изучайте свой язык, кто вам запрещает. Ведь насколько мне известно, гагаузы сами отказались от этого.
Ст-т: Уж вам-то должно быть известно, каким образом это происходило в 1962 году.
КГБ: Кажется, люди подписались...
Ст-т: Их заставляли под угрозой. Естественно, люди испугались.
КГБ: У меня есть знакомые гагаузы, с которыми я дружу. И как-то я поинтересовался, что они думают по вашему поводу, и, представляете, никто не поддержал вас.
Ст-т: Кто например?
КГБ: Вы знаете Ангели?
Ст-т: Что-то где-то слышал.
КГБ: Вот видите, вы не слышали даже  о своих  гагаузах. А он окончил МГУ, работал долгое время за границей, в частности в Румынии, корреспондентом АПН.
Ст-т: И что же, он против?
КГБ: Конечно, он даже слышать не хочет об этом.
Ст-т: А вы представляете, я тоже разговаривал с людьми.
КГБ: Ну и как?
Ст-т: Вы знаете, все нас поддерживают. 600 подписей, посланных в Москву, – не это ли показатель?
КГБ: Да вы же заставляли людей подписываться?...
Ст-т: Заставляли их вы в 1962 году, а теперь они делали это сами, с удовольствием.
КГБ: Вот девочки из Бендер, например, они дали показания, что подстрекали их вы на это дело.
Ст-т: Естественно, если вы им показали свое удостоверение, то человек продаст всех, лишь бы не иметь дело с КГБ.
КГБ: Вы не правы, мы с ними говорили по-дружески, как человек с человеком.
Ст-т: Так я вам и поверил.
КГБ: Простите, кто вы такой, кого представляете?
Ст-т: Я представляю народ.
КГБ: Вы отдельный самозванец!
Ст-т: Пожалуйста, без оскорблений.
КГБ: Вы втроем, Маринов, Булгар и вы возомнили из себя великих и называете себя народом. А народ вас совсем не поддерживает. Он не хочет никакой культуры.
Ст-т: А молдавский народ хочет?
КГБ: Есть и молдаване, которые не хотят по-молдавски говорить.
Ст-т: Тогда отмените молдавский язык.
КГБ: Да вы что!... Молдаван 3 миллиона!
Ст-т: А знаете сколько абхазцев?
КГБ: А что?
Ст-т: Напрасно вы это не знаете. Абхазцев 84 тысяч. В два раза меньше, чем гагаузов. Имеют всё: и радио и телевидение и  самое главное - Автономию.
КГБ: Тогда давайте разрешим изучать родной язык всем, кто живёт в Молдавии – и белорусы живут у нас, и украинцы и цыгане и евреи...
Ст-т: Вы не путайте частности с общим. Гагаузы расселены компактно на одной и той же территории. Это отдельный народ и он должен развивать свою культуру так же, как это делают остальные народы нашей страны.
КГБ: Нет у гагаузов никакой культуры. И язык у них слабый.
Ст-т: Культура и язык развиваются, когда есть условия, когда же их нет, то они гибнут.
КГБ: Пожалуйста, развивайте свой язык, кто вам не дает!
Ст-т: Я вижу, наш разговор беспочвенный.
КГБ: А кто вас поддерживает из ученых? Ведь никто же с вами не согласен, ни один большой авторитет.
Ст-т: А академик Кононов для вас не авторитет?
КГБ: А он здесь не бывал.
Ст-т: Это так важно?
КГБ: Конечно.
Ст-т: Тогда доктор языковедения т. Покровская Л.А. для вас тоже не авторитет?
КГБ: А она что, была здесь?
Ст-т: Она всю свою жизнь провела среди гагаузов, и вам бы это следовало знать. А Кара-Чобан для вас не авторитет?
КГБ: А что Кара-Чобан, он же вас не поддерживает.
Ст-т: А его письмо Андропову в 1983 г.? А Маруневич не авторитет? А ее письмо Зиду?
КГБ: Вы что, знакомы с этими письмами?
Ст-т: А почему бы и нет.
КГБ: Да, но Кара-Чобан другого мнения. Он не хочет, чтобы гагаузы изучали свой родной язык. Мы же не можем игнорировать его мнением.
Ст-т: Он, как и многие другие, боится. И вообще, почему заблуждения отдельных людей должны браться как нежелание всего народа развивать свою культуру. Зачем вы берете всегда ту крайность, которая вам выгодна, и которая ни в коем случае не отвечает рекомендациям партии в национальном вопросе. Вы же умышленно искажаете идеи Ленина!!
КГБ: ...Вы знаете, я бывал в ваших селах и сказать, что гагаузы бедно живут, нельзя. У многих дома новые, большие. Но в отличие от Севера Молдавии, у вас не могут строить так красиво. И кто в этом виноват, не вы ли сами?
Ст-т: Отстает общая культура народа. Вы же знаете, что в наших городах нет ни одного техникума или института, нет ни одного профессионального ансамбля или театра. И естественно, не имея веками массового доступа к высокой культуре, народ отстает от других. А вместо того, чтобы помочь нам, вы всячески задерживаете этот процесс.
КГБ: А вы знаете, что в Комрате строится кооперативный техникум?
Ст-т: Конечно, знаю. Но мне еще известно, что его строят около 15 лет. Я знаю ещё, что в этом году для музыкальной и художественной школ отпущены средства: для Комрата – 18 тыс., для Чимишлии – 36 тыс. Чем мы хуже их? А может, это делается потому, что у нас живут гагаузы, а там молдаване?
Знаю я ещё, что Комрат давно должен был быть городом республиканского подчинения, для этого и количества населения хватает и другие условия имеются. А вы взяли и отделили часть города в якобы отдельный поселок  Буджак, со своим местным управлением,  специально, чтобы не дать городу  Комрат  статус республиканского подчинения и не финансировать его благоустройство и культуру. А какие у нас дороги, вы заметили?
КГБ: Да, согласен, дороги у вас неважные. Но тут уже вина дорожных организаций. Пусть лучше строят.
Ст-т: Чтобы строить хорошо, нужно иметь деньги. Один километр дороги, например, стоит около миллиона рублей.
КГБ: А в селе еще дороже..... Простите, а откуда у вас эти данные? Кто на вас работает?
Ст-т: Есть наши друзья везде.
КГБ: Странно, а кто эти друзья?
Ст-т: Какая вам разница! Я вижу, наша беседа не туда клонит. Извините, мне пора /встает уходить/.
КГБ: /с суровым серьезным голосом, на повышенном тоне/ - А теперь вы садитесь и послушайте меня, что я вам скажу.
Это вы писали в прошлом году в газеты “Комсомольская правда”, “Труд”, “Советская Молдавия”, директорам Домов культуры письма?
Ст-т: Я об это слышал.
КГБ: А что вы еще слышали? На какой машинке их печатали? Кто их распространял? А как вы здесь подписались, а? /и он берет у рядом сидящего “секретаря” письмо, направленное им на разрешение из “Комсомольской правды”/ - Пожалуйста, поглядите. Это вы писали?
Ст-т: Это писали ребята и там в общем-то написано все верно. А с некоторыми моментами я сам не согласен.
КГБ: Например?
Ст-т: Ну, например, что они не подписали свое имя.
КГБ: А как они подписались, вы знаете?
Ст-т: Я знаю, и вы тоже знаете.
КГБ: Вы понимаете, здесь имеет место клевета. А за такие вещи, я думаю, не стоит вам напоминать, что вас ожидает.
Ст-т: Я не нашел там клеветы.
КГБ: А вы согласны, что если мы докажем клевету, то...
Ст-т: Вы ее не докажете, ее там нет. А мы действительно оклеветаны вами.
КГБ: В чем вас оклеветали?
Ст-т: Я об этом уже говорил. Мы и националисты, оказывается, и связаны с заграницей и многое другое.
КГБ: А кто сказал, что вы националисты, никто этого не говорил.
Ст-т: Тогда зачем понадобилось коллегии министерства просвещения республики рассматривать вопрос “О возникшем национализме среди гагаузов”?
КГБ: А вы откуда это знаете?
Ст-т: Я думаю, вы читали письмо Кара-Чобана Андропову.
КГБ: Ладно, но тут я должен вам сказать, что вы, отправляя свои письма в разные организации, рискуете, что народ может подумать, что у вас «не все дома». И мы в таком случае вынуждены будем принять меры.
Ст-т: Мне это известно. Это вы можете сделать. Но упрятав меня или еще несколько человек, вы не ликвидируете причины, вызвавшие это движение. Мы являемся всего лишь следствием той причины, которая возникла и развивается сегодня.
КГБ: Да хватит вам витать в облаках, вы лучше спуститесь на землю. Как бы вы теперь ни крутили, а Конституцию вы нарушили, не подписав своих имен. Это можно расценить как распространение листовок.
Ст-т: Насчет листовок вы не правы. Наш долг известить народ об истинном положении дел, в отличие от некоторых, которые пытаются вселить в душу нашего народа мысль о его неполноценности. А свои имена ребята не поставили, потому что уже знают, чем это кончается. Вы сами их вынудили на этот шаг.
КГБ: Ну ладно. Вот вы ответьте мне на такой вопрос. В своих письмах вы пишете, будто бы гагаузам препятствуют занимать высокие должности. А ведь это клевета. Например, у вас в Комрате Первый секретарь райкома – гагауз.
Ст-т: И почему-то единственный.
КГБ: А вы что, хотите чтобы мы всех поставили гагаузов? Ишь чего захотели! Разогнались! Тузлова вы знаете, надеюсь?
Ст-т: Да, знаю. Министр заготовок.
КГБ: Так в чем же дело? Он ведь тоже ваш...
Ст-т: Он – болгарин.
КГБ: ...Ну ...да, а вообще-то он из ваших краев. Он наполовину болгар, а мать кажется, у него, гагаузка. А сколько гагаузов работают в Кишиневе на больших должностях, вам просто не известно.
Ст-т: Мне известно все, и даже то, что в аппарате ЦК Молдавии гагаузов что-то не видать. А по количеству населения гагаузы занимают 3,3% от всего населения республики. И исходя из указаний партии, должны были занимать соответствующий процент и в аппарате управления. Не так ли?
КГБ: Да, конечно, вы имеете в виду речь Брежнева на 26 съезде.
Ст-т: Именно это.
КГБ: Но позвольте, там же сделана оговорка, что выдвигать надо в руководящие должности...
Ст-т: По способностям.
КГБ: Да, да, именно так.
Ст-т: Значит, получается, что гагаузы не способны управлять, если их не выдвигают.
КГБ: Ну, а кто в этом виноват, не вы ли сами?
Ст-т: Способности имеются у многих, их надо только правильно развивать, а не глушить искусственно, только потому, что он не ваш.
КГБ: Да нет. Я гагаузов знаю хорошо   /а в начале этой беседы гагаузов он не мог припомнить/. Это очень трудолюбивый народ. Но надо заметить, что гагаузы очень любят пить. И драчуны у вас хорошие, как нигде.   Согласитесь, это так.
Ст-т: Я уже говорил, отстает общая культура народа и ее надо скорее поднимать, а не задерживать.
КГБ: Но ведь гагаузы действительно не хотят никакой национальной культуры.
Ст-т: /с гневом, на повышенном тоне/ - Это глупости 20-го века. В истории цивилизации еще не было ни одного народа, который сам отказался бы от развития национальной культуры.
И вообще, мы не о том говорим. У нас разные взгляды на вещи. В завершении нашей беседы я хотел бы у вас спросить, куда нам следует писать и что писать, чтобы нам помогли и чтобы все наши просьбы не были расценены, как до сих пор. Пожалуйста, посоветуйте нам.
КГБ: Я не знаю, что вам советовать.
Ст-т: В таком случае, мне пора   (оделся и вышел в коридор, сотрудник КГБ пошел  его  провожать).
/в коридоре/ Ст-т: Пожалуйста, вспомните, с чего вы начали нашу беседу, якобы ничего о гагаузах вам не было известно. Что вы на это скажете теперь?
КГБ: Тише, тише, здесь люди ходят.
Ст-т: Пусть ходят, и пусть все знают, что творится!
КГБ: Пожалуйста, здесь об этом нельзя.
“Секретарь”: Успокойтесь, молодой человек, пойдемте, я провожу вас несколько метров /вышли на улицу/.
Я хотел спросить. Недавно в Бешалме у Кара-Чобана был представитель ЦК КПСС. Интересно, что он сказал по этому поводу?
Ст-т: Он успокоил Кара-Чобана словами: “Продолжайте заниматься творчеством и не волнуйтесь”
КГБ: Хотелось бы знать, поддерживает ли кто-нибудь вас из райисполкома, горсовета или райкома?
Ст-т: Конечно, поддерживают, что за вопрос?
КГБ: /Удивлённо, чего-то ожидающе/ - Интересно, а кто они?
Ст-т: Да нас все поддерживают.
КГБ: Ну, а конкретно есть кто-нибудь?
Ст-т: Да я же говорю вам, нас все поддерживают, а открыто говорить об этом боятся.
КГБ: Ну ладно, до свидания. Вы не расстраивайтесь, я думаю, всё будет хорошо.
Ст-т: До свидания.

Далее, полный впечатлений,  Студент поехал  в  аэропорт. Через час улетал его самолет в Ростов-на-Дону.
На “контроле” перед посадкой была какая-то необычная обстановка. Контролер, молодая девушка, посмотрев паспорт и билет, взглянула удивленно на студента. Он интуитивно почувствовал: “Готовится провокация”. В удивленных глазах девушки можно было прочесть: “Такой молодой и уже преступник!”

Подобное недоумение Студент неоднократно наблюдал на почте в Ростове, где он получал письма “до востребования”. А однажды поднял скандал по поводу непрекращающегося контроля его писем и заявил неожиданно: “Я знаю, что вы не по своей воле контролируете мою почту, это заставляет вас делать КГБ”. От такой неожиданности девушка потеряла дар речи. Рядом стоящая заведующая тут же объяснила: “А что мы можем делать. Мы находимся на работе и подчиняемся вышестоящему начальству. Вы, молодой человек, лучше поменяйте отделение связи, и нам от этого было бы спокойнее, и вам тоже”.

...Итак, контроль в аэропорту... и девушка с удивлёнными глазами. Студент проходит дальше. Последовал суровый голос другой девушки: “дипломат положите на стол, а сами пройдите через аппарат. Пока студент сделал круг туда-обратно, в его “дипломате” уже усердно шарили две тонкие ручонки. Рядом стоял милиционер и сурово поглядывал: Интуиция подсказала: эти люди хотят что-то найти недозволенное, чтобы задержать меня”.

Сначала дипломат был весь опорожнен. Затем несколько раз его встряхнули. Далее стали шарить в кармашках и искать потайные карманы. Не найдя ничего подозрительного, девушка открыла пачку акварельных красок, которые лежали уже на столе, и просмотрела внутренность. Затем была развязана папка для бумаг. Находящиеся там несколько тетрадей были обследованы и перелистаны. Не найдя и там ничего подозрительного, девушка еще раз прошлась по кармашкам “дипломата”, и разочарованная в чем-то необычном, стала складывать вещи. Наконец-то Студент собрался с мыслями и спросил: “В чем дело, девушка, откуда такая строгость?”
“А я всегда такая” – ответила она.

Сомнений не оставалось. Нужен был повод, чтобы задержать Студента.
По всему видать, Студент стал еще опаснее после беседы в ЗДАНИИ КГБ. Ведь там окончательно был рассеян МИФ “О непричастности КГБ к гагаузскому вопросу”.
В Ы В О Д Ы   из «Беседы»

1. И гагаузами и Западной агентурой в одинаковой степени занимается один и тот же государственный орган – КГБ, то есть, гагаузы возведены в ранг государственных ПРЕСТУПНИКОВ.
2. Редакция газеты “Комсомольская правда” и др. передали письма с названием “Покушение на идеи Великого Ленина” не куда-нибудь для разрешения, а в... КГБ. Значит, НАШИ ГАЗЕТЫ ЯВЛЯЮТСЯ   ОРГАНАМИ   КГБ.
3. Всеми передвижениями должностных лиц /чтоб, не дай Бог, гагаузы не попали в управление ЦК республики/, а также ключевые решения отдельных министерств - просвещения, культуры и других, которые призваны как можно дольше держать в невежестве гагаузский народ,  находятся в руках Органов Безопасности.

+++


Из АРХИВА гагаузов,  1982-83 гг.

Внимание, внимание, внимание!
Всем! Всем! Всем!
В Молдавии планомерно истребляют культуру целого народа!!!

ПОКУШЕНИЕ
НА ИДЕИ ВЕЛИКОГО ЛЕНИНА

На юге Молдавии живут гагаузы. Их около 150 тысяч. Сегодня руководство Молдавии ведет к тому, чтобы все явления, связанные с гагаузами, смягчать или затушевывать. Например, во многих республиканских брошюрах, газетах, журналах, по радио и телевидению слово “гагауз” преднамеренно не печатается, чтобы постепенно искоренить саму мысль о существовании этой народности.

Слово “гагауз” стало предметом насмешек. Нас неохотно принимают в ВУЗы республики, особенно творческие. В исторических исследованиях гагаузы “потерялись”, словно не существовали никогда или не имели своей истории. В советской художественной литературе наш народ представлен “ворами”, “проститутками” и “дезертирами” - и ни одного положительного героя. По благоустройству городов и сел  наш край - самый отсталый в республике. За счет Юга строятся Центр и Север Молдавии.

В гагаузских городах (Вулканешты, Комрат, Чадыр-Лунга) до сих пор нет ни одного техникума и института, нет ни одного театра или профессионального ансамбля, но достаточно спецшкол для дебильных.

В высших органах республики для нас не нашлось хотя бы нескольких значительных мест,  якобы наш народ “не способен” управлять.

В официальной печати спокойно пишут о том, будто бы гагаузы изучают в школе свой родной язык, выпускаются газеты и ведутся передачи по радио. На самом же деле все эти культурные достояния были ликвидированы самым преступным образом еще в 1962 году. Народу тогда ничего не объяснили, в печати ничего не опубликовали, злодейски нарушив Конституцию СССР.

Подобных примеров можно привести множество, но думается, картина ясна.

Нам долгое время внушали мысль о том, что наш народ настолько глуп и невежественен, что САМ НЕ ХОЧЕТ развивать свою национальную культуру. Эта ложь, словно червь, въелась в сознание республиканских властей, и они перестали отличать истинное от выдуманного, беззаконие трактуют как закон.

Мы обратились за помощью в Высшие органы нашей страны. Одних уволили с работы, других вынудили к этому. Наших деятелей искусства перестали печатать.

Единственный гагаузский музей в селе Бешалма расформирован, а его директор, известный гагаузский поэт, остался без средств к существованию.

Нас открыто объявили “националистами”. Нами усиленно занимается КГБ. Наши письма контролируются, телефоны прослушиваются. Распространяемые местными властями слухи и клевета призваны дискредитировать нас в глазах народа.

Сегодня гагаузы возмущены до предела и  никакие “Постановления” не помогут партии, если у нее слова расходятся с делами, когда вопреки своим же словам “усилить борьбу против искусственного стирания национальных особенностей”, она тут же поддерживает тех, кто творит беззаконие.

Сейчас, после расправы, обстановка внешне кажется спокойной, но эта внешняя сторона обретает невероятную внутреннюю силу. И чем все это может кончиться, еще неизвестно. Мы уже устали бояться и сегодня открыто заявляем и требуем, чтобы нас поставили в один ряд со всеми народами СССР не на словах, а на деле.   Нам надоело быть шутами истории.

Нам стыдно за свою Великую и Славную страну!

Гагаузская  молодежная  организация  - 1983 г.


Рецензии