Катюша и семья Калошиных. Солёный чай

       За сорок пять лет до описываемых нами событий известный исследователь Азии Николай Михайлович Пржевальский так описывал быт уссурийских казаков:

   «… быт казаков, за весьма немногими исключениями, крайне незавидный.
  Не говоря уже про какое-нибудь довольство жизни, большая часть из них не имеет куска хлеба насущного, и каждый год с половины зимы до снятия жатвы казна должна кормить большую часть населения, чтобы хотя сколько-нибудь спасти его от голода. Обыкновенно в это время выдают заимообразно неимущим казакам по 30 фунтов [12 кг] муки в месяц, но так как этой дачи для многих семейств недостаточно, и притом же она не вдруг выдаётся всем голодающим, то казаки к получаемому провианту подмешивают семена различных сорных трав, а иногда даже глину. Испечённый из этой смеси хлеб имеет цвет засохшей грязи и сильно жжёт во рту после еды.

  Главным подспорьем к этому, но далеко не у всех, служит кирпичный чай, завариваемый с солью, или так называемый бурдук, т. е. ржаная мука, разболтанная в тёплой воде…».*


  Бабушка не говорила мне, что они так уж сильно голодали. И молоко, и хлеб у них были. Но вот то, что приходилось пить «солёный чай», - это она считала признаком бедности. Как видим, Пржевальский указывает этот чай, наоборот, как некоторое свидетельство минимального достатка.

Кирпичный чай.

  Низший сорт обыкновенного китайского чая, с помощью клея спрессованный в плитки, формой похожей на кирпичи. Кирпичный чай получается из северных провинций Китая, где, однако, не употребляется; у нас употребляется в Сибири, особенно же у калмыков и бурят. В Забайкалье заменяет отчасти ходячую монету. Его не настаивают, а варят с солью, молоком, маслом или бараньим жиром; к густому крепкому отвару прибавляют даже несколько муки. Сваренный К. чай своим видом походит на шоколад. / Энциклопедич. словарь Ф.А. Брокгауза, И.А.Ефрона.

   В детстве я думала – зачем же они чай солили! Ведь если не было сахара, его можно было пить просто пресный…

 
   Ну вот, сидели они и пили  этот «солёный чай». Уже прошёл сентябрь и начался октябрь. Никто не приехал к Седякиным и никакого ответа на своё письмо Мария Никитична не получила. Катюша волновалась. Ей хотелось увидеть «доброго барина Пущина», хотелось поехать в Москву, в Петербург.

   А взрослые вели свои разговоры.  «Конечно, Кате лучше уехать! Отца нет, а братья не всегда защитят… Девчонка растёт красивая, ещё лет пять – шесть - и невеста… То есть, хорошо, если невеста! А то – позору не оберёшься…  А так – на учительницу выучится, в гувернантки пойдёт, к благородным. Глядишь, может, и сама благородного найдёт»… Мария Никитична кивала головой: да, ведь свёкор-то, Захар Седякин, был не простого роду, - и в детях это сказывается! Но вот – не едет что-то никто и не шлёт им никакой весточки…

Остаётся пить солёный чай да думать невесёлые думы…



На фото - кирпичный чай.


Продолжение:http://www.proza.ru/2020/02/29/919


*Пржевальский Н. М.
Путешествие в Уссурийском крае. 1867-1869 гг.


Рецензии