160. Воля

Свобода воли.
Парадокс.
Особенно, если представить на минуточку, что правило о свободе воли дано самым деспотичным из всех возможных деспотов, куда там людишкам с их властишками? - Господом Богом Саваофом. Тем Самым, Который сотворил мироздание и владеет как кварками (или что там еще мельче-то нащупали наши ученые?) до Вселенных (в целом. Одна вселенная помещается на кончике ноготка, а то и еще убористее).

И вот этот из всех деспотов деспот вдруг утверждает, что у человека, сотворенного по Его образу и подобию есть - ни много, ни мало! - свобода воли.

Как это можно совместить, если всё, от кварков до вселенных, подчинено Его Промыслу? Как бы - ну да, вот я, например, захотела "чтобы у моих ног тек Нил" (вот прямо на главной площади моего города), а по планам Господа Нил должен течь там, где течет. Ну и где - моя-то свобода воли? По вере моей и по слову Господа Иисуса Христа должно быть так: сказала я Нилу течь у МОИХ ног, и он тут же и потек. А Промысел Бога Отца? А наши молитвы "но не моя воля, да Твоя"?

А вот поди ж ты...

Троичная логика в помощь...

Наверное, мы просто неправильно понимаем смысл понятия "воля". Ну, то есть, в чем-то понимаем правильно, например, мое волеизъявление на... ммм... н-ну, скажем, есть Почта России, есть Деловые линии, есть ДиАйчЭль. И если к моему подъезду набегут митингующие за ДиАйчЭль, и плюсом калашничающие за Деловые линии, то мои планы по отправке почтовых отправлений окажутся под влиянием неких сил.

Каких?

Страх смерти (автомат калашникова).
Алчность (листовки с обещанием скидок).
Сила привычки (соседка по лестничной площадке работает начальником отделения связи).

Эти три силы будут оказывать на меня ЖИВОЕ воздействие, потому что это ж будет происходить не на киноэкране, а вот реально в моем подъезде, да?

И мне потребуется сделать УСИЛИЕ, для того, чтобы именно сегодня прорваться мимо агитаторов и отправить то, что надо отправить.

Сила на исполнение своих обязанностей.

Но - кого я выберу?

Того, кого я выбрала накануне. Пока давления еще не было. Была задача - выбрать оператора связи для осуществления отправки, был выбор, выбор сделан, оператор определен, решение принято.

Это - воля.

Осознанное принятие решения.

А дальше - через митингующих, калашникающих и тортикающих - и мимо них - проявляется СИЛА воли. Сила решения, принятого накануне.

Вот тут - маленький удел человека. Он принимает решение - как он живет в мироздании, сотворенном Деспотом из Деспотов, а Деспот из Деспотов подает СИЛЫ на исполнение ВОЛИ человека.

Где - Промысел Божий?

Нам сие неведомо, но - можно понять: представим, что по железнодорожным путям едет состав. Куда, откуда - мы не знаем, да и зачем, если мы на переезде ждем "зеленого"? Но совершенно понятно, что если посидеть и подождать, то поезд проедет, а потом поедем мы. А если пытаться (как в кино) прошмыгнуть между колесами товарняка, то это сугубо боком...

Промысел Божий "оформлен" достаточно просто: не убий, не укради... и так далее, очевидно, убийства и кражи мешают Богу Отцу, как, например, нам комары на природе. Раздражают. И только логично, что от комаров Он либо репеллентом помажется, либо газетой запасется - вот тут уже ОТСУТСТВИЕ силы к воле.

Главный философский вопрос последних двух тысяч лет: распятие Господне было по Его воле или по воле распинающих?


Рецензии