Пять лет в Польше

               

Говорят, что твой дом – это там, где тебе хорошо. Интересно, спустя пять лет, могу ли я сказать, что Польша стала для меня домом? Не задумываясь, скажу, что да!
Почему мне хорошо в Польше? В двух словах не скажешь… Особенно, когда давно уже сняты розовые очки. Когда уже пришлось съесть пуд соли. Попробую ответить. Во-первых, люди здесь спокойнее, чем в Украине. Они обычно негромкие, культурные и вежливые. В них нет столько стресса, как у моих земляков на Родине. Причину объяснять ненужно: чем лучше условия жизни, тем человек чувствует себя спокойным и защищённым. Во-вторых, экономика более развита и стабильнее: жить на заработанные деньги легче и проще. От этого в жизни присутствует больше комфорта и стабильности.  В третьих, отличные условия для занятий спортом: велосипедные дорожки, ровные тротуары, что комфортно для бега, много открытых парков и скверов, регулярно проводятся забеги и другие соревнования, включая роликовый пробег. Жизнь в Варшаве особенно интересна тем, что есть много культурных  мероприятий: концерты, выставки, интернациональные фестивали и т.д. В теплое время года мы с удовольствием гуляем в парках, которых есть много, посещаем ботанические сады, любим смотреть шоу фонтанов…
Есть ли что-то, что мне не нравится здесь? Конечно, есть. Это же не рай! Просто, я стараюсь не концентрировать внимание на минусах жизни. Так  легче жить. Есть отличительные черты поляков, которые мы с иронией воспринимаем. Но это, попросту, ментальность, которая есть у каждого народа. Однозначно не нравится волокита с документами, необходимыми для эмигранта. Но эта проблема есть у всех во всех странах мира. На это нужно быть готовым и ментально и материально. В первые пару лет была  острой проблема языка. И это притом, что мы учили язык в Украине и продолжали учить его здесь. Но тогда еще была проблема связно и легко высказаться или поделиться своим мнением. Сейчас эта проблема еще не исчезла. Есть редкие ошибки, не ушел акцент, иногда не понятно какое-то слово или оборот. Кстати, в изучении языка мне очень помогло чтение книг на польском языке. Это еще один из плюсов жизни в Польше: доступность в продаже книг на интересные для меня темы и широкий их выбор. Также привлекателен факт, что очень многие поляки любят читать книги.  Кстати, все читающие и думающие поляки гордятся свежей новостью: в 2019 году польская писательница Ольга Токарчук стала обладательницей Нобелевской премии по литературе. Честно говоря, я не читала ее прозу, т.к. редко читаю художественную литературу. Больше люблю литературу факта, т.е. чьи-то реальные истории, биографии и т.д.  Но я слушала дважды ее выступление в Стокгольме при награждении. Эта часовая речь была настолько захватывающей, глубоко интеллектуальной и пронизанной болью за меняющуюся ментальность людей на земле, что одного прослушивания для меня оказалось мало…  Выступала она на польском родном языке. Присутствующие читали перевод ее речи, розданный им в зале.

  Можно иронизировать по поводу польской рекламы, качества их фильмов или диско-поло, так популярного у многих поляков. Поначалу, честно говоря, это вызывало у нас смех. Но если подумать, то это всего лишь – другой взгляд и стиль, принятый здесь, так отличающийся от привычного нам на Родине. Для нас с мужем, старающихся с первого дня приезда, влиться в варшавскую жизнь, ассимилироваться по максимуму, постепенно это перестало задевать. Мы стараемся замечать хорошее и подчеркивать себе это.
Например, дикторы радио и теленовостей говорят быстро, но сосредоточенно-спокойным голосом, а, не истерично подвывая… Пожилые мужчины сохранили давнюю польскую традицию: они целуют женщинам ручки. Те, кто помоложе – пожимают руки женщинам при приветствии и прощании. Например, моя терапевт  (молодая женщина) при моем вхождении в ее кабинет, привстает и пожимает мне с улыбкой руку. И это не частная клиника, а обычная поликлиника. Кстати, на собеседованиях, даже на должность помощника на кухню, руководитель при знакомстве тоже пожимает руку.
Поляки очень общительны, особенно пожилые. Например, на кассе пожилая женщина, очень медленно отпускающая покупателей, постарается пообщаться практически с каждым. Если Вы не взвесили, например, фрукты или овощи, то без всякого скандала, улыбаясь, она покажет, что там, у другой кассы можно пойти взвесить. И никто в очереди не будет возмущаться или косо смотреть на Вас.
Поляки любят помогать друг другу. Например, сейчас, во время карантина, масса тому доказательств. На дверях подъездов или столбах висят объявления, что кто-то готов сделать покупки пожилым соседям, чтобы те не выходили из дома, с указанием своего номера телефона. Было недавно объявление на Фейсбуке в группе нашего района, что кто-то вынес на улицу для соседей расфасованные  в вазочках и заклеенные пленкой закваски на хлеб. Кто готов печь дома хлеб, чтобы не выходить в магазин, может себе бесплатно взять.  Есть много волонтеров, которые делают покупки для тех, кто не может выходить из дома из-за обязательного карантина. А таких людей немало, кто имел контакт с зараженным человеком. Вообще, волонтерство очень популярно среди поляков, притом среди всех возрастов. На марафоне воду и бананы бегунам подают преимущественно дети, подростки, но встречаются и пожилые, даже монашки…
  Одной из особенностей нашей жизни в Польше можно назвать изменение нашей речи. Когда я разговариваю с кем-то из давних знакомых украинцев, то спешу сразу же извиниться, т.к. моя русская речь часто смешана с польским языком. Вполне логично, что это происходит у всех  эмигрантов во всем мире, кто только смог выучить местный язык. Иногда мы с мужем переходим на польский и разговариваем исключительно на нем. В таком случае, мы взаимно указываем друг другу на ошибки.  Но через какое-то время, все равно переходим на родной русский язык. А вот украинский язык у нас претерпел изменения. Т.к. для меня украинский язык – это второй язык, который я учила в школе, то легко и свободно на нем я  говорила редко и мало, при необходимости.  По звучанию польский язык ближе к украинскому, чем к русскому. Поэтому, для нас польский язык
 как будто заменил украинский. Когда я читаю или слушаю что-то на украинском языке, поневоле кое-какие слова хочется заменить на польские. Теперь на украинском мне трудно что-то произнести, я сразу перехожу на польский. А вот дочка наша, которая закончила школу на украинском языке, в отличие от нас, учившихся на русском, может при желании легко разговаривать на украинском. Хотя ее родной и семейный наш язык – русский. Все дело в привычке и стереотипах.
Жизнь в Польше очень нас изменила. Я здесь регулярно занимаюсь спортом, так что получилось пробежать уже два марафона и несколько полумарафонов. Это сыграло не последнюю роль, чтобы стать более уравновешенной эмоционально и лучше себя чувствовать физически.  Из-за того, что не получалось самореализоваться через работу, как у себя на Родине, а приходилось работать там, где получалось и нравилось, изменилось вообще отношение к работе как таковой. Может, эти пять лет просто подняли нас на другое осмысление жизни? Как ни странно кому-то может показаться, но мне нравится моя работа няней. Я всегда любила детей, хоть никогда не думала, что смогу этим зарабатывать на жизнь. Но мне нравится ощущение свободы в голове, когда я на работе или возвращаюсь с нее. Телефон не разрывается от звонков, как в прошлые года офисной работы. Нет стресса от постоянного завала на работе или каких-то конфликтов с начальством или коллегами. Нет часов, проведенных у компьютера и с ворохом бумаг… Я вижу перед собой почти всегда улыбающегося малыша. Я вместе с ним познаю мир, когда учу его кушать, ходить, говорить, пользоваться горшком, играться в песочнице и т.д. Когда ребенок, пусть даже и чужой, обнимает меня или говорит, что любит меня – это делает меня счастливой. Когда я вижу, как сытый и выгулянный во дворе, ребенок сладко засыпает в кроватке, - меня это делает счастливой. Этот результат моей работы виден сразу, а не какие-то выполненные поручения начальства, как прежде… Я не чувствую себя каким-то винтиком огромной махины, которую кто-то запустил и она не может остановиться. Я чувствую себя нужным человеком. Конкретному  маленькому человечку в конкретной семье. Вряд ли в Украине я бы когда-нибудь работала няней… Иногда обстоятельства сами нас приводят туда, что для нас будет лучше всего!
 Нельзя укрыть, что есть тоска за родными, которых нет рядом. За друзьями, которые знают нас не одно десятилетие, за родным городом, где прошла вся жизнь, за квартирой, которая теперь не наша… Но похоже, что за пять лет тоска стала более контролируемая и менее докучающая. Здесь, в Варшаве появились новые друзья, есть новая квартира, другие места стали уже родными. Но все это другое, новое…
 Эмиграция – нелегкий путь. Чтобы на него решиться – должны быть веские основания. Так мне очень давно сказали, и теперь я с этим согласна. Будет ли он в итоге успешным – зависит от настроя, желания и стремления ассимилироваться в новую страну, культуру, которая другая, но не значит, что плохая.


Рецензии
Елена, добрый день.
Немного ощущение, что Вы себя уговариваете согласиться.
На самом деле, нужно вспомнить, сколько потребовалось времени, чтобы потом над чем-то смеяться. Чтобы принять в себя естественным образом.
Я подпишусь под ощущениями от работы няней. Еще добавлю, что смотреть на малыша и видеть мир через призму его будущего в котором есть именно ты, а не другая няня, это тоже ответственность и счастье.
Я читаю Вас несколько лет и ваша искренность подкупает. Мне нравится ваша Варшава. Я там была с 6 по 9 марта. И слышала разные отзывы. Думаю, важен настрой. Ваш мне нравится. Пусть ваши веские основания укрепят Вас.

Майя Ланопре   19.04.2020 23:49     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Майя!
очень приятно, что Вы не забываете меня и читаете.
Возможно, Вы уловили мое настроение, которого я до конца не осознаю. Но я честно и разумно написала свой как бы отчет о прожитых годах и какое сформировалось отношение ко всему. Конечно, если почитать первые расказы о жизни в Польше, то можно увидеть другой настрой:)))
Я очень изменилась, поэтому мир вокруг меня другой. Много и регулярно занимаюсь спортом. Это помогло мне стать более урановешенной эмоционально...
А мои новые притчи Вы читали? Они не показались Вам другими?

Корсакова Елена   20.04.2020 20:03   Заявить о нарушении
Еще нет. Как-то долго не было у вас нового. А потом я ушла с прозы. Сейчас стала иногда заходить. Почитаю. Ваша искренность позволяет отследить, как идет ваше развитие. Это очень интересный процесс. Для меня развитие цэ всэ.😊😎 спорт это благо. Я сама сейчас взялась серьезнее за себя. Моя бабушка и мама всегда говорили - жизнь это движение. Еще занятия спортом для меня показатель налаженной жизни. Очень рада за вас.

Майя Ланопре   20.04.2020 22:28   Заявить о нарушении