Как быть учителем?

Давным-давно, так давно, что никто и не помнит, было ли это на самом деле, жил один великий Учитель. Он знал всё обо всех вещах на Свете. Знал откуда берётся электричество, почему растёт трава, откуда радуга на небе, и даже как устроен автомобиль знал! Звали этого Учителя  - Милаш. Что поделать, вот такое имя.
Великий Учитель Милаш очень любил всех учить, ведь знания в его голове были обо всём на свете. Только она незадача была. Не было у Милаша учеников. И решил одним утром Учитель отправится путешествовать по миру, чтобы нести свою мудрость и передавать знания.

Приехал учитель в ближайшиё город, видит: жизнь кипит, все люди бегают в разные стороны, взрослые и дети, все чем-то заняты. Странно, думает он: «Все что-то делают, а думать не успевают».  И вдруг увидел учитель маленького мальчика, лет 4х с виду, радостно прыгающего в огромной грязной луже. Учитель подошёл к нему и спросил:
- Что же ты делаешь, юноша? Разве ты не знаешь, что в каждой луже полно опасных бактерий, вирусов, даже может кишечная палочка оказаться? Это ведь может нанести вред твоему здоровью.
- Чё? – повернул мальчик голову в сторону учителя
- Я говорю о том, что забота о собственном здоровье является важнейшей обязанностью любого живого существа.
Мальчик встал, вытер об себя руки, засунул палец в нос, вытащил огромную «казюлю» и съел её. Учитель вздрогнул. Он знал всё на свете, кроме того, что ему делать сейчас.
- Послушай, мальчик, - начал говорить Милаш, - дело в том, что я учитель…
- А где же твои ученики? – перебил его сорванец.
- Дело в том, что у меня сейчас нет учеников…
- Какой же ты тогда учитель, если у тебя даже учеников нет? – мальчик рассмеялся и убежал прочь, оставив нашего Милаша стоять в недоумении.
«Действительно… какой же я тогда учитель?» - задумался Милаш, продолжая своё путешествие к центру города.
 -----------

В центре города располагался парк. Учитель зашёл в него, сел на лавочку, и стал наблюдать, как дети играют в догонялки, лазают по деревьям, кидают камни в пруд. «Что за бессмыслица», - подумал он, - «разве они не хотят знать того, как устроен мир». Тогда ему в голову пришла гениальная мысль. Чтобы научить детей, нужно научить взрослых. И он подошёл к двум женщинам присматривающим за детьми и болтающим между собой.
- Добрый день! Меня зовут Милаш, я учитель и я хотел бы с вами поговорить.
- Да, конечно, - женщины слегка поклонились ему.
- Скажите, почему ваши дети бегают по парку без дела?
- Как это без дела? Они заняты игрой. – ответила первая женщина.
- Но разве не ценнее было бы провести это время в процессе беседы о сущности мироздания, чтения или медитации?
- Они заняты развитием своих навыков коммуникации, моторики и поиском своего места в мире, - улыбнувшись ответила другая.
- Как это? – удивился всезнающий учитель.
- Посмотрите. Когда дети играют вместе, они распределяют роли, общаются между собой, учатся договариваться. У них не получается и они пробуют снова. Так они примеряют разные роли и выбирают стратегии, благодаря которым достигают своих целей. Чем старше они становятся, тем больше стратегий поведения у них появляется. Так они познают этот мир.
- Но как же знания о мире и Вселенной? Ведь столько всего удивительного существует в нашем мире! Каждый младенец непременно должен знать об этом! – негодовал учитель Милаш.
- Они сами узнаю всё, о чем только захотят. Мы – лишь проводники в мир знаний. Надзирателей в нашем городе нет. Никто не может заставить нас учить то, что нам не нравится или не интересно сейчас.
Учитель Милаш молча кивнул и отошёл в сторону. Лицо его было переполнено гнева. Столько лет он собирал знания по крупицам, собирал их в единую схему, упорядочивал, пришёл делиться всей своей мудростью, а тут, кажется, она никому не нужна! Дурацкий город с глупыми людьми. Милаш уверенной походкой направился к выходу из города.

- Дяденька… дяденька! – услышал он подходя к огромным воротам, за которыми заканчивался город. Учитель обернулся.
Маленькая девочка бежала к нему с протянутыми руками, в одной из которых был комок бумаги.
- Дяденька, а ты знаешь как делаются бумажные самолётики?
- Конечно, дитя. Я всё знаю. Я ведь Учитель. – с долей неуверенности молвил Милаш.
- Ура! – лицо девочки прояснилось, - Дяденька, научи меня делать самолётики! Мой брат всегда делал мне самолётики, а сейчас он уехал,  а я случайно села на самолётик и вот… - девочка протянула комок бумаги, а глаза обещали устроить маленький дождик.
- Конечно, дорогая, садись, сейчас я тебе расскажу, - начал учитель.
- Нет, ты сразу покажи, - возразила девочка и уверенно протянула лист бумаги.
- Но я никогда не делал самолётиков из бумаги, - несколько смутился Милаш.
- Тогда откуда ты знаешь как это делается?
- Я много лет посвятил обучению всему на свете, в том числе авиамоделирование и авиаконструирование входило в круг моих познаний…
- Тогда сделай самолётик, - девочка требовательно протянула листок ещё раз.
Учитель вздохнул. Взял бумагу. Вытащил из за пазухи карандаш и стал вспоминать основы аэродинамики. Затем сделал из листка бумаги треугольник, пару раз согнул, что-то разогнул и получился прекрасный воздушный змей.
Девочка недоверчиво посмотрела на него.
- Это не похоже на самолётики братика, ты точно уверен что оно полетит?
- Давай попробуем, - пожал плечами учитель и запустил змея в небо. Поймав порыв ветра змей резко рванул вверх, промчался вокруг антенн и сушилок для белья, пролетел через городские врата и вернулся обратно медленно парируя прямо к девочке в руки.
- Вот это дааааа… - девочка широко раскрыла глаза, прямо сказать выпучила, схватила змея и убежала в свой двор.

- Что ж, кажется в этом городе мне не найти учеников, - вздохнул учитель, поднимаясь и направляясь в сторону выхода из города. Он успел сделать несколько шагов к воротам, как за спиной послышался топот ног и крики: «Дяденька!!!» Орава детей окружила Учителя Милаша. Каждый тянул ему свой лист бумаги с просьбой сделать такого же змея. Учитель рассмеялся.
- Ну чтож, начнём урок. Кто хочет делать змея садитесь и положите листок перед собой вот так…

Как быть хорошим учителем?
- Быть примером
- Знать о чём говоришь
- Учить только когда попросят
- Создать интерес к обучению



Рецензии