Кустракиты. 1. Лестница

Кустракиты.

1. Лестница.

     Гора очень высокая. Заглядевшись, Верочка запрокидывается и едва не падает. Однако инстинкт заставляет её резко опустить голову и податься вперёд. Обеими ручками она вцепляется в шершавые доски ступеньки, приникает к ним животом, грудью, всем телом.

     Ха –  облегчение лёгким облачком вырывается из её груди. Она оглядывается, рядом по-прежнему никого. Она совершенно одна. Некому ей помочь. Почему? Она не знает. Но уверена, БОЛЬШИЕ ЛЮДИ там, наверху. Ей следует во что бы то ни стало до них добраться, и БОЛЬШИЕ обязательно позаботятся о ней. А не захотят, так ведь можно и напомнить им о себе. Лёгким кряхтением. Тихим плачем. Громким рёвом. Диким визгом. Что-то всегда действует.  Большие сильные руки протянутся навстречу, подхватят, вознесут высоко-высоко, но бояться не надо, её держат крепко, иногда даже чересчур, Верочке бывает немножко больно, но она уже успела уяснить – за всё в этой жизни приходится расплачиваться. И за восхитительное чувство беззаботности, возникающее во время «сидения на ручках» тоже. И не только этой лёгкой болью, но и некоторым неудобством: порой бывает слишком жарко и мягко, либо твёрдо и пахуче; иногда её зачем-то трясут или качают, так что кружится голова; издают громкие звуки, смеются, кашляют, чихают или заунывно поют грубыми голосами… Она согласна платить эту цену. Опыт показал – оно того стоит.

     Ты терпишь неудобства, зато находишься В БЕЗОПАСНОСТИ. Если начнёшь КАПРИЗНИЧАТЬ и качать права, ОСТАНЕШЬСЯ В ОДИНОЧЕСТВЕ. И что тогда делать? Одной в огромном непонятном мире без тепла и пищи…  НЕ ВЫЖИТЬ!
    
     Ах, поскорее бы добраться до больших, крепких рук. Но для этого необходимо забраться по этой лестнице наверх, доползти до заветной двери, за которой скрывается проход в ДОМ. Гигантские ступени громоздятся друг на друга. И первая из них возвышается перед ней непреодолимой преградой. Как забраться на неё? Задача кажется невыполнимой.

     Верочка ползёт на четвереньках вдоль ступеньки в надежде отыскать проход наверх. Но прохода нет. Её глаза упираются в серую доску. Если приподнять голову, становится видна плоская поверхность следующей ступени над отвесной доской. Она пробует боднуть доску – больно!  Упирается коленкой в край ступеньки внизу. Нет, ничего не выходит!

     Хочется заплакать. Даже завизжать. Верочка набирает в грудь побольше воздуха, издаёт вопль. Тот пронзает тишину и гаснет. Попробовать ещё раз? А что толку? Никого рядом. Придётся напрячься и решить проблему самой. Только вот как?

     Она садится и начинает ощупывать вертикальную стену перед собой. Шершавая. Серая, в разводах. Нет, она не знает всех этих слов, но видит и чувствует. А слова и названия с рождения витают над ней лёгким облачком, которое с каждым днём становится всё плотнее и тяжелее, и порой проливается дождём осознания, взращивая ПОНЯТИЯ-СЛОВА в её СОЗНАНИИ и сохраняя их в ПАМЯТИ. Рано или поздно они будут востребованы. А пока пробиваются лишь всходы, трепетно-нежные, зыбуче колышущиеся, ускользающие и проявляющиеся, часто необязательные для понимания сути вещей, ведь вкус и осязание гораздо полезнее и информативнее…

     Пока же она ловит ИНТОНАЦИИ одобрения или упрёка, ласки и гнева, и учится выделять малейшие НЮАНСЫ, находить УТЕШЕНИЕ, вылавливая ноты НЕЖНОСТИ в речитативе УПРЁКОВ, которые на самом деле являются всего лишь ЖАЛОБОЙ на что-то, пока ей недоступное, и тогда… о, кое-что и она уже может сделать для своей бедной мамочки – обнять и ПОЖАЛЕТЬ.

      Однако хватит рассиживаться. Сгущаются сумерки. Внутреннее беспокойство усиливается, что-то ей подсказывает – очень скоро станет темно, то есть совсем ничего не будет видно! Верочка поднимается. Опирается грудью об острый выступ, вытягивается и ложится на доску. Так кажется, что она уже почти забралась на ступеньку. Это придаёт бодрости. Что бы ещё предпринять? Ага, прямо перед ней маячит отвесный край следующей ступеньки. А что если дотянуться до него? Руки упираются в жёсткую стенку. Тяжёлая голова перетягивает, Верочка утыкается лбом в доску, ножки задираются.

    Неустойчивость положения вызывает страх и заставляет активно дрыгать ногами. Коленка цепляется за верхний край ступеньки; почувствовав опору, утверждается на ней, вот так, хорошо. Минуту Верочка отдыхает в таком положении: лёжа животом, грудью, головой и одной коленкой на широкой ступеньке, пока не осознаёт, что свесившаяся вниз вторая нога наливается тяжестью и тянет её вниз.

     В ПРОПАСТЬ. Пропасть – значит пропасть. Упасть в БЕЗДНУ. БЕЗДНА - без дна. НЕИЗВЕСТНОСТЬ. Неизвестность – ОПАСНОСТЬ! Страх!

      Нет, туда она не хочет! Ноги сами приходят в движение. И - о, чудо свершилось! Она вползла на ступеньку!

     Верочка – молодец! Она это точно знает, хотя некому сказать ей об этом. Она бы порадовалась, если бы перед самым её носом не маячила ещё одна отвесная стенка, а над ней ещё. И ещё…

     И как быть? Каким образом преодолеть их все? У неё иссякли силы. Она не помнит, как ей удалось подняться на эту ступень. Как-то. Испытание не закончилось…

     Может всё-таки зареветь? Как труба иерихонская. Небось, прибегут.  О-ох. Она вертит головой. Ни-ко-го. Некого звать. Придётся всё делать самой.

     Что, если потыкать ножкой в ступеньку? Жёстко, больно. Вроде бы надо лечь. Вот так. ПОЛ шершавый и чуть тёплый. Отдохнуть немного… Отдохнула. Дрыгай ногами, «тетёха». Это слово из раздела ругательно-ласковых, означающее, что Верочка делает что-то не так, как нужно. Значит надо постараться!

      Ножки активно двигаются, коленки цепляются, ручки подтягивают тело…

      Барахтающийся жук. Такое сравнение мог бы придумать взрослый. Но его рядом нет.

      Она победила! Ура-ура-ура!!! Впрочем, ничего подобного она не вскричала. Нет, эти слова из другого облака, того, что пока до неё не добралось.

      Зато успех окрыляет. А желание как можно скорее добраться наконец до мамы подгоняет. Ма-ма! Или хоть кто-нибудь! Уа-уа, где вы все?! Люди!!! А-а-а!!!

     Не слышат.

     Она смотрит наверх. Заветная дверь в дом кажется стала чуть ближе. И всё же пока ещё слишком ДАЛЕКО. Чтобы добраться до неё, необходимо забраться на крутую гору, преодолев нагромождение серых отвесных скал, перебираясь с одной площадки на другую.

     Она до конца осознала задачу. И приступила к её исполнению. Упорство и труд всё перетрут…

      Верочка карабкается… Тело запоминает движения. Удача придаёт уверенности. Негодование на обстоятельства прорывается гневным криком. Жалобным всхлипом. Упрямство перерождается в силу воли. Она почти достигла цели! Последний рывок.

     Заветная дверь перед ней! Огромная. Тяжёлая. Неприступная.

     ЗАКРЫТАЯ!

     - А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а!!!

     Ярость, страдание, разочарование, бессильный гнев, накопившееся напряжение исторгаются диким воплем. Руки барабанят о твёрдые доски, боль в них ничто в сравнение с бушующим в душе пламенем ОТЧАЯНИЯ!

      И… ДВЕРЬ ОТКРЫВАЕТСЯ!

      Сильные руки подхватывают Верочку, сжимают крепко и немножко больно, и внезапно возносят наверх, так что захватывает дух. Одновременно волна облегчения накрывает её. Но почти сразу за ней следует другая – разочарования – это НЕ МАМА! Почему?! Молодая девушка, скорее даже большая девочка, прижимает её к себе, взволнованно что-то щебечет, Верочка не вникает в смысл слов, но они окутывают её тёплым облаком облегчения.
     Всё, можно расслабиться и снова стать обычным РЕБЁНКОМ. Ребёнок – это тот, о ком заботятся БОЛЬШИЕ и СИЛЬНЫЕ.

      - Ой, Верочка! А я про тебя забыла! Как ты сюда забралась? Хотела попасть в дом? Надо же, сообразила! Ты же могла упасть маленькая, не бойся, иди ко мне на ручки, все ушли на поле за кукурузой, и мы с тобой сейчас туда пойдём, да?

     Нет! Зачем ей ПОЛЕ и ВСЕ, когда нужна одна только МАМА. И она высказала это недвусмысленно и громко:

     - Ма!

     Однако Большая девочка её не услышала, не поняла. И Верочка с горечью осознала ещё одну истину: СЛОВА ВАЖНЫ. Придётся УЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ, чтобы ТЕБЯ ПОНЯЛИ. А пока приходится терпеть бесцеремонное обращение.

      Большие руки оказались не такими уж большими и сильными. И БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК не таким большим, он покачнулся, спускаясь с лестницы, укол тревоги кольнул Верочку, но всё обошлось, они благополучно спустились на землю.

      Большая девочка понесла её куда-то. Прочь от высокой горы, на вершину которой Верочке всё же УДАЛОСЬ ПОДНЯТЬСЯ!

     Потом будут и другие вершины. Не все из них она сумеет покорить. Но может быть ей всё же выпадет шанс когда-нибудь сделать это.

     Она снова штурмует высоту. Ей непременно надо забраться на самую вершину. Отвесные стены. Узкая тропа. Нет, нереально. Вперёд!

     Вот она – вершина! Наконец!

     Огромный мир простирается перед ней. Но он всегда…

     ВНИЗУ!

      Чтобы добраться до него, необходимо…

     СПУСТИТЬСЯ!

      Но СПУСКА нет. Отвесные стены. Скалы. Прыгнуть невозможно – разобьёшься. Где же выход?

     ПАНИКА. МЕТАНИЯ. СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ.

     Вот он, спуск – еле заметная щель, выбоина, если зацепиться руками… ногами…

     ПОСКОЛЬЗНУСЬ! УПАДУ!

     Как она оказалась ВНИЗУ? Её словно ПОДХВАТИЛ КТО-ТО и… ПЕРЕНЁС.

     Она стоит на твёрдой земле.
     В ПОЛНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.