75-я гв. стрелковая дивизия. Наступление

Сегодня я продолжаю публиковать воспоминания героев Великой Отечественной войны.
Вечная им Слава!

Владимиров Василий Владимирович, бывший командир артиллерийской батареи 159 гвардейского артполка, капитан в отставке.  г. Ульяновск.

НАСТУПЛЕНИЕ

В ночь на 9 января 1945 года, переправившись на западный берег реки Висла, части и подразделения 75 гв. СД приступили к смене частей и подразделений 74 гв. СД.
Наша 6 батарея 159 гв. артполка занимала огневые позиции одной из гаубичных батарей артполка этой дивизии.

С некоторым сожалением смотрели артиллеристы уходящей батареи на огневые позиции, которые им предстояло покинуть. Здесь они столько пережили, защищая плацдарм южнее Варшавы. Ребята хотя и радовались, что идут на отдых, но добродушно ворчали:
— Столько времени просидели здесь, столько земли перекопали, что трудно даже представить; отбили не одну, а десятки атак фашистов, а теперь, когда вот-вот начнется наступление, отдавай обжитые позиции “дяде”...
Однако нам недолго пришлось блаженствовать на хорошо оборудованных огневых позициях. На следующий день поступил приказ: “Занятые огневые позиции передать батарее РГК, а самим переместиться в район высоты с отметкой 105.0, на ее восточных скатах к утру оборудовать огневые позиции и быть готовыми к открытию огня.

Батарейцы негодовали и терялись в догадках, чем это все вызвано, а Попов, командир 3-го орудия ворчал: “Опять копать землю всю ночь без отдыха. Что им, земли мало?” Я тоже был удивлен таким решением и ничего толком не мог объяснить людям. Но приказ есть приказ — его надо выполнять. Лишь тогда, когда на рассвете мы закончили оборудовать новые огневые позиции, пришел заместитель командира дивизиона по политической части майор Лисунов и сказал: “Вы оглянитесь кругом, такого еще не было. На наш участок фронта прибыло столько артиллерии, что трудно даже найти свободный клочок земли для огневых позиций”. Все стало на свои места: мы во всей полноте ощутили — идет перегруппировка войск перед наступлением.

Светлые надежды вселял в сердца советских людей наступающий 1945 г. Успехи Красной Армии в уходящем году, успехи тружеников тыла придавали уверенность в ближайшей, окончательной победе над врагом. В газетах и на радио все чаще раздавались призывы: “Завершить разгром врага и до конца выполнить свой интернациональный долг”; “Помочь народам Европы сбросить иго фашизма, завоевать свободу и независимость”.

Река Пилица, левый приток Вислы, змейкой извивалась с юга на север. На полтора-два километра от русла простиралась болотистая, поросшая мелким кустарником пойма, а вдали возвышались небольшие холмы. На них и проходил передний край обороны немцев, насыщенный множеством инженерных сооружений с минными полями и заграждениями. Фашисты готовили оборону с осени, привлекая к работам военнопленных и местное население. Траншеи полного профиля насыщены большим количеством огневых средств; через каждые 100-200 метров были оборудованы двухамбразурные дзоты с перекрытиями в 2-3 наката бревен и засыпаны слоем земли до метра толщиной. Вторая траншея проходила тоже по возвышенности, на удалении от первой на 750-800 метров. Для прорыва такой обороны необходима мощная авиационная и артиллерийская подготовка.

Зима 1945 года была не суровая, как говорили бывалые солдаты, — мягкая, но бесснежная. Снег еле укрывал землю. Легкие морозы не могли сковать льдом реки и даже озера. Постоянно стояла пелена тумана. По утрам он особенно сгущался и мешал авиационной и артиллерийской разведке.
Используя опыт прорыва обороны в Белоруссии и Прибалтике, в стрелковых полках были сформированы штурмовые отряды в составе: стрелкового батальона, танкового взвода артбатареи, взвода огнеметчиков, саперов и даже 1-2 штурмовых орудий САУ.

В ночь на 14 января был получен приказ о наступлении. За час до начала артиллерийской подготовки на коротких митингах было зачитано обращение Военного совета фронта.
В 8 часов утра грянул залп “катюш", заговорили тысячи орудий. Началась Висло— Одерская наступательная операция Советской Армии.

Под прикрытием огня артиллерии штурмовой отряд майора Н.В. Анисимова, в состав которого входила наша батарея, вышел на свои боевые порядки и стал преодолевать нейтральную полосу. Батарея получила задачу: с прямой наводки уничтожить ожившие после артиллерийской подготовки огневые точки противника на переднем крае, проделать для пехоты проходы в проволочных заграждениях и минных полях. Однако в первый день наступления форсировать реку Пилица не удалось, очень плотным был огонь гитлеровцев. Требовалась поддержка танков и САУ, но их не было. Приданные штурмовому отряду танки и САУ практически не участвовали в прорыве вражеской обороны. Два из них не смогли переправиться через реку на левый берег, застряли в болотистой пойме реки. Инженерная разведка не сумела определить состояние одного из построенных мостов, под грузом первой машины он рухнул.

Фашисты открыли огонь, а затем перешли в контратаку. Пехота залегла. Так закончился первый день нашего наступления...

Утром 15 января все началось снова с артподготовки, которая продолжалась почти два часа. За 15 минут до ее окончания вся артиллерия, а также стрелковые подразделения открыли небывалый по силе огонь из всех видов оружия по переднему краю, тем самым не давая противнику
осуществить маневр живой силой — занять первую траншею.
Первой преодолела инженерные заграждения противника штурмовая группа гв. ст. лейтенанта Жилкина Д.В. Идя впереди группы, офицер прыгнул в траншею и вступил в рукопашную с гитлеровцами. На него навалились три фашиста. Дмитрий Васильевич, умело действуя огнем автомата, в этой неравной схватке вышел победителем — уничтожил всех трех фашистов. Но примеру командира храбро дрались и бойцы. Выбив гитлеровцев из траншеи, Жилкин без остановки повел группу вглубь обороны. Вдруг он заметил: несколько фашистов разворачивают пушку. Офицер с гвардейцами туда. Снова рукопашная... Когда орудийная прислуга была уничтожена, Дмитрий с двумя солдатами повернул орудие в сторону врага и открыл из него огонь.

Смело и решительно действовало штурмовое орудие под командованием сержанта Попова В.П. в составе этой штурмовой группы. Этот орудийный расчет безостановочно двигался вперед в боевых порядках пехоты, по первому требованию командира открыл огонь по противнику и его огневым точкам. Успех рукопашного боя с орудийной обслугой противника стал  возможен благодари меткому огню артиллеристов. К 13 часам противник был выбит из первой и второй траншей. Мы овладели опорным пунктом Острува. Однако фашисты не смирились с потерей, на исходе дня перешли в контратаку силами до трех рот пехоты при поддержке 6 танков. По боевым порядкам полка открыли огонь несколько артиллерийских минометных батарей.

Командир второго артдивизиона приказал первому  огневому взводу с прямой наводки отбить контратаку пехоты и танков. Быстро и слаженно действовал расчет орудия во главе с командиром ст. сержантом Гелей Валерием — после второго выстрела им удалось поджечь один танк. А второе орудие в эго время открыло огонь по пехоте и при поддержке огня пулеметов и минометов заставило ее залечь перед нашим передним краем.
Отбив контратаку фашистов, после нескольких залпов дивизиона “катюш" и 30-минутной артиллерийской подготовки, подразделения 212 гв. СП перешли снова в наступление. В результате решительных действий удалось выбить противника из нескольких населенных пунктов,  в том числе из поселка и железнодорожного узла Варка. Оборона противника на второй день наступления была прорвана на всю тактическую глубину. Развивая успех, мы во взаимодействии с другими частями и соединениями армии 16 января освободили город Гродзинск в 20 км западнее Варшавы, а 17 января боевые порядки наступающих облетела радостная весть — освобождена Варшава.

Оборона врага на реке Пилица рухнула. Остатки разгромленных частей и подразделений вражеской группировки под уларами советских войск откатывались на запад. Чтобы не дать противнику закрепиться, командир дивизии генерал-майор Горишный В А. приказал, несмотря на ночное время, преследовать отступающего врага. Пехота была посажена на машины и танки. Мы стремительно двигались на Запал...

За высокое боевое мастерство, отвагу и мужество, проявленные в боях на Висле при прорыве вражеской обороны и в наступлении в Польше, гв. ст лейтенанту Жилину Дмитрию Васильевичу, гв. лейтенантам Зенкову Николаю Емельяновичу и Лебедину Василию Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Сотни воинов были награждены орденами и медалями, в том числе и воины батареи. Лично я был награжден орденом Красной Звезды.

На фото воины 75 -й гв. СД. 1945 год Берлин
 


Рецензии
Честь и слава всем, кто обеспечил победу нашей страны, и тем кто воевал и тем, кто в тылу без выходных работал на победу. Творческих вам успехов и счастья в жизни. Анатолий.

Анатолий Байков   06.11.2020 18:17     Заявить о нарушении
От души благодарю Вас за отзыв!Будем помнить и чтить
всех, ковавших Победу!
Вам также счастья и творческих удач.
С уважением,
Людмила

Людмила Горишняя   08.11.2020 17:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.