Любовь, рождённая на небесах! глава 2
Моя семья - моя обитель. Мой дом – моя крепость!
"Моя семья - моя обитель. Мой дом – моя крепость!"- так гласит народная мудрость.
Слово "крепость" на Руси всегда означало защиту от врагов в случаи опасности.
Издавна, русские люди строили себе добротные дома, а вокруг своих жилищ возводили крепостные стены.
А слово- обитель обозначало место, где кто-то "обитает". Традиционно, этим словом в старину назывались монастыри,где вдали от цивилизации обитали монахи, которые молись Богу за себя и за своих ближних.
Но,в наши дни смысл этого слова применим к любому строению для жилья, и к землянке, и к палатке, и к шалашу, и к дому. Главное, чтобы наши земные обители служили по- доброму и по совести Богу и нашим ближним.
Наш родной дом это ведь не только строение из фундамента, четырех стен и крыши над головой. Это и наш очаг, где мы можем согреться от холода, спрятаться от жары и утолить свою жажду и голод. Это и наша опочивальня, где мы можем отдохнуть с семьёй после трудов и насладиться сладким сном с любимой женушкой.
Наш дом это круг самых близких и дорогих нам людей, связующим составом, которых является отнюдь не глина или цемент с песком, а добросердечные и доверительные отношения между домочадцами.
Взаимовыручка, поддержка, ответственность, верность долгу в тяжелые дни испытаний, которые нас неизменно сопровождают на протяжении всей жизни, и конечно же,искренняя любовь, именно, это делает наш родимый дом неприступной Крепостью и уютной Божьей обителью.
Только там, в нашей семейной крепости - обители мы чувствуем себя такими, какими мы есть на самом деле, без фальши и лицемерия . И там нам всегда хорошо, радостно и уютно, так, как то, что порой раздражает нас и выводит из равновесия, остается за порогом дома.
Нашим далеким предкам нередко приходилось бороться за свою жизнь и защищать свой дом от ворогов и диких зверей, поэтому и по сей день свои жилища и хозяйственные постройки: баню, сараи и загоны для живности, деревенские жители огораживают глухими заборами, башенками с воротами, чем-то напоминающими крепость.
Как же обустроить своё родовое "гнёздышко"? Как сделать его уютным для проживания? Как сохранить мир и согласие в родном доме? Как сберечь его для будущих потомков?
Так, размышляли, вольготно устроившись на сеновале, дед Сашок и бабка Наталка.
Теперь им предстояло налаживать свою жизнь не по-городски, а по-деревенски. Дед Мордобород с детства любил землю, ему по-сердцу было копаться на грядках и возиться с яблонями в саду. Так что огородные, пахотные и посевные, все тяжёлые мужские работы дед решил взять на себя, а бабке Наталке, как домоседке, достались бытовые, домашние хлопоты, ведение хозяйственных дел, семейного бюджета и уход за живностью, которую они решили со временем завести. Это удел каждой деревенской хозяюшки.
С распределением обязанностей закончили быстро без споров, и дед Сашок, довольный своими грандиозными планами на будущее, томно закрыл глаза и тут же захрапел в трубочку на плече у своей жёнушки,подруги дней его суровых, с которой он делил поровну и тягость житейских семейных забот, и радость от сердечной и телесной интимной мужской расслабухи.
Бабка Наталка ещё долго не могла уснуть, любуясь яркими, как софиты звездами в созвездии Большой Медведицы и слушая стрекотание луговых кузнечиков. Ей вдруг на минуту показалось, что и сеновал, и звёздное небо, и завораживающие запахи, и загадочные звуки, доносившиеся отовсюду, и они с дедом - неразлучные странники, всё это удивительным образом соединилось с первозданной природой и вечным мирозданием, стало её маленькой Божьей частичкой. Предаваясь этим вдохновенным мыслями, Наталка провалилась в сладкий и глубокий сон...
Утро наступило быстро, солнце уже взошло над рекой, лаская всех радостно своими тёплыми лучами. Деревенские жители в отличии от изнеженных горожан встают очень рано на утренней зорьке, чтобы успеть пробежаться по мокрой траве босиком и умыться первыми капельками росы.
Сам Господь спускается с небес, чтобы благословить святой водицею новый день и храм природы - поля, луга, лес, реки, озёра... Называют эту святую воду в народе Божьей росою.
Деда Сашка с бабкой Наталкой разбудил яркий луч солнца, заливший свои светом сеновал и протяжный крик голосистых горлопанов- петухов. Так, что будильник в селе им был ни к чему. Слышно было отовсюду, как выгоняли в общее стадо мычащих коров и овец, а хлёсткие удары пастушьего хлыста эхом отдавались в дедовской голове и били точно и метко по бабкиным мозгам.
Где-то вдалеке слышался шум мотора трактора, гремели ведрами и коромыслами, лаяли собаки и кудахтали куры. Вставать новоиспечённым новосёлам совсем не хотелось, ведь в городе важных дел с утра никаких почти не было. А здесь, в селе полон дом хлопот и у четы Мордобородовых забот было невпроворот и впереди их ждала масса неотложных домашних дел, которым в деревенской житухе- бытухе не видно было конца и края.
Дед Сашок с бабкой Наталкой привезли из своей городской квартиры небольшой скарб вещей и утвари. Прихватили они с собой и полноправного члена семьи Мордобородовых маленькую собачонку, кобеля по-кличке Тима,породы самой, что ни на есть- дворянской.
Но пёс был красавцем, хоть и неказистой гладкошёрстной породы. Белоснежный окрас и два стоячие торчком черных уха, делали его похожим на пса Макса знаменитость из фильма "Маска".
Тимка был на редкость очень умным псом и верным другом для пожилой четы. Он уже полностью освоился в деревне. Довольный пес шустро бегал по огороду и по двору с гавканьем разгоняя соседских котов.
Видно ему на новом месте понравилось.Ведь, для него здесь на природе, было настоящее раздолье после городского заточения в четырёх стенах. Поэтому, он звонко лаял, благодарно облизывая мозолистые руки деда Сашка, гладившего его по шерсти и игриво трепавшего за уши.
На улице перед палисадником, обтянутым железной сеткой, красовался старинный деревянный колодец откуда черпали воду все соседи. Колодец был еще и местом общения, где собирались посудачить местные доброхоты.
Дед Мордобород взял два пластмассовых голубых ведра,открыл тяжёлые железные ворота и с Тимкой вышел на главную улицу села.В городе он давно занимался моржеванием в клубе любителей "Нептун" и всегда обливался в душе холодной водой, а зимой плавал в проруби.
Вот, и сейчас на глазах у изумлённой деревенской публики, он по-залихватски вылил на себя два ведра ледяной колодезной воды и растёрся досуха белым махровым полотенцем.
"Ух - ляпота!"- воскликнул дед Сашок под аплодисменты восторженных зрителей. Бабка Наталка с любопытством выглянули из-за ворот и увидела бабку Надю с внуком Николой с которыми познакомилась вчера на празднике. Они дружно вышагивали по направлению к их дому.
"Здорово новосёлы."- весело поздоровалась Надежда Николаевна,направившись к колодцу. Никола тут же стал заигрывать с собакой,пёс завилял весело хвостом и стал в стойку, подпрыгивая на задних лапах, как в цирке. Тимка очень любил детвору и часто баловал её своими трюками.
Тем временем, мимо колодца со стороны Суры проходил невзрачный мужичок. На первый взгляд, не было понятно, сколько ему стукнуло лет. На нём были болотные сапоги и рыбацкий прикид, в руках он нес старое ведро и рыболовный сачок. Бабка Надя резко остановила его, схватив за рукав рубахи: "За раками ходил Толян?"- спросила она его.
Толян поставил на траву ведро и все сразу увидели, что в нём плескались крупные и мелкие членистоногие существа. Дед Сашок по -детски удивился и обрадовался, тому что в реке Сура водятся такие огромные раки! "Значит, и рыбе в чистой речной воде здесь неплохо живётся, и рыбакам есть, что ловить!"- подумал он.
В это самое время, Надежда Николаевна на ухо что-то прошептала Толяну и он, не кочевряжась, протянул ведро с уловом деду Сашку. Подарок был, конечно,по истине царский)! Настоящее несметное речное богатство)! Дед Сашок расчувствовался и на радостях обнял щедрого рыбака.
Толян имел звучную фамилию Кошелев, поэтому на селе к нему и прицепилось прозвище Кошель. Был он, на деле, безотказным работником, куда бы его не позвали, он тут как тут, но постоянной работы не имел вовсе. Сожительствовал Кошель в своём дому с Галькой- "перекати поле" из соседней деревни, у которой было четверо детей от разных мужей. Очень любил Толян крепко выпить, как и все тутошние деревенские мужички. Дед Мордобород сразу понял, что к чему, поэтому и пригласил его вечером к себе в гости на пиво. На том и порешили, хлопнув по рукам Кошель пошёл дальше искать, где бы ему еще "промочить горло" в другом месте.
"Вот вам и завтрак, и обед, и ужин! Сейчас этих раков сварим в кастрюле, а приедет автолавка, отправим деда за квасом и пивом, и будет у нас с вами отменное сурское угощение!" - сказала Надежда Николаевна. Гостеприимные супруги Мордобородовы пригласили нежданных гостей в дом. В избе было не убрано, бывший хозяин оставил беспорядок. Тут же Надежда Николаевна взяла бразды правления в свои руки и стала отдавать приказы.
Бабку Наталку она попросила принести плохенькое ведёрко с чистой ключевой водой и помыть пол. Деду Сашку наказала наполнить баки до краёв в избе и в бане, а потом сходить в автолавку за продуктами.
Слава Богу, дело сдвинулось с мёртвой точки. Наталка переоделась в неброский деревенский наряд, повязала платок вокруг головы и, наклонившись в три погибели стала орудовать тряпкой, протирая давно немытые углы и половицы от паутины и грязи.
Её новоиспечённая подруга тоже не сидела без дела, она смахивала пыль с иконы в правом верхнем углу, которая осталась от бывших хозяев и лихо шуровала веником, попутно убирая на место разбросанные вещи.
Не успел дед Сашок наносить воды в баню, как только заглянул он в открытое настежь окошко, как в горнице уже всё сияло чистотой и свежестью. Дед, не говоря ни слова тихо кашлянул в кулак и напевая себе под нос частушку, удалился восвояси. Как заправский разведчик, чтобы никто его не приметил, он прокрался в свой палисадник и набрал букетище из разноцветных астр, ромашек и колокольчиков.
Когда он появился с огромной охапкой цветов на пороге светёлки, бабки от умиления ахнули и переглянулись. Наталка расстелила на столе привезённую из города скатерть и поставила в стеклянную банку, подаренные Сашком цветы.
Надо было видеть, как обрадовались все! Даже, Никола просиял,когда бабка расцеловала деда за этот неожиданный и приятный сюрприз.
Вдруг с улицы донесся громкий голос:" Эй, хозяева, кто дома есть?" Это проходила мимо местная почтальонша Женька. "Кота вам не надо, что ли в дом?"- продолжала она.
Бабка Наталка тоже была голосистая по-натуре, не зря ей дед дал прозвище Громоотвод.
"Надо, надо, как же без кота в доме "- Наталка, выглянув из окошка. Женька несла на руках серенький маленький комочек. У неё окатилась кошка тремя котятами, им отроду был всего один месяц, вот она и пристраивала по деревне своих питомцев.
Все выбежали на улицу и стали рассматривать и гладить котёнка.Женька нахваливала свой живой "товар", говорила, что кот будет исправно ловить мышей и лечить от ревматизма. Получив свой заслуженный медный пятак в благодарность за кота, так требовал обычай, она помчалась разносить почту по округе.
Бабка Наталка прижала это пучеглазое,похожее на инопланетянина, пушистое "чудо" к своей груди и радостно воскликнула: "Да это же- Пушок!" Пушок замурлыкал и жалобно замяукал. Он тоже был голодным, как и все присутствующие и жалобно просил молока.
На дворе стояла жарища, днём было самое пекло. Дед, принарядившись в шорты и белую футболку отправился вместе с Тимкой и Николой в автолавку, которая приезжала из соседней деревни в полдень. Обе бабки пошли кашеварить на кухню, находившуюся в сенцах, в каменном закутке, где стоял котел отопления и газовая плита. Чтобы попасть в кухонный закуток, надо было преодолеть порог и крытые ступени, которые то и дело пружинили. Спустившись вниз, подруги не мешкая приступили к приготовлению пищи. Там было очень прохладно, как в подвале. Это придавало им больше сил, так как от жары они могли перегреться на солнцепёке.
Пока бабка Надежда варила раков, Наталка сбегала в огород и нарезала там петрушки с укропом и салата. Нашла она на грядках несколько зелёных перцев и маленьких пупырчатых огурчиков. Рядом с забором росли раскидистые кусты чёрной смородины и малины, как раз для ароматного чая, подумала Наталка. Пробежав, как заправская спортсменка по огороду, она аккуратно нарвала душистой мяты с мелиссой и довольная, вернулась на кухню.
Раки уже были готовы и лежали в глубокой тарелке на столе в избе и ждали едоков. У всех разгорелся огромный аппетит. Наконец, вернулись дед с Николой и Тимкой. Тут же поставили две миски на пол в углу для живности , одну -для собаки, другую -для кота.
Наталка налила им молочка из пакета, купленного в магазине и подозвала Тимку и Пушка
отведать их любимое лакомство. Оба подбежали к мискам, не обращая друг на друга никакого внимания и стали жадно лакать молоко.
Вот и говорите после этого , что живут, как кошка с собакой , то есть не могут жить вместе? Оказывается ещё как могут! И это тоже было маленькое чудо, которое происходило на глазах у удивлённых "новоиспеченных" новосёлов.
Все сели за праздничный стол, чтобы отметить новоселье. Маленький Никола попросил сразу же холодного кваску, дед удовлетворил его просьбу, а всем остальным налил по стакану холодного пенящегося пива и произнес тост: "За новоселье и за вас бабоньки!"
Все дружно чокнулись гранёными стаканами и приступили к ракам, которые уже давно распластали своими большими клешнями и ждали, когда их разделают и положат в рот.
Обед получился на славу, просто объедение, да, и разговор за столом заладился. В тёплой домашней обстановке бабка Наталка и дед Мордобород поближе познакомились с новой подругой Наталки , добросердечной Надеждой Николаевной и её внуком Николой.
Теперь на селе был у них "свой" человек, к которому можно было обратиться за помощью и за советом. А без "своих" людей в деревне никак не проживёшь, даже соли чуток не выпросишь. Так, что это слово -"свои" означает, что значит, деревенские, не чужие, стало быть- свои.
Как же зарождается дружба, симпатии между людьми? И какая она - эта дружба между сельчанами? Если между чужими людьми при первой встрече загорается "искорка", а при дальнейшем общении они чувствуют "магию притяжения друг к другу", то у них есть много шансов на зарождение крепкой дружбы и близких товарищеских отношений.
Когда и без слов всё понятно -это признак симпатии, которая со временем перерастёт в дружбу, а потом, и в любовь. Любовь к ближнему сродни притяжению земли, когда совсем чужие люди становятся ближе и роднее по- духу, чем по- крови.
Благодаря общности интересов крепнут узы дружбы и создаются союзы любви, так как чем больше общего между людьми, тем они более интересны друг другу. И это будет первый звоночек! У такой дружбы есть будущее. И по истечении времени через годы станет ясно, будут ли эти тесные дружеские отношения иметь продолжение или они перейдут в поверхностные, несерьёзные, формальные.
В деревне живут открыто, все, как на ладони. Спрятаться от людских глаз и ушей прочти невозможно. Чтобы понять, как на самом деле относятся к тебе люди, надо с ними съесть не один пуд соли, и прожить не один год.
В городе же все живут своей обособленной жизнью и стараются ни с кем особо близких отношений не заводить. Только, в крестьянской среде еще остались кое- где зерна сотоварищества, собратства, артели , которые объединяют крестьян.
Но, по правде сказать, эти ростки братской дружбы и на селе начинают хиреть и загнивать, так как, нет в сельской глубинке стоящей работы, нет коллективных, фермерских хозяйств, а раз нет работы, то есть гульба от безделья, процветает пьянство, и рядом им везде сопутствуют воровство, хулиганство и мат пере мат.
И всё это происходит из- за того, что угасла Вера в простом народе, не на что крестьянам опереться. Ведь, Вера Православная это та основа,тот крепкий фундамент, на котором стояла и стоит наша многострадальная матушка - Русь.
Дед Сашок, намаявшись за день, под вечер затопил старенькую баньку, прибрался там и запарил в кипятке пяток дубовых и берёзовых веников. А бабка Наталка тем временем набрала луговой ромашки, да, крапивы, чтобы сделать чудодейственный лекарственный настой для мытья головы.
Сели они на скамейку в саду под яблоней- китайкой, повернувшись на запад, где вдали виднелось огромное золотое поле и кромка тёмного леса с алой зарёй и стало им так хорошо, как в юности. Что для человека в жизни надо? Совсем ведь немного? Созерцать эту дивную красоту на сытый желудок, под кровом дома своего с любимым человеком, да, здоровье, вот и всё!
Из таких прекрасных маленьких мелочей и удивительных мгновений и строится наше большое человеческое счастье.
Ведь, нет ничего дороже на свете, чем родная земля, родительский дом, где ты родился, нет ничего лучше и милее семьи, близких, родных по- крови и по- духу друзей, у которых есть доброе и открытое сердце русского человека.
Многие из нас копят несметные богатства всю жизнь, ищут клады из драгоценностей и денег. Но счастья, ведь,они не находят, не приносят им деньги счастья? Это факт!
А всё, что накоплено в нашей душе духовного, доброго и светлого, чувства, эмоции, знания, чистая совесть это и есть наши несметные богатства, то, что живёт внутри в глубине нашей души, а не за ее фальшивыми обличьями. И чем больше в нас самих этого богатого внутреннего мира и любви , тем и счастья вокруг нас больше.
"Вот попариться в баньке с бабкой Наталкой это тоже счастье"-так рассуждал дед Сашок сидя в предбаннике, где так приятно пахло березой и крапивой. Он, как в далеком детстве, заслушался пением соловья с переливаемыми трелями и трескотнёй неугомонного сверчка и ,с наслаждением попивая холодный квасок из старинной глиняной кружки, на которой красовалась яркая надпись" С лёгким паром!" получал истинное наслаждение.
А распаренная, как пшеница, бабка Наталка, поддав из ковшика на каменку пару, прилегла на широченную лавку, и с удовольствием вдыхая ароматы ромашки, крапивы, и дубовых веников, с благодарностью вспомнила подаренный дедом в этот необыкновенный день самый "счастливый" букет в её жизни, поймав себя на мысли: "Да, ведь дед, то мой -настоящий полковник, мужик, что надо)! Что еще бабе для счастья надо? Как в одной советской песне поётся: "Женское счастье, был бы милый рядом, ну а больше ничего не надо.
Не зря в народе говорят: "За мужиком, как за каменной стеной!"
Начало повести: http://proza.ru/2020/04/26/338
Продолжение http://proza.ru/2020/06/11/248
http://proza.ru/2020/07/13/985
Свидетельство о публикации №220052401084