Понятие Бога и религии основано на вере. Веры как универсальное свойство человеческой природы обусловленное особенностями его психики существует на уровне подсознания, позволяет ориентироваться в окружающем мире, получать ответы, на волнующие вопросы, принимать необходимые решения. Основания веры лежат глубже знания и мышления, она по отношению к ним есть факт первоначальный, а потому и сильнее их. Здесь своя «методология». Вера и доказательства исключают друг друга: если мы во что-то верим, то нам не нужны доказательства. Зачастую слово «вера» употребляется в смысле «религия». Однако вера и религия не тождественные понятия. Стремясь познать причину отдельных сущностей, человек находит ответ в религии и существовании Бога. Религия не только представляет собой веру в реальность высших сил, но устанавливает с ними особые отношения через свод моральных норм и правил поведения. Она выделяет человека из окружающего мира, регулирует поведение индивидов и социальных групп, устанавливает определённые рамки для свободы человека и прививает правила поведения в нем, формирует мораль. Некоторые из этих правил входят в противоречие с природными склонностями, но они благотворно регулируют общественные отношения и способствуют благополучию популяции. Религия реализуется в человеке и обществе через церковь. Не следует смешивать понятия религиозной веры (веру в Бога) и церковь (социальный институт, элемент государственной идеологии) с ее догматизмом, атрибутами и ритуалами, как необходимый элемент религии. Хотя зачастую эти понятия з используют как синонимы. У человека в силу его биологической природы есть и будет религия и церковь и жрецы. Основная сила, питающая религиозную веру, отнюдь не божественное вдохновение, а ощущение принадлежности к группе, обладающей значительной силой. Высшие формы религиозного поклонения несут в себе биологическое преимущество, дают возможность почувствовать себя защищенным и обласканным, что возвышает над членами других групп. От человека требуются безусловная вера и подчинение – такова цена покровительства богов и священнослужителей.
Первооснова бытия – это вопрос, имеющий два равноправных и равно недоказуемых ответа. Непризнание религии как формы познания и бога как основы всего сущего и подмена их возможностями человеческого разума есть суть материализма и атеизма. По своей сути атеизм в отличии от религии или науки не форма познания, а форма идеологии, используемая отдельными социальными группами при отстаивании своих интересов. Критика религии в нем сводиться, как правило, к критике церкви и церковной «атрибутики». Невозможность доказательства бога не подтверждает его отсутствие. Гипотезы о происхождения Вселенной, жизни и разума изменчивы и с научной точки зрения не доказаны. Но атеисты не сомневаются в их реальности. Для верующего человека сам вопрос о доказательстве существования Бога не имеет смысла. Доказательства Бога нужны церкви как социальному институту. Религиозное миропонимание, основанное на вере, не может быть заменено в разуме соперничающей мифологией, основанной на науке. Научная методология не позволяет отрицают Бога, но не мешает укрепляют веру в возможности разума, дарованного людям.
«У Бога нет религии»- сказал Махатма Ганди. Бог един в пространстве и времени. Но для каждого времени, согласно принятой картине мироздания свои о нем представления. Меняется в человеческом информационном пространстве картина мира и меняется исторический образ Бога.
Мировые религии в том виде, какими мы их знаем сегодня, возникли не вдруг. Они развивались в течение длительного периода и продолжают развиваться сегодня в борьбе, спорах и конфликтах соперничающих взглядов, учений, догматов, канонов и правил. Глубинные основы религиозных конфликтов лежат в биологической природе людей как элементов жизни, а не вере. Конфликтуют не идеи и их формы, а с их помощью (взяв их на вооружение), конфликтуют люди, объединённые в социальные группы на каких-то других принципах. В силу множества различий социального и биологического характера между отдельными людьми и социальными группами не может быть единой религии, как и единого представления о Боге.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.