Разговоры с америкой

               
               
                Памяти моего друга
                и моего сына.


Он: Довольно грузный, пожилой, но с виду еще крекий мужчина  лет 65-70. Сидит на скамейке, читает.

Она: Лет 50-55 (типа Е. Соловей) Молодой человек! (Он поднимает голову) Ох, простите!

Он: Ну, что вы! Я понимаю, что давно уже не похож на молодого человека, но слышать такое, особенно от женщины, все-равно приятно. А так давно меня никто молодым не называл. Молодость то ведь, если мы ее помним, где-то остается у нас внутри и мы, отчасти, молоды. Вы согласны со мной?
       
Она: (несколько оторопев от его словесного поноса) Возможно, я об этом не задумывалась.      

Он: А что об этом думать. Это ведь чувствуешь. Вот вы помните свою молодость?

Она: Помню, конечно, только столько с этих пор произошло... всякого (на последнем слове голос ее дрогнул).

Он: (услышал это, коротко глянул на нее) Что-то я разболтался, извините. Дак что вы хотели?

Она: Собака здесь не пробегала?

Он: Белая такая, лохматая, ростом со среднего пуделя, с черным  пятном на белом носу, а хвост с кисточкой на конце, как у льва.

Она: И куда она побежала?

Он: Я не видел ее.

Она: Как!? Откуда ж вы ее знаете?

Он: А вы ее неделю назад здесь же разыскивали. Вы ее тогда нашли?

Она: Вы знаете, она сама нашлась. Я ее и искать перестала. Пришла домой. Потом, уже часов в 11 вечера или даже позже слышу – кто-то в дверь скребется, открываю, а там моя красотка сидит и хвостом виляет. У нее это бывает. Гуляет – гуляет рядом и вдруг раз, и потеряется. А потом приходит.

Он: У Вас кобель или сучка?

Она: Ну, вот. Казалось, интеллигентный человек...

Он: Что ж тут неинтеллигентного? Мужчина и женщина – это мы с вами, а собаки – это кобель и сука. Вот если кто-то Вас  назовет ..., простите, я хотел сказать, что если женщину назовет кто-то сукой, то это будет нехорошо. Хотя, в некоторых случаях...Вобщем, приличную женщину называть сукой, конечно, нехорошо. Bедь, если любого человека назвать cобакой, ему тоже может не понравиться, а что плохого в этом слове? Дак у вас сучка или кобель? 

Она: Не знаю. Сучка, наверное.               
               
               
Он: А они ведут себя по-разному. Сука почти всегда с хозяином или хозяйкой. А вот кобель иначе. Он, вроде, такой хороший, слушается, отзывается, служит... И, вдруг, унюхивает чего-то, бросается в сторону, слышать вас совсем перестает, рванет куда-то и нет его. Час нет, два... Иногда через два часа приходит, а иногда через сутки. Весь ободранный, грязный, но с такой преданностью в глазах –
не простить невозможно.
          Вот такая она кобелиная сущность.

Она: Знаете, я даже не разглядывала – кобель у меня или сучка.

Он: Да и необязательно разглядывать. Сучка по малой нужде ходит, всегда приседая на задние лапы. А кобель иначе. Он подойдет к какому-нибудь предмету – пню, дереву, сначала понюхает, потом поднимет заднюю лапу и направляет струю на этот предмет – метит.
        ( Увлекшись рассказом, показывает, довольно выразительно, ловко, но в последний момент теряет равновесие и неловко падает).

 Она: (Оторопев, смотрит на него с удивлением, но через мнгновенье бросается помочь. Он с трудом подымается и с ее помощью, прихрамывая, добирается до скамейки).

Он: Ну, вот. Я уже даже и не кобель.

Она: А вам это надо?

Он: Не знаю. Трудно привыкать к немощи.

Она: Главное – сила духа.

Он: Помните известную фразу папы Карла: «Бытие определяет сознание»? Много я слышал историй про сильных духом старцев, матерей «Терез», всяких «Ванг». А как посмотришь вокруг... Был человек - орел, а в старости трава-травой. Или того хуже: кашки не хватит – плачет, какать захочет – какает.

Она: То-то и оно, что был птицей, не человеком. Клювик затупился и вся отвага  пропала. А как же инвалиды с детства или покалеченные? Да среди них сильных духом больше, чем среди ваших орлов.

Он: Может быть вы правы. Просто раньше я не такие пируэты проделывал... А тут...

Она: Не гневите бога. Ноги ходят, руки действуют. А пируэты – зачем это вам сейчас?

Он: Застарелая привычка делать стойку перед женщиной. Видимо, отказаться придется. Давайте к вашей собаке вернемся. Судя по повадкам, у вас все-таки кобель.

Она: Кобель так кобель. Я в собаках не разбираюсь.

Он: Дак это ваша собака?

Она: Да. Месяца три назад, еще в апреле, подхожу к своему подъезду. Уже смеркается, слякотно, холодно, а у двери собачка сидит. Такая грязная, мокрая, худая. А из передней лапы кровь сочится – поранилась где-то. И на меня смотрит – помоги мол. Ну, я и достала ей купленной на ужин колбасы. Она за минуту все съела и опять меня догоняет. Я и взяла ее. Помыла, рану заклеила. Так и живет у меня с тех пор. Умница: дверь сторожит, тапочки приносит. А слушает как... Я ее Умкой 
и назвала. А по вечерам мы гуляем.
                Он: Где ж она или, скорее, он теперь гуляет?
                Она: Не знаю. Вот проверю еще эту часть парка. А не найду, так, надеюсь, сама придет, как в прошлый раз.

Он: Вы знаете, здесь для прогулок не очень подходящее место. Тут давно какое-то строительство велось - может павильон новый или атракцион хотели поставить. Да так и не поставили, незакрытые ямы да траншеи так и остались, только травой заросли так, что сразу не разглядишь. Провалишься – месяц никто не найдет. Давайте я хоть провожу вас.

Она: Ну, что ж. Если вас не затруднит.

Он: Так, давайте я пойду впереди (делает несколько шагов и исчезает, проваливается куда-то – слышен глухой стук упавшего тела, какая-то возня, а затем его злые возгласы) Черт! Черт! Черт!

Она: Вы где? Что с вами?

Он: (Звук, как из ямы или колодца) Вот, накаркал сам себе. Провалился я то ли в яму, то ли в колодец. Теперь вот не выбраться.

Она: Ну, почему же?! Давайте я вам помогу.

Он: И не вздумайте, а то оба здесь застрянем. Вытащить 120кг беспомощного веса вам все-равно не удастся.

Она: Почему же беспомощного-то? У вас руки, ноги целы?

Он: Целы, да только я протез сломал.

Она: Жаль, конечно – придется на новый потратиться. Но ведь вам сейчас не есть, а выбираться надо.

Он: Да не тот протез – я же одноногий.

Она: Бедненький вы мой! А я вам, как дура, про силу духа рассказывала.

Он: Никакой я не бедненький. А слова вы, сами того не зная, правильные мне сказали - нечего сопли распускать.

Она: Дак, что же нам с вами делать? Может, я могу вашим родным сообщить?

Он: Не-ет. Родным не надо. Жена с дочками не справятся, а зятья... Обычно я их вытаскиваю, в основном из дерьма. Не хочу их просить. Вот что – сейчас у МЧС какой-то новый номер, всего из трех цыфр. Не подскажете какой?

Она: 999.

Он: Спасибо. Где-то у меня сотовый должен быть. Ага – целый. (звонит) МЧС? Здравствуйте. Помощь ваша требуется.
        Да. В яму провалился и выбраться не могу. Все целое, только протез на ноге сломался. Имя? Шальнев Евгений Владимирович, 66 лет, пенсионер. Домашний адрес: Красный бульвар 14 квартира 17. Где? В центральном парке на боковой аллее метрах в 100 от летней эстрады, справа, если смотреть от главного входа. Спасибо, жду.               
          Ну, вот. Сказали, что через пол-часа будут. Так что, вы можете спокойно идти, только не в эту часть парка. 
               
Она: Как же я вас здесь одного оставлю? Нет уж, дождусь этих спасателей.

Он: Ну что ж, хорошо. Давайте тогда разговаривать. Мое имя вы теперь знаете, а как вас зовут?

Она: Аня.

Он: Как красиво. Полное имя звучит прямо по королевски – Анна, а если ласкательно, так душевно и тепло – Анечка, а если по родственному – Нюра.

Она: Аня я или, если хотите, Анна Сергеевна.

Он: Аня, давайте я вам стихотворение о любви прочту.

Она: Это уже лишнее.

Он: Вы меня неправильно поняли. Стихотворение простое, даже наивное, написано уже давно, но оно очень искреннее. (читает)
       
          
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Это наивно, и это не ново.
Не исчезай, петушиное слово.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.

Нужно, чтоб кто-то кого-то любил:
Толстых, худых, одиноких, недужных,
Робких, больных - обязательно нужно,
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.

Лось возвращенье весны протрубил,
Ласточка крылья над ним распластала.
Этого мало, как этого мало,
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.

Чистой воды морякам под килём,
Чистого неба летающим в небе.
Думайте, люди, о боге, о хлебе,
Но не забудьте: пока мы живём

Нет раздвоенья у супертурбин,
Нет у Земли ни конца, ни начала.
Мозг человеческий - как это мало.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
                (после паузы) Скажите, пожалуйста, вы ведь придумали свою Умку? На самом деле никакой собаки нет?
               
Она: А как вы догадались?               

Он: Да ведь я психолог, хотя уже и на пенсии.

Она: Никакой вы не психолог. Я вас узнала по голосу, когда вы стихотворение читали. Вы артист. Я вас видела несколько раз в нашем драмтеатре.

Он: Артист и должен быть психологом, как же без этого в роль войти?

Она: А вы хороший артист. И голос у вас и наружность, но, когда надо, не боитесь смешным быть.

Он: Хм. Много всяких отзывов слышал, и хороших – не скрою. Но чтобы так, провалившись в яму, со сломанным протезом и исцарапанной, простите, мордой... А все-равно приятно.
         
Она: И в роль собаки приходилось входить – очень уж вы хорошо, особенно про кобеля, понимаете?

Он: Нет. Тут другая история. Была у меня в молодости собака, настоящий друг. Но я его обидел и пришлось нам расстаться.
                Она: Как это?

Он: Я тогда только начал работать в театре, после школы театральной. Жил я неподалеку в маленькой квартирке – от бабули досталась. Жил весело: репетиции, спектакли, вечеринки, девушки... Некоторые завидовали, ну, а другие решили помочь мне наладить «правильный образ жизни». Вобщем, подарили мне друзья на День рождения щенка – кавказкую овчарку. Такого маленького  волшебного медвежонка. Я его Диком назвал. Жизнь моя, конечно, изменилась, но мне было это только в удовольствие, как говорят «в кайф». Через год мой медвежонок превратился в крупного - больше 70кг, красивого зверя. Такого умного, грозного и настоящего
верного друга. А уж как людей чувствовал... Издалека. Бывало кто-то подойдет ко мне, а у него уже шерсть дыбом и такое легкое рычание – тут уж не до шуток. А другому даже притронуться к себе позволял и ничего. Да...
                Он мне и жену помог выбрать.

Она: Ну уж! Как это так?

Он: Да. Мы с моим Диком по утрам в соседнем парке бегали обычно. Вот как-то бежим, а на пути девушка молоденькая, совсем девчонка, остановилась и смотрит на нас во все глаза. Ну, думаю, никуда от этих поклонниц, уже и утром пробежаться нельзя. Было то еще часов 8 утра. Подбегаем ближе, а она не на меня, а на Дика смотрит: «У какая собачка хорошая!». И руки к нему тянет: « Можно погладить?». Я хотел предупредить, что Дик не любит такого от незнакомых. Смотрю, а мой пес сам к ней подбежал и остановился, она без всякого страха кладет ему руку на голову – Дик хоть бы что. Я даже дыхание остановил. Ох, сейчас напугает девчонку, крики
начнутся – что делать? А Дик вдруг взял и прислонил к ней свою голову. Это надо было видеть: хрупкая девчоночка гладит моего Дика, а он своей прислоненной головой ей чуть не в подмышку упирается. Прям картина Васнецова «Василиса и волк». Так он меня с моей будущей женой и познакомил, а голову ни к кому из моих знакомых больше не прислонял, ни до ни после этого случая.

Она: Что же у вас случилось с Диком?

Он: Понимаете, мой Дик был настоящим, качественным кобелем. Такому кобелю для нормальной жизни нужна сука (уж простите - закон природы). Два раза в год я приводил Дика в питомник, откуда   он сам в свое время появился. Было у него там две подруги (только не надо применять к кобелю человеческую мораль), с которыми он по очереди, так назовем, «встречался».  И все были довольны: и Дик, и его подруги, и работники питомника, потому-что щенки получались качественные.
Да, но приходить надо было в определенное время, когда одна из сук была течная», то есть могла забеременеть. Мне об этом сообщали. В тот раз мне тоже позвонили, но я был занят: всякие дела, репетиции, премьера... Вобщем, пропустил  положенное время, а следующего раза надо было ждать пол-года. Где-то через месяц мой пес «шалить» начал – увязывался чуть не за каждой сучкой, независимо от ее возраста и размера. Чем дальше, тем активнее.Я уж его с поводка перестал отпускать. Однажды он все-таки вырвался, понесся к какой то маленькой плюгавой
собачке, ничего не видит, не слышит... Хозяйка этой собачки завизжала от страха, собачка тоже – веселая сценка. Я догнал Дика и, сгоряча, стукнул его по морде. Первый раз в нашей с ним жизни. А он, вдруг, зарычал и бросился на меня всей своей массой. Я от неожиданности упал, а он стоит  надо мной, не трогает, но рычит, как будто на части готов порвать. Как-то я его отвел все-таки домой, нашел ему в срочном порядке суку – вошли люди в мое положение, но дружба наша не восстановилась, не мог мне Дик простить того случая. Держался стороной, чуть что – зубы скалит. Пришлось мне его отдать в хорошие руки.               
               
Она: И что? Так вы его больше не видели?

Он: Видел. Тяжело мне было без Дика, где-то через пол-года решил я его навестить. Пришел, увидел его, говорю : ”Дик, хороший, собака моя”. Oн посмотрел, зубы оскалил и зарычал. А потом поднялся, отошел на несколько шагов и лег ко мне задом. Вот такая история. Уж я запомнил - нельзя про друзей забывать, даже, если ты очень занят.

Она: Да, вы правы – нельзя. Скажите, трудно работать актером?

Он: Трудно. Не верьте тому, кто говорит, что мол выйдет актер на сцену, покривляется час – полтора, да еще и не каждый день, а денег получает больше иного работяги, который смену на заводе пашет. Представьте: мне сегодня надо сыграть героя – любовника, этакого Дон Жуана. А я , на самом деле, любящий муж, отец двух дочек. Дак мне необходимо на два часа забыть про верность, про своих
детишек (да!), волочиться поочередно за каждой красавицей, говорить ей цветистые  фразы о любви и одновременно забывать о той, с которой любезничал совсем недавно. А назавтра у меня роль подлого злодея. Для того, чтобы хорошо его сыграть, мне надо забыть не только себя самого, но и своего вчерашнего героя. А потом приходится играть какого-нибудь шута и опять надо забыть про себя и про все другие роли...
Очень это трудно. Выматываешься иногда до предела. Помнится,
как-то в Волгограде, отмечали мы  с коллегами окончание месячных гастролей.  Я выпил бутылку водки почти залпом и ничего не почувствовал. Будто это не водка была, а так – бутылка минеральной воды. Вот до чего нервная система «забита».

Да, а денег, кстати, большинство из актеров получает меньше, чем работяга. Это уж
лет через 15-20 некоторые получают звания или если в кино начинают снимать. Но это – как повезет. Поверьте, много хороших актеров не получают никаких званий, не снимаются, живут на нищенскую зарплату и... счастливы. Да счастливы, потому-что занимаются любимым делом, потому-что для настоящего актера это – зараза, от которой невозможно излечиться.
          Представьте: когда я ногу потерял, то больше всего расстраивался не от того, что калекой стал, а от того, что на сцену не смогу выходить.

Она: Как же вы ногу-то потеряли?

Он: Да. По-глупости. Я ведь в молодости еще и спортом занимался. В сборную города по баскетболу входил. Вообще, меня в то время, пожалуй, больше как спортсмена знали, а не как артиста. Помню, на спартакиаде России играли мы за выход в финал, и я ногу подвернул, причем сильно. Но, сгоряча, доиграл на заморозке. Мы тогда все-равно проиграли, нога со-временем будто прошла. Но нагрузки серьезные уже не выдерживала. Я вскоре после этого из большого баскетбола ушел. Легко ушел  - театр меня просто совсем захватил. Нога побаливала, но терпимо – работать не мешала. А лет через двадцать разболелась серьезно.                Оказалось все настолько запущено, что пришлось ампутировать ее по щиколотку, чтоб хуже не было. Но, повторяю, я сильно не переживал. Главное для меня было на
сцене остаться. Наоборот, дополнительный кураж появился, когда надо было каких-то ухарей играть.               


Она: Я помню такого бесшабашного, немного хромого гуляку в какой-то пьесе Шекспира.

Он: А, это Фальстаф в «Виндзорских насмешницах» - мой первый спектакль на протезе. Я ведь и сейчас, хоть силы уже не те, не могу без сцены. 4-5 раз в месяц все-равно выхожу в спектаклях. Эх, у меня премьера через неделю, а я тут с одной ногой остался. Что делать?!

Она: «Через неделю» - говорите. Мне кажется, что вы можете успеть. Я ведь в госпитале работаю. У нас есть представитель компании по изготовлению протезов – госпиталь-то военный. Обычно, срок изготовления протеза месяц, но по срочному заказу они могут гораздо быстрее, тем более, вы – человек известный.

Он: Ну, если получится, я вас на руках носить готов!

Она: Не надо. Вдруг протез опять не выдержит.

Он: Да, это у меня часто - забываю о своих возможностях. На премьеру-то хоть придете?

Она: Вы знаете, я последние годы не хожу в театр – как-то не хочется.

Он: Да, жаль. А в госпитале вы давно работаете?

Она: Практически, всю жизнь, с 15 лет. Сначала санитаркой – чтоб за отцом можно было ухаживать, да и деньги заработать. Потом медсестрой, хотела на врача выучиться, но не сложилось. Вы знаете, у нас тоже работа трудная – многие не выдерживают, Но когда видишь, что с твоей помощью человек оживает не только телом, но и душой... А иногда сама у них учусь, той самой силе характера.

Он: А, вот вы откуда знаете. У вас что-то случилось?

Она: Случилось. Сын в Америку уехал.

Он: Так что? Сейчас, к сожалению, многие уезжают.

Она: Нет, не так – он насовсем уехал. Понимаете.....   
          Мы с мужем разошлись, когда сыну было 11 лет. Он сначала со мной жил. А потом через несколько лет после школы бросил университет и уехал к отцу. Бизнесом занялся. Со мной почти не общался - как-то перестали мы понимать друг друга. По праздникам только е-мэйлы присылал. Да я ему иногда звонила - чтоб хоть голос услышать.
          Так было дело, когда приходит мне от него письмо по е-мэйлу, какое-то необычное: мол у меня все хорошо, только я немного приболел, лежу в больнице, а тебе всего самого хорошего и прости меня, если что не так.
         Очень мне это письмо не понравилось...Я быстро взяла на работе отпуск и полетела к сыну.               
         Прихожу к нему в больницу... и сердце у меня задрозжало. Сын у меня вырос парнем крепким, плечистым, уверенным в себе. А тут... шейка тоненькая, плечики худые, а в больших глазах такая растерянность...Я постаралась не подать виду, обняла его и мы долго так стояли в палате у его койки.
         Больше месяца я приходила к нему в палату каждый день. О чем только мы не переговорили. И детство его вспомнили чуть не с детского сада, и как он в первый класс пошел, и как мы с ним вдвоем в лесу заблудились, его товарищей... Рассказал он мне про свою жизнь в этом городе, про свой бизнес. Мы с ним планы на будущее строили, говорили, как он ко мне приедет. Мамой меня все время называл, даже иногда мамочкой...Только лучше ему не становилось.

Он: Чем же он заболел все-таки?

Она: Врачи говорили, что с печенью какие-то нелады, только я сейчас понимаю, что тут не только печень. Тут и другие органы. Как оказалось, нехорошие симптомы появились еще несколько лет назад, да никто не придал серьезного значения, как и в вашем случае. Ни сын, ни врачи, к которым он все-таки обращался, ни те, кто рядом с ним были…

Он: Дак был кто-то?

Она: Да, была там одна... Что сейчас об этом говорить... Слава богу, все кончилось хорошо. Время шло, сыну лучше не становилось, даже хуже, и отправили его срочно в Германию, в платную клинику – денег-то мой сынок, оказывается, успел заработать достаточно. Там не сразу, но все-таки сумели его спасти – вылечили. А пока он лечился, пришло письмо из Америки.
          Оказывается, мой сын последний год не работал, вспомнил свои занятия физикой. И не просто вспомнил, а написал какую-то большую и очень серьезную теоретическую работу. Я читала, но ничего в этом не поняла – для меня тут всегда «темный лес» был. А сын в Американский журнал отправил. Вот, и пришел ответ, на работу его пригласили. Сын и уехал, прямо из Германии.
          Теперь вот в Америке работает.

Он: Где ж он там работает?

Она: В какой-то там долине, не помню названия.

Он: Может в Силиконовой?

Она: Может, только почему-то мне сказали, что оттуда не возвращаются.

Он: Наверное, работа очень секретная.

Она: Наверное. Вот, теперь говорю с ним только по телефону, но он обычно очень занят. Попробую, может, сейчас дозвонюсь. (Набирает недлинный номер на сотовом –
пауза). Опять, наверное, на работе, но хоть голос в автоответчике услышала, будто поговорила...
(немного странным голосом, опять пауза. Вдруг раздается шум подъехавшей автомашины, затем голоса)
          А, вот и люди из МЧС приехали. Сейчас они вам помогут. До свидания, Евгений Владимирович. Я пойду, мне еще Умку кормить надо.
                (песня)

 
         
 
               

          


Рецензии