Линкор, которого не было

1. Как же не было?

Как же не было - было!

Вот ведь - это о нём!

"Корабль стоял у причальной стенки, крепко прихваченный к ней тремя десятками стальных тросов по всей длине борта. Размеры его просто не укладывались в голове – он доминировал над окружающим, как московские высотные здания. Широкий, как чаша стадиона, мрачно-черный, с провалами дверей, он уходил вверх этажами, каждый последующий более узкий, чем предыдущий, как ханойская башня. Через каждые несколько метров на корабль от бетонной кромки причала были перекинуты мостки, по которым ходили и бегали мастеровые. Весь причал был покрыт нитками железнодорожных путей, штабелями стальных уголков и массой прочего кораблестроительного барахла, вкупе с несколькими подъемными кранами все это создавало радующую глаз специалиста картину заключительного периода достроечного ажиотажа.

Это был, несомненно, линейный корабль – монстр, доминирующий на морской поверхности, иметь которого могли позволить себе очень немного стран, а строить самим – еще меньше. Чувство, что Советский Союз отныне причастен к «высшей лиге» держащих свой флаг в море государств, было выдающимся – гордость, восторг и еще раз гордость. И не надо смеяться, не надо. В этом нет ничего смешного. Десять лет назад наличие или отсутствие лишь одного такого корабля в порту колебало чаши политических весов вверх и вниз, заставляя политиков решать: начинать войну сейчас – или, может быть, подождать, пока у нас не появится такой же?
... провели по палубам и отсекам, продемонстрировали циклопические котлы и машины, показали чудовищных размеров башню, на стволе орудия которой могли уместиться сорок матросов. "

1944 год, Балтийский завод, роман "Вариант "Бис", автор С.В. Анисимов, книжная серия "Военно-историческая библиотека".

Официальное донесение:

«Начальнику Управления кораблестроения РККФ инженеру-флагману 3 ранга т. Горшкову. Настоящим доношу, что 15 июля 1938 г. на заводе имени С. Орджоникидзе заложен л/к „Советский Союз“. Уполномоченный УК военинженер 1 ранга Кудзи»

Головной линейный корабль «Советский Союз», заводской номер С-299, был заложен в Ленинграде на Балтийском заводе.


2. Линкоры СССР.

Тема о линкорах разработана в Сети широко и глубоко.

Любой желающий может удовлетворить свой интерес к этой теме.

Нас, в своё время, очень удивил тот факт, что в СССР не было построено и спущено на воду НИ ОДНОГО линкора.

Мы объяли, что смогли, из информационного океана, и написали то, что вы, быть может, захотите прочитать.


3. Линкоры царской постройки.

3.1. Линкоры типа "Севастополь".

В 1909 году на Балтийском заводе были заложены линкоры "Севастополь" и "Петропавловск", а на Адмиралтейском заводе - "Полтава" и "Гангут".

В 1911 году их спустили на воду, а в 1914 ввели в строй.

Чем думали, когда их проектировали, отдельный вопрос.

В принципе, по ряду признаков, это были не линкоры и, даже не линейные крейсера.

Тогдашние западные коллеги России придумали для них специальный класс боевых кораблей - "балтийские дредноуты".

3.2. Линкоры типа "Императрица Мария".

Для Чёрного моря были построены на Николаевском заводе Руссуд линкоры "Императрица Мария" (в строю с 1915 года) и "Император Александр III" (в строю с 1917 года), а на заводе ОНЗиВ - линкоры "Императрица Екатерина Великая" (в строю с 1915 года) и "Император Николай I" (не достроен).

По ряду признаков их можно отнести к классу "черноморских дредноутов".


4. Судьба линкоров царской постройки.

4.1. Линкор "Севастополь" вошёл в состав РККФ. В августе 1915 прикрывал
постановки минных заграждений в Ирбенском проливе.

Во время гражданской войны участвовал в обороне Петрограда.

В марте 1921 года экипаж линкора поддержал Кронштадское восстание.

С 1921 года назывался "Парижская комунна".

Разобран на металл в 1956 году.

4.2. Линкор "Полтава" вошёл в состав РККФ.

В апреле 1918 года участвовал в «Ледовом походе» из Гельсингфорса в Кронштадт, а в октябре был переведен в Петроград для консервации.

24 ноября 1919 года, во втором часу дня, на стоявшем в Петрограде, на длительном хранении (на консервации), у стенки Адмиралтейского завода, линкоре «Полтава» возник сильный пожар.

С 1926 года назывался "Михаил Фрунзе". 

После пожара не восстанавливался.

Использовался как "донор" вооружения и механизмов для других линкоров.

Разобран на металл в 1953 году.

4.3. Линкор "Петропавловск". 

В 1918 году во время Ледового похода Балтийского флота, вместе с другими кораблями БФ, перешёл из Гельсингфорса в Кронштадт.

Принял участие в Кронштадском восстании.

С 1921 года, он же, "Марат".

С 1943 года, он же, "Петропавловск".

Разобран на металл в 1953 году.

4.4. Линкор "Гангут".

11 ноября 1915 года им было поставлено минное заграждение южнее острова Готланд.

Совершив три боевых похода во второй половине 1915 года на обеспечение минных постановок в Балтийском море, «Гангут» весь остальной период Первой мировой войны простоял в Гельсингфорсе.

19 октября 1915 года на стоящем на гельсингфорсском рейде «Гангуте» произошло возмущение нижних чинов команды.

С 12 по 17 марта 1918 года в составе первого отряда кораблей совершил ледовый переход из Гельсингфорса в Кронштадт.

С 1925 года назывался "Октябрьская революция".

С 1918 по 1925 годы находился на консервации.

Разобран на металл в 1956 году.

4.5. Линкор "Императрица Мария".

Затонул после взрыва в 1916 году.

Разобран на металл в 1927 году.

4.6. Линкор "Император Александр III".

С 1917 года, он же, "Воля".

С 1919 года, он же, "Генерал Алексеев".

Уведён Белой армией и интернирован в Бизерте в 1920 году.

Разобран на металл в 1936 году.

4.7. Линкор "Императрица Екатерина Великая".

С 1917 года назывался "Свободная Россия".

Затоплен в Новороссийске в 1918 году.

Не поднят.

4.8. Линкор "Император Николай I".

С 1917 года, он же, "Демократия".

После занятия Николаева Красной Армией линкор поставили на прикол.
 
В середине 1920-х годов командование флотом попыталось включить его достройку в разрабатывавшуюся тогда первую советскую кораблестроительную программу.
 
Однако достраивать не стали.
 
Разобран на металл в 1927 году.


5. Линкоры царской постройки в составе РККФ СССР.

5.1. Линкор "Парижская комунна", бывший"Севастополь".

В 1925 году линкор принял участие в походе эскадры кораблей под флагом М.В. Фрунзе в Кильскую бухту.
 
В 1929 году совершил переход в Чёрное море и вошёл в состав Черноморского флота, став флагманом Черноморского флота.

В 1930—1938 годах прошёл капитальный ремонт и модернизацию на базе Севастопольского морского завода.

Во время Великой Отечественной войны линкор участвовал в обороне Севастополя и Керченского пролива.

31 мая 1943 года линкору было возвращено первоначальное наименование «Севастополь».

24 июля 1954 года переклассифицирован в учебный корабль.

В 1956 году исключён из состава ВМФ СССР.

5.2. Линкор "Михаил Фрунзе", бывший "Полтава".
 
Выведен из состава флота в 1919 году.

В начале 1920-х годов рассматривались проекты перестройки корабля.
 
Один из проектов предполагал переделку бывшего линкора в авианосец с последующим переводом на Черное море.
 
9 июля 1939 года Главный Военный Совет ВМФ окончательно признал восстановление «Фрунзе» нецелесообразным и постановил демонтировать оставшееся оборудование на запасные части для линкоров типа «Марат».
 
С 1941 по 1944 годы - артиллерийский корректировочный пост, а корпус, с высоко выступающим из воды бортом, был использован в качестве прикрытия и базы сторожевых катеров, охраняющих подступы к Ленинграду с моря.

5.3. Линкор "Марат", бывший "Петропавловск".

С 20 по 27 июня 1925 года участвовал в учебном походе в Кильскую бухту.

В 1928—1931 годах линкор прошёл капитальный ремонт и модернизацию.

С 10 мая по 5 июня 1937 года совершил поход в Великобританию для участия в морском параде по случаю коронации британского короля Георга VI.

В декабре 1939 года линкор «Марат» вел огонь по финским тяжёлым береговым батареям близ Выборга.

23 сентября 1941 года корабль в Кронштадте был тяжело повреждён во время авианалёта, затоплен и лег на грунт.

До окончания блокады Ленинграда использовался как артиллерийская батарея.

31 мая 1943 года линкору возвращено имя «Петропавловск».

28 ноября 1950 года переклассифицирован в несамоходное учебное артиллерийское судно, получившее название «Волхов».

22 сентября следующего года переведён в класс несамоходных учебных кораблей.

Выведен из состава флота 4 сентября 1953 года.

5.4. Линкор "Гангут".

18 апреля 1925 года зачислен в состав учебного отряда Морских Сил Балтийского моря.

26 апреля 1925 года продолжен ремонт корабля на кронштадтском «Пароходном» заводе.

15 мая 1925 года на линкоре впервые были подняты военно-морской флаг СССР и гюйс.

27 июня 1925 года линейный корабль «Гангут» был переименован в «Октябрьскую революцию».

Исключительно несчастливый корабль.

В результате аварий, поломок и навигационных ошибок постоянно ремонтировался.

С 1931 по 1934 годы прошёл модернизацию на Балтийском заводе.

Во время советско-финской войны участвовал в подавлении огневых точек противника.

Использовался как артиллерийская плавучая батарея при обороне Лениграда.

13 октября 1951 года линкор был переведен в 85-ую бригаду учебных кораблей.

В 1953 году на корабле провели ремонт котлов.

24 июля 1954 года переклассифицирован в учебный линейный корабль.

17 февраля 1956 года исключен из списков судов ВМФ.


6. Линкоры иностранной постройки в составе РККФ СССР.

После выхода из войны в сентябре 1943 года Италия должна была выплатить репарации тем государствам, на территории которых её войска вели военные действия.

Советское правительство хотело в счёт репараций получить боевые корабли основных классов, чтобы частично компенсировать потери.

Но получить в то время итальянские корабли не представлялось возможным, поэтому, союзники временно передали СССР некоторое количество собственных устаревших кораблей.

6.1. Линкор "Архангельск", бывший "Ройял Соверен" (HMS Royal Sovereign).

Строился на верфи в Портсмуте, Великобритания.
 
Спущен на воду 29 мая 1915 года.

Включён в списки флота в мае 1916 года.

С 1944 по 1949 годы служил в советском ВМФ.

По всем параметрам, "жемчужина" Арктики...

До конца войны линкор не покидал Кольского залива.

Сентябрь и декабрь 1944 года «Архангельск» провёл, в основном, стоя на якоре, а в ноябре имел 10—12 ходовых суток.

15 января 1949 года «Архангельск» покинул Ваенгу и 4 февраля прибыл на военно-морскую базу Росайт.
 
По возвращении корабля в базу техники Королевского Флота провели тщательную инспекцию систем корабля и, по их словам обнаружили, что большая часть оборудования непригодна для дальнейшего несения службы.

Зная привычку "англичанки" гадить, ничего удивительного.

6.2. Линкор "Новороссийск", бывший "Джулио Чезаре" (Италия).

Его строила фирма «Ансальдо» (Генуя).

Корабль был заложен 24 июня 1910 года.

Спущен на воду 15 октября 1911 года.

Вошёл в строй 14 мая 1914 года.

Передан СССР в качестве репараций.

9 декабря 1948 года «Чезаре» покинул ВМБ Таранто.

3 февраля в албанском порту Валона состоялась передача линкора, получившего временное обозначение Z11, советской комиссии.

6 февраля на корабле был поднят военно-морской флаг СССР, а через две недели он вышел в Севастополь, прибыв туда 26 февраля.

В середине мая 1949 года линкор поставили в Северный док Севморзавода (г. Севастополь).

В июле 1949 года «Новороссийск» принял участие в манёврах эскадры в качестве флагмана.

С 1950 по 1955 год линкор семь раз находился в заводском ремонте.

В мае 1955 года «Новороссийск» вошёл в строй Черноморского флота.

29 октября в 1 час 31 минуту под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв.

Через 30 секунд раздался второй взрыв по левому борту.

Корабль опрокинулся и затонул.

Летом 1956 года линкор подняли.

Корабль был разобран на металл.


7. Линкоры советской постройки.

Постройке линкоров помешала начавшаяся в 1941 году война.

7.1. Линкор "Советский Союз".

Заложен строительством в 1938 году на Балтийском заводе.

Не достроен (готовность 19,4%).

Разобран.

7.2. Линкор "Советская Украина".

Заложен строительством в 1938 году на верфи в Николаеве.

Не достроен (готовность 7%).

Разобран.

7.3. Линкор "Советская Россия".

Заложен строительством в 1938 году на верфи в Молотовске.

Не достроен.

Разобран.

7.4. Линкор "Советская Белоруссия".

Заложен строительством в 1938 году на верфи в Молотовске.

Не достроен (готовность 1%).

Разобран.


8. Линкор "Советский Союз".

После войны коренным образом изменилось отношение к линкорам, как классу и боевой единице в составе флота.

Одной из причин такого изменения, послужил опыт использования линейных кораблей во время Второй Мировой Войны.

В частности, боевое применение самолётов, базирующихся на авианосцах, против линкоров.

Так или иначе, в СССР не было построено и спущено на воду ни одного линейного корабля.

Линкор "Советский Союз", о котором  так хорошо написано в романе "Вариант "Бис", является фантомной болью любого, кто любит ВМФ.

Жанр романа "Вариант "Бис" - Альтернативная Реальность.

Но при чём здесь книжная серия "Военно-историческая библиотека"?


Рецензии