Неожиданная встреча

               

Провожали как-то в отпуск пилота «вертушки», вертолёта МИ-2.
На краю аэродрома в посёлке Советском стоял  балок, где мы ночевали между полётами и проводили время в отсутствии свободных бортов.

Закупились спиртным на компанию, а пришел он один, да мы с напарником.
Но много водки не бывает! Не пропадать же добру!
И вот сидим мы пьём, песни под гитару поём душевно. Завтра отоспимся: вертолёт забрали на пожары.

Вдруг открывается дверь и на пороге вырастает диспетчер, который радостно сообщает, что нам всё- таки выделили Ми-2! И он уже заправляется!
Мама моя! Кто нас «донесёт» до вертолёта?
Но! Работа - святое! Собрались и в рейс!

С собой - тренога с кольцом для установки гравиметра с полутораметровыми ногами из металла, прибор в чехле. На себе - энцефалитный костюм, болотники и накомарник. И  в кармане - флакон диметилфталата от «хищников» - лучшее, пожалуй, средство от гнуса.
Подлёт к участку работ более часа – спим.

Первая точка, где нам предстоит десантироваться – государственная гравиметрическая опорная сеть: на берегу красивого озера, в твёрдом песчаном грунте залитая бетонная тумбочка с металлическим сердечником с номером.
«Стравливаем» в стороне залитое сверх нормы спиртное, кряхтя и поругиваясь.
Гравиметр на тумбу, точно над меткой, и, по расположенным перпендикулярно друг другу уровням на верхней площадке прибора, устанавливаем его в «горизонт», вращая по очереди винты на которых он стоит.
Легкий ветерок от воды, ласковое утреннее солнце, звуки просыпающего леса всё это проходит мимо. Главное - взять отчёт!
В «трудной» для организма ситуации ничто не должно расслаблять!

В окуляре прибора, подключенного к плоской батарейке, плавает Его Величество Блик, который вращением винта надо разместить точно по центру, находящейся там же, шкалы. Записать в полевую книжку простым карандашом результат, номер точки, время. Отключить от батарейки, вставить прибор в чехол и бегом от точки - можно забираться в стоящий в сторонке вертолёт, с не выключенным двигателем.
Описываю этот простой процесс подробно, только для того, чтобы последующее его описание заставило читающего эти строки, сравнивать!

Взлет. Шум двигателя и свист вращающихся над тобой лопастей. Лёгкая болтанка борта и проседание в воздушные ямы. Запах керосина и противогнусовой отравы, которой обильно натерты руки и лицо. Подступающая к горлу и готовая выплеснуться желчь.
Круг над точкой, зависание, прыжок в болото. Тренога тонет во мху до самого кольца. И всё как описывалось выше!  Но, куда как «интереснее»!
Отваливший на круг вертолёт, так бесстрашно разогнавший кровопивцев, уже не обдувает и они, обиженные таким наглым вторжением, алчно потирая хоботки и челюсти, возвращаются.

Для того чтобы в таких условиях взять отсчёт, приходится откидывать сетку накомарника и, найдя устойчивое положение для ног, по колено погрузившихся в болотную жижу, замереть, почти не дыша, пытаться ловить бешено скачущий в приборе блик и подгонять его куда положено.
И вот тут наступает момент расправы!

Вся нечисть начинает добывать твою кровь, не предлагая анестезии. Комары, кривясь от запаха, идущего от намазанных ядом рук и лица, забуриваются в поры кожи по самое брюхо.
Пауты и оводы с ходу рвут плоть и облепляют сочащиеся ранки и выступившие на «энцефалитке» пятна пота.
Мошка и мокрец забивается в глаза, рот, уши.
Их так много, что кажется что руки, вращающие барабан, в самопроизвольно шевелящихся перчатках.
Наконец, третьим чувством ощущая, что блик если бы остановился, то обязательно посерёдке шкалы, отрываешься от прибора, нещадно обтираешь зудящие от укусов лицо и руки, прячешься за сетку накомарника, продолжая подкармливать оголтелую тучу гнуса, пока ведешь запись. С руки, можно сказать!

Долго! Как долго длится маршрут!
И вот, наконец, мы снова на ОГП, с которого начинали рейс.

Высадился я  один. Напарник улетел с экипажем на пересменку. А я, измученный, мокрый от пота, решил дождаться вертолёт здесь, отдохнуть и искупаться в озере.
Выставил приборы. Беру отчёт. Слышу сбоку, за спиной чьё-то дыхание. Записал отчёт с одного прибора, не разгибаясь, кошу взглядом и вздрагиваю!

Рядом со мной стоит чернокожий африканец! В одних плавках!

Резко отворачиваюсь и лихорадочно соображаю: перепили! И холодок ужаса тянет по позвоночнику.
Однако продолжаю брать отчёт по второму прибору – иначе пропадет рейс. А этого допустить, ну, никак нельзя!
Напряжение снимает вопрос из-за спины на ломаном русском:
- Что дэляим? Работа? Да?

Фу! Не привиделось!
Разгибаюсь и начинаю хохотать: глубоко в Сибири такая встреча!
Познакомились, и выяснил – впервые разрешили студентам одесского института из Африки поехать в составе студенческих отрядов на стройки Советского Союза!


Рецензии