Геологини

               
               
 У отца были золотые руки! Он, казалось, умел всё!
Будучи рыбаком, мог сам изготовить любую снасть, сам вязал сети.
Будучи охотником – снарядить патроны, выследить, добыть, обработать любую дичь или зверя.
 Водил машины, трактора, мотоцикл. Мог самостоятельно их отремонтировать. Рубил избушки на речках и озёрах, плотничал и столярничал, изготовляя всю оснастку в них. Строил лодки, управлялся с лодочными моторами от «Стрелы» до мощного мотора «Вихрь».
 А мы, пацаны, всегда были рядом, помогая и учась…

"Форум 26! Форум 26! Я - Белка!" - пищал в эфире женский голос.
"Ответь мне, ну, пожалуйста, ответь мне!"
 Как тут не ответишь?! На десятки тысяч квадратных километров одни мужчины, а тут …
 " Что желаете, мадам? Приём!"
 "Ой, здравствуйте!"
 И началось! Привыкшие общаться в эфире сухим, лаконичным языком, мы слушали, ошалевшие, почти беспрерывный щебет из наушников, не успевая нажать тангету и вставить хоть слово. Но основной смысл уловили - нужна помощь!
 Две геологини и рабочий затянули маршрут из-за дождей и могут опоздать на проходящий катер, идущий вверх по Нижней Тунгуске. Там находится их полевая база и откуда их с образцами должен забрать вертолёт. А пока они продолжали работать с керном на одной из поисковых буровых.
"Белка! Завтра будем! До связи!"
И хоть быть там завтра нам как кость в горле, помочь коллегам - святая святых! Тем паче, женщины!
В горах уже лежал снег. Пушистый и сказочно белый, он искрился миллионами "зайчиков" стоило лучу солнца прорваться сквозь свинцовый синяк осеннего неба, хмурого и неприветливого. Верхушки деревьев, казалось нечаянно, цепляют низкие облака и те, в ответ, осыпают тайгу дождём и снегом.
...До ручья, на котором стоял лагерь одной из наших бригад, добрались засветло. Перекурили, выцедили по кружке горячего крепкого чая, обменялись новостями и, не задерживаясь, двинули дальше, договорившись о дополнительных сеансах связи: в это время года, когда условия работ кратно усложняются, сие не лишнее.
 Препятствие, летом не представляющее никакой опасности, становится зачастую непреодолимым: обледенелые камни курумников и валуны на дне рек, рвут и корёжат траки гусениц, снимая последних со звёздочек. Попробуй потом верни их на место! А обледенелые склоны,  того и смотри, сбросят вездеход вниз в кипящую среди камней воду.
Геологов застали  на Х-8, скважине "мелкачей" - буровиков, ведущих разведочное бурение на небольшие глубины. 
Две симпатичные тётки - Лидия Николаевна, начальница, опытнейший полевой кадр и её молодая напарница Ая, тоже "проженный" кадр, в прямом смысле этого слова: от ночного костра сотлела на пятой точке половина штанины. Засомневавшись в правильности пути накануне, не стали рисковать и заночевали у костра, благо ломаных ящиков, на обустроенном кернохранилище, было достаточно. 
К центральной базе решили мы вывести наших нечаянных пассажиров, где заодно и забрать юрты в отряды.
 Их рабочий, оставленный на буровой для охраны, не вылез из палатки, даже услышав рёв вездехода. Лишь высунул лохматую голову и буркнул что-то себе под нос. Так, видимо, и провалялся в спальнике все эти дни, ковыряя ножом свиную тушенку, да выскакивая из палатки по нужде. Об этом свидетельствовал незавершенный, желтым по белому, лозунг " Смерть ба...".
 Хватил лиха, бедняга, за лето в тайге с напарницами...
Проблемы начались сразу, как вышли к пойме реки.
 Решив сократить на объезде, сунулись через приток и попались: вездеход благополучно соскользнувши с откоса крутого берега, проплывший по инерции глубину, едва выскребшись на гальку мелководья, уперся носом в камни противоположного . Как не исхитрялся водила, ничего не выходило. К тому же ослабленная гусеница позволила каткам выйти из усов траков и того гляди норовила соскочить окончательно.
Вот и чеши голову, если есть она на плечах. Хорошо, что дамы сидели как мышки и не мешали. Всё! Ночуем!
 Быстро установили лагерь, сготовили ужин. За чаем Лидия Николаевна, умевшая ценить минуту, тем более хорошую, решила сосватать Аю за нашего непробиваемого холостяка, вездеходчика Андрея и весь вечер донимала его, вгоняя в краску. Ая фыркала, но при этом не забывала о своей пёстрой заплате и старалась эту часть тела прятать от " потенциального жениха".
Вышли на связь и запросили помощи второго и последнего рабочего  вездехода. Но в назначенное время он не пришел. Что-то случилось. И теперь всё стало намного серьезнее.
 Угробили обе машины, а без них -  сезону крышка! Пропал сезон! Всё, что сделано, может пойти коту под хвост, если не удастся закончить съемку. Ничего без техники не удастся сделать. Не завести продукты, не перебросить бригады, не выставить "закидушки".
 Чёрт! Риск становился оправданным.
Был! Был маленький шанс. Если всё - таки не подниматься, а свернуть в омут, то вездеход, хоть и со старой дырявой лодкой-кузовом,  оказавшись на плаву, позволит гусеницам провиснуть и зайти на катки. И тогда выберемся на берег в более пологом месте.
 Конечно, может быть и хуже. Не хватит плавучести и вездеход утонет. Но выхода нет! Пан или пропал!
 Водитель вначале упёрся, рисуя не радужные перспективы вырубки зимой машины и ремонта двигателя, но, будучи человеком дисциплинированным, подчинился решению "начальства".
Вездеход сдал немного назад. Течение подхватило его и понесло в омут. Пузырьки воздуха из погруженного кузова, как в аквариуме из компрессора, стали вырываться на поверхность воды.
 Всё получилось! Гусеница, провернувшись вслед за звездочкой, встала на место и машина тихо, но уверенно двинулась вперёд. Зацепившись за дно сначала одной, а потом и другой гусеницей, вездеход рыкнул и легко взобрался на пологий берег. Женщины зааплодировали, нахваливая Андрея, а он покраснел как рак и буркнул, что, мол, иначе и быть не могло!
Второй вездеход они встретили разувшимся посреди реки.
Машина была заглушена и никого ни в ней, ни рядом не было. Покричали, сделали выстрел из карабина, подождали – тишина. Недоумевая, что могло случиться, принялись обувать вездеход. Вытянули своей машиной зацепившуюся за камень ленту гусеницы и, с Божьей помощью и крепким словом, вернули её на место, зафиксировав траки стальным пальцем. Можно было ехать.
 Саня, усевшись за рычаги брошенного вездехода, повёл вездеход на базу. Следом тронул и Андрей. По пути подобрали незадачливого водителя, бросившего машину, и благополучно прибыли на Тунгуску.
 Не задерживаясь в лагере, погрузили вещи и образцы в лодку и Саня, запустив подвесной мотор, отвёз отряд геологов в посёлок Ногинск.
 Не успели! Катер уже ушел, и огорчению женщин не было предела!
Но, мир не без добрых людей! Совершенно незнакомые нам люди пригласили нас к себе. Оказывается сегодня День Конституции СССР! Накормили пельменями, организовали для геологов катер из числа поселковых.
 Геологини на прощание  расцеловали своего «спасителя», не переставая восхищаться его умением справляться с техникой. А он пожелал им удачи и поспешил  вернуться к своим заботам.
На следующий год мы были первыми, кто имел копию уточненной геологической карты нашей площади!
   


Рецензии