2011 г. Статьи Кристиогло о казаках-гагаузах

На фото: Казак-гагаузенок Станков-Чолак Михаил 28 января 2011 года, ученик 4-го класса Б-Днестровской сш. 6, прошел первое боевое крещение и принял участие в областном чемпионате по Карате-До, заняв первое место в области. Что интересно. Его тренирует дома отец-казак, Чолак Дмитрий, член гагаузской диаспоры Аккермана.

+++

Ашина – благородный волк или прародитель, спаситель.Поэтому символом своего национального флага в качестве тотема гагаузы выбрали голубого, небесного, благородного волка, символа хозяина степи. Древние племена Огузов считаются прямыми предками нынешних гагаузов. Напомним, что Орхоно-енисейские надписи более двадцати раз упоминают об огузских племенах, обитающих на берегах Селенги.

+++

Наши в Аккермане не только верно служат Отечеству Украинскому и Гагаузскому,
но и пишут философские размышления...

Представляем статьи Сергея Кристиогло, атамана отдельного куреня «Комур-Ат», Заднистрового казачества, генерал-хорунжий, который в своих размышлениях почти претендует на «гагаузское первородство» в создании  Всемирного  исторического  казачества, озаглавив первую статью очень емко: «Гагауз – равно казак, казак – равно гагауз»

Пишите свои соображения, ждем иные размышления наших читателей.

+++

Казачество Украины и Гагаузской части Молдовы:
КТО ВПЕРЕДИ ?
-  Слово КАЗАК в переводе с гагаузского - КАЗЫК - означает  СТОРОЖЕВОЙ
-  «…Гагаузы были удобны туркам в качестве братьев по крови, а славянам христианам – братьями по вере».
-  «…Национальность одна – казак. Необходимо быть казаком в душе», - любит повторять Валерий Яковлевич Тимофеев.

+++

Гагауз - равно казак, казак - равно гагауз

«…История предков всегда любопытна для тех, кто достоин иметь Отечество…»  Н.М.Карамзин, русский писатель, историк 1766-1826 гг..

«…Гагауз-казак, Ватаны сатмаа ясак!... Гагауз казаклары - Ватанын омузлары» (народная мудрость)

+++
 
В этой статье пойдет речь о славяно-тюркском симбиозе в целом и  прямой наследственности казачества у гагаузов, в частности.

Некто сказал, что если бы удалось объединить генетику тюрков и славян и направить в одно русло, то вселенским правителем  стали бы именно представители вышеназванного симбиоза. У этих двух генотипов очень много общего переплелось и сегодня очень трудно рассуждать о том, кому в большей мере принадлежит та или иная казаческая традиция.

Исторически сложилось так, что культуры этих двух великих народов существовали бок о бок рядом и нередко переплетались по  стечению многих жизненных обстоятельств.

Всем известно, что культура тюркских народов или народов Великой Степи (Дешт-и-Кыпчак) зародилась на Алтае. Хотя до недавнего времени история трактовала, что тюркские народы впервые появились в Европе из Средней Азии.

Однако, нам всем из географии известны орхоно-енисейские письмена, на одном из притоков Енисея найдены каменные истуканы ( бал-балы), на которых  начертаны рунические письмена. И долгое время известные учены лингвисты, в том числе, бились над разгадкой рунической тайнописи. Никто не мог понять долгое время, кому же принадлежат эти таинственные знаки, какой же народ оставил свой след в этих краях.

 И только в 1957 году известным датским ученым Вильгельмом Томсеном , наконец, был найден ключ к разгадке так называемых орхоно-енисейских рунических знаков. Оказалось, что эти письмена принадлежат не кому-либо, а именно, одному из тюркских народов, который в те времена называл себя  тюрк-огуз. Этот народ и нынешний народ гагаузы, проживающий компактно в основном на юге Молдовы и часть его  в Одесской области. являются одним и тем же народом. На них значилось следующее, что мы, три брата : Бильге-хан, Тоньюкук и Тюркут положили начало тюркскому роду ТЮРК-ОГУЗ.  Так начиналась складываться историческая правда о предках гагаузского народа.

В древнем тюркском языке слово «тур» или «тюрк» означало силу, мощь, а таже эпитеты сильный выносливый. Отсюда происхождение славянского слова «тур», а также символа буджакского казачества.

Напомним о том, что не следует путать термины «тюрк » и «турок». Первое понятие обозначает целое и относится ко всем тюркским народам, а второе только к жителям современной Турции.

Голубой цвет считается национальным цветом тюрков, а символ «солнце»- степь, родина, дом. Исконной чертой тюрок были кочевничество и пастушество. С ними тюркские племена расставались неохотно. Даже перейдя на оседлый образ жизни, древние тюрки обитали в двух жилищах- летнем ( яйлык) и зимнем(кышлак). Если земледелие вырабатывало мирный характер, то скотоводство,и, особенно, охота воспитывали воинственный дух.  Находчивость, выдержка, удаль, храбрость у тюрков-кочевников, как и  у монгол, веками культивировались под влиянием их главного занятия – охоты на зверей. Следует заметить, что тюрки, в том числе и их вожди вели скромный образ жизни.Многие тюркские племена отличались искусством изготовления оружия. У тюрков лук со стрелой символизировал власть.

Тюрки разводили большие стада лошадей. Они первыми в мире приручили их. Конь – традиция, дух предков, то, что спасало их в степи. На нем они жили и с ним они умирали. В народных преданиях бытует даже выражение: »Гроб тюрка- на спине у коня!» Без коня тюркская раса ( как и монгольская ), известная никем не превзойденными воинами, не достигла бы такой мощи.

Тюркские воины не знали, что такое страх и жалость. Развязкой страха была только смерть. Если во время войны один из десяти бежал, то все оставшиеся умерщвлялись. Под страхом смерти они же и поддерживали железную дисциплину в войсках.

До принятия ислама в среде тюрков-кочевников преобладала вера в единственного Бога, названного ими Тенгри (Небо) или Гек Тенгри ( Голубое Небо). Тюрки-кочевники считали, что Тенгри является самым высшим существом и создателем всего и всех.

В настоящее время только четыре народа из 48 –х тюркских народов не относятся к мусульманскому миру: газаузы – православные христиане, чуваши – христиане, якуты – язычники (шаманисты), и алтайцы – шаманисты. Весь тюркский мир на сегодня насчитывает около 500 млн. населения планеты и проживает в 44-х странах.

Древнюю историю тюрок следует рассматривать в двух временных измерениях: до н.э. и кочевники после нее. С 1700 года до н.э. тюрки осваивали территории Алтая. А с 1100 года н.э. многочисленными группами стали перемещаться в Китай.

Отдаленность тюркских племен друг от друга повлияла в значительной степени на древнетюркский язык и послужила главной причиной для возникновения его диалектов. Однако первым тюркским государством, о котором имеются достоверные сведения является империя Хунну. Она была создана в окрестностях Отюкена и в районах рек Орхон и Селенга.

После гуннов на политическую арену вышли  «гек-тюрки» (небесные тюрки). Они создали вторую крупнейшую державу после Великой гуннской империи. Это было первое государство официально названное тюркским.

Легенда гласит, что от горстки азиатских гуннов, спрятавшихся от мести китайцев на Алтае, остался только 9-ти летний мальчик с отрубленными руками и ногами. От него, спасенного волчицей, родившей ему впоследствии 10 сыновей, и начался народ Ашина. А-китайская приставка к имени, значит знак благородства, а «шина», значит –волк.

Ашина – благородный волк или прародитель, спаситель.

Поэтому символом своего национального флага в качестве тотема гагаузы выбрали голубого, небесного, благородного волка, символа хозяина степи. Древние племена Огузов считаются прямыми предками нынешних гагаузов. Напомним, что Орхоно-енисейские надписи более двадцати раз упоминают об огузских племенах, обитающих на берегах Селенги.

Примера ради, скажем, что долгое время конницу русского княжеского войска составляли Гузы или Огузы, предки гагаузов. В то время за одного тюркского воина давали 50 других, поскольку они были профессионалами в ратных делах и отлично владели самыми передовыми военными достижениями того времени. Доля настолько близко свела славянские народы с тюркскими, что по прошествию времен  только симбиоз этих двух племен мог при желании ладить между собой и договариваться на великие дела. Больно уж хорошо славяне знали тюрков и наоборот.

Как известно, в 985 году услугами Узов воспользовался киевский князь Владимир, когда шел на волжских булгар. Во все времена киевские князья любили пользоваться услугами Огузов – воинов или в то время свободных наемников – казаков, охранявших границы Киевской  Руси от набегов других кочевых племен.  Причем казаками зачастую и становились русские воины, которые за дерзкий нрав или другие провины отправлялись отбывать в качестве наказания на самую неблагодарную службу – нести дозор на границах Киевского государства.

Современные гагаузы считаются одним из 24 огузских племен верховной касты тюркского мира, причем турки это тщательно скрывают сегодня.

На Балканах гагаузы в 1365 году создали свое первое государство, основателем которого был христианин  кыпчакского происхождения Балык со столицей Варна или Каварна. Государство  гагаузов прикрывало твердым щитом как христианский мир, так и мусульманский мир один от другого играя роль посредника.

Гагаузы были удобны туркам в качестве братьев по крови, а христианам – братьями по вере.

Интересным является факт, что гагаузы никогда не сомневались в слове «казак» и всегда считали его своим родным и понимали его значение в смысле призыва к действиям в нужное время. Казак для гагаузов - это воин, находящийся в состоянии войны и готовый в любую секунду дать отпор врагам. То бишь, казак, это особое состояние человека-воина, защитника, готового при  любых обстоятельствах выступить в поход. Поэтому казачество с точки зрения духовности человека, это всегда отстаивание с оружием в руках духовных идеалов своего народа. Казак –это восточный ниндзя. В миру он труженик и семьянин, а в походе незаменимый воин-защитник.

В силу того, что казачество является неотъемлемой частью духовной культуры гагаузов перед нами также стоит задача духовного возрождения и возврата к идеалам заступничества за народ и за веру. Впереди предстоит проделать большую работу, но она сегодня всем нужна ради будущего подрастающего поколения.

И в этом плане, гагаузы Одесской области, Аккермана, в частности хотят стать для своих соотечественников в Гагаузии  путеводной звездой для обеспечения дальнейшей защиты интересов  народов Бессарабии ради мира и добра на земле.

 +++

Казачество – как стиль жизни народов  на Украине.


Все народы планеты сегодня переживают кризис властных структур. Проблема тотального обкрадывания людей государственными чиновниками разных мастей приобрела всемирные масштабы. Национальные бюджеты стран всегда наполняются за счет рядовых налогоплательщиков. Как происходит очередное наполнение бюджета, чиновники под любым предлогом опустошают его, используя самые изощренные схемы отмывания денежных средств.

В результате чего начинают поступать очередные вливания из Международного Валютного Фонда, которые тянут за собой Украину, в частности, в кабалу при помощи тех же чиновников и способствуют дальнейшему  обнищанию населения страны. Поскольку долги должны быть возвращены в срок МВФ выдвигает определенные условия, гарантирующие возврат финансов, сопровождающиеся очередными скачками цен, прежде всего, на энергоносители и коммунальные услуги населения граждан Украины. По некоторым позициям цены растут на 50, а то и 100%, а заработные платы всего лишь на 5-10%.

И эта ситуация имеет сегодня тенденцию бесконечной продолжительности, устраивающая госчиновников высокого ранга более чем и никак не устраивающая население страны. Зарабатывают они разбазариванием нацбюджета, а платит по счетам, как всегда, рядовой труженик.

Вывод: мировое правительство олигархов планеты подминает под себя бюджеты целых государств, вынуждая правящую элиту любого государства продавать свой народ своими же руками в финансовое рабство навеки. Принцип прост: ничего не производим, нигде не напрягаемся и скидываем в оффшор безо всяких потерь огромные суммы денег, тем самым разрушая экономику страны, в которой живем. Иначе говоря при другом раскладе, необходимо вложить огромные капиталы в экономику страны, чтобы развить ее и ждать долго ( что является естественным процессом), пока финансовое сальдо экономики страны в целом станет положительным. Это долгий процесс и достаточно затратный, энергоемкий, требующий еще и определенного количества мозгов, которых у правящей элиты нет. Легче всего украсть готовые деньги и перегнать их в оффшор без потерь и без всяких головных болей. Жизнь дана один раз, поэтому живем сразу тут и сейчас и очень хорошо, но только далеко не все. Остальные сосут лапу до хороших времен. Зато как результат – новые кредиты и очередное новое повышение цен на все и так до бесконечности. Часть денег себе и часть в МВФ ( игра 50 на 50). А народ это вечные гои.

 +++

В чем причина такого отношения к будущему страны? Давайте проанализируем ситуацию и постараемся предложить пути решения проблем.


История славянских народов выявила одну закономерность, заключающуюся в том, что во все исторические времена князья и гражданское общество являлись двумя враждебными лагерями и никому до друг друга никогда не было дела. Каждый жил сам по себе, а отсюда и столь разительные перемены и разногласия в условиях жизни этих социальных слоев. Один другого никогда не поймет.

Народная поговорка гласит: «гусь свинье не товарищ»!

А все дело в том, господа, что моральный и духовный фундаменты человечества постепенно таят и скоро канут в Лету. Раньше лидеры наций и народов стояли в строю с оружием в руках в первых рядах, а сейчас сидят в уютных фешенебельных кабинетах. Раньше лидер нации делил поровну на всех заработанное в племени, а сейчас все только самому себе любимому. Причем его участие в трудовом процессе зарабатывания благ автоматически исключается. Папа всегда в доле.  Налицо грубейшее нарушение законов человеческого бытия и природы. Не секрет, что мы уже сегодня, а мы это только народ – безвинные души,  расплачиваемся за содеянное над матушкой-природой. Заметьте опять, что ни в чем не повинные души людей на кону в качестве разменной монеты  за злодейства против человечества, совершенные правящей элитой. Они нас уничтожают и сдают в рабство, при этом зарабатывая на нас колоссальные суммы денег, а мы за это платим жизнями. И это им очень выгодно, поскольку простой люд скудеет или умирает вообще. Столько людей не надо.

Казачеству на Украине, как известно, обязаны завоеванные свободный дух  и воля людей. Более того, казачество всегда стояло на страже интересов простого люда и рьяно защищало их, а также устои нашей православной веры. До сих пор идея казачества как национальная идея Украины витает в воздухе .Дело в том, что казак – это этакий эталон настоящего гражданина-патриота, труженика, воина за православный идеалы и примерного семьянина. Казачество на сегодня является хранителем духовних ценностей народа и  заодно и защитником их. Недаром  просвещенные умы на планете уже во многих странах зарегистрировали международные казацкие организации в качестве ответа на действия мирового правительства олигархов планеты, которые ставят цель дальнейшего обнищания производительных сил народа  и, в конечном счете, их уменьшение до двух миллиардов.

Моральный кодекс казака может послужить простому люду на планете хорошую службу. Люди, в конце концов, начинают понимать, что они в силах изменить свое будущее и будущее своих детей. Ситуация на черном континенте наглядный пример тому.

Что это значит ? А это означает, что казак при любом положении вещей остается свободным, сохраняя главный принцип человечества, ибо все рождается в природе без всякого насилия. Более того, подобное тянется к подобному.

 Необходимо вернуть утерянные моральные ценности, преемственность поколений, обеспечивающую непрерывную связь передачи своего жизненного опыта и знаний подрастающему поколению. Очень важным является научить молодежь разбираться в том, « что такое хорошо и , что такое плохо», в связи с наблюдающимся  процессом стирання граней между этими двумя важнейшими категориями  сил добра и зла.

Казачество для мировой цивизизации – это своеобразная ракета дальнего диапазона действия, направленная на установление четких граней между добром и злом. Необходимо застолбить границу и четко обозначить демаркационную линию. Поскольку силы добра и зла существуют в мире для того, чтобы они отличали их от других  согласно с философским законом борьбы и  единства противоположностей.

Каждый в этой борьбе должен выбрать свой лагерь.

 +++

Кстати, история казачества имеет очень глубокую историю и уходит далеко в культуру тюркских народов. Семантика слова «казак» или

 « койсак» является тюркским словом и переводится несколькими значениями, отражающими его реальную сущность. К примеру, это пограничник, телохранитель, воин-хранитель духовных ценностей, за щитник свободы и справедливости. По сему насегодня хотим мы этого или не хотим , а современное казачество обязано своим происхождением моему маленькому, но древнейшему и героическому народу гагаузов, наследников тюркских племен  гок-огузов, которые пронесли духовные принципы казачества сквозь века, передав народам мира его в качестве мирового духовного наследия, сохранив тем самым чистоту своего родного языка.

В порядке информации, гагаузы из всех 48 тюркских народов, единственные сохранили древний праязык в максимальной чистоте и весь тюркский мир официально признает древнейшее происхождение гагаузов. Между этнонимом «гагауз» и «казак» можно смело поставить знак родственного равенства, где первое слово «прародитель», а второе «законнорожденный сын». И согласно закона причинно-следственной связи, как результат перерождение казачества на Украине, в России и в других странах и континентах. Официальная статистика гласит, что каждый 4-ый человек в Европе является носителем тюркской крови.

Потому отнюдь не является секретом, что главные принципы и традиции казачества укоренились на свободных территориях Великой Степи в прошлом или на просторах Украинских степей.

Народу  Украины нужна национальная идея, а казачество в полной мере отражает его чаяния и надежды. Ведь Украина была некогда казацкой державой! Нам необходимо большое количество казацких лицеев, начать возрождать забытую культуру Великой Степи, а именно: казачество. Молодежь должна знать куда ведет ее старшее поколение, она должна знать, что власть в любой стране мира прежде всего принадлежит народу. И ему решать кому быть депутатом, а кому президентом, а не кучке неучей и отбросов общества, замахнувшись на главное : на национальные бюджеты стран и своих народов. Причем можно иметь все и всех и за это ничего не будет.

В последнее время очень много различных научных источников трубят  о том, что  степная культура тюркских кочевых народов незаслуженно забыта. Так вот, господа, браты-казаки, нам следует это чтить и помнить по святым законам братства -казачества отдать со временем этому моменту должное.

Казачество – это сильнейшее идеологическое оружие против сил зла, целью которого является прежде всего благополучие рядового труженика-производителя  материальных и духовних благ. Необходимо поднимать культуру и язык народа, его духовные ценности и тогда подрастающее поколение не позволит всяким проходимцам за деньги проходить во власть в святая-святых народа. Представители власти и гетьман у казаков- это духовный лидер, ему не нужны материальные блага. Их создает народ. Его задача четко бдить за сохранением главного духовного фундамента народа –его языке, вере , культуре и обычаям.

Президент должен быть отстранен от национального бюджета страны. У казаков для этого есть скарбник. Президент является представите лем интересов своего народа, потому он ни в чем , ни в одежде, ни в еде ни  в питании не должен отличаться от простых граждан. Вот святые постулаты моих предков-прародителей казачества.

 Всем в добрый путь!


 +++
 

Что происходит сегодня в современном казачестве на    Украине?

                «…
"Слава Богу, что мы,казаки…"

В последнее время зарегистрировалось большое количество казацких общественных движений на Украине. Они, к великому сожалению, сегодня расколоты на сферы влияния казацких гетьманов. Основной проблемой является отсутствие единства в рядах казачества. Другим отрицательным фактором считается отсутствие до сих пор законодательной базы для казачества на Украине. Правительство Украины в данном вопросе проявляет чрезмерную сдержанность, хотя Украина была казацкой державой.

Сильны все еще традиции казачества и уважение к казакам в народе за исключением отдельных негативных явлений. Это нужно для будущего всего народа, а значит и нуждается в соответствующей финансовой поддержке.

Дело в том, что многие госчиновники Украины по казацким канонам не годяться быть таковыми. В том то и суть, что государство боится принятия Закона «О казачестве в Украине » поскольку  придется перестраивать державу на казацкий лад. Конечно, это не понравится западу, однако эта идея крайне необходима сегодня нашей стране, она полностью отвечает национальным интересам Украины. Казачество делает упор, как на духовность, так и на физическое воспитание подрастающего поколения . В здоровом теле, здоровый дух.  Патриотизм, любовь к родине и к православной вере, вот истинные ценности казаков.

Каждый день дорог в том плане, что молодежь лишается главного духовного фундамента и выходит из под контроля. Цепочка преемственности поколений нарушается и молодежь начинает искать себе чуждые для нас теории в качестве предмета для подражания западного или проамериканского образца.

Кому-то очень интересно, чтобы Украина, в которой символы права и  свободы, равенства для человека были и остаются основным духовным завоеванием казачества, стала послушной собачкой как для востока, так и для запада, а казачество ее найманным жандармом интересов крупных финансовых кланов. Обязательно необходимо вернуть вековые принципы воспитания молодежи на, что местное казачество должно сделать основной упор.

Собрать все силы в кулак и вынудить правительство поставить украинское казачество в рамки правового поля. Для этого нужно единство. Казак – это система не материальных благ, а духовных. В последнее время наблюдается опасная тенденция перетекания бюджетных средств в лавы казацких организаций, их незаконное отмывание, тем самым извращая идею казачества.

Украина в силу свого геополитического расположения всегда находилась в зоне интересов многих держав. Отсюда и сложился менталитет, что «благеньке телятко дві матки сосе ». На мой взгляд, необходимо найти ту золотую середину во взаимоотношениях между востоком и западом, где Украина играет роль промежуточного и связующего звена, причем никак не умоляя национальных интересов нашей страны, а наоборот их усиливая за счет этой важной роли «континентального посредника». На сегодня нашей стране нужна такая продуманная и взвешенная политика между востоком и западом, которая в полной мере обеспечивала бы ее важную роль и, без которой развитие взаимоотношений между востоком и западом без прямого участия Украины, было бы немыслимым. И тогда обе заинтересованные стороны хранили бы как зеницу ока этот мост, обеспечивающий плавный обмен и переход западной культуры в восточную и наоборот.

А казачество сыграло бы в этом вопросе решающую роль, поскольку уникальность украинского казачества заключается в том, что в разных областях Украины национальный колорит казацких костюмов пропитан, как культурами востока, так и запада. Казаки знают с кем и как себя вести. Эта выиграшная для Украины фишка сложилась бдагодаря историческим эпохам и событиям, которые имели место в разных областях Украины в разное историческое время и при участии разных держав востока и запада.

В добрый путь, браты-казаки!

               

 +++

    КАЗАЧЕСТВО БЕССАРАБИИ - КАК ХРАНИТЕЛЬ НАСЛЕДИЯ СЛАВНЫХ КАЗАЦКИХ ТРАДИЦИЙ И СОВРЕМЕННАЯ ЕГО РОЛЬ В ВИДУ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ   ПРЕТЕНЗИЙ   РУМЫНИИ

  «…Козацькому роду – нема переводу…»

Благодатная земля Бессарабии, никогда не знавшая крепостного права, приютила на своей территории десятки и десятки культур народов в одно время, бежавших от гнета и порабощения и, сохранивших тот дух свободы, веры в правду и справедливость. Многонациональный колорит народов Бессарабии ( более 175 представителей различных национальностей) является настоящим культурным достоянием Украины в целом. В этом контексте, председатели национально-культурных обществ  считаются настоящими бойцами невидимого фронта, благодаря их работе в  области сохранения, приумножения культур и языков народов Бессарабии обеспечивается толерантное отношение многих культур к друг другу.

 Грузия, как известно, жестоко поплатилась своей территориальной целостностью в результате своей недальновидной политики в отношении Абхазии и Осетии. Пугает сегодня халатное отношение местных властей, особенно, Б-Днестровского Одесской области, в притворном и неприязненном отношении к культуре национальных меньшинств. В городе зарегистрирован городской центр национальных культур «Злагода», куда вошли 8 национально-культурных обществ. Однако, многие годы национальные культуры не получают даже минимальной материальной поддержки, власти намеренно игнорируют Закон «Про национальные меньшины в Украине». Недовольство на Бессарабии незаметно тоже набирает силу и в любой момент может выйти из-под контроля. Много нерешенных политических вопросов. Нет единства.

Социальные проблемы в регионе тесно переплетены с национальными, поскольку это зона компактного проживания этнических групп –болгар, гагаузов, молдаван, русских, албанцев. Поддержка и развитие национальных культур является одной из важнейших задач государственной политики, условием сохранения межнационального мира и согласия на территории области. Ранее Одесский облсовет принял решение о реализации на территории области Закона Украины «О языках» и Европейской хартии региональных языков и меньшинств.

Одним из частных примеров является проживание народа гагаузов на территории двух государств : Молдовы и Украины. На юге Молдовы живет и здравствует гагаузская автономия ( хотя там тоже есть серьезные проблемы поскольку молдавская элита на протяжении многих лет нивелирует Закон «Об особом правовом статусе АТО «Гагауз Ери » и не выполняет перед гагаузским народом взятые на себя обязательства), а вторая часть народа в приграничных селах Одесской области на границе с Молдовой, около 40 тыс. гагаузов находятся в информационной изоляции и культурном вакууме. Нарушены права не одного человека, а целого народа. Причем как правительству Молдовы, так и Украины выгодно замалчивать эту проблему, поскольку ассимиляция, набирающая темпы в последнее время сама собой поставит точку в этом вопросе  далеко не в пользу гагаузов.


Непризнанное Приднестровье, которое до 1944 года была территорией Украины.

Можно было бы привести еще массу примеров, но давайте все-таки вернемся к казачеству. Что такого есть в казачестве на Бессарабии. Главное, культур и языков много, а казачество – одно. Оно реально может сыграть историческую роль объединяющего характера с пользой для всех.

История Бессарабских казаков хранит следы последней казацкой Сечи и помнит представителей многих казацких сечей, прибывших  на Бессарабию в поисках лучшей доли и спасаясь от мести Екатерины.

Ты, казак, и вся твоя национальность. Живи и наслаждайся жизнью, работай, корми семью, делай добро, защищай родную землю. Тут есть все предпосылки исторически сложившихся казацких традиций, и не учитывать это, большой промах.

Мы не просто живем на Бессарабии, мы живем на берегу Черного моря и Днестровского лимана. Черноморский регион за последние годы стал ареной столкновения геополитических интересов причерноморских стран и внерегиональных государств. Налицо осложнение этнических конфликтов, а также международно-правовые проблемы, прежде всего Черноморских проливов и делимитации акватории Черного моря. Черное море – одна из колыбелей цивилизации.

После распада СССР геополитическая ситуация резко изменилась. Исследователи отмечают, что Черноморский регион принадлежит к наиболее благодатным и богатым регионам мира. Бассейн Чорного моря – это стратегический регион, граничащий с Ближним Востоком и являющийся ключевым транзитным маршрутом перекачки каспийской нефти. Транспортировка нефти и газа осуществляется сейчас и будет в дальнейшем осуществляться через Черноморский регион.

Трудную геополитическую проблему несет  собой вопрос о государственных границах и территориальных претензиях. В ряде случаев границы не только не закреплены, но и не демаркированы. К наиболее «слабым местам» Черноморского региона относится  социальная и этническая нестабильность. Практически все страны региона полиэтничны и имеют межэтнические конфликты.

Черноморский регион в широком понимании представляет собой мозаичную картину накладывающихся друг на друга политических интересов. Регион уже давно имеет более широкую геополитическую перспективу, в которой он служит соединяющим звеном на оси – Каспий – Черное море – Европа. Это своеобразный географический «шампур» - Средиземноморье- Черноморье-Каспий. Представляют собой единое целое в плане торговых и экономических связей. Такие связи существуют с древнейших времен.

Существуют серьезные трения между Румынией и Украиной. Предметом споров стал проигрыш нашей страны в вопросе раздела нефтегазоносного континентального шельфа на о.Змеиный. Мы сдаем  свои позиции на Черном море соседнему государству одну за другой. Причем румынской стороне не надо прилагать к этому практически никаких усилий. Все делают «украинские патриоты».

Другая проблема- строительство глубоководного судоходного канала «Дунай-Черное море». ( гирло Быстрое). Это положило конец монополии румынской стороны на выход из Дуная в Черное море.

Румыния на протяжении многих лет при активной поддержке в румынском парламенте политической партии «Великая Румыния» ставит вопрос относительно статуса бывших румынских территорий- Северной Буковины, Южной Бессарабии, о.Змеиный и округа Херца. Кроме того эта же политическая сила выступает с территориальными претензиями к Украине, Сербии и Болгарии, помимо призывов аннексировать Молдову.

 Стоит отметить, что если в отношениях с Румынией большую роль сыграло «историческое наследие», то спорные вопросы между Украиной и Молдовой возникли по вине украинских властей. Речь идет о строительстве Молдовой нефтяного терминала, грузопассажирского порта и НПЗ вблизи Джурджулешт.

После развала СССР Украина имела мощнейший потенциал среди дунайских стран. В середине 1990-х годов Украина ослабила свои позиции в регионе, согласившись в ходе переговоров о делимитации передать Молдове около 400 метров своей территории с выходом к Дунаю в обмен на часть территории, по которой проходит трасса Одесса-Рени, которая к тому же заходит и в Молдову. Это Паланка, которую до сих пор так Молдова и не передала Украине, ссылаясь на то, что в законодательстве РМ не отработан механизм передачи Паланки Украине.

Терминал содержит для Украины экономическую угрозу, создавая дополнительную конкуренцию порту Рени. Реализация Молдовой данного проекта привела к тому, что у украинского порта Рени, до последнего времени самого мощного на Дунае и единственно перевалочной  базы для молдавских грузов идут в Ренийский порт, появился конкурент. При этом существует один нюанс: участок железной дороги, по которой грузы идут в Ренийский порт, проходит через территорию Молдовы и принадлежит ей. В этой связи нельзя исключать, что молдавская сторона предпримет меры, направленные на то, чтобы сделать убыточным деятельность украинского порта. В результате Молдова стала морской державой  и сегодня под ее флагом более 300 кораблей бороздят просторы Мирового океана.

Таким образом Украина, имея все основания  претендовать на роль единоличного лидера в этом регионе оказалась ( ее центральные власти) неспособной защитить свои национальные интересы в этой части Черноморского региона.

В нашем регионе как никогда стоят перед казачеством вопросы  содействия властям в плане обороноспособности  и нерушимости границ нашей родины.

Во всех школах региона должны наращиваться темпы военно-патриотического казацкого воспитания детей. Должное необходимо отдать нашему духовному идеологу казачества генерал-отаману Тимофееву В.Я., который и сегодня является неутомимым сторонником казацкого воспитания молодежи в духе патриотизма и любви к своей земле. И видит он это в целом как национальную идею всей Украины. Возглавляя Заднистровое казачество, он объединяет всех казаков не по национальному принципу, а по духовному воспитанию. «Национальность одна –казак, необходимо быть казаком в душе…», - любит повторять Валерий Яковлевич Тимофеев.

К, великому сожалению, противников у казачества нет, поддержка есть на всех уровнях, но в большей степени на словах. А эта замечательная идея уже давно не терпит промедления и нуждается в скорейшем  правовом обрамлении и финансовом оформлении ради будущего наших детей.

Вот где Черноморскому казачеству необходимо бороться за сферы влияния Украины в этом регионе. Суть настоящего момента сводится к следующему.

Все эти годы непродуманной и невзвешенной политики нашего государства в Черноморском регионе привели к тому, что Украина почти проиграла все позиции свои на Черном море, в то время как все причерноморские государства в этом вопросе преуспели значительно.

«…Или грудь в крестах, или голова в кустах…»

Слава богу, что мы –казаки и в добрый путь


Кристиогло С.С.

Председатель Правления Одеського обласного
 гагаузького национально-культурного общества
 «Гагаузский Дом»

Атаман отдельного куреня «Комур-Ат»
Заднистрового казачества
Генерал-хорунжий               

 

 

 

+++


Рецензии