Часть 8. Гунны в эпических сказаниях германцев

Мы не так уж много знаем о реальной европейской истории эпохи т.н. «великого переселения народов».
Какие то гунны (хунны, унны), то ли монгольского, то ли тунгусо-манчжурского, то ли тюркского или угорского происхождения, начав свое движение от северных границ Китая, и присоединяя по пути на запад различные урало-алтайские и индоевропейские племена, к концу IV века переправились через Волгу и оказались на границах восточной Европы.

Ойум, - сшитое на живую нитку «государство» готов, центр которого располагался, видимо, где-то  на Днепре, - было разгромлено гуннами быстро и эффективно.
Готский вождь Германарих (Эрменрих, Ёрмунрекк) был убит или покончил с собой, а недобитые готы частично двинулись на запад, к границам дряхлеющей Империи, а частично стали данниками гуннов.

После смерти Германариха готы, под управлением следующего ТИУДАНСА, которого Иордан в своей «Гетике» называет Винитарием, попытались освободиться от власти гуннов.
(Впрочем, Аммиан Марцеллин называет преемником Германариха некоего Витимира. Одно ли это лицо или два разных человека, мы, конечно, не знаем.
Любопытно, что имя «Винитарий» видимо имеет какое то отношение к винетам-венетам-венедам, а «Витимир» вообще звучит чуть ли не по славянски)

Винитарий напал на антов, которые обитали где-то рядом с готами (антов античные историки Иордан и Прокопий Кесарийский, а вслед за ними и  подавляющее большинство современных историков, считают славянами).
Вначале, он потерпел от них поражение, «но в дальнейшем стал действовать решительнее и распял короля их Божа с сыновьями его и с семьюдесятью старейшинами для устрашения» (Иордан. Гетика)

«Король гуннов Баламбер, - пишет Иордан, - не терпя этого, призвав Гезимунда, сына великого Гуннимунда, повел войска на Винитария.
В первом и во втором сражениях победил Винитарий, но в третьем, у реки Эрак, Баламбер пустил стрелу и убил его, ранив в голову, и, взяв себе в жены племянницу Винитария Вадамерку, стал властвовать над покоренным племенем готов»

Похоже, недавних пришельцев гуннов и антов-славян связывали какие-то союзнические или вассальные отношения, иначе трудно объяснить, почему, пытаясь освободиться от власти гуннов, готы затеяли войну со славянами, а гунны не потерпели этого и, вместе со своими тевтонскими вассалами (Гезимунд, сын Гуннимунда) положили конец готскому доминированию в этой части восточной Европы.

Выдавливая с мест расселения, истребляя  или покоряя народы различного этнического происхождения, гуннский союз племен к V веку контролировал огромную часть европейских территорий, включая земли современной центральной и, частично,  западной Европы.

Но – это присказка.
А сказка наша вовсе не об истории, которую мы почитаем за реальную, а о том, как эта история отразилась в смутных воспоминаниях европейцев.

В скобках замечу, что к сведениям, представленным в эпических сказаниях тевтонов, стоит относиться с долей здорового скепсиса. Или, наоборот, с той же долей скепсиса стоит относиться к т.н. «реальной истории».
Например, Аслауг или Аслега - одна из жен полумифического викинга Рагнара Кожаные Штаны (VIII или IX век), согласно «саге о Рагнаре Лодброке»  является дочерью знаменитого тевтонского героя Сигурда (Зигфрида) и Брюнхильд – валькирии и родной сестры вождя гуннов Атли (Аттила – V век).

«Я же открою тебе, - говорится в саге о Рагнаре, - что я родом совсем не крестьянка, а дочь конунга, и по отцу и матери гораздо знатнейшей породы, нежели Ингеборга.
- Кто же был твой отец? спрашивает Рагнар.
Она отвечает:
- Сигурд Убийца Дракона, а мать моя была Брингильда, щитоносица.
-  Не верится мне, сказал Рагнар,  чтобы их дочь звалась Кракой (так назвала себя Аслега)  и выросла в лачужке.
Но она возразила, что ее настоящее имя - Аслега, и рассказала все, что с ней было, и прибавила, что в знак правдивости ее, родится у нее сын со змеем в глазу.
Через несколько времени Аслега в самом деле родила сына с этим знаком, почему и дано ему имя Сигурд Змей-В-Глазу»

Разница между возрастом мужа и жены – минимум 300 лет.

Впрочем, что нам до Рагнара Лодброка и Аслеги?
Может быть и не было их никогда.
Но зато существование вождя гуннов - Аттилы (Атли, Этцеля) подтверждается не только какими-то сказками северных скальдов, но и римскими источниками, которые  признаются современной исторической наукой вполне аутентичными.

Интересно, что в тевтонских сказаниях о гуннах нет никаких характерных отличий в описаниях совершенно различных этнически народов.
Степняки гунны и европейские готы и бургунды находятся как бы в едином «культурном пространстве» (в отличие, допустим, от позднейших азиатских завоевателей – аваров, булгар, мадьяр или монголов)

Говорит ли это о том, что завоеватели и завоеванные - тогда находились примерно на одном уровне развития?
Или о том, что подавляющую часть «государства» и войск Аттилы составляли отнюдь не кочевники из Центральной Азии и предгорий Урала, а завоеванные тевтонские, славянские и сарматские племена?

Или о том, что гунны, придя в Европу, не представляли собой более-менее организованных «сил вторжения», как позднейшие авары, булгары, мадьяры или монголы, а с самого начала были конгломератом разрозненных племен, большинство которых быстро вписались в реалии римско-германского мира, и почти сразу же, - начали поставлять наемников различным противоборствующим в этом мире сторонам?
Бог весть.

Но мы здесь не пытаемся реконструировать какие-то исторические события эпохи «переселения народов». Реконструкторов, слава Богу, в сети хватает и без нас.
Нас интересует исключительно их отражение в памяти европейских племен.
Тем более, что путаные и малодостоверные источники информации об одних и тех же событиях иногда прямо противоречат друг другу.
Например:

«Песнь о Нибелунгах» называет родиной Зигфрида (Сигурда) Нидерланды, а «Старшая Эдда» - Фраккланд (то ли Фракия, то ли земля франков – будущая Франция),
В «Песни» - Кримхильда (Гудрун), вдова Зигфрида-Сигурда, выданная замуж за Этцеля (Аттилу), убивает своих братьев-бургундов в отместку за убийство Зигфрида, а в северных сагах  ситуация ровно противоположная: Гудрун мстит Атли (Аттиле) за убийство братьев и т.д.

Отметим, что «Младшая Эдда» называет вождя гуннов Атли сыном конунга Будли, а его род (Будлинги) возводится там к некоему Хальфдану Старому так же как и другие знаменитые тевтонские роды: шведские и норвежские Инглинги, датские Скъёльдунги, рейнские Гьюкунги (они же Нифлунги или Нибелунги), Вёльсунги из Фракии или страны франков. (Интересно, что одного из потомков Хальфдана Старого – «конунга-воителя звали Скельвир, и род его зовется родом Скильвингов. Этот род живет в Восточных Странах»)

Парадоксальным образом монголоподобный - по словам Иордана, - Аттила:
«низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутый сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом (кожи?)», который «являл все признаки своего происхождения»  - в северной литературной традиции является  представителем знатного тевтонского рода.

В сказаниях «Старшей Эдды»  приводится множество отсылок к родственным и каким-то другим, не всегда понятным нам, связям гуннов и тевтонов:

-  Оддрун, сестра Атли, была возлюбленной короля бургундов Гуннара, сына Гьюки (в «Песне о Нибелунгах» - Гунтер), как сообщает нам эддический «Плач Одрунн»,

- Сигурд Убийца Дракона (в «Песне о Нибелунгах» - Зигфрид), фраккландский герой из рода Вёльсунгов – неоднократно называется в Старшей Эдде также  «конунгом гуннов»,

- валькирия Брюнхильд, единородная сестра Атли-Аттилы, - жена Гуннара. Гуннар, согласно «Краткой песне о Сигурде», считает, что она «всех женщин лучше и краше» т.е. вряд ли принадлежит к монгольскому антропологическому типу, как сам Атли и т.д.

Кстати, личные имена с корнем «гун» или «гунн» - очень часто встречаются у тевтонских народов.
Мужские: Гунтер, Гуннимунд, Гундерих, Гуннлауг, популярное до сих пор у скандинавов – Гуннар, женские: Гуннхильд, Хильдигунн и большое количество других.
Одну из валькирий, дев-воительниц Одина, зовут просто Гунн.

Однако вернемся к Германариху, готское королевство которого впервые в Европе столкнулось с гуннами.

«Вероломному же племени росомонов, - которое в те времена служило ему (Германариху) в числе других племен, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени, по имени Сунильда, за изменнический уход ее мужа, король, движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав ее к диким коням и пустив их вскачь.
Братья же ее, Cap и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного.

Узнав о несчастном его недуге, Баламбер, король гуннов, двинулся войной на ту часть (готов, которую составляли) остроготы; от них везеготы, следуя какому-то своему намерению, уже отделились.
Между тем Германарих, престарелый и одряхлевший, страдал от раны и, не перенеся гуннских набегов, скончался на сто десятом году жизни.
Смерть его дала гуннам возможность осилить тех готов, которые, как мы говорили, сидели на восточной стороне (Днепра?) и назывались остроготами» (Иордан. Гетика).

Кто такие «вероломные росомоны», насколько мне известно, никто толком не знает, хотя и  существуют различные гипотезы на этот счет.
В «Младшей Эдде» этот же эпизод интерпретирован так:

После убийства Атли-Аттилы, Гудрун «пошла к морю и кинулась в него, чтобы утопиться, но ее отнесло через фьорд к земле, которою правил конунг Йонакр.
Увидев ее, он привел ее к себе и женился на ней. У них было трое сыновей: Сёрли, Хамдир и Эрп.
У всех у них волосы были черные, как вороново крыло, так же как и у Гуннара, Хёгни и других Нифлунгов (они же Нибелунги и Гьюкунги - короли бургундов на Рейне)

Там воспитывалась и Сванхильд, дочь молодого Сигурда (и бургундки Гудрун).
Она была прекраснейшей из женщин (имя Сванхильд происходит от древнегерманского имени Swanahilt, Swanahilda - swan (лебедь) и hiltia, hilt, hild (битва), или от аналогичного имени на северном языке Svanhildr: svanr (лебедь) + hildr (битва)
 
О том стало известно Ёрмунрекку Могучему (Германариху).
Он послал своего сына Рандвера просватать ее за себя. И когда тот приехал к Йонакру, ему отдали Сванхильд, и он должен был отвести ее к Ёрмунрекку.
И сказал тогда ярл Бикки, что было бы лучше, чтобы Сванхильд досталась Рандверу, потому что оба они молоды, а Ёрмунрекк — старик. Этот совет пришелся по сердцу молодым людям, а Бикки сразу же рассказал все конунгу.

Тогда повелел конунг Ёрмунрекк схватить своего сына и отвести на виселицу. Рандвер взял своего сокола и, выщипав у него все перья, велел отнести его своему отцу. И Рандвера повесили. Когда же Ёрмунрекк увидел того сокола, уразумел он, что как беспомощен бесперый сокол, так беззащитно и его государство, ибо он стар и нету у него сына.

Потом Ёрмунрекк возвращался со своими людьми из леса, где они охотились, и увидел Сванхильд: она сидела и убирала волосы. И тогда они пустили на нее лошадей и растоптали копытами насмерть.

А пришедши ночью к конунгу Ёрмунрекку, в покои, где он спал, они (Сёрли и Хамдир - сыновья Гудрун и конунга Йонакра) отсекли ему руки и ноги. Он пробудился и стал звать своих людей, чтобы все просыпались…
Тут повставали все люди Ёрмунрекка и напали на братьев, но не смогли одолеть их оружием. Тогда Ёрмунрекк приказал побить их камнями. Они так и сделали. И пали мертвыми Сёрли с Хамдиром. С ними погиб и весь род Гьюки и все его потомство…

После молодого Сигурда оставалась дочь Аслауг (Аслега, дочь Сигурда от гуннской валькирии Брюнхильд и, якобы, одна из жен Рагнара Лодброка).
Она воспитывалась у Хеймира в Хлюмдалире, и от нее происходит великий род»…

Более архаичная «Старшая Эдда» об этом эпизоде рассказывает так («Подстрекательство Гудрун» и «Речи Хамдира».  Причем в тексте опять всплывают гунны):

«Гудрун пошла тогда к морю, после того как она убила Атли. Она вошла в море и хотела покончить с собой. Но она не могла утонуть. Ее отнесло через фьорд в землю конунга Йонакра. Он на ней женился.
Их сыновей звали Сёрли, Эрп и Хамдир. Там же воспитывалась и Сванхильд, дочь Сигурда и Гудрун. Ее выдали замуж за Ёрмунрекка Могучего. У него был советник Бикки.
Бикки посоветовал Рандверу, сыну конунга, овладеть ею и все рассказал конунгу.
Тот велел повесить Рандвера и приказал, чтобы Сванхильд была растоптана конями. Когда об этом узнала Гудрун, она обратилась к своим сыновьям:

- Что вы сидите? Что спите беспечно?
Как могут смешить вас беседы веселые?
Если Ёрмунрекк смел сестру вашу бросить,
юную деву, коням под копыта,
вороным и белым, на дороге войны,
серым, объезженным готским коням!

Нет, вы не схожи с Гуннаром смелым,
храбрость у вас не та, что у Хёгни,-
мести искать за сестру вы должны бы,
будь вы подобны братьям моим
иль духом крепки, как гуннские конунги…

(Хамдир сказал:)
- Выносите доспехи конунгов гуннских!
К тингу мечей ты нас побудила!

…Из дому вышли, фыркая в ярости,
двинулись в путь через влажные горы
на гуннских конях, к мести готовые.

…Сказали тогда Ёрмунрекку,
что стража увидела воинов в шлемах:
- Обороняйтесь! Приехали сильные,-
под копытами конскими погибла сестра их!

Ёрмунрекк смелый в ответ усмехнулся,
разгладил усы, не взялся за меч,
вином возбужденный, тряхнул волосами,
на щит поглядел, кубком играя из золота жаркого.

(Ёрмунрекк сказал:)
- Счастлив я был бы Сёрли и Хамдира
видеть в палатах, принять их обоих:
связал бы я сразу сынков тетивами.
им петли на шеи обоим накинул бы!

Шум поднялся, падали чаши, ступали герои по крови готов…

Вымолвил Хамдир, духом отважный:
- Ждал ты нас, Ёрмунрекк, видеть желал нас,
братьев принять в высоких палатах:
вот ноги твои и руки твои,
Ёрмунрекк, брошены в жаркий огонь!...

Сёрли погиб у торцовой стены,
у задней стены был Хамдир сражен»

В общем, все умерли.

Но интересно, что «росомоны» Иордана в сказании оказываются сыновьями Гудрун (от какого то конунга Йонакра) с черными, как вороново крыло, волосами – в точности, как у королей рейнских бургундов, названных выше также и гуннскими конунгами. Братья одеты в гуннские доспехи и едут на гуннских конях.
А нападение гуннов на готов случилось вслед за смертью Германариха и братьев, мстящих ему  за свою сводную сестру Сванхильд.

Любопытно, что Агафий Миринейский (римский историк VI века) называет тевтонское, как мы считаем сейчас, племя бургундов - гуннами:
«Народ гуннов некогда обитал вокруг той части Меотидского озера, которая обращена к востоку, и жил севернее реки Танаиса, как и другие варварские народы, которые обитали в Азии за Имейской горой. Все они назывались гуннами, или скифами. По племенам же в отдельности одни из них назывались котригурами, другие — утигурами, некоторые — ультизурами, прочие буругундами…» (О царствовании Юстиниана. кн. V)


-----
Весь опус о гуннах, в 8-ми небольших текстах, здесь - ГУННИЯ: http://www.proza.ru/avtor/pro812&book=46#46
Картинка из сети


Рецензии
Здравствуйте, Кузьма!

С интересом прочитал. Спасибо.
Как же все запутанно в эпических сказаниях германцев!
Если мы примерно представляем социальную организацию в Риме, Карфагене, Египте и других центрах цивилизации, то с гуннами все обстоит крайне туманно. Судя по всему, у них была открытая социальная система без жесткой кастовой и национальной регламентации, поэтому гуннами могли стать все желающие, те же тевтоны, готы и прочие племена. В таких социальных системах все зависит от личности вождя. В них все хорошо, пока есть «правильный» вождь, а когда такого вождя нет, они перестают существовать, как единое целое, и снова распадаются на отдельные племена.

С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   08.01.2021 19:30     Заявить о нарушении
День добрый, Александр.
Гунны, как мне кажется, вообще запутывали все межэтнические отношения там, где появлялись. Оказывается и Зосим с Агафием считали бургундов гуннами (!).
Конечно, можно предполагать, что они не особо вникали в варварские этнические проблемы и для них, что монголоид с китайской границы, что выходец с балтийского острова Бургундархольм - все едино :) Но как быть тогда с тем, что саги описывают германцев-бургундов людьми с волосами, "черными как вороново крыло", а кое-где прямо называют братьев Гудрун "гуннскими конунгами"?

После смерти Аттилы, который судя по всему, был уникальной личностью, обладавшей недюжинными организаторскими способностями, так и случилось как Вы написали - весь гуннский "евросоюз" развалился. А так все хорошо начиналось :)))

Спасибо за отклик.
С уважением,

Кузьма Калабашкин   09.01.2021 12:58   Заявить о нарушении