Последний золотой

В далёкие времена, когда в Соединённых Штатах Америки уже давно отгремела гражданская война, но индейцы и не собирались сдавать свои позиции на своих родных территориях. Когда города начали обретать свои чёткие границы, но полиция и банковская система ещё хромала на обе ноги, когда почти все имели уже свою землю и могли вести хозяйство, но бандиты и разбойники по прежнему не спали и выслеживали потерявших бдительность, проезжих, чтобы быстро и без последствий разжиться, да потратить награбленное на спиртное. В далёком штате Аризона, в молодом и ещё малом городке Юма жил маленький мальчик, ещё юный на свой одиннадцатилетний возраст, но уже постигший труд фермерского хозяйства. Он уже умел убирать навоз за коровами, кормить телят и собирать яйца в курятнике. Да и в полях кукурузы и пшеницы не обходилось без его помощи отцу.
Предстоящий год оказался неурожайным и голодным для всех. Пшеница и кукуруза практически не уродилась и кормить скотину было нечем. Поэтому отцу мальчика, фермеру пришлось отправиться в город за покупкой пшеницы для посадки, так как собственного пшена практически не осталось.
Когда отец вернулся с рынка домой, мальчик увидел, что отец был грустнее тучи. Когда отец присел на свое любимое плетеное кресло на веранде, он подозвал сына и рассказал ему, что из-за неурожая цены на пшеницу и кукурузу подросли в 4 раза. Отцу пришлось обратиться в банк, чтобы взять ссуду на зерно, но банкир воспользовался тяжёлой ситуацией у фермеров и стал давать ссуды под высокие проценты. Отец возмущался, что есть мочи, пока его чуть не вышвырнули из банка. Но семью кормить было необходимо, и фермер согласился. Банкир почесал свой большой живот и с улыбкой дал ему заем. Теперь фермер придётся надеется на хорошую погоду и дожди, чтобы вырос отличный урожай, часть которого придётся продать и выплатить огромные проценты. От усталости отец ушёл в свою комнату, а мальчишка с грусть побрел по дороге.
Неизвестно сколько он брел по пыльной дороге, пока не увидел, что что-то блестит под его ногами. Когда он нагнулся, то увидел, что это монета. Настоящий калифорнийский золотой доллар, который очень ценился, несмотря на инфляцию. Мальчик обрадовался, так как эта монета могла решить хоть немного их положение. Но он был хорошо воспитан и понимал, что у этой монеты есть хозяин, который обронил её и сейчас очень в ней нуждается.
Сколько не ходил мальчик по городу, а хозяин монеты не отзывался. Он заходил в богатые и бедные дома, на фермы и в салун. Народ жил скромно и не всегда хватало средств, но все честно отказывались от монеты.
Тогда мальчик решил пойти в банк. Возможно банкир, когда перевозил деньги, мог обронить эту монету. Возможно, был человек с Калифорнии и внёс настоящие золотые монеты в банк.
Когда банкир увидел калифорнийский золотой доллар, то улыбнулся и лукаво посмотрел на мальчишку.
-Да, это мой доллар. Но откуда он у тебя появился? Не украл ли ты его, часом?
Мальчик отшатнулся в сторону, а потом удрученно ответил.
- Что вы? Конечно нет. Я нашёл его на дороге и сразу пошёл искать хозяина.
- Мальчишки сейчас шустрые, - ответил банкир, - только отвернешься, а уже стащат что-либо. Хорошо, я не буду ругать тебя и не буду звать шерифа, чтобы окончательно выяснить, где ты его взял. Просто заберу его у тебя и дело с концом.
Мальчик хотел что-то ответить в ответ, что он не так воспитан, но банкир вышвырнул его на улицу. Мальчик поднялся с земли, отряхнулся и пошёл расстроенный домой.
Дома мальчик рассказал историю отцу и спросил, что он сделал не так. Может стоило забрать монету себе. Но отец улыбнулся и ответил:
- Я горжусь тобой, мой сын, ты все сделал правильно. Этот доллар нам бы не помог, потому что он не наш. А то, что даётся легко и не заслуженно, легко и уходит. Но есть люди, вроде нашего банкира, которые не ценят добра, а все переводят только в деньги. И если он намекнул на нечестность тебя, значит возможно, он не честен сам на руку. Люди способны судит людей по себе. Но их судить не нам.
Прошла неделя тяжёлого труда и усердно работы на ферме. Отец занимался скотом и молился, чтобы пшеница принялась вся до последнего зерна. А мальчик размышлял о порядочности и справедливости. В чем их смысл и когда наступает их время?
И тут на дороге мальчик увидел человека, который прихрамывая шёл в их сторону. Иногда он падал, но медленно подымался и снова шёл. Когда человек подошёл ближе, мальчик подбежал к нему, чтобы придержать его и тут он увидел, что это был банкир. В грязной разорванной одежде и разбитым носом. Мальчик прокричал отцу, что нужна помощь, и медленно повёл банкира в сторону дома.
Когда подбежал отец, то он схватил банкира под руку и повёл к бадье с водой. Банкир на кинулся на воду как потерпевший после кораблекрушения и стал жадно пить. А потом присел возле бадьи и попытался что-то сказать, но язык не поворачивался. Тогда мальчик с отцом подняли его и уложили на кровать в комнате. Банкир уснул сразу и проспал около 8 часов.
Когда он проснулся, на столе его ждали жареная куриная ножка и картофельное пюре. Он с жадностью набросился на еду, даже не соблюдая рамки приличия. Когда еда была повержена, банкир поведал свою историю.
- В ночь после того, как я раздал всем кредиты, я отправился в столицу штата, чтобы обсудить постройки дома для меня в этом городе. Я хотел представить бумаги о большом количестве выданных кредитов и проделанной работе. Счастливый и высокомерный, я поехал в город и даже не заметил, как на дороге на меня напали разбойники. Они прочитали документы о кредитах и попытались вытянуть из меня полученную прибыль. Я стал им утверждать, что кредиты только выданы. Но они хотели уже получить все проценты. Как я от клиентов. Тогда они предложили прийти им через месяц и получить 60 % то полученных процентов от людей. Я ответил, что на каких основаниях и почему так много. Они ответили, что год нынче не урожайный и предложили мне либо платить, либо голодать и болеть от ударов. Я согласился. Выбора не было. И я вернулся домой, не доехав до столицы. Через 5 дней они приехали снова, чтобы потребовать часть. Я сказал, что молился, чтобы кто-то принёс часть долга, но время ещё не прошло. У людей нет денег. Но их это не волновало. И тогда они избили меня до полусмерти и сожгли банк. И когда они пытались добить меня окончательно, из сапога вылетел тот калифорнийский золотой доллар, который я забрал у тебя мальчик. Разбойники приняли его за уплату вранья и ушли. Когда я вышел на дорогу, то увидел, что разбойников схватили шериф и его люди. Они обвиняли их в краже. Я подошёл ближе и услышал, что оказывается полторы недели назад хозяин шахты из Калифорнии был в наших краях и его ограбили на дороге. Украли все золотые монеты. А так как у разбойников была найдена одна монета, их поймали с поличным. Когда они начали кричать, что я им дал эту монету. Я сказал, что у меня нечего нет. Да и банк они сожгли. Так за все их преступления их казнили на площади. А я помыкался у ворот людей, прося воды и еды. И знаете, как бы люди не ненавидели меня, они не отказывали мне. И так я дошёл до вас.
Банкир замолчал, а потом продолжил рассказ опешившим мальчику и его отцу.
- Знаете, если бы ты тогда не нашёл эту монету, разбойники так и грабили всех людей и издевались над всеми. И я бы не понял силу порядочности и доброты. К сожалению, я не могу расплатиться с вами не чем, но я прощаю вам ваши долги перед банком. А столице скажу, что бумаги утеряны и украдены работниками. Поэтому весь урожай оставляете себе. Хотя это толика добра в ответ на вашу заботу.
- А что же будите делать вы!?
- Я? Пока не знаю.
- Вы умеете работать лопатой и мотыгой? - спросил фермер
- Ну я когда-то давно ими работал. А что? – спросил бывший банкир.
- Урожай пшеницы и кукурузы ожидается богатым, а работы не початый край. А с работниками нынче туго. Что если, вы поможете нам с фермой. А тридцать процентов достанется вам как оплата за работу. Вы их продадите и решите дальше, как жить. Что скажете? – предложил фермер.
Банкир улыбнулся, и слеза прокатилась из его глаз. Ещё долго он плакал. Плакал от счастья. Ведь лёгкое всегда уходит легко, а заслуженно всегда возвращается с добром и в двойном размере.


Рецензии