Лейтенант Цыремаев

 

   Он был назначен в отдел внутренних дел столицы Бурятии Улан-Удэ.  Это был его родной город и Цырен был рад такому назначению.

   Проработав следователем всего несколько месяцев, он получил  дело о страшном дорожно-транспортном происшествии с гибелью ребёнка.
 Две десятилетние девочки   переходили одну из центральных улиц города  и попали под автомобиль.   
  Они шли с занятий в балетной школе академического театра оперы и балета. Одна из них погибла,  другая с тяжелыми травмами - смещением костей черепа,  доставлена  в больницу.
Произошло это днём, были свидетели и ничто не предвещало сложностей с расследованием.

   За рулём автомобиля был известный в городе человек – директор местной типографии. Он был трезв, очень переживал и объяснил отсутствие следов торможения тем, что девочки неожиданно выбежали на дорогу из-за куста.

   Изучив первичные материалы с места происшествия,  Цырен приступил к допросу свидетелей. 
Свидетелями были два мужчины, которые, по их словам, шли по тротуару и всё хорошо видели.
Оба дали одинаковые показания о том, что девочки стояли на тротуаре за кустом, неожиданно выбежали на проезжую часть и попали под колеса автомобиля.
Всё совпадало. 

   Был ещё один свидетель – девушка, которая переходила дорогу в этом месте и остановилась посередине дороги, чтобы пропустить автомобили.
 Её не получилось допросить сразу после происшествия и у Цырена даже возникли сомнения в необходимости её показаний. 

   Всё и так  ясно, а у него  ещё другие дела, которые он расследовал. 
Его вызвал начальник и попросил ускорить расследование, так как оно касается уважаемого человека.
 
 Цырен и сам был бы рад побыстрее закрыть дело, но его  скверная черта характера – обязательность,  мешала это сделать.

   Явилась последний свидетель. Цырен вздохнул и приступил к допросу.
Свидетель- молодая  худенькая девушка  высокого роста,  студентка.

Девушка впервые допрашивалась следователем,  была немного смущена обстановкой служебного кабинета и своим статусом свидетеля. 
Цырен  обратил на это внимание  и ему  было приятно осознавать свою значимость.
Он  записывал  показания, иногда бросая на девушку заинтересованный взгляд.
Цырен  радовался тому, что заканчивает расследование в сжатые сроки и  предполагал  поощрение руководства.

 Радость оказалась преждевременной.  Девушка дала показания,  полностью противоречащие показаниям двух свидетелей, которых Цырен допросил первыми.

   Девушка переходила дорогу и в момент происшествия стояла посередине дороги на разделительной линии в нескольких шагах от девочек. По её показаниям,  девочки не бежали, а шли быстрым шагом,  держась за руки. И совсем не из-за кустов. 

  Заполняя протокол допроса,  Цырен мысленно  искал причину таких противоречивых показаний.  Он  неоднократно уточнял  ответы свидетеля и видел, что девушка говорит искренне.

  В кабинете было три рабочих места  следователей. Цырен поднял глаза и встретился  с сочувственным взглядом следователя Бадмаева, который слышал показания и понимал,  в какую ситуацию попал молодой следователь.
Настроение  было испорчено. Цырен  с озабоченным видом заполнил протокол и попросил свидетеля расписаться.

  Получается, что виновником гибели ребёнка был уважаемый человек. А это всегда неприятно, каким бы честным и принципиальным  ты ни был.  И начальство как на это посмотрит?

  Цырену очень не нравилось такое расхождение в показаниях свидетелей.  Он занялся поисками новых  свидетелей,  ещё раз выехал на место. 
Поиск свидетелей осложнялся тем, что в непосредственной близости от места происшествия  отсутствовали магазины и другие торговые точки. Не было тех, кто постоянно  находился в этом месте.

 Происшествие было резонансным, обсуждалось в городе, в том числе и в семье Цырена. Родные гордились, что расследование этого дела поручили ему.
 Цырен  думал о деле всегда - когда ел, ложился спать, сидел перед телевизором.  Он понимал, что расследование застопорилось.  Расхождения в показаниях свидетелей были серьёзными и касались важных для дела обстоятельств.

 Шел шестой день расследования, которое можно было назвать топтанием на месте. Цырен зашел в отдел и, проходя мимо дежурного,  услышал,  как его окликнули.
 «Цырен,  звонил какой-то офицер из Звёздного, сказал, что видел происшествие и может рассказать, как всё было. Звонил на всякий случай, вдруг  понадобятся его показания», - произнёс дежурный и  протянул ему листочек с информацией о звонившем.

  Цырен не верил своему счастью. Он выхватил листок из рук дежурного и побежал в свой кабинет звонить новому свидетелю.   Помощь свалилась,  откуда и не ждал.

  Офицер приехал для дачи показаний.
Рассказал, что в момент происшествия находился в телефонной кабине, напротив места наезда на девочек, разговаривал по телефону и смотрел на дорогу. На схеме указал место, где на разделительной линии стояла высокая девушка,  рассказал подробности наезда.
   Он видел, как автомобиль переехал девочек сначала передними, потом задними колесами, как в это время крутились их тела и мелькали  бантики на косичках. Показал направление   движения пострадавших, описал внешность  водителя.
   Его показания полностью совпали с показаниями высокой девушки. А вот мужчин на противоположном тротуаре свидетель  не  видел.
 Офицер рассказал, что прервал разговор с подполковником из штаба армии и  позвонил в  Скорую помощь.  Увидел,  как набежала толпа,  подумал, что свидетелей и без него будет достаточно.
Через несколько дней, на всякий случай,  решил позвонить.   

 Важными оказались его показания о том, что водитель в момент столкновения смотрел не на дорогу, а повернул голову в сторону противоположного тротуара.
«На бабу засмотрелся», - с досадой произнёс Цырен.

 Это объясняло отсутствие тормозного пути. Девочек водитель не видел.
Ситуация усложнялась. Показаний свидетелей теперь было два на два.  Но всё больше сомнений вызывали показания двух мужчин.   
 
 Цырен назначил  проверку  показаний на месте. Всех свидетелей, расставили  по местам, перекрыли движение.  Цырен оценил возможности обзора с каждого свидетельского места. 
 Кусты были далековато, да и мужчины-свидетели как-то неуверенно показали своё местонахождение в момент наезда.
   Две девочки, примерно такого же возраста, многократно проходили по маршруту пострадавших, а свидетели и следователь пытались найти   скорость, с которой двигались в тот момент пострадавшие. 
  Всё свидетельствовало о том, что именно девушка и офицер действительно видели происшествие.
 
  Чтобы исключить ошибку,  Цырен решил получить подтверждение того, что  офицер из Звёздного  в тот момент находился в телефонной  кабине и разговаривал по телефону. 
 Цырен не поленился съездить в штаб армии и найти там собеседника этого офицера.  Подполковник подтвердил, что разговор был прерван словами «здесь авария».

  Офицер и девушка говорили правду. Надо работать с двумя другими «свидетелями».
И под напором фактов, мужчины признались, что момента наезда не видели, подошли позже и подробности узнали со слов водителя. А показания решили дать, чтобы невиновный водитель не пострадал.  Искренне заблуждались.

  Дело  расследовано и его можно  передавать в суд.
Лейтенант  Цыремаев получил благодарность руководства за грамотное и быстрое расследование дела.
   Цырен был горд тем что, благодаря его работе, восторжествовал закон и справедливость.


 


Рецензии
Рассказ написан интересно. Страшная авария, при которой одна девочка погибла, а другая - получила очень серьёзные травмы. По словам совершившего наезд, оказалось, что сами девочки и виноваты. Но неравнодушие свидетелей,принципиальность следователя, не смотря на высокий статус совершившегго преступление, сделали свое дело. Вот так бы всегда!
С уважением,

Людмила Нор-Аревян   19.05.2021 03:23     Заявить о нарушении
Людмила, благодарю за отзыв.
Время было другое.
С уважением.

Александр Сотников 2   19.05.2021 15:18   Заявить о нарушении
Редкий случай!

Станислав Сахончик   29.05.2023 16:45   Заявить о нарушении
Это в нынешнее время редкий. А при старом режиме такое было.

Александр Сотников 2   29.05.2023 20:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.