Вот такая история

   

В январе 1968 года нелегальный  переход границы ГДР был официально объявлен уголовным преступлением. Но это не останавливало желающих перебраться жить в Западную Германию. Сотни тысяч жителей ГДР попадали в тюрьму за то, что пытались бежать из страны.
Очень много известно историй о побегах из ГДР в ФРГ через Берлинскую стену, а вот о побегах восточных немцев, пытавшихся бежать морским путем в Данию и ФРГ мало кто знает. Не каждый  человек решится  на  такой опасный шаг - преодолеть 40 км холодного Балтийского моря вплавь и оказаться либо на датской земле, либо на береговой линии ФРГ. Удалось это не более, чем тысяче смельчаков. А сколько погибло в море и кто погиб об этом до сих пор неизвестно. Ведь большинство побегов готовилось в тайне. Даже если кто-то из родственников знал, он вынужден был молчать, иначе его посадят за соучастие.
   
Прапорщик Алексей подписал контракт на службу в ГСВГ (группа советских войск в Германии) сроком на 5 лет и в 1975 году с женой Светланой  и 3-х летней дочкой выехал на место службы на север Германии. Жили они в воинской части, недалеко от маленького городка на берегу Балтийского моря в одноэтажном доме барачного типа: длинный коридор, кухня, туалет, душ были общие для 8 квартир. Алексей служил на  станции по связи, а Светлана работала в секретном отделе делопроизводителем.
Через год семейная пара получила  отпуск  и они  приехали  в Россию. В один из отпускных дней к Свете пришла ее младшая сестра Ольга.
- Оля, вот уже несколько месяцев  я не нахожу себе места. Сердце стало болеть. Хочу рассказать тебе одну историю, но ты не должна никому ее рассказывать, иначе пострадает вся наша семья. Обещаешь?
- Хорошо, обещаю. Тогда зачем ты хочешь ее рассказать? Лучше молчи и не говори, даже мне.
- Ты моя родная сестра и самый близкий человек, поэтому я тебе доверяю. Мне надо выговориться, чтобы на душе стало легче.
- Тогда говори.
- Это было весной, всего 4 месяца назад. Алексей был на дежурстве. Дочка уже спала, а я  что-то захотела есть, поэтому вышла на общую кухню, чтобы приготовить себе чай с бутербродом. Пока я готовила себе перекусить, мне показалось, что где-то скрипнула дверь. Но в коридоре было все спокойно. Внезапно входная дверь дома распахнулась и на кухню зашли запыхавшиеся  трое военных. Они спросили, не забегал ли только что к нам в дом солдат. Я никого не видела, поэтому ответила, что не видела никаких солдат. В доме все уже спали и  военные ушли не потревожив соседей, предупредив меня, что если вдруг я замечу что-то подозрительное, то должна сообщить куда следует. Взяв чай с бутербродом, я вернулась к себе. Села за стол и когда открыла рот, чтобы откусить бутерброд, увидела за шифоньером стоящего человека. Это был солдат. Я застыла, как вкопанная с открытым ртом и с изумлением смотрела на него испуганными глазами. Сердце забилось сильнее и мне стало так страшно, что сухость появилась в горле и не было сил что-либо сказать или сделать. Солдат тоже смотрел на меня большими, безумными глазами. Его всего трясло. В тишине  я слышала его учащенное дыхание и хрипы издаваемые им. Тут я вспомнила о дочери и повернула голову в сторону детской кроватки. Увидев мое движение, солдат опустился передо мной на колени и сложил в мольбе руки. Эта его поза меня успокоила: "Значит у него нет злых намерений", подумала я и стала приходить в себя. Теперь я внимательно разглядела солдата - это был молоденький пацан, чем-то напоминающий нашего младшего брата. И мне стало жаль этого мальчишку. Я подала ему свой чай, который он с жадностью выпил  и шепотом спросила: "Что случилось, почему тебя ищут?" - "Я самовольно покинул часть на несколько часов, а когда возвращался, наткнулся на патруль. Я испугался и побежал от него. Патруль погнался  за мной, а я спрятался у вас".- " А зачем ты уходил из части?".- "К девушке." - "Ты ведь уже находился на территории части, поэтому надо было сдаться патрулю и что-то соврать, что вышел на улицу подышать, потому что стало плохо или что-то в этом роде, а теперь я и не знаю, что будет с тобой. Дело приняло другой оборот. Эх, ты, молодой и глупый. И что прикажешь делать? Ведь теперь и мы можем пострадать из-за тебя".- " Умоляю Вас, не выдавайте меня".
- И что ты сделала?
- Я сказала, что дождемся моего мужа и он решит, как лучше поступить. Потом накормила его и постелила в маленькой комнатке, которая была нашей спальней, а сама легла на диван в зале. Конечно, всю ночь не спала. Утром, когда пришел Алексей, он сразу же с порога  рассказал о ЧП в части - сбежал солдат. 
- Могу представить, как ты его огорошила своей новостью, что беглец у вас.
- Не то слово. Он был в шоке и долго не мог ничего сказать. Потом встал, закрыл входную дверь на ключ, чтобы никто случайно не вошел и позвал солдата: "Да, натворил ты дел и теперь тебе грозит трибунал" - "Я понял, поэтому прошу Вас, вывезите меня из части. Дальше я уже сам буду решать свои проблемы." -"У тебя в городке кто-то есть из близких, кто может тебе помочь?"-"Да, любимая девушка" - "А о ней кто-нибудь знает из солдат?"-"Нет".   "Хорошо, тогда через 2 часа я тебя вывезу. Мы с женой поедем в городок, пройтись по магазинам и я тебя высажу у дома твоей девушки. Я, конечно, рискую и очень, но у меня безупречная репутация и, надеюсь, все обойдется. Тебя ведь звать Максим Миронов? Я знаю твое дело. Ты из того же города родом, откуда и я. Надеюсь, что чтобы с тобой не случилось ты будешь молчать?"- "Товарищ прапорщик!" На КПП наш Уазик всегда пропускали без досмотра и на этот раз все обошлось, но я так нервничала, что с меня катился пот градом, даже тогда, когда мы возвращались в часть уже без солдата. Прошло 4 месяца и вроде все как прежде у нас, а я места себе не нахожу и волнуюсь постоянно.
- Света, 4 месяца - это уже срок. Если  солдата нашли, то об этом давно стало бы известно. Значит не нашли. История не приятная и не хорошая. Теперь забудь. Но мне жалко солдата. Интересно, что с ним сейчас стало?
 
Прошло 27 лет.

За это время произошло очень крупное и важное событие в ГДР. 3 октября 1990 года Германская Демократическая Республика и Западный Берлин прекратили свое существование в качестве субъектов международного права и вошли в состав Федеративной Республики Германия в соответствии с конституцией ФРГ. Таким образом официально состоялось восстановление единства Германии.

В 2003 году  Ольга с родителями переехала на постоянное место жительства в Германию. Сестра Светлана с мужем Алексеем остались жить в России. По странному стечению обстоятельств Ольгу и ее родителей поселили в том городке на берегу Балтийского моря, рядом с которым когда-то стояла воинская часть, где служил Алексей.
С новыми друзьями Ольга ходила часто в "Красный крест", где можно было купить за копейки много новых товаров для дома. И во сколько бы они утром не приходили туда, всегда самой первой была красивая, стройная немка лет 45 с большой сумкой на колесиках.
За эту сумку, которую она везде возила за собой, женщину прозвали "Дама с собачкой".
По началу Ольга и эта женщина только здоровались между собой, потом, со временем, перекидывались общими  фразами. А позже начали уже общаться по настоящему, как подруги.
Однажды Ольга и Зиглинда (так звали женщину) сидели на скамейке и беседовали и тут Зиглинда окликнула девушку, называя ее Светланой.
- Познакомься, Ольга, это моя дочь Светлана. 
Улыбнувшись и поздоровавшись с Ольгой, Светлана извинилась, что не может остаться побеседовать, так как надо идти забирать ребенка  из детского сада.
- Какая красивая у тебя дочь. А имя у нее русское.
Зиглинда внимательно посмотрела на Ольгу и вдруг заговорила на довольно хорошем  русском языке.
- У меня много в жизни связано с Россией и русским языком. Отец Светланы был русским и это он назвал дочь таким именем. В честь женщины, которая его спасла.
- Спасла? Расскажи, как это случилось?
- Это было так давно, что уже и не верится, что это было. Много лет я молчала, но теперь уже не те времена и можно об этом рассказать. Мне было 18 лет, когда я познакомилась в русской  воинской части, которая здесь стояла рядом с нашим городком с парнем по имени Максим. Ведь ГДР и СССР дружили очень крепко. По всей стране тогда  стояли  воинские части с советскими войсками. В школах преподавали русский язык, который я хорошо выучила. Часто проводились совместные встречи, концерты и вечера. Вот на одном вечере мы встретились и понравились друг другу. А чуть позже и полюбили. Как то раз утром, Максим  пришел к нам в дом взволнованный  и сказал, что убежал из части, и теперь ему надо скрываться от своих. Рассказал, как его чуть не поймал патруль, но он забежал в один дом и спрятался. Хорошая семья его не выдала и вывезла из части.
После этих слов Ольга так сильно разволновалась, что у нее перехватило дыхание и она с трудом спросила:
- Женщину звали Светлана, а ее мужа Алексей?
- Да. Откуда ты знаешь? 
- Это моя родная сестра и ее муж. Когда они приехали в отпуск, то Света рассказала мне, что случилось и как ее  муж и она вывезли Максима из части, и подвезли к твоему дому.
Зиглинда посмотрела на Ольгу  такими глазами, как-будто увидела привидение. Она достала носовой платок, прижала его к губам и долго молчала. Что вспомнила Зиглинда в эту минуту? О чем задумалась и что всколыхнула из глубин прошлого ее память?
Ольга  взяла руку женщины в свои и так они сидели молча какое-то время.
Наконец Зиглинда заговорила:    
- Боже мой, разве бывают такие совпадения? Нет, это не случайно мы встретились! Вот какая удивительная связь между нами существовала!
- Мне всегда хотелось узнать, что было потом с Максимом. Вы до сих пор вместе?
Лицо Зиглинды раскраснелось еще больше, глаза стали печальными и в них  появились слезы.
- Мой отце отвез Максима к своему брату, который жил уединенно на берегу моря. Максим сносно знал немецкий. Он изучал его еще до армии и поэтому  мог общаться с моим  дядей. Дядя был недоволен политикой ГДР и всегда  мечтал перебраться в ФРГ, но все как-то не получалось. О своем желании он часто говорил Максиму и настроил его на побег. Макс и сам много об этом думал. Он хотел свободно жить и работать, а не прятаться и бояться всю оставшуюся жизнь. И вот тут дядя ему рассказал, что можно попасть в ФРГ или в Данию по морю. Вплавь. 40 км - это много, но они преодолимы.  Надо только хорошо и правильно подготовиться. Так как дядя в прошлом был  спортсмен по плаванию, он стал готовить Максима к этому побегу. Каждый день они по много часов проводили в море.  На тренировки ушло 2 года. Я к этому времени родила дочку и Макс попросил назвать ее Светланой. Имя мне понравилось.
Какие счастливые были эти 2 года, но они так быстро пролетели. Я плакала и не хотела расставаться. Макс меня успокаивал и говорил, что все будет хорошо. Я должна ждать от него весточку. Ночью дядя на лодке отвез Макса  подальше от берега и больше своего любимого я не видела. Сколько лет прошло, а вестей от Макса   так и не пришло. Значит не доплыл.
Ольга не могла сдержать слез от услышанного. Зиглинда тоже плакала. Их слезы были в память о короткой, но настоящей любви, о Максиме, который наверняка утонул, о том, что жизнь не всегда получается такой, о какой думалось и мечталось.   
         
В северо-западном углу кладбища на окраине Копенгагена есть таинственный участок. Ходят слухи, что на нем похоронены граждане ГДР, тела которых были выброшены на побережье Дании  в конце 1970-х годов. Может быть там похоронен и Максим?
 


Рецензии
Happy end к сожалению не получилось, а рассказ очень понравился, уверенно жму на зелёную!

Роман Непетров   06.07.2022 14:23     Заявить о нарушении
Да, в жизни всякое бывает. Мечтаешь так, а получается эдак.
Спасибо большое, Роман!
Всего Вам доброго.

Ирина Вебер 2   06.07.2022 21:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.