Тьма свободы

Щепинские рассказы, или Яшкины были.

отрывки из глав книги "Холод Свободы"
автор Кн.Щепин-Ростовский
                = СИДЕЛЬЦЫ =
                - глава двадцать третья -
                - быль -

Вновь прошу прощенье за своё брюзжанье
Яблони в усадьбе ждать меня устали
Ни дожди, ни грозы, Душу не пугали
Путь к родной усадьбе Боги указали
Жизнь ломают годы, тракт зарос травою
Я устал бороться, с болью и судьбою
Жизнь, мой медный грошик, дети мои розы
А семья, как кольца, скованы судьбою...
 Кн.Щепин-Ростовский Д.А. 1856г. Курган


...Сегодня, двадцать девятого марта двадцать первого года, погода в Москве была необыкновенно тёплая и солнечная. Москвичи, затянутые ещё мутью останков зимы, старательно и ловко обходили остатки почерневшего талого снега и грязь, дерзко сползающей с газонов на тротуары. Мусор, накопившийся за зиму, оттаил в месте с проявившимися "собачьими отходами" на пути в магазин "Карусель",он был неприятен, но дворники уже начинали его уборку и думается, что в течении недели и дожди им помогут в чистке дорог.Наш знакомый старик,с двумя полными пакетами продуктов, известный многим в районе, как замкнутый в себе человек, медленно шёл навстречу спешащим пешеходам, и радовался как дитя, что успел всё купить для себя до них по окончания дня. Придя домой и неспеша сняв обувь, он присел за кухонный стол, и как всегда надев очки,стал проверять кассовый чек-счёт и продукты,  что приобрёл полчаса назад. В чеке указано:
1)Картофель фри.мал. 1шт.-48р.
2)Соус кисло-сладкий-1шт. - 30р.
3)картофель по деревен. 1шт. -77р.
4)Биг тейсти                -249р.
5)Чизбургер 4шт. - 200р.
6)Вода " Сенежская" пит.негаз. -49р.99к.
7)Хлеб горчичный 400г. 2шт.по -32р.99к.
8)Чай азер.чёрн. байх. 50г  - 32р.99к.
9)Саран. песок бел. 1кг  - 44р.99к.
10)Колбаса филейн.вар."папа может" 2-а батона по - 129р.
итого                556р.00к.
Вроде-подумал старик всё нормально,а забыл напиток "Черноголовка" 2п.-по 49.99к.
Вот теперь всё правильно, и приготовив бутерброды к чаю, принялся за работу...
 
"...Жизнь в Петровском Остроге, если её  можно назвать жизнью, для заключённых каторжан, названных по приговору суда Государственными преступниками, протекала размеренно мучительно и тяжело. Многое с товарищами по заключению, сотни раз и боле, князем обсуждалось, обговаривалось и переосмысливалось о происшедшем в их жизни, да и прошлых событиях 1825 года. Суды, приговоры и казнь их товарищей, первоначально оглушило их своей жестокостью узурпатора трона российского, Николая I-Окаянного, как кто-то выкрикнул из толпы стоящих зрителей на Сенатской площади.
Как писал декабрист Дмитрий Александрович Щепин-Ростовский, одному знаменитому на всю Россию поэту: «… Общество отучилось распознавать, изыскивать в своих рядах и в своей среде героев, ибо они загнаны в самые дальние, глухие уголки Отечества нашего. Талантливые выходцы из народа не в силах пробиться к свету науки  и созидания, как в своё время писал Ломоносов. Один из  поляков, отбывающий срок вместе с нами, сказал, и как он говорит, так думают почти все поляки: «- Будущее Зверя в наших руках,и в руках русского народа, и Россия вздрогнет, когда сей дух бунтарства проснётся, и это будет пробуждение народа, а не благородных  дворян, желавшие справедливость и Конституцию для России мирно, Свободу для всего народа, игнорируя равноправие, как  миф и ложь, ибо только по труду и будет благополучие государства. России и нам  господа необходимо,надобно понять,в чём её особенность и какова её будущность...».
...Старик,  старательно и бережно расправил хрупкие от времени, исписанные мелким каллиграфическим почерком пожелтевшие от столетий листы дневниковых записей иного прошлого.Исследовать документы прошлого, он умел хорошо, ибо опыт прежней работы в конторе, обязывал относиться к каждой бумажке в "деле" бережно и чрезвычайно внимательно,ибо от этого многое зависело в попытках изыскания истины, или правды. ...Истина,она почти всегда спорна, и редко, очень редко принимаема любой властью, государством и церковью, и что удивительно менее всего самим народом, у того своя многовековая правда. Именно от этого мудрая власть, если она разумна, смирялась с этим, стараясь создавать такие законы, с которыми народ был вынужден соглашаться и ладить,прозвав это мерзким словосочетанием «демократия». При других же условиях зарождавшейся истории, всегда рождался деспотизм и деспот, владыки государи или императоры-палачи, и как результат рабство и бесправие в самом обществе. "Историк " и сочинитель Иосиф Скалигер,(XVI век) много писавший в своих трудах о власти и правителях, не забывал об этом. Именно он дал пищу сочинительства и лжи для будущих поколений «историков правдистов», разумно говоря « - Придумай различные воспоминания и о правде все забудут». Только в начале XIX века, с начало дворяне, уставшие от деспотизма власти в обществе, а потом и сам народ, стали понимать и осознавать свои права и силу в государстве, появляющеюся чувства к Свободе и относительного равенства. Декабрист Киреев, вдохновенно говорил своим товарищам:
 « - Пока в России светит Солнце, будет борьба русского народа с властью самодержавия, и я уверен, что это только отправная точка...». К сожалению или к счастью, кто как разумеет ныне, каждый человек воспринимает суету и круги фактов событий и  истории по своему, и это ли пророчество свершилось в полной мере. Но неправы те, кто шепчет, что нет пророков в своём Отечестве...".
Князь Щепин-Ростовский Д. А. Петровский Острог. 1830г.
(отрывок из письма прапорщику 8-й артбригады, Кирееву Ивану Васильевичу).
Из письма, уже от 08.03.31 года, тому же адресату: « - В наших спорах о власти дворян и народа, я всё-таки склоняюсь к мысли, что давать власть народу надо постепенно и очень осторожно, ибо у народа нет опыта и разумения как ею воспользоваться и править такой огромной территорией, как наша Россия. У народа должен быть хороший и опытный по жизни учитель и друг, а это в моём понимании просвещённые дворяне и особо Церковь. Но, если помнить о истории государств, то Вы правы, вспоминая правление императора Китая Чжу Юань Чжан, если не ошибаюсь сына крестьянина, как мне помниться вступившего на престол после восстания «Красных повязок» в XIV веке. Опыт большое дело, но образование я считаю просто необходимо правителю, и не на крови должна происходить сия занимательная учёба, а на жизненном опыте и в битвах с врагами… Думается, что из наших сердец, родятся новые поколения русских героев и богатырей, воинов ратоборцев, как мы возрождались из поступков былинных героев и защитников нашего Отечества 1812года. Я уверен, что в недалёком будущем, и на трон Российский взойдёт истинно Русский император и самодержец, достойный быть гражданином и отцом для народов России, и всего нашего Отечества. Что же касается твоего решения о действии по отношению к властям и особо к народу, то я думаю, что благополучие народа зависит не от даваемой ему временной помощи. Она покажется многим подачкой, хотя эти действия, я уверен и убеждён  правильны, ибо они, по большому счёту, направлены на нужды народа и для его выживания. Многое мой дорогой  друг зависит от властей и как мне думается нас дворян, особо русского  общества, так как именно они и власти правят и принимают законы при возможности их разрешения, а для этого нужны силы воли…».  Петровский Завод.
...Телефонный звонок, в кабинете старика, заставил его забыть о работе почти на сорок пять минут.Как оказалось звонил из Боливии его родственник, Князь Александр Павлович, известивший его о том, что долетел хорошо и он очень благодарен за оказанную ему помощь в расследовании его дел. Князь, зачитал ему предисловие к  подготовленную им в печать статьи в один из британских журналов, и хотел бы подписать её и его именем, если он конечно это позволит. Старик недолго думая попросил прочитать сей "роман", удивлённый его просьбой, хотя сам готовил ему материал по Рюриковичам и о России, хотя бы выдержки из написанного...
...Новая « демократия » дозволяет многое, обеим сторонам конфликта, но попробуй данный рассказчик, энтузиаст, высказать своё личное мнение о событиях и власти, о иных их документах, различное с мнением «истинных» работодателей и учёных, тебя просто уничтожат, и повезёт, если не физически, а только потерей места. Но, к счастью есть и другие примеры преданности и чувства долга к науке в России, это души истинных архивистов и историков. Примеров истинного подвига историка, думаю достаточно, им, которым удаётся действительно найти подлинник вещи, (грамоты, письма-дневника исторического лица, записки политрука в момент последнего боя и т.д.) переданный владельцем его, и изучить документ, написанный не в формуле раппорта или докладной записки,а как в последний миг жизни.Возьмём Татищева В.Н., нашедший подлинники документов (в том числе и летописей), о подлинной роли предков государей Рюриковичей, и истинном происхождения Романовых и, как тут же, его архив сгорел в пожаре, будто - бы от забытой свечи, шёл 1750 год. Так же, в 1408 году в июне месяце, 24 дня, в Ростове Великом, произошёл пожар в Григорьевском затворе. Сразу, за два дня, сгоревшие исторические документы, летописи, книги из Херсонеса на русском языке, времён знаменитого Кирилла, одного из создателей(?) славянской грамоты, очень удивлённого увиденным им, русской грамоте. Там же летописи, грамоты и договора с ханами, Волжской Булгарией и Европой, сразу породившие споры и разночтения в отношениях русских князей, а пойманный поджигатель, отправленный великому князю на расспросы и выявления причин оных проступков, был по дороге убит. (басурманами?). Ищи кому выгодно! Церкви? Князю? Переписчикам монахам греческим? Такая же история, по крайне мере очень схожая, как все преступления, тайные и явные, произошла с архивом Хлебникова П.В. имевшего в нём уникальнейшие документы и акты древней Руси. Именно он собрал и систематизировал впервые гербовые значения и печати князей Ростово-Суздальского княжества, восстановив многие личные предметы и печати ростовских владетелей. Хлебников, историк и гений сыска, по розыску исторических артефактов. Он на свои деньги выкупал у собирателей архивов, в Европе и России, редкие документы русских и западных дворян и князей. Открыл многие имена властных правителей древности нашего Отечества. Среди них были редкие « Акты угодического волостного правления, собрания Государственных актов и договоров - XV - XVII веков. - Ростовский летописец» и многие другие.Но...опять же случайно,к несчастью пропавшие в пожаре архивы, находившегося в специальной пристройке дома историка-архивиста. Удивительно похожее уничтожение древнейшего архива документов и книг фолиантов, в Академии наук, более шести миллионов за один раз, в Москве на Профсоюзной, в 2014 году. Другая история уже с профессором, историком, монахом и археологом Геннадием Стеллецким, с профессором Цветаевым, так и с находками советских археологов, Новогородскими берестяными грамотами. Археологи нашли, прочли и им слава, а прочтение было неправильно по своей сути, и лишь Великий Зелизняк А.А. вернул истину письма. Рюрик Великий - великий по делам и значению для Земли Русской. Мы не желаем спорить с « великими» историками Карамзиным, Татищевым, да мало ли их было в России. Труды их достойны уважения и почитания, но они отнюдь не истина и не нужно никого обожествлять, ибо над ними тяжким грузом лежала ответственность пред троном и властью. И всё же душа художника, людей искусства, историка, сильнее любых властей, на любое давление они отвечают вспышкой гнева… и новыми работами подвластные только им, тайно или нет, другой вопрос. Ответственность за правду, за государство, прорастает в конце концов, до самых глубин совести, и некоторые справляются с сомнениями и делают свой шаг, может быть последний, но честный. Императрица Екатерина II, как-то определила, что Рюрик Великий был внуком князя Гостомысла, древнего славянского князя, но как немка обязательно добавила, что по отцу он норманн, и именно князь-отец оставляет Рюрику власть и земли Новгородской Земли! Сам Ломоносов был уверен, и это вполне реально, что знаменитый князь был родом колена славянского, и что вышли славяне из мест между Вислою и Двиною, то есть с берегов Варяжского моря. Далеко ходить не надо, профессор Миллер Г.Ф., немец, как и императрица, вторит ей, как и приглашённый им же Шлецер, что Великий Рюрик мог происходить лишь от германцев или в худшем случае от шведов, основываясь не на истории, а на выгоде якобы императорской крови, и на том, что финны прозывают шведов Руссами. Сами же славяне не могли быть кровными Рюрика, так как житие их звериное и дикое, забывая упомянуть, что Новгород и Киев, как впрочем, и все великие города Руси, отстроили и возвели Руссичи, славяне, а не норманны и шведы, в те времена они ещё даже бани и строительства городов не познали. Но с упорством, достойного лучшего своего применения, шведы и их историки ещё с семнадцатого века упорно твердят, Рюрик швед и никак иначе, даже норманны выходцы из Швеции. Особо придерживался этой теории шведский дипломат Петр Петрей, пропихивая в умы шведов и Европы, эту теорию и даже издав книгу о Московии « История о великом княжестве Московском» в 1615 году. Беда незнания правды в том, что сама правда и научные работы учёных и историков основаны лишь на отрывках истории, и на том, что им попадает при случае. Они, чтобы ни себя ни их не обидеть, при нехватке материала и сведений объекта, а проще знаний и понимания того периода времени, и здесь археологи спасают всех, «подвергая» сомнению выводы историков и уточняя и исправляя ошибки и лень других. Возьмём основу всех разработок историков всех времён, это «Повесть временных лет», и как бы нас не уверяли исследователи, описание событий в повести лишь переписаны Нестором, монахом Киево-Печёрского монастыря. Основанного монахом Антонием, в миру до пострига, имел имя бренное Антип Волоцкий. В сей обители провёл свои последние годы жизни и первый патриарх Земли Русской (1051 - 1055 год) Илларион (Иларион), русский по духу и крови. Читая сии произведения люда древности, всё же возникают сомнения, что этот трактат написал один человек, хотя мы найдём немало произведений, книг, в коих при всех сомнениях присутствует явно одна рука писателя. Пути господни неисповедимы, пусть каждый из прочитавших сей достойный труд, судит, если он в праве судить, об авторстве и правде. Мы же лишь предполагаем, что автором здесь, скорее всего, является группа разных авторов. Это подтверждается в разных частях повести, по временным рамкам и событиям, по вставкам в описания разных дописанных позже фактов. И совершенно ясно, что все летописи написаны под строжайшим оком и руководством настоятелей и князя. Власть, это естественные цензоры любого литературного труда в древности, вплоть до ХХ века в России.Никто не против этого, но так и объявите об этом, а не притягивайте ложь к правде.
-Стой дорогой Александр Павлович- здесь наверное очень наигранная тобою правда, она более политическая, чем историческая. Пойми и помни, нельзя в произведении перечислять факты, нельзя вне очереди давить на читателя обломками истины. Здесь всё должно быть в меру, истина, вымыслы-предположения и политика, но политика того, того времени, а не нынешняя пропаганда. Этим ты лишь отпугнёшь слушателя, ибо он воспримет правду, как ложь и выдумку. Я понимаю, что Истина, это ещё не правда, но пойми, ныне другое время и читают эти мемуары и исследования единицы, а ты жаждешь всё это вылить на журнальные страницы. Нет, тут надобно доработать материал и не политикой разрушить неверие в историю, а фактами и своим сердцем, душою, лишь самому сокровенному поверит читатель. Ладно продолжай, я слушаю друг.
...Хорошо, тогда давай о семье. Так возвращаясь к истории семьи князя, мы заметим истину, касательной его дочери. В истории, есть две правдивые истины касательно её имени, и с этим никто спорить не в праве. Вот они: - По одной, нашей семейной легенде, Дочь князя Ефимия, умерла совсем молодой, на охоте, ища смерть, и как говорили современники от отравления восточной травой, не дающей остановить кровь при ранении. В легенде говорится: « - Гордая княжна, не пожелала выходить за муж за шляхтича, со сватанного ею отцом в 1420 году ». По другой истории, княжна вышла, или, по крайней мере, была сосватана за Псковского Князя Владимира Даниловича, и даже была доставлена сватами к нему на свадебной повозке. Но тут, полные разночтения с воспоминаниями, как хроники, так и летописи, ибо по одним записям княжна жила, родилась в 1400 году, по другим в 1380?, а умерла в 1439 году, ещё при жизни старого князя, и это точно, не подлежащие нами сомнению. В результате этого, лично мы склоняемся к версии семейной хроники, а не монашеским измышлениям и сказкам, просто переписываемые на своё усмотрение и наставления правителей. Может быть, именно по этой причине она не упоминаема в родословиях князей Ростовских, но память о русской княгини живёт в сказаниях семьи. Её подвиг запечатлён уже в более позднее время, княгиней ростовской, Ефимией Васильевной Щепиной-Ростовской, взявшей её имя. Она была за мужем за князем Щербатовым Василием Петровичем, но это уже другая история, мы же сейчас говорим о первых Рюриковичах, их правах и легендах. Простой пример, это правда и ложь о роде Рюрика; кто пригласит в свою семью дядю Василия Аскольдовича решать семейные неурядицы и проблемы. Мифы рождают легенды и неразумные письмена писцов. «- Так ложь церкви Рима, ни есть ложь Бога. Если человек грешен, ни есть грешен Бог Христианский, ибо человече пишет письмена, а меч ставит точку…» - говорил мне мой дед, а ему его отец, а тому его дед. Историки и народы, создают мифы, а правда где-то по середине, и мы должны относиться к древней истории не с сегодняшнего понимания мира, а с понимания души народов прошлого поколения, того миравозрения, каким дышали наши предки,да и первопроходцы, с пониманием духа религий и того мироощущения, свойственному только той далёкой эпохе. Историк всегда проиграет правде в битве с фактами, у правды своя жизнь и понимание, свой бог истины. Историк это скорее «язычество», то есть или полная беззаветная преданность и боль лишения во имя бога науки, или сказочная наивная вера в то, что описано другими «правдоискателями блуда истории». Но не будем отвлекаться от рассказа, иначе все споры и понятия мира превратятся в демагогию, а не в исследования прошлого мира отечества. Думается, всё было проще, в те давние времена, где было традицией и нормой в славянских народностях выбирать властителя и главу земель, городов на Руси. Князя, более сильного и удачливого, чем свой властитель. Этакая форма первой русской демократии, выбор вождя-Князя. Жён, если верить летописям,у Рюрика Великого было несколько, это и красавица Ефанда, дочь Урманского князя, за которую он вышел по политическим выгодам и младшая дочь новгородского дружинника-ратоборца Олеговича, ставшего купцом после страшного ранения в одном из сражений с соседними князьями, красавица Агафья Парфёния. Судьба подарила им двух сыновей, один из которых умер в младенчестве, а второй, также прозванный Игорем, как сын любимой жены Рюрика Ефанды, сгинул в войнах. По преданиям,Князь Рюрик был призван разрешить спор в Новгороде между двумя сторонами конфликта, претендующих на княжение и власть в граде. Спор был решён просто, в поединке враги смертельно ранили друг друга и после их смерти, новгородцы предложили княжение князю Рюрику. По одним источникам Рюрик был приглашён из-за моря, но это, я думаю и убеждён в этом, конечно сочинительство пишущих европейцев и врагов России, «либералов» от историков, а первыми были бредни греков летописцев, так привыкших ублажать слух византийских императоров лестью и ложью, о якобы тёмной, непросвещённой Руси. Они, будто бы ни чего не имеющей своего, кроме медведей и лучины, так и более современные «историки» европейцы не желают видеть в Русском государстве, самостоятельности и силы, былого (до христианского) величия русских князей, пригвоздивших щит к вратам града, и заставивших уважать себя Византию и Рим, а также европейских монархов бравших русских княгинь в жёны, можно подумать, что они брали их из лесов. Особое место во лжи занимает Англия, или как её прозвали «гордые» островитяне « Великой Британией», тем позорнее и глупее выглядят напыщенные их потомки и их смешная монархия, не имеющая даже чести признать Величие России. Да будет им судьёй сам Бог, мы лишь его тень, хоть и великая и славная, как и Россия. Пришедшие монахи - летописцы, по - своему трактовали события, историю и поступки Великих Русских Князей, фактически спасших византийскую религию. Король Бела III (1196 – в конце 1203.г.) в разговоре с Римом, спрашивая о тех методах борьбы с восточным соседом - Русью, сам же и отвечал:
« …только опорочив их веру (народа) возможно победить их, для этого все меры хороши. Я, заглядывая в будущее, говорю Вам, пишите и хулите их, составляйте письмена (летописи) так, будто бы и нет того народа и его государства, объявляйте их тёмными и дикими, варварами. Ещё Константин Великий, перенеся столицу Рима в Византию (Константинополь) предвидел могущество славян, относясь к ним довольно благосклонно, видя в них скорее союзников, чем врагов. Он знал и видел их непоколебимую смелость и решимость в войнах, понимал, что столь грозного соседа можно победить хитростью, лестью и приобщению к себе, постепенному их разложению и разъединению путём интриг и заговоров. Вот и нам нужно делать также, вбивать клинья в их королевство, разобщать их, натравливать друг на друга. Постепенно и жёстко заключать с ними союзы, беря их в союзники, возможно путём подписания брачных уз и проникая в их владения, их дикий мир без войн…». Приведём один исторический пример: - Король Казимир I сосватал у русского Великого Князя Ярослава (короля, как называют его в Европе) его дочь Добронегу. Сваты неделю сидели в Киеве и добились - таки, благословения на свадьбу у князя. Отдав дочь Добронегу за польского короля, князь в приданое ей отдал тридцать три возка товара, злата и серебра. При этом собольи шубы и меха в придачу. Небогатый король, нуждавшийся в деньгах, принял всё с благодарностью и радостью, ибо на восстановление Польши требовались громадные деньги. Но, наслаждаться приданным, ему пришлось недолго, в 1058 году король Казимир I скончался. Сама же русская княжна, умерла спустя двадцать девять лет, прошедших в монастыре кармелиток, как говорили современники в печали и горести, вдали от родины и родных, в монастыре, давшем несчастной и верной супруги короля последний приют. Лишь однажды гордый отец посетил сей монастырь, чтобы успокоить страдающую душу родной дочери. О, земная жизнь, о блеск княжеской власти… всё суета – сует, в этом грешном мире, во всём только политика и выгода государей наших. Так зарождалась их вечная ложь, противостояние Европы и древней Руси. Европа и католическая церковь, всегда были заинтересованы в возвышении своих огромных политических интересов, богатств и сохранения влияния римской церкви на власть, ибо она, и не только она, заказывала и оплачивала их, и сей «великий» труд хрониста-историка, и отнюдь не для народа, ибо правда событий грешна уже по своей сути, она никому не нужна кроме первопроходцев истины. Бывает правда, и в интересах дающего народа, но она столь редка, что и упоминать об этом грешно, как для церкви, так и для правителя. Как литератор, оболгавший короля Ричарда III, сделав из благородного воина и жёсткого к врагам правителя, неудачного злодея и горбуна. Так и писари монастырские в Европе, да и на Руси, искажавшие вольно (или невольно?) поступки своих владык, не приняв сердцем в своих летописях многого. Взять хотя бы русского Великого князя Владимира Ясное Солнышко, и не только его одного. Приписывая им до христианские грехи в язычестве, такие как убийства и многожёнство, следует отметить что никем и ничем не подтверждённое, и будто бы варварское отношение к пленённым народам. Но, не указывая многожёнства и наложниц иных правителей, государей Византии, Европы. А также колоссальные грехи, греховной Римской церкви, казни «язычников», зверства, творимые от имени церкви в завоёванных землях, так необходимой для церкви новой паствы, чтобы брать с неё всё больше и больше дани, получая колоссальные доходы. Римские церковники-монахи жили с мальчиками, занимались рукоблудием (как и в наше грешное время и это доказано показаниями пострадавших от служителей католической церкви) грехопадением. Карл Великий, после тридцатилетней войны, начавший уничтожение древней «языческой» веры саксов, народов-славян, как-бы благословил своей жестокостью и саму веру христиан Европы, да и Римская церковь самозабвенно благословляла на эти варварства нового императора Европы. Крестом и мечом насаждалась римская вера у славян, спустя, чуть более ста лет, кровавым потоком захлестнула и Русь. К сожалению, много позже, уже укрепившись, церковь сама начинает внутреннюю борьбу за власть, возвышая авторитет одного и свергая авторитет другого претендента на власть, разрушая уже саму себя, что и показала дальнейшая история, не рой яму невинному. Лишь Пётр Великий, решительно лишил её абсолютной власти в этом и к несчастью, как результат, лишение России патриаршества, указав церкви (скорее не самой церкви, а её высшему духовенству) её истинное место. Беда только в том, что это было прямым воздействием влияния католической церкви и Рима, чрез его «многоуважаемую польку». Многим тогда не верилось в это, говоря, что он поступил как истинный монарх и охранитель интересов государства, ибо интересы государства выше любых религий. Церковь должна и обязана работать на народ и для народа, на государство, а не на оборот. При этом царь Пётр, делая церкви и монастырям поистине царские вклады и подношения, усмирив её гордыню и обиды. Как казалось, народ и церковь смирилась с этим навсегда. Более, таких Великих правителей, за исключением может быть Александра I, искусственно сравнимого с величием Петра его незаменимым Аракчеевым, в имперской России, пожалуй, что и не было. Великого Иосифа Виссарионовича Сталина, мы не в праве здесь упоминать, рядом с другими Великими владыками России. Советский Союз превзошёл в истории всех, как в величии научных и производственных достижений и поступков, но также и в горестных, страшных событиях судебных и иных преступлений против народа, репрессиях. Превзойдя иных европейских монархов и императора Николая II - Кровавого, и Николая I, вызванных в их маниакальном подозрениях ко всякому человеку, что впрочем, свойственно всем правителям. Право, того же императора Александра I, с детства принуждаемого к государственным работам его батюшкой императором Павлом I ( как оказалось на пользу будущему наследнику), заставляющего его к восьми утра являться во дворец с докладами по состоянию государственных дел в России на данный день, а для этого тому приходилось отрываться от молодой супруги в самый ранний час. Преданный наследнику Александру до мозга костей и пронырливый Аракчеев, тогда молодой офицер, защищал Александра от работ, и ему удавалось отлынивать от государственных дел. ( Аракчеев сам собирал и обрабатывал доклад, предназначенный для представления сего на просмотр императору Павлу). Но, к сожалению не все знания привил отец сыну. Принуждения и страхи, отразились в характере будущего императора, но как говорили придворные, и мы вполне согласны с этим, думается характер наследника русского престола, сформировался под влиянием вездесущего и хитрого Аракчеева. Обо всём этом докладывали послы Австрии и Франции своим правителям, Наполеону в частности, который с успехом использовал все эти недостатки Александра в пользу Франции. Особо трагически повлияли на характер императора Александра яркие поражения в войнах проводимые им. Один пример войны 1805 года и позже в Пруссии, где не было оглушительных побед, так необходимых Александру для авторитета в Европе и, наверное в России. В результате встреча с Наполеоном на реке Неман, где и здесь Наполеон обыграл императора, вынудив подать ему руку при его прибытии. (Наполеон прибыл на остров первым, и Александр выходя из лодки был вынужден принять помощь Наполеона, Величайшего из мировых императоров того времени). Неуважение к великим полководцам Кутузову и Багратиону, известны всем, но то, что император одного считал пьяницей, а другого дураком, было известно немногим, после побед в войне 1812 года, Александр запретил вспоминать о сем происшествии в разговоре с придворными.Он осознавал, что только благодаря, и вопреки, государям нашего Отечества, полководцы и армия, Русский народ в своём почитании отечества как Святыни,и смог победить в войне. К сожалению, мы не рассматриваем в нынешней книге дела и поступки императоров нашего отечества, как и подвиги русского народа в войне 1812 года и вернёмся к сюжету нами рассматриваемых событий. Но вернёмся к этим историческим событиям в следующей книге о воинах Русских и Рюриковичах. Как благоверные Святые, Великие Князья Рюриковичи Святители, в своём самоотверженном ратном и монашеском подвиге, проявленном в течение многих столетий, заставили власть и Европу признать своё абсолютное право на существование, как и единую Православную Веру на Руси. Она является единственной и едино правильной для нашего русского Отечества, полностью доказав правильность древнего выбора Великого Рюриковича Князя Владимира Святого. Мы очень кратко, приведём лишь одну историю, негоже нам разбираться в тонкостях судеб и поступков владык Руси, Бог им судья. История, это часто дело случая. Однажды, митрополит Феогност обратил внимание на инока, только-только постриженного с именем Алексий, на его необычайное усердие и стремление прислуживать патриарху и выполнять его волю. За, что Феогност, продвигает его по церковной властной лестнице и делает его управителем митрополита во Владимире в 1352 году. Вскоре патриарх «неожиданно» для всех заболевает и умирает, перед смертью успев указать на Алексия, как на своего восприемника. Так бывает в жизни, учителя умирают неожиданно для всех, кроме учеников. И митрополитом становится Алексий (ум. 1378). Судьба его трудна и величественна. Добиваться успехов он желает стремительно и жёстко. Опустим многие благие поступки Алексия достойные святого, так как их очень много в истории, обратимся лишь к некоторым. Он выигрывает суд в Константинополе, при этом вырвав благо желание у Константинопольского Владыки. Воспользовавшись этим, выигрывает наполовину дело у литовского князя Ольгерда, который добился рукоположения у Константинопольского патриарха для своего князя Тверского Романа. Сам же Алексий принимает заверения, что если орда разрешит их спор, то Византия будет не против того, чтобы патриархом на Руси, стал Алексий. Он едет в Орду, где с успехом обретает влияние в Орде среди окружения хана, при этом подробно узнаёт о признаках болезни глаз и спины ханши. Через разговоры и сплетни при дворе хана, он даёт знать властителю, что сможет помочь супруге хана и излечить её. С лёгкостью, используя костяные палочки, нанося точные удары рукою по этим палочкам в места боли, в сочленения позвонков, он тем самым разбивая налёты солей меж позвонков, избавляя владычицу от страшных болей спины. Он с успехом вылечивает и простейшую болезнь глаз у жены хана Чанибека, представив это как величайшее чудо! Эти чудеса каждая бабка на Руси знает с древнейших времён. Рождение человека чудо, а всё остальное просто суета. Так точечные удары в сочленение суставов, применялись на землях славян для излечения рыбаков и воинов. Также, ханша в течение года страдала гнойниковыми заражениями глаз, от ячменей. На Руси это лечилось просто…примочками тёплой мочой и промыванием ею глаз. Хитрый властитель веры, не говоря о методе им применённой, вылечивает ханшу, за что получив подарки - ярлык от хана на патриаршество и подтверждение всех привилегий Русской церкви, с успехом возвращается на Русь. Его желание единолично возвышаться без каких-либо соперников в русской церкви, как в своей вотчине, к чему он стремился всю жизнь,и это слишком дорого обошлось Руси.В 1370 году,патриарх отлучает от церкви личного врага своего, князя литовского Ольгерда, князей Михаила и князя смоленского Святослава, в результате чего потеряно влияние на литовское княжество и произошёл распад митрополии. Литовская епархия отделяется, и в 1371 году в мае месяце образуется Галицко-Волынская митрополия. И эти проступки патриарха, отзываются нам до сих пор печалью и горем разрушения единства, и проникновения в Литовское княжество католицизма, врага Руси. Но, вернёмся в события 1371 года. Впоследствии, за более разумные и действительно благие, благородные поступки и правильную политику патриарха поддержавшего Московскую власть, а патриарх всегда чувствовал, кто сильнее и примыкал только к сильному и перспективному государю, не тратя усилий на мелкие дрязги и споры князей. История показывает правильность его выбора. Владыку патриарха Алексия, причислили к лику святых, произошло это в 1488 году. Рассказ этот, не о том, кто прав или не прав, рассказ о том, как трудна и трагична судьба нашего отечества и церкви. Как разняться поступки народа и власти, и каковы последствия от наших и их ошибок, но что важнее, как человек сможет исправлять их, и стать воистину Святым, презрев влияние извне. Интересно суждение о Святых, Патриарха Никона, очень хорошо ответившего царю: «… Не ты царь решаешь кто Святой, и даже не церковь! Бог отличает и различает нас по заслугам нашим. Святые не нуждаются в словесах и восхвалениях, ибо Богу нужны не слова наши,а дела наши.   Мы по прежнему помним и благоговеем пред величайшим подвигом русских монахов – воинов, дружинников, священных патриархов и Святых русской православной церкви окончательно сплотивших Русь и государство наше, сделав и охранив великое прошлое Руси. Но мы все люди, а не боги, и часто свершаем, по недомыслию или по незнанию, непотребные малые или большие грехи. Богу же всё равно какие они, преступления. Истинны слова, сказанные князем Олегом на могиле князя Аскольда: «- Не суди разумом деяния и поступки, суди сердцем, и не судим, будешь княже…». Ранее, приписанные первым христианам, и встречающиеся у них в текстах:« Не суди, и не судим, будешь » понятно принятые в угоду просвещения христиан. Народу России присущи строгости слов и даже поговорок, без которых жизнь народа кажется серой и невозможной. Более жёсткие, но наверное справедливые по яркости поговорки бытовавшие на Руси. Приведём некоторые из них, чтобы иметь представление о юморе и смекалке людей того древнего времени.« Не дури, и не прослывёшь дураком». «Не суй нос в Европу и смрада не будет». «- Не долби древо, если не дятел, язык отобьёшь». Европейские историки и предполагать не могут, даже в мыслях, о Великой Русской душе, о Русской Земле, где на Руси и озёра - то, прозывались морями, а клочки земель островных, что на реках взрастали островами, Буян островами (Карелы) и что Святой Русь была задолго до христианства, ибо Ярило – Солнце, Велес и другие могущественные боги славян, сейчас для нас, как и историков, Святой и неизведанный мир. Эти тайны легенд и мифов, как сказочная мечта до Христианского мира, ибо она и природа созданная Богами, лес и моря, реки и Земля, для русского человека всегда священны и святы. Святость русской религии, как и души, это Боготерпимость к другим религиям, к Христианству Рима, и в поклонение христианским святыням. Хотя, просвещённая Русь уважала и скандинавских народных богов: Локи, Хёнир, Одина, и знала о египетских богах: Осирисе, Исиде, Гора. Историки - архивисты, как воины-ратоборцы Великого государства Русь – Россия, должны старательно освещать правду и истину бытия прошлого, осторожно, не спеша, ибо только время рассудит их дела.  Все мы потомки славян-антов, в историческом прозвании Русы-росы и проживали по рекам и берегам Азовского и Русского морей (ныне Чёрное).  Мы не судьи поступков и событий прошлых поколений наших великих предков. К началу VII века три основных славянских родственных племён распределяются по территории от Русского (Чёрного) моря, до Варяжского (Балтийского). Племена эти, народности, Русы-Анты, Кривичи, Поляне, Венеты и другие, обитавшие на землях и водах Днепра и побережье Прибалтики, соткали своими жизнями нашу историю, историю России. Враги и недруги, нападавшие на богатые рыбой и зверьём земли славян, заставляли народности к объединению и договорной системе общения в политике и торговле. Образовывались содружества и государства Европы и Русь. На севере главным центром стал Новгород, Полоцк, на юге на берегах Днепра, Киев основанный братьями Щека (по другим Щепа), Хорива и Кий, первые владетели и Князья древних Полян, до прихода на их земли Руссов. Сила и смелость Руссов, их трудолюбие и многочисленность, обеспечили им процветание и утверждение на новых землях. Князь Аскольд, потомок Кия, и князь Дир, много лет правили Киевом, как говорится в « Иоакимовской летописи», он был освободителем града Киева от хазар захвативших их земли, и куда направил его сам Рюрик по прошению жителей Киева. Тут, сведения разнятся, мы не будем уподобляться всемогущим историкам монахам и выдумывать легенды и сказки, а расскажем как знаем, без прикрас. Князь Рюрик отправил против Аскольда (Оскольда) Князя Олега, для восстановления справедливости на жалобы и притеснения их Аскольдом. Князь Олег хитростью и коварством, достойным правителей того времени, под видом купцов приплыл к Киеву и попросил помощи для продолжения пути на Царьград, при этом принёс в выстроенный шатёр и сына Рюрика Великого, Игоря, совсем ещё мала княжича. Размеры и красота шатра поражали киевлян. Выстроенный кругом, более похожий на юрту, в центре которого стоял огромный шест высотою 10 аршин (1 аршин около 71см-авт.)державший своими руками большой в центре круг, чрез который уходил дым от очага и курительных благовоний. Крыша шатра, застеленная натянутой, грубо сотканной белой тканью, поверх которой выделанные белоснежные шкуры животины. В вершине огромный русский шлем, венчавший главу шатра. Боковые же стены-пределы шатра, покрыты вышитыми красивыми узорами красного цвета в виде животных и диковинных птиц. Изнутри шатер украшали колчаны со стрелами, копья русской формы и деревянные щиты, круглой и прямоугольной формы, обитые сверкавшими металлическими бляхами. Пол устелен богатыми коврами и малыми ковриками восточной работы большого и малого ворса. Перегородки шатра разделялись тонкими полупрозрачными тканями, расшитые многочисленными восточными и русскими узорами вышитые золотыми и серебряными нитями, всего помещений было разделено на три части. Две малые комнаты: для челяди и внутренней охраны, до двадцати дружинников, а самое большое помещение, для самого Великого Князя Олега принимавшего послов и гостей по желанию и своему усмотрению. Шатёр сверкал и переливался в лучах восходившего на востоке солнца, невиданной красоты узоры, словно драгоценные каменья, рассыпанные на холме, цвели всеми цветами радуги, будто сказочный дворец из старинных русских сказок-былин. Две сотни лучших, самых могучих и рослых дружинников личной охраны Великого Князя, выстроенные полукругом на холме, одетые в железные сверкающие кольчуги и доспехи, дополняли величие и могущество пришлого вождя. Киевские Князья, всемогущие воители Дир и Аскольд, видя это со стен крепости, стояли какое-то мгновение в оцепенении, так князья были поражены богатством и красотой шатра, реальной силой пришельца, сладостными для них речами присланных нежданным «гостем» величественных переговорщиков князя Олега. Князь Аскольд, посмотрев на стоящих рядом воевод и товарищей,
с улыбкой попросил их спуститься в нижний этаж угловой башни для сговора положения и принятия государями окончательного решения. После долгих раздумий и совещаний с воеводами и приглашёнными представителями купечества, они всё-таки поверили переговорщикам и их «любезному» князю, пригласившего их к княжескому столу в шатёр. К полудню киевляне спустились из града Киева с малочисленной своей охраной, взойдя прямо на холм, что был около могучей реки, к выложенному Олегом шатру. Богатый и весёлый пир был в самом разгаре, когда из подплывших ладей выскочили спрятанные Олегом воины-дружинники и жестоко убили хозяев города. Умирающий Аскольд, подняв перст и указав на Игоря, сказал в хрипе: « …Да испытай и ты, в смерти своего сына, боль и коварство судьбы!…». Напуганные богатые купцы, а также и жители, услышав о злодействе, решили смириться и пасть на милость коварных пришельцев, невольно боясь грабежей и убийств горожан, признав власть Олега.И сказал Олег «… Да будет это, мать городам Русских». На самом деле эти слова легенда и выдумка переписчиков-монахов. Истинные слова, сказанные Князем, как говорят былины и легенды в народе, были проще и величественнее слов, ибо сказано: « - Вечный Город был, есть и будет Главою Земель и городов Русских. Прилепляйтесь к добру и любви дети мои, отстраняйтесь от греха мести…». Слова сии, найденные ещё до великой войны, были высечены в Храме Киева. Сменивший Аскольда и Дира на княжении, князь Олег, а позже и князь Игорь, сделали всё для процветания и развития Русских Земель. Благоприятный, тёплый климат позволял снимать несколько урожаев в год. Руссы богатели, ходили с успехом на Хазарию и Византию. В пятидесятых годах IX века, Крым Руссы потеряли пред сильным противником кочевниками, но и те не задержались. На каждую силу есть своя сила, и киевским князьям не удалось удержать полуостров Крым, его захватили Печенеги, как показала история вечные враги и забота для Киевской Руси...
В телефонной трубке послышалось прерывистое  дыхание говорившего и после молчания вопрос:- Как твоё мнение, стоящий материал, или придержать и доработать его?
- Знаешь, слишком объёмный и спорный. Нет не по материалу и выводам, а по настроению. Понимаешь, в нём чувствуется некая нервозность и озлобленность что-ли. Со слуха сразу и не определить. Думаю статья ёмкая и интересная, но вычеркни рассуждения о религии и церкви. Именно в них я вижу твоё богоборство. Ты ведь старовер? Да, да, я помню некоторые из наших были староверами, и это в статье чувствуется. Не надо делать божественные выводы и рассуждать о прошлом с современных позиций церкви и общения общества... Дополни материал добром, а не правдой. Не всегда правда позволяет познать истину, так говорил декабрист Князь Дмитрий Александрович...Не спеши, ещё раз обдумай концовку и всё будет хорошо. Позвони когда выйдет статья и по возможности вышли оригинал, экземпляра три...


Рецензии