Марионетка

                Помолчите немного. Я хочу вас услышать

     Летним предзакатным вечером на Тверском бульваре было спокойно в отсутствии спешащих деловых людей. Ева присела на скамейку в ожидании захода солнца. В моменты душевной тревоги она приходила сюда за особой энергией от вечерней небесной мистерии. Солнце и небо удивляли и наполняли душу иногда возвышенным восторгом, а иногда тихим миром. Это её любимый час.

     У фонтана маленькая группа зрителей окружила высокого актёра, который устроил представление под величайшую и самую пронзительную в мире музыку Моцарта (Ева именно так её воспринимала). Звучала «Лакримоза». Ей не было видно само действо, кроме мелькавших чёрных одежд марионетки. Но она поняла, что там, конечно же, разыгрывается трагедия. Люди аплодировали и, наклоняясь над чем-то, возможно, опускали деньги. Иначе можно подумать, что кланялись, что в наше время явно исключалось. Дальше следовала часть спектакля без музыки. Сам кукловод, управляя марионетками, торжественно и театрально громко возглашал:

«Тогда ко мне являйся без стесненья.
Таким, как ты, я никогда не враг.
Из духов отрицанья ты всех мене
Бывал мне в тягость, плут и весельчак.
Из лени человек впадает в спячку.
Ступай, расшевели его застой,
Вертись пред ним, томи и беспокой,
И раздражай его своей горячкой».

     Ева улыбнулась всплывшему в памяти диалогу Мефистофеля с Богом, и мысли её потекли в том направлении. И всё же, вернувшись в реальность, она продолжала быть наполнена скепсисом: цитирование самых значительных произведений искусства было неуместным здесь, среди случайных прохожих, и сам кукловод с куклами – это же балаган. Или она сноб?

     Актёр, завершив выступление, подошёл к скамейке, на которой сидела Ева, и спросил, не помешает ли, если присядет передохнуть рядом. Она довольно неохотно, но молча позволила. Поинтересовалась, что за спектакль он разыгрывал под «Реквием». Он ответил, что «Этот слёзный день настанет» служил фоном сюжета «Танец Смерти», а затем была сценка из «Фауста» Гёте, когда Бог отправлял на Землю Мефистофеля.

- Помните их диалог? Я очень люблю ставить что-то из классики, но иногда импровизирую, своими словами говорю. У меня много марионеток, это моя жизнь. Наверное, и Вам известно расхожее мнение, что кукловоды вкладывают частичку своей души в кукол. Вот и я из них. Вы любили в детстве играть с куклами?

- Нет, я терпеть их не могла. Когда дарили очередную, я благодарила и через два-три дня отправляла красавицу в шкаф, говоря, что она желает побыть в тишине. Иногда играла с игрушками-зверями, но чаще просто обнимала их и жалела. Я предпочитала играть не в кукол, а во дворе в ножички, вышибалы, чижика, казаков-разбойников. И мечтала иметь свою настоящую собаку. Так что я не ваш единомышленник, извините.

     Слово за слово, разговорились о его коллекции марионеток. Он был настолько некрасив, насколько можно себе представить. Высоченный, худой, узкий, сутулый и серый, как фонарь на городском проспекте. Руки и ноги тоже очень длинные и подвижные. Весь не спокойный, взбудораженный. И как-то нарочито неряшлив: длинные вьющиеся волосы забраны в хвост, серьга в ухе, ворот завернулся, нет пуговицы на удлинённой свободной куртке. Может, подражал образу средневекового кукловода? К тому же, курил, что было Еве неприятно. С таким на скамейке отдыхать не хочется. Лицо покрыто множеством глубоких морщин, хотя на вид около сорока, не старый. А когда, наконец, встретилась с ним взглядом, то поняла: всё, что подумала о нём, неправда. Он особенный! Синие глаза горели огнём любви (к миру?) и знания чего-то глубинного, важного. Они затягивали в бездну и при этом добро посмеивались над произведённым впечатлением. Вот и раскрылся! Так он же прекрасен как никто! Она словно влюблённая, засмотрелась, а он не отводил смеющихся глаз и молчал, склонив голову набок и улыбался.

  Потом прервал затянувшийся момент и попросил разрешения представить ей короткую постановку с недавно созданной марионеткой. На вопрос, знает ли девушка, что значит символ, или театральный образ Отшельника, Ева ответила отрицательно. Он вкратце обрисовал своё видение. Отшельник идёт своим путём, бескомпромиссен в выборе цели и свободен, несмотря на кажущуюся ограниченность в действиях. Он изучает себя и самосовершенствуется. Он серьёзный, надёжный, мудрый, на него можно положиться. Наш новорождённый артист ещё не выступал на публике. А у кукловода есть примета: если представить новую куклу незнакомцу с глазу на глаз, без иных свидетелей, то кукла оживёт для выступлений и станет счастливой. Ева кивнула. Он что-то поискал и достал из рюкзака, установил на «сцене» то ли хижину, то ли пещеру. Затем отошёл и поклонился зрительнице. Из-за его спины вышла та самая, новенькая марионетка. Вся закутанная в широкий, со множеством складок серый плащ. Фигура смотрела на своего создателя, подняв голову, будто слушая наставления, а потом повернулась к Еве. И тут Ева узнала старца из давнего и почти забытого сна её детства. Это точь-в-точь тот самый старец, который дважды являлся Еве. Для неё это вовсе не бездушная кукла. Она узнала того, кто озадачил её на всю жизнь. И тут же быстрым облачком всплыло ощущение, связанное с куклами: живые они, или игрушки? Однажды, когда ей наконец подарили на день рождения невероятно красивую книгу, где было много чудесных картинок, в ту же ночь ей приснился сон, который она на всю жизнь запомнила. К ней подошёл старец-отшельник в серых одеждах, в его руках был длинный сучковатый посох, а рядом стояла собака.  Старец посмотрел внимательно на девочку, читавшую книгу о чудесах, и строго произнёс:

- Мы многое тебе дарим. А ты что с собой принесла сюда, в эту жизнь, какой дар Земле приготовила? Сюда не приходят с пустыми руками.
Ева так и осталась в задумчивости. У неё не было даров Земле, и она проснулась заплаканной.

     Мама как могла объясняла суть сна, уверяя, что все приносят дары в эту жизнь, что Ева тоже их принесла и может показать какие-то и сейчас, и в будущем: это любовь, дружба, умение лечить, учить, рисовать, изобретать…  Говорила, что дары настолько обычны, что люди могут их не замечать. Вот для того и приходит Отшельник, чтобы напомнить о служении Земле. Сейчас, будучи уже взрослой, Ева почему-то побаивалась, что старец-марионетка задаст такой же вопрос, как в детском сне, а она опять разочарует его отсутствием ответа.

Выступление Отшельника было коротким и сводилось к тому, что он то был в пути и отвечал вопрошавшим его людям, то погружался в молитву и смотрел в небеса, затем в пещере скрывался от людей (кукловод виртуозно управлял и другими марионетками). А потом Отшельник вышел с просветлённым ликом (этого выражения лица куклы мог добиться только настоящий мастер) и по-доброму пристально посмотрел на Еву.

     Так закончилось представление. Ева похлопала в ладоши. Она была задумчива и хотела разобраться в происшедшем. Солнце приближало день к завершению и оранжевыми бликами отражалось в окнах домов. Сейчас оно скроется и станет быстро темнеть. А на душе, возможно, посветлеет.  Вдруг её дары всё же засчитаются?
Артист, почувствовав, что Ева далеко, стал смущённо собирать реквизит и уже готов был попрощаться, но Ева попросила его задержаться всего на несколько минут и посидеть рядом с ней молча:

- Помолчим немного. Я так хочу вас услышать…
Ей безмерно хотелось ещё окунуться в его ироничные глаза-звёзды. Она стеснялась и думала, что вот ещё две-три минуты молчания, сердце успокоит бег, и она будет готова заглянуть ещё раз в синюю бездну его глаз, чтобы запечатлеть ощущение какого-то древнего воспоминания, ушедшего чувства… Высокий сидел рядом, вытянув вперёд длинные ноги, не курил, молча прикрыл глаза и выглядел теперь уставшим, серьёзным и постаревшим. А может, ему не сорок, а шестьдесят? И что она с ним сидит, грустит и думает о вечном? Минут через десять он позволил себе прервать их молчание, и представился:

- Меня зовут Адам.

     Тут же спросил, как зовут девушку.

- Вы будете смеяться, - смутилась она, -  но меня зовут Ева.

     Им стало весело, и оба рассмеялись. Наконец-то она заглянула и утонула в его умных, но почему-то уже не таких весёлых, глазах.

- Вот так мистерия!  Адам наконец встретил Еву. Чего только не бывает, правда, Ева? А мы с Вами ещё увидимся. Я точно знаю. Сейчас же я спешу. Очень с Вами было тепло. Мы с моим новым актёром Вам признательны и теперь надеемся, что судьба Отшельника сложится хорошо. Вы стали ему крёстной. Я Вас обязательно найду!

     И ушёл. Ева была раздосадована: ведь всё красиво начиналось, и вот её новый знакомый так просто убежал, улетел в никуда, прихватив с собою загадочного старца из прошлой жизни и его вопрос… Даже телефонами не обменялись. Она знала, что они ещё встретятся, и телефон тут ни при чём.
                *****

                Москва. 16 мая 2020 г.


Рецензии
Интересная история! Для души.

Марина Косовцова   16.09.2023 13:19     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.