Про цветы. История одной нелюбви

   

Две дамы очень приличного возраста (совсем не хочется говорить преклонного) выбирали  в цветочном павильоне растения. Одна всё хотела подруге горшочек с маленькими розами купить, вторая сопротивлялась и говорила, что она к розам равнодушна, а тех орхидей, что она хотела бы нет. Я купила удобрения для своих цветов и вышла на улицу. Напротив, через переход, кафе. Так захотелось метропольских булочек со взбитыми сливками.  Я перешла дорогу и, поднявшись по ступенькам, зашла в заведение. Люблю эти столики на двоих у высоких окон и удобные глубокие кресла. Можно сидеть и смотреть на деревья, клумбы с цветами. Весна!

Так случилось, что обе дамы-подружки зашли следом и расположились за соседним столиком позади меня. В кафе пусто, а дамы глуховаты, говорят громко... И я невольно подслушала историю одной нелюбви.

***
- Тася, чай ужасно горячий. Пока заварится и немного остынет - уйма времени пройдёт.
- Можно подумать ты куда-то торопишься. И что ты всё телефон листаешь, Лен, ну честное слово, как внучка! Кстати, как она и когда вы на дачу?
- Да, Вика  там уже с дедом хозяйничает. Рассаду увезла и возится со своими розами. Вот фото прислала. А  почему ты не любишь розы?

- Ну, "не люблю"- громко сказано. Скорее равнодушна. Нет, когда-то в молодости любила. Особенно на длинных ножках с шипами, нежно-розовые или кремовые свёрнутые в бутоны. Но их было не достать. Ты помнишь, что продавалось в цветочных?
- Конечно! Гвоздики и хризантемы. А ещё нарциссы весной и мимозы. И эти... как их, такие.. м-м-м луковичные. Пахнущие сильно. Сейчас-сейчас. О! Вспомнила! Гиацинты.
- Да, Лена, гиацинты были в горшках.
- Да-да, и ещё цикламены в горшках. Но дарить в них?
- Дарить горшечную культуру мы были не приучены. Покупали сами себе. А вот на рынках летом можно было разнообразие увидеть. Мне нравился Мальцевский, а ты помнишь старушек у Владимирского рынка?
- Конечно! Я к ним в конце лета за гладиолусами ездила и за розами. Но розы были в самом здании рынка у товарисЧей в аэродромах. Мне кажется они спали в этих кепках.
- Да-да, Леночка! Такие смешные...А Розы...Ну что розы...

Однажды... Однажды, в прошлом веке я была влюблена. Длительно влюблена. И можно сказать безответно. Он был красив, как Челентано, музыкален и артистичен как Ален Делон. Или наоборот. Ха-ха-ха!

*
Смех рассказчицы вдруг рассыпался колокольчиками, и если бы я не разглядела их в цветочном павильоне, то решила, что он принадлежит очень молодой  девушке. Несмотря на возраст, голос не дребезжал и не раздражал своей неуместной звонкостью. Голос второй женщины звучал низко, глубоко и мягко. Они так контрастировали, но при этом очень дополняли друг друга, как будто арию исполняли в опере.
*

- Ну так вот. Учился красавчик в ЛИИЖТе, перед дипломом перевёлся на вечернее, благо им распределение не грозило. Кстати, ты помнишь, что тревожило это только нас, местных? Так вот, Делончик тот совсем не хотел отрабатывать на стройках коммунизма. Корочки о высшем нужны были, а мосты строить он не собирался. Подрабатывал на Ленфильме и мечтал пробиться в этот театрально-киношный мир. Поэтому он раздобыл чьи-то чертежи с расчётами и попросил меня полностью их перечертить. А  мне собственно это нетрудно, я тогда чертежницей работала.


И спрашивает: «Что бы ты хотела за работу?»
Вот странный вопрос. Денег у него никогда не было. Значит рассчитывать на оплату в рублях я не могла. А желать? А что может хотеть влюблённая птица-курица вроде меня? Сказку про двенадцать месяцев помнишь? Вот и я, как та взбалмошная капризуля-королевишна, решила запросить за свои услуги не корзинку подснежников, но букет роз  в Новый год!

Представляешь, да ? Под Новый год - розы! Это когда их не достать было от слова вообще. Но ведь кто-то доставал? Всю осень после работы я приезжала к этому Делону чертить. Он мне место у себя в комнате оборудовал, соорудил что-то типа кульмана и раскладушку у соседей взял на случай задержки. В смысле переночевать. Впрочем спали на его колченогой и старой тахте. Днём он на съёмках пропадал.
Была ли это любовь? Влюблённость - несомненно, с моей стороны, да. И хотелось мне ...любви неземной. А не зова природы и любви на сеновале. Этого как раз я ... я ...как бы и так получала. Замуж правда не звал. И даже намёка на надежду никогда не подавал. Да...Пользовался успехом у девочек, ну и, и как бы  знал себе цену, как бы знал...

Заканчивался декабрь. Награждение-расплата приближалось.
Утром 31 декабря у входа в проектный институт, где я работала, меня встретила соседка красавчика по коммуналке, она и передала букет в целлофане. Букет мелких белых хризантем. Этот Челентано САМ не пришёл, подослал "курьера".  Гад. Я с тех пор ненавижу хризантемы. А заодно и розы невзлюбила.

Униженной чувствовала себя очень долго. Собственно дело не в розах и не в хризантемах было. Я просто хотела его увидеть, я просто хотела быть рядом, я не хотела быть куклой, которой он наиграется и выбросит, а получалось именно так...Использовал для своих целей. И новый год без возлюбленного. Такая вот история тогда со мной произошла.

Да-а... Это был самый странный Новый год в моей жизни. Встречала я его с подружкой, Светкой Сенюшкиной, в компании с её приятелем, не бойфрендом, а приятелем. И он нам под  бой курантов подарил по новенькому гладенькому, такому знаешь - упругому рублю, на котором успел написать авторучкой - "желаю мужа!" - и мне, и Светке  написал. Шампанское выпили, салатов приготовленных Светкиной мамой наелись, станцевали по паре танцев и на этом закруглились. Как не старались быть весёлыми, веселья не получилось.

- А потом?
-Что потом? Не было никакого потом. Леночка, если бы сегодняшние мои мозги, да вправить той наивной девчонке!
Я терпеть не могу эти разговоры - "мы были другими". Человек не изменился за такое количество тысячелетий. Этические нормы меняются только в зависимости от социальной или профессиональной группы. И потом правила поведения это одно, а зов природы другое. Вот ты говорила, что все студенты медики были циниками и для вас не было важным сохранение девственности.
- А у вас что, было важным?
- Было. И потом мне ведь всего восемнадцать исполнилось. Была влюблена, да. Но не любила, по-настоящему. Чтобы переживать за него как за самоё себя, чтобы не любоваться внешностью, а восхищаться нежностью. Чтобы дарить свою любовь бэз-воз-мэз-дно.

И я после того букета приказала себе - забыть и... розами засыпать. Видимо мне нужно было пережить это унижение, чтобы в конце концов хлопнуть створками, закрыв свою жемчужницу и сердце. А потом, представляешь, я тебе не рассказывала, где мы познакомились с Андреем? В Сберкассе! Стояла в бесконечной очереди с квитанциями по квартплате и уронила деньги на пол, а Андрей передо мной стоял. Помог собрать раскатившуюся мелочь. Потом до дома проводил. Вот это было настоящее потом. Потом.
Лена, представь себе, я до сих пор храню тот подарочный рубль - как талисман. Светка через год уже замуж вышла, а я только в декабре с Андрюшей познакомилась.
Ой, он эсэмэску прислал. Сейчас отвечу.

Смотри подруга, какая весна за окном!
 - Да. Как быстро всё распустилось. Неожиданно так, буйно! Где это видано - в мае + 30.
 - И не говори. Вот этот момент, то, что вдруг за ночь из прозрачных веток превратилось в густую листву. Не было такого никогда, никогда-никогда.
 - И вот опять ?
 - Ха-ха...И вот опять !
 - Точно, Тася. Именно так - одномоментно. А ты значит больше не встречалась с тем красавцем, но хоть фильмы какие ни будь видела с его участием?
 -Лен, зачем? Меня те хризантемы отрезвили как-то очень резко. Мало что ли статистов? Эпизоды ...они и в жизни только эпизоды. Он кажется уехал в Москву. Общие знакомые быстро потерялись. А интересоваться когда появился в моей жизни Андрей?  Я ведь даже забыла почему с такой неприязнью отношусь к хризантемам.  Цветы не виноваты. А вот  поди ж ты какое отторжение сохранилось на всю жизнь.

***

Я давно выпила свой кофе. А уходить из кафе не хотелось. Я думала о том, как иногда незначительная деталь может раскрыть глаза даже неопытной девушке. Вспоминала свою молодость. Любила я нарциссы и ромашки. И очень люблю хризантемы, белые и сиреневые и большие жёлтые пионовидные.
Пол в комнате, где мы спали после свадебного банкета, весь уставлен вёдрами, вазами, кувшинами с букетами из белых хризантем разных форм и размеров.
Когда проснулись за окном стояла промозглая ноябрьская хмарь, а у нас сияющее светом море хризантем и эта белая кружевная пена счастья накатывала и укрывала нас долго-долго...

Саша первые пять лет дарил мне цветы на нашу дату каждый месяц, а в ноябре- обязательно хризантемы.
 

  И с розами у меня отношения неплохие. Обычно все букеты у меня стоят не меньше недели.
Весна... Нынешняя весна и меня поразила какой-то волшебной, сверхъестественной быстротой одевания. Фокусом, когда не за три, или две, а за одну  ночь вдруг всё развернулось из почек в огромные листья! И я представила Весну женщиной, обладающей шикарной копной волос, убранными в тяжёлый узел на затылке.
 Вот стоит она к нам спиной и вдруг подняла руки, да вытащила  шпильки из узла и встряхнула головой. Моментально, МОМЕНТАЛЬНО одним движением рассыпались её густые волнистые волосы ниже пояса и упали
тяжёлым бархатным зелёным занавесом.
Замираю от красоты цветения.
Весна  на всех, видимо, так действует.

здесь моя акварель "Бархатные хризантемы с бабочкой"
http://proza.ru/2021/06/12/1782



ПРОДОЛЖЕНИЕ темы ПРО ЦВЕТЫ http://proza.ru/2021/06/12/1753

НАЧАЛО http://proza.ru/2021/06/05/1025 "ВЕСЕННЕЕ"
http://proza.ru/2021/06/06/20 "ПАМЯТЬ . ФЛОКСЫ"


Рецензии
Все цветы люблю, некоторые - особенно. Любуюсь и радуюсь, специально подхожу и захожу, всё время фотографирую. История хороша, услышана и записана качественно, но всё же, цветы ни в чём не виноваты. Мне так жаль их всегда, когда на букете вымещается горечь и обида, нанесённая людьми. Спасибо за прекрасный рассказ, Эль!

Лада Вдовина   08.10.2022 09:12     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лада!
Я тоже люблю все цветы. В прошлом году выдала целый цикл рассказов "Про цветы". И тут случился конкурс и я написала рассказик, но... Нужно было уложиться в 500 слов, когда я поняла, что не хочу сокращать, то наоборот - увеличила до тех размеров, что устраивали меня, оставив мысли о конкурсе ))
С благодарностью и улыбкой, Эль

Эль Ка 3   08.10.2022 19:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.