Зависть рассказ

Зависть

1.
Всему отделу не работалось, что-то будоражило. Заведующий пришёл из дирекции не то растерянный, не то задумчивый. Ходил к заму по науке за подписью, утверждающей отдельский доклад перед отсылкой в министерство. Вернулся без подписи и без доклада. Видно, зам к чему-то придрался.
Зам этот — новый. Несомненно, чей-то выдвиженец. Опыта и руководящей хватки нет. Вместо этого полная голова новаций и концепций. А кому, интересно, это нужно? Особенно в наше-то непростое время? Надо эффективно менеджерить, а не рассуждать, тем более — не фантазировать.
Зав отделом подозвал Валеру Смородкина и о чём-то распорядился. Валера удивился, постоял столбом и направился к двери. По пути сказал Анюте в полном недоумении:
— Замдиректора зачем-то вызывает…
Такого прежде не водилось, чтобы младший научный ходил «на ковёр» к директору или к заму директора. На то есть специальное звено — руководители отделов и секторов. Заве-дующий молчал, но было видно, что не находит себе места. Новизна ситуации не давала сосредоточенно работать.

2.
Смородкин вернулся «с ковра» минут через сорок. Сразу несколько сотрудников подтянулись к столу заведующего, что-бы узнать, что и как. Но Валера, оказывается, не вырос ещё в умелого рассказчика. Понять, что и как, было не просто.
— Ну, расскажи, как шёл разговор.
— А он… это…Он таблицей №4 заинтересовался…
— Это я знаю, — поторапливая, сказал заведующий. — Он меня спросил, кто расчёты вёл. Я ему хотел суть дела объяснить. А он говорит: я, дескать, суть понимаю; меня тонкости интересуют. Кто считал и как именно считал. Поэтому пришлось тебя отправлять. Новая, понимаешь, забава… Так какие ему были нужны тонкости? И зачем?
— Не знаю… Он не говорил, зачем.
— А что говорил?
— Ну, спрашивал…
— О чём?
— Подробности разные. Я, честно скажу, не все вопросы до конца понимал.
— Растерялся, что ли? Боялся начальника?
— Да нет, не боялся. Он приветливый. Просто за ходом его мысли не поспевал. Не всегда поспевал…
— «Не всегда поспевал», — нараспев, поддразнивая, по-вторил заведующий. — С докладом-то что? Утвердил он доклад?
— ???
— Ну, ладно. Придётся опять идти. Сроки выходят.
Идти не пришлось. Замдиректора вскоре заявился сам. Тоже, наверное, новая забава. Во всяком случае — необычное зрелище: начальство само в отдел пришло.
— Олег Николаевич! Мы тут с Валерием Викторовичем полезно поговорили. Вот доклад, я всё подписал. Регистрируйте и отправляйте! Добротно в итоге получилось, спасибо. У меня кое-какие идеи возникли. Давайте на следующей неделе обсудим без спешки. Может быть, пригодится на будущее. Если Вы не против, конечно…
— Я не против, Альберт Викторович! Совсем не против.
— Значит, договорились. Созыв — за мной.

3.
Таблица №4 привлекла Альберта Викторовича потому, что он сам не раз делал подобные расчёты. Ещё на прошлой работе. Рассчитывалась целая гирлянда показателей. При социально-экономических процессах расчёты параметров мало похожи на инженерные расчёты или упорядочение естественно-научных аналитических измерений. Социально-экономическое, сколько его ни меряй, всё равно не перестаёт быть «чёрным ящиком». Неизвестного всё равно останется больше, чем выявленного, ставшего известным. Вот тут-то само собой и вспоминается, что «наука умеет много гитик».
В таблице №4 Альберт Викторович надеялся выявить не-знакомые ему «гитики». Потому и пригласил к себе для разгово¬ра непосредственного исполнителя.
Валера, к сожалению, Альберта Викторовича ничем осо-бенным не порадовал. Уже вскоре после начала разговор перешёл в монолог с риторическими вопросами зама и скупыми односложными ремарками Валеры.
— А вот общий объём как находили? Прямым счётом или через производственную функцию? Ах, данные Росстата… С досчётом или без? А…а.. Ага! Понял. А коэффициенты связи этих и этих показателей как определяли? Экспертные оценки? Чьи? Ну, это не самый авторитетный эксперт. Надо было бы у Овчаровой или у Смирнова спросить. Та-а-к… А тут что же вы так по старинке-то? Уже года три, как показан более точный счёт…
Ну, вот в таком ключе шёл разговор. Потом Альберт Викторович Валеру отпустил.
Отпустил — и задумался.
«Парню, конечно, ещё расти и расти. Но вкус к мастерству, кажется, уже привит. Это хорошо. Надо будет его на что-нибудь перспективное наладить. Поговорю с Олегом Николаевичем. А вообще-то всю эту проблематику пора уже рассматривать со¬всем иначе, в другом контексте. Мы тогда с ребятами верно предчувствовали. И об этом, пожалуй, поговорю».
И вдруг поймал себя на том, что завидует этому Валере. Тот может рассчитывать вот такие таблицы, делать замеры, искать и корректировать количественные связи, держать в голове качественные придержки… И у него всё это было. А теперь — шиш, другой род деятельности. Не сам делаешь, а организуешь деятельность. Из исследователя превратился в инфраструктуру науки. Ну, если ещё не превратился, так придётся. Логика деятельности такова. Какова функция — таков и функционер.
«И чего я согласился на это самое повышение…? Не моё это! Ойй, не моё…»
Стало тоскливо. Очень.
21 июля 2012 Салтыковка


Рецензии