По солончаковой пустыне, из дневников

2017-05-12

Пересечение пустыни в широтном направлении. От Уштагана поехали до границы с Россией. Почти весь маршрут проходит по относительно ровной пустыне с редкой или очень редкой полынью одного вида. Однообразие растительности дает такое же видовое однообразие птиц. В основном малые и рогатые жаворонки, и каменки-плясуньи. Четвертым по популярности видом можно, наверное, назвать степного орла. На участке в пару десятков километров вблизи Азгыра мы видели около 20 степных орлов. С некоторых точек можно было одновременно видеть до 5 парящих орлов. Видели по дороге еще двух птиц, показывающих, что мы не так далеко от степной зоны, - журавля-красавку и несколько черных жаворонков.

Многочисленны по пути были и соры, на которых мы наконец-то встретили зуйков (только морских, но дважды по 4 птицы), а также нашли гнездо морского зуйка. На одном из озер видели и пролетных куликов-воробьев, и одного большого улита. Здесь уместно упомянуть и про хрустанов, хотя эту встречу можно было бы приберечь для конца поста, так как для меня хрустаны стали лайфером, да и вообще птица очень харизматичная. Я увидел в полынном низкоторавье стайку птиц, и вначале подумал, что это рябки, и обрадовался, потому что местные говорят, что рябков здесь нет (южнее я видел рябков в прошлом году). Но, когда мы подъехали к стайке ближе, я увидел, что это хрустаны, их ни с кем спутать невозможно. Птицы были очень спокойные, машину подпустили метров на 10. Я наснимал кадров 50, но контрастная полынь вытягивала автофокус на себя. Я подумал, что может быть хрустаны оправдают свое второе название (глупая ржанка) и подпустят к себе и человека без машины. Но увы, стоило мне только открыть дверь, как стайка снялась и улетела. Дав пару кругов кулички снова сели в полынь, но мы не стали их больше беспокоить.

То, что пролет еще идет, показали и наблюдения в других точках. Я видел садовую славку, дважды зеленых пеночек, дважды садовых камышевок, индийскую камышевку, горихвостку. И это в пустыне! Нашли также одиночное дерево, на котором было гнездо курганника и серого сорокопута.

Биоразнообразия в пустыне нет, малый жаворонок дает, наверное, процентов 70 от общего числа встреченных птиц. Поселения людей дают виды, которые явно немногочисленны на территории, и конечно же отсутствуют в пустыне, но увеличивают список встреченных птиц — есть здесь голуби, домовые воробьи, белые трясогузки, видели даже одного грача (я сразу подумал, что название Уштаган может означать как раз «три грача»). Дважды видели степную пустельгу, причем в Азгыре пару — самца и самку.

Местность вблизи границы с Россией на птиц беднее, чем все территории, что мы уже объехали. Прогулявшись минут 50 по бархану и около него, мы не нашли никого, кроме рогатых и малых жаворонков, каменок-плясуний. И я не думаю, что кто-то еще мог здесь объявиться.


Рецензии
МОИ СТИХИ
Парусник в пустыне и мгла.
Пустынный барханы будто волны.
И сильный ураган.
Затмения солнце темная луна.
И древний лес во мраке лет прошедших.
Я будто в нем.
И вижу лик прекрасной птицы счастья.
И в небе много звезд далеких.
Летящий метеор горит пылая.
Небесный свет и в море чуда остров.
Да дерево растущее на нем сияет

Байрамов Руслан Ренатович   09.12.2021 06:10     Заявить о нарушении
Интересно, создающие настроение.

Аскар Исабеков   09.12.2021 18:10   Заявить о нарушении