Эх, толмачи, толмачи!

Щепинские рассказы, или Яшкины были.

из "семейной хроники"

                = ПЕРЕГОРЕВШИЕ СТРАХИ =
                * быль *
                - часть третья -


" Видимый нами дорогой друг Мир, и моральные устои российского общества, как и нормы "двора", явно не совместимы с совестью и честью дворянина, ибо между ними лежит пропасть и библия...Невозможно, и никогда  не надобно судить о России, исходя из своего жизненного опыта..."
               Князь  Щепин-Ростовский Д.А. 1858г. из письма  Мотошновичу Юлиану Казимировичу (1798-1873)
 

Всё проходит, жизнь кусками
Честь и ложь, как две сестры
Одна в омут тяжкий тянет
За смертельные грехи

Других молотом по жизни,
Ибо ложь...смертельный яд
Не даёт покоя сердцу
Страшен русский наш обряд...

Князь Щепин-Ростовский Д.А. 1827г.

   Княгиня Ольга Мироновна Щепина-Ростовская, от скуки и хлопот в своём поместье гостившая у своей подруги Ольги Александровны Жеребцовой, всё-таки решила покинуть в начале сентября её уютную усадьбу, что в подмосковном селе Слободищи и вернуться к своему супругу, князю Александру Ивановичу, замучившего её своими письмами в которых жаловался на своё вынужденное одиночество, скуку и безделие без неё. Делать в селе ей и правда было нечего одной, ибо сама хозяйка покинула село, распрощавшись с нею как-то очень неожиданно и быстро. Утром 1-го сентября, княгиня, проснувшись рано утром от криков возничего шумно возившегося со своей пролёткой, и в раздражении выглянула в окно выходившее прямо на двор, где слуги, очевидно по приказу хозяйки усадьбы, загружали в неё дорожные чемоданы и какую-то большущую коробку, скорее всего наверное с платьями модницы-хозяйки, чем одеждой "привратника". Княгиня, ничего не понимая, смотрела на всё это из окна второго этажа дома на всю эту хлёсткую кутерьму. Она, чрезвычайно удивлённо и крайне испуганно, воспринимала сие поведение, но, вскоре увидев в дорожном платье хозяйку, свою подругу, она поняла, что эта бесшабашная дама решила, как говорят в кабаках, просто смыться от своего супруга. Ничего до конца не принимая  разумом,  она замахала рукою подруге, но та, только развела руками показывая ими какой-то квадрат и помахав на прощание, сев в пролётку, которую она обзывала для друзей каретой, молча укатила  в неведомую даль, и только пыль из под копыт лошадей, какое-то время были свидетелями побега этого как-бы не зависимого "существа". 
Княгиня отойдя от окна громко рассмеялась, ибо всё немысленные намёки и гримасы за вчерашним ночным столом, стали ей вполне ясны только сейчас. Сев за мраморный столик, она прокричала в отчаянии в глухоту длинного коридора:
- Люди! Подойдите же кто нибудь! Эх, господа, господа и дамы, чем наши мечты сказочнее и привольней, тем они стремительнее разрушаются господа поводыри.Да, уж подруга. Да ты же "нежная мерзавка"! Шкодница!Отъехав тихо, так мне ничего и не объяснив, это же верх подлости подружка! Да, ещё со своим оставив, что я делать буду теперь с ним?    
И вдруг она увидела на столе конверт. Решив его прочитать, она сначала позвонила в колокольчик, и вызвала горничную.
- Кто сие посмел без моего соизволения вложить сюда конверт?
Девушка, расстроенная тоном госпожи, расплакалась и сказала что приходила хозяйка и хотела с Вами переговорить, но Вы изволили спать, и она оставила для Вас это письмо. Больше ничего я право не знаю. Княгиня устало отозвала её, и в гневе вскрыв не запечатанный конверт прочитала письмо:
" Дорогая моя подруга, Ольга Мироновна! Я решилась на отъезд. из-за своего домо мучителя... Не хочу его даже мужем назвать, ибо мы из-за Вас вчера разругались до неприличия, и признаюсь, я его в первые в жизни, даже ударила. Честно, я побаиваюсь его и по этой причине отбываю немедля в Париж. Вы сами не волнуйтесь, оставайтесь в имении столько, сколько пожелаете. Слуги и дворецкий, как и сам староста все предупреждены и в полном Вашем распоряжении. Муж отбудет, в чём я уверена, сразу как меня не увидит, а может ещё раньше, так что, я вольная птица и вырываюсь из под его опеки на волю. Может душечка и навсегда? Вот будет скандал и замечательная тема для Общества. Ладно, спешу, напишу Вам по прибытии... Ваша, неизменно любящая Вас, искренняя и преданная подруга Ольга..."
Княгиня сидела молча и удивлялась той лёгкости, с которой Жеребцова творила все свои дела. И что главное, она всегда достигала своих целей. Да,она же всегда была  непредсказуемая и просто сумашедшей...Но, стерва Молодец! Так и надобно с этими наглецами.
Княгиня печально вздохнула, ибо ныне ей так не хватало этой бесшабашной но доброй "куртизанки".
Пробыв в усадьбе ещё три-четыре дня, княгиня возвратилась в свою усадьбу к супругу и нянькам. Так прошёл месяц, о подруге не было ни слуха, ни духа. Сама же княгиня, вдруг ощутила какое-то новое ощущение в своём теле, слабость и тошноту, некое недомогание, и резкое и постоянное желание откушать кислую капусту и селёдку. Вызванная повитуха Аглая, огласила свой приговор, княгиня в положении и ей надобно очень поберечься. Князь Александр Иванович был на седьмом месте от счастья, и теперь безвыездно находился рядом с супругою. Несмотря на все заботы своего одомашненного супруга, княгиня скучала по подруге и просила супруга разузнать от друзей как она, и где сей беспокойно-кислый для многих в обществе фрукт. А тут вдруг и письма, в количестве пяти штук поспели в усадьбу от Ольги Александровны. Княгиня охнув и не выдержав, тут же присела на крылечко и стала их читать. Ольга Александровна Жеребцова, сообщала из романтического для каждого русского человека Парижа:
" Дорогая княгиня, извини, что так и не смогла тебе с дороги ответить, ибо дорога была тяжкой. Хлынувшие дожди, совершенно разбили её, образовав болота, и лишь хорошие деньги и мои требования помогли мне достичь Париж через две недели. И вот я совершенно счастлива! Париж! Это Рай, для таких дам как я, для бездельников и авантюристов всех мастей. Мужчины здесь приторно слащавы, как наши дворянки в обществе, и лебезят пред тобою лишь-бы положить в неглиже на кровать, а жадны-то как! Да нередко мне при всякой возможности и выгоде,приходиться  их терпеть. Этот сброд похотливый, ловеласы от диавола. По чести мерзко это и очень противно, не по русски всё это. Княгиня, душа моя, только теперь я понимаю, что никогда не стоит, и не надобно, поймите правильно меня, не смейте отвечать за пороки других! Париж, это лепрозорий для магов, болтунов мерзавцев и чародеев, для вольнодумцев и революционеров всех мастей Европы. Правда русских здесь не любят и мстят за любую их ошибку жестоко и безжалостно. Хотя наших здесь дорогая так же хватает.
Квартирку ныне вот сняла на улице Святого Фиакра, как ты шалунишка когда-то мне советовала, да и Зубовы такого же мнения. На  Сент-Этьен, есть ресторанчик, он такой уютный, что я стараюсь в нём обедать, ибо пища очень приличная для этих мест, да русская кухня здесь замечательная, это думается от их щедрости и необоснованном восхищением Парижа. И так как от русских не протолкнёшься, то создаётся впечатление, что здесь центр России матушки, хотя и с основательным привкусом терпимости и душком. И всё-таки, я отдыхаю от России душою и телом. Частенько катаюсь по городу на пролётке, арендуя её на целый день, и так делают многие наши из России. Это выгодно и надёжно, ибо постоянно. Хотя привольностей здесь допускать нельзя, так-как опасно в некоторых дворах и улочках, набережных. Знаешь, мне иногда правда кажется, что за мной кое кто присматривает, ибо я этого господина встречаю постоянно рядом с собою. Мне ещё в столице говорили друзья, что наши сыщики держат во Франции хвост трубою, чтобы не нахватались российские господа вольнодумства и непотребностей у вольных французиков. Погода ныне здесь тёплая, часто светит Солнце, народ улыбчивый и приветливый, а услышав русскую речь, прямо открыто выражают радость и любовь к России. Искренне или нет не знаю. Да! В театре сделанном больше под "ВАРЬЕТЕ" побывала дважды, он на Монмартре, да ты знаешь, что тебе рассказывать подруга, жаль, что ты в молодости была отчаянной гордячкой и не любила баловство обществ. В разговорах Александра любят и уважают.
Это просто удивительно для меня. Нашего монарха стелят травою и уважают за его политику. Бедняжки французы, не знают его жаркого пыла и приказчиков его указов. Эх Россия, я думаю Княгиня, что получать что либо  из рук властителя приятно, из чужих же не потребно для русского дворянина. Впрочем, я от речей и проповедей его устала и пусть другие хранят правду при себе, хотя раньше, я ловила с жадностью каждое его слово и гордилась им. Теперь же, вольная птица, а доброта милая всегда на коленях имущих. Мой принцип: - Сойдите с трона господа, дайте путь поэту!
Как-то услышала в ресторане на Пуассоньер, разговор о войне, буд-то бы намечается с кем-то у них. Они даже спорили о конях и лошадях для армии, какие закупать ныне выгоднее, Каурых, Гнедых, или Чубарых, мол лошади пятнистой масти, и тут они увидели, что я их с восхищением и удивлением слушаю. Один из них подошёл ко мне, спросил разрешение присесть рядом, и стал увлечённо и со знанием дела, объяснять кто и какие они. Так вот и тебе наверное княгиня будет интересно познать конские породы: Чубарый конь- это пятнистой масти, Гнедой - это красновато-рыжий масти, Каурый - это каштаново-светлый, или жёлто-рыжей масти. Представляешь? А для меня они на самом деле были загадкой.Дурой была что мужа не приветила за его лошадиное увлечение,оказывается это так интересно и привлекательно, даже для скромной дамы. Оказывается и гвардейцы, и драгуны, и гусары гарцуют на лошадях разной масти! Воистину пути господни не исповедимы. Жизнь так интересна. Княгиня! Надобно больше путешествовать Вам, а не держаться за мундир супруга. Дорогая подруга! У Вас в Ростове наверное уже холодно, возможно и снег проявился, всё-таки северная сторона, так что берегите себя. Мне показалось, при нашей последней встречи, что ты неравнодушна к рыбе, ты случайно по случаю, не в положении? Ой, как же это мне интересно!!! Да, вот ещё что, мне все здесь говорят о русской осанке, что у меня, так это у всех в России такая. Правильные черты лица, не басурманские, а наши исконно русские, аристократическая осанка, и кулак всегда готовый к бою. Вот это и есть наша Русь. Они что, этого не замечают? Россия для них Ёжик, мал, но колюч. Странно всё это нам. Одно ясно подруга, что с колокольни Европы, Россия и вся её столичная знать, им кажутся неприличными для аристократии их "дворов" Даже, нами "любимый" Прусский король, смешон в своём высокомерии и незнании русских порядков истин русской истории. Вот бы усадить сие величество на каурого коня и вперёд. Представляешь вчера встретила здесь, там же в ресторане Гронфайн Иллианору Иосифовну, с каким-то господином, ты должна её помнить по Берлину в 96 году. Так вот она, сделала вид что не узнала меня, и представь, прошла мимо. Я повторяю, здесь наших, как кур на прилавке магазина у Матвеева и сыновья в Ростове.
Ладно, не смею задерживать Вас княгиня своей болтовнёй и откланиваюсь. Приеду в ноябре расскажу по подробнее. Извини, что не люблю особо писать письма, ибо письмо бумага, а бумага документ, что крайне не желательно ныне. А нам что, нужны свидетели?... Привет Князю Александру Ивановичу и вашей Аглаи...Жива ли старушка. Хи-хи-хи... Твоя сердобольная Ольга..."
Перечитав все кратенькие письма, княгиня была рада за подругу, и решила тут же ей ответить. Она прошла в кабинет и отписала своей "доверительнице" письмо. Потом вызвала своего курьера и попросила добраться на почтовую станцию и отправить сие послание в Париж...

фото: Княгини Щепиной-Ростовской.
Моск.обл. Малаховка. дом отдыха.


Рецензии