Как остановить детскую жестокость

Прочитав рассказ Людмилы Каштановой "Милая девушка", решила написать  и о своем  опыте по этой части. Правда, дети здесь младше возрастом, чем в рассказе Л.К.

Брат, который старше на три года, забирал меня из детского сада, а д/сад был далеко от нашего дома. И несколько раз по дороге домой из подворотни одного из домов по ул. Собцова (в г. Талдом) выбегал незнакомый мальчишка, приставал к Коле, толкал его и дрался. Когда мама узнала об этом, она сказала:"Завтра идите, как всегда, и сделайте вид, что меня не знаете".

На следующий день шли  мы с братом за руку, из подворотни выбежал тот пацан, подбежал к Коле, сорвал с него шапку и закинул в снег. Тут возникла мама, взяла его за шиворот и грозно сказала: "Если ты ещё раз его тронешь -  я тебя в милицию сдам!" и больше мы этого пацана не встречали.

Аналогично, много лет спустя, поступил отец наших друзей, когда они из Дубны в декабре 1980 года уехали на малую родину в Майкоп. Там их второклассница дочка стала "новенькой",  и один одноклассник так издевался над ней, что даже
 пытался  засунуть ей тряпку в рот. Тогда её дед, отец Виктора - казак,  не выдержал - подкараулил  пацана после занятий, взял его за шиворот и грозно сказал: "Если ещё один раз она пожалуется - убью", и издевательства сразу прекратились.

Надо сказать, важно не перегнуть, запугивая. Над старшим сыном подруги моей дочери в 2010 году издевался  в первом классе одноклассник, и она поделилась об этом с моей Галей, а та рассказала ей о моем случае в детстве. Но эта молодая женщина, (кстати, очень умная и добрая, которая сейчас хорошо воспитывает, кроме своих троих детей, двоих приемных), подкараулив обидчика, пообещала ему "ноги" выдернуть и в задницу засунуть" и тот пацан так испугался, что рассказал  родителям и те имели с ней беседу.
 
А когда наш сын Дмитрий учился в первом классе, случилось следующее. Звонок в дверь, - вошел немного знакомый мужчина, татарин, - он был отцом одной хорошенькой девочки, которая училась с Димой. Волнуясь, он сказал нам троим, стоящим перед ним, что  наш Дима вчера на перемене толкнул его дочку, а потом уселся на неё верхом.

Мне так стало стыдно за Диму, что сразу вырвались слова: "Прошу за него прощения! Он больше этого делать не будет!" Мужчина тут же смутился, извинился, поблагодарил и вышел. А наш сын изменился и плохих слов о нем мы больше не слышали.
 
Позже прочла, что родителям и надо в подобных обстоятельствах просить прощения за ребенка в его присутствии и это воспитывает  безотказно - так пишут психологи, имейте это в виду.

Недаром один уголовник в интервью журналисту по ТВ сказал, что если бы его вовремя остановили - он бы преступником не стал. Поэтому важно, как можно раньше  остановить любую жестокость детей.

Прививать детям любовь ко всему. Если ребенок так мал, например, что не умеет  ещё нежно держать в руках котенка, то надо сразу объяснить ему, что нельзя  котику делать "больно".

На своем личном  опыте матери и бабушки убедилась, что лучше подавлять детскую жестокость доброжелательной беседой. Первая такая беседа случилась когда дочь Галина ходила в среднюю группу д/сада, а летом их объединили со старшими детьми и одна девочка из той группы  стала её поколачивать. Я пришла, вызвала из группы ту бойкушу и доброжелательно обратилась к ней с такими словами: "Это ты Ира Мозжухина? Здравствуй! Я мама Гали Смирновой. Вот смотрю на тебя и удивляюсь, почему вы не ладите с Галей? Ты, вижу,  такая хорошая и красивая девочка, и я не верю, что ты злая! У  тебя есть братик или сестренка? Я уверена, что ты их любишь - ты хорошая девочка и  это видно!" Рослая, крепенькая девочка тихо отвечала мне, с удивлением глядя. После этого  она перестала обижать детей в группе.
 
Вторая подобная беседа была связана уже с внуком Максимом, когда он учился в первом классе. Один одноклассник постоянно его задирал и это стало нам известно. Когда я увидела, что мальчики его класса на продленке играют в футбол, я зашла на школьную территорию, позвала Максима и попросила сказать тому мальчику, чтоб он подошел ко мне, где я присела на лавочку.

Он подошел, я сказала ему,  что я бабушка Максима и не понимаю, почему он с Максимом не ладит - ты, мол, вижу, такой мальчик видный и улыбка у тебя красивая,  что не так у тебя с Максимом?  В футбол, вижу,  оба хорошо играете. Давайте налаживайте отношения - это лучше, чем враждовать". Пацан, поулыбавшись, отошел к ребятам, а Максиму потом сказал слова, которые до сих пор не могу вспоминать без улыбки: "Твоя бабушка, как моя прабабушка" - только и сказал ему, но отношения с тех пор сразу у них наладились.
В этом году они перешли в десятый.
Как быстро летит время!
 
 


Рецензии
Каждый ребёнок, Татьяна, индивидуален и поэтому таким же должен быть подход к нему. В одном случае - угроза, в другом - просто беседа, в третьем - личный пример и доброта, которая спасёт мир. Спасибо. Понравилось. Ваш А. Киселёв.

Александр Киселев 6   04.06.2023 15:12     Заявить о нарушении
Спасибо за добрый и понимающий отклик, Александр!

Татьяна Борисовна Смирнова   04.06.2023 18:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.