Вот и стукнуло 90 лет! Приглашаю читателей к столу

Позади 90 прожитых лет, и что дальше? Приглашаю читателей к столу
 
На снимке: Я с женой Валентиной Петровной, с которой мы вместе почти 65 лет. Сейчас нашу жизнь  скрашивает и помогает расслабляться симпатичная кошечка Муся, которая старается повеселить нас своими художествами, но и своего не упустит и напомнит. Фото 2017 года.
 
    Итак, в моей жизни состоялось знаковое событие: мне исполнилось 90 лет. Ну и что, заявят  некоторые, подумаешь, новость мирового значения! И я с ними  в основном соглашусь. Однако есть основание осмыслить пройденный немалый путь, в котором произошли многие важные события в жизни страны, свидетелем и в некотором роде участником которых я был.  А события были важнейшие: коллективизация, индустриализация, Великая Отечественная война, Победа, восстановление разрушенного хозяйства, городов и деревень, противостояние с Западом, смерть Сталина, создание атомной и водородной бомб, первый спутник и полёт Гагарина,  карибский кризис, смещение Хрущёва, война в Афганистане, вхождение во власть  Горбачёва со своей  перестройкой и его бесславное падение. Затем крушение КПСС, возвышение Ельцина, его разрушительная деятельность, развал великой империи – Советского Союза, приход к власти Путина, экономические кризисы, Сирия, Крым, Донбасс,  снова опасное противостояние с Западом. Только  приспособились и как-то справились с очередной  напастью – пандемией коронавируса, так сразу же  появилась  новая грозная проблема – спецоперация на Украине.  Я намеренно не буду здесь касаться её причин и следствий, разбор полётов произойдёт позже. Большинство из нас надеется на приемлемое для нас завершение компании  и военного противостояния, чтобы вернуться, наконец, в период созидания и  развития. Это необходимо, чтобы  граждане  страны стали жить  достойно, в мире с другими странами, особенно с соседями, без страха войны и опасений за будущее своих потомков.
Среди всех перечисленных событий многие имеют негативный характер, и создаётся ощущение, что и дальше стране и её гражданам придётся прожить немало трудных лет.  Если сюда добавить позорное поражение в войне с Японией в 1904-1905 годах, первую мировую войну, Октябрьскую революцию, кровопролитную гражданскую войну, то получается, что нашей стране и народу на протяжении немногим более 100 лет пришлось пройти такие испытания, которых не испытала ни одна большая страна и ни один великий народ в мире. Но были и славные достижения и великая  Победа.

 
    Перейдём от глобальных проблем к личным событиям. Как ни странно, точной даты моего рождения нет. Согласно паспорту, я родился 24 июля 1932 года, но моя мать твёрдо заверяла, что я родился в религиозный праздник, называемой в народе - Казанской, то есть 21 июля. Это давало мне право выбора, когда отмечать день рождения, однако я больше доверяю мнению матери, а другую дату считаю ошибкой, допущенной при регистрации. Родители: отец, Василий Павлович, и мать, Ульяна Петровна, были крестьянами глухой деревушки в Костромской области, в семье было трое сыновей  и одна дочь. Я не буду в этом очерке подробно описывать свою жизнь, она описана в моих мемуарах на сайте. Кратко перечислю основные вехи: жизнь в деревне до 1946 года, переезд в город Киров, после 7 класса  школы -  авиатехникум, Московский авиационный институт, женитьба, работа в течение 53 лет в подмосковном НИИ оборонного профиля в должностях от инженера до начальника вычислительного центра, выход на пенсию, занятие общественной работой и писательской деятельностью.  В семье, члены которой живут в Московском регионе и Беларуси, родилось трое детей,  четверо внуков и четверо правнуков. В целом я считаю, что прожил достойную жизнь, немало потрудился и внёс свой скромный вклад в создание ракетной составляющей  обороноспособности страны.
 
  Итак, что такое 90 лет. Я никогда не представлял, что доживу до такого возраста. Это немалое достижение для гражданина нашей страны мужского пола. Средняя продолжительность жизни мужчин более 87 лет достигнута лишь в самых  продвинутых в этом отношении странах: в Швеции, Швейцарии, Японии. Я не обладал ни в молодости, ни в зрелом возрасте богатырским здоровьем, а в возрасте 58 лет, в 1990 году, перенёс тяжёлую операцию на сердце – аортокоронарного шунтирования. Главной составляющей достигнутого возраста,  является, по всей вероятности,  генетический фактор:  восемь братьев и сестёр матери и она сама, дожили до 85-90 и более лет. По отцовской линии таких данных привести не могу: он сам и два его брата погибли на войне. Что касается меня, то я следил за своим здоровьем, никогда не курил, не увлекался спиртным, не занимался спортом, старался не конфликтовать, придерживался умеренности в еде, имею нормальное телосложение.  Люблю читать книги, в молодом, среднем и зрелом возрасте частенько с друзьями играл и неплохо в преферанс.
 
Другое достижение, очень важное: пока что мы с женой не нуждаемся в посторонней помощи и стараемся поддерживать друг друга.  К сожалению и болезней накопилось немало, но это проблемы возраста.

   В возрасте восьмидесяти лет вдруг появился интерес к сочинительству. С подачи моих друзей сначала написал и опубликовал небольшим тиражом достаточно подробные мемуары об истории нашей семьи на протяжении ста лет с большим количеством фотографий. Затем начал писать произведения по другим темам: публицистика, история, медицина, философия, юмор, опубликовав их на сайте.  Опубликовал сборник очерков  по 637-летней истории своего города тиражом в одну тысячу экземпляров, четыре сборника очерков под названием: "О жизни, событиях, людях." Печатался в альманахах, газетах, выпустил книгу "Страницы жизни" объёмом 560 страниц, включающую мемуары, произведения, относящиеся к истории, публицистике, философии, описанию приключений и розыгрышей. Свои произведения в основном отношу  к мемуарным, журналистским и публицистике.  Пишу, как могу, не судите строго.

  А что дальше. Когда моему другу, полковнику в отставке, двадцать лет прослужившего в Плесецке  руководителем аналитического отдела, в своё время исполнилось 70 лет, я спросил его: «Что ты чувствуешь в этот момент?». Он ответил: - «А что я должен чувствовать? Я прожил достойную жизнь, достиг возраста, равного средней продолжительности жизни мужика в России. Значит, свой норматив я выполнил, и теперь  буду воспринимать каждый новый день, как подарок, и буду проводить его как праздник, невзирая ни на что!»  Может последовать его совету? И хотя реализовать его в наше время и таком возрасте затруднительно, но как лозунг для поднятия настроения и философского восприятия возникающих проблем, может пригодиться.  Что касается меня, то  мне редко удаётся следовать его совету. Зачастую время так спрессовано, что невольно забываются недомогания, пропускаешь приём лекарств, а то и обед, за что иногда попадает от жены.

    Последние годы по сравнению с предыдущим периодом оказались для меня очень насыщенными  событиями и деятельностью. Возможно, это объясняется тем, что в жизни страны, граждан города, в котором я живу, количество проблем не уменьшается, а наоборот, добавляется, и кому-то по мере возможностей нужно их решать, потому что многие из них касаются жизненно важных интересов людей. Вот и приходится заниматься помимо  личных дел, реальной и довольно хлопотной работой. В составе Совета ветеранов города, в котором я являлся до последнего времени первым  заместителем председателя, занимаемся защитой прав ветеранов разных категорий, помощью наиболее нуждающимся из них. Нередко выходим на администрацию города и области  с предложениями по решению важных для города  и жителей проблем. При этом иногда приходится публично вступать в конфликт с представителями власти,  когда, по мнению Совета ветеранов, они  допускают неправомерные  действия, ущемляющие интересы жителей города, или проявляют бездействие по решению насущных проблем.
 
  В многоквартирном доме, где я проживаю, не нашлось желающих согласиться на избрание председателем домового комитета, и мне пришлось   исполнять и эти функции, заставляя Управляющую компанию выполнять неотложные дела. Но люди ждут конкретных осязаемых результатов. Удалось добиться установки домовых счётчиков тепла и за счёт этого значительно снизить  размер квартплаты, несмотря на явное противодействие заинтересованных структур. При этом жильцы каждой квартиры получают выгоду за этот счёт в среднем около 12 тысяч в год, а по дому в целом экономия составляет более полутора миллионов ежегодно.
   Местные проблемы зачастую удаётся пусть и не в полной мере решить, что даёт некоторый заряд оптимизма и ощущение, что затраченные усилия не пропали даром, а иногда и отмечаются поощрениями. В конце 2019 года мне было присвоено почётное звание «Муниципальный пенсионер города Дзержинский».
 
Прошедший год для меня также был насыщен достаточно напряжёнными общественными событиями: подготовкой и согласованием документации по  перерегистрации нашей ветеранской организации в Минюсте и налоговой инспекции, организацией отчётно-перевыборной конференции и другими нужными делами. И именно в истекшем году удалось завершить и издать приемлемым тиражом мой капитальный труд – книгу «Страницы жизни», сделав себе подарок к юбилею. Местное телевидение «ТВ Угреша» заинтересовалось книгой и провело телеинтервью с моим участием. Учитывая возраст и состояние здоровья, всё это потребовало приложения немалых усилий.

В этой обстановке время пролетает со свистом, не успел оглянуться, а год уже прошёл, а на безмятежный отдых времени остаётся совсем мало. А нужен ли он мне, и наступит ли такая возможность? Возможно, всё произойдёт, как в известном выражении: деревья умирают стоя. И это неплохой вариант, так как никто из нас не вечен. Но мы будем стараться, пока мозг работает, а ноги пусть и не быстро ходят, чтобы это произошло несколько позже. Однако наступила пора  постепенно сбавлять обороты и  передавать свой опыт и многие функции более молодым ветеранам, чем я и занимаюсь в настоящее время. Главное – прожить достойно и с ясной головой оставшееся время, не обременяя близких излишними хлопотами.


Рецензии
Вы правы генетический потенциал решающий фактор в продолжительности жизни.
Все остальное случайности и, сложившийся образ жизни.В семь лет у моей постели родственники молились чтобы я не мучился и Господь взял меня к Себе.
Но у Всевышнего относительно меня видимо были другие планы.Случайно нашли бутылку с тетраэтилсвинцом, от которого произошло мое отравление.Стали лечить цели-направлено.
Здоровья Вам и долголетия,в том числе творческого!


Радиомир Уткин   18.03.2023 20:11     Заявить о нарушении
Спасибо за содержательный отклик!

Александр Смирнов 83   18.03.2023 20:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 107 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.