Человек в природе. Экологические проблемы
Жизнь также бесконечна для человеческого познания, как и Космос. Представление о места и назначения человека в мировом порядке, невозможно без ответа на некоторые первичные вопросы. Что мы понимаем под словом жизнь? Что такое и для чего разум в мире живой материи?
«Первичный материал» для живого вещества (жизни) и неорганического вещества одинаков. Многообразный мир предметов и организмов создан из однообразных, в нашем представлении, элементарных частиц. Даже такое специфическое вещество, как мозг, состоит из обычных «мертвых» молекул и атомов. Граница между живым и неживым в познаваемом мире весьма условна и зависит от критериев, принимаемых при определении этих понятий. В самом общем смысле жизнь можно определить, как активное, идущее с использованием полученной извне энергии, поддержание и эволюционное самовоспроизведение специфической материальной структуры определенного уровня и формы концентрации вещества (энергии) и информации способной на разных этапах своего движения воспринимать (проявлять) и познавать окружающий мир и самое себя. Уровень концентрации и способность к поиску и использованию энергии и информации, а также способность к неограниченному самоповторению (экспансия и репликация) - основные первичные свойства и задачи живого вещества. Доступ к энергии для любой формы жизни является центральным вопросом ее существования и достигается он только в энергетически оптимальных формах. Так называемая борьба за выживание, выражающаяся в агрессивности и экспансии, является неотъемлемой особенностью всех форм живой материи и по своей сути представляет форму поиска и способ получения свободной энергии. Естественный отбор наибольшее внимание уделяет развитию функций организма, обеспечивающих максимум получения энергии при минимуме затрат при ее использовании. Только необходимое и ничего избыточного. Все избыточное (в том числе и информация) воспринимается как помехи, и эволюционно отсекается в целях снижения энергетических затрат организма. Поскольку в основе биологической эволюции лежит случайное блуждание в пространстве генетических возможностей, она протекает в человеческих временных измерениях очень медленно. Каждую форму жизни можно рассматривать как эволюционный эксперимент, результат миллиардов и миллионов лет взаимодействия между генами и окружающей средой. Чтобы увидеть и понять земную жизнь за множеством индивидуальных существований и их соперничеством, ни в коем случае нельзя упускать из виду главного - единство биосферы. Живое вещество Земли — это не просто совокупность живых организмов и их групповых форм на планете, а еще не изученное наукой новое качество. Особая форма организации материи в Космосе - форма жизни планетарного масштаба, активно поддерживающая на протяжении последних 3,6 миллиарда лет на планете Земля эволюционирующие, относительно стабильные и комфортные для живых организмов ее образующих, условия существования. Иначе говоря, биотоп организует глобальные параметры среды, непрерывно подстраивая их под себя и подстраиваясь под них в процессе собственного эволюционного развития. Кажущаяся слабость и уязвимость отдельных элементов жизни на Земле компенсируется за счет единства живой материи. Простейшие организмы ограничены в возможностях получении энергии, но простотой своего строения и способностью к неограниченной репликации, обеспечивают надежность сохранения земной жизни. Живые организмы, обладающие разумом энергоемки и ненадежны как носитель информации, но наличие функции разума обеспечивает живому веществу новые, практически неограниченные возможности в получении энергии. Разум, являясь продуктом эволюции, вносит новое качество в процесс эволюции. Жизнь начинает не только проявлять мир, но и познавать его, а, следовательно, и самое себя. В самом общем смысле - разум это одна из функций живых организмов, обеспечивающая восприятия и формирования виртуальных образов реальности, предназначенная для реализации основных жизненных задач организма путем осознанного использования информации. Человек не единственное живое существо, которое для решения задач различной сложности и определения вариантов своего поведения использует разум. Однако уровень применения разума, выражающийся в форме самосознания, выделяет человека из всего живого мира. Способность оперировать виртуальными абстрактными понятиями, которые по своей сути являются информацией, создавать новую информацию, обеспечила практически неограниченный доступ к энергии и возможность регулировать энергетические и информационные потоки. Как и любая функция, разум не существуют отдельно от своего носителя – живого организма и как любая функция живых организмов имеет ограничения в своем применении. Разум обеспечил биологические преимущества людям на начальных этапах становления господство над другими видами живых существ, но не является столь уж большим преимуществом людей по сравнению с функциональными возможностями, обеспечивающими выживаемость других земных организмов. Самые сложные формы индивидуального поведения, свойственны человеку, однако в процессе принятия жизненных решений и для человека инстинкты гораздо важнее и влиятельнее механизмов поведения, создаваемых сознанием и мышлением.
Человек и природа.
Какими бы функциями человек не приобрел в результате эволюции он был и остается одним из элементов земной биосферы и все те механизмы, которые распространяются на земные организмы от их зарождения и до распада, безусловно, распространяются и на человека. Если попытаться уйти от эмоциональной составляющей в описании отношений человека к природе, то откроется место, которое человечество определило себе в земном экологическом доме при помощи разума. Очень кратко этот подсознательный самообман можно изложить следующим образом. Человек разумный это высшая цель саморазвития Вселенной и все свершающиеся в ней события с момента зарождения земной жизни происходили и происходят исключительно ради человека. По сегодняшний день на повседневном уровне люди определяют окружающий мир по принципу, хорош он или плох для человека. Хорошее это то, чем можно воспользоваться в собственных интересах. Все что не хорошее – ничтожно или плохое. Плохое можно, а иногда и нужно уничтожить. В первую очередь человеческая жизнь имеет ценность, в то время как другие сущности (животные, растения и т. д.) являются ресурсами, которые могут быть по праву использованы на благо человечества. Нам предначертано управлять этой планетой; обращаться с ней так, как мы пожелаем – наше неотчуждаемое право. Видеть себя главенствующим фактором в биосфере, влиять на нее, управлять ее состоянием при помощи бога (богов) или знаний (науки)в разной форме во все времена определяет поведение человека.
Реальное значение и место человека и человечества в земной биосфере изучает наука экология и выглядит по-другому. Связанный с ростом общественного интереса к состоянию окружающей среды напор низкокачественной информации привел к тому, что термин «экология», а также его различные словесные производные с приставкой «эко» стали весьма популярными и используются в разных отраслях общечеловеческой деятельности для отражения различные социальные явления, теряя при этом их биологический смысл. Под экологией в данном тексте понимается естественная наука (раздел биологии) о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания, об организации и функционировании биосистем различных уровней (популяции, сообщества, экосистемы).
Согласно современным научным представлениям, человеческий род существует на протяжении крошечной доли всей истории Вселенной. Физическая эволюция Вселенной продолжается от времени Большого взрыва до наших дней – это около 20 млрд лет, эволюция живой материи – 4 млрд лет, эволюция человека – около 5 млн лет, а человеческого общества – порядка нескольких десятков тысяч лет. Взаимоотношения человека с окружающей природой, которые мы определяем сегодня как экологические, уходят корнями в историю человечества и наши представления о них, это область теорий и догадок. На первых порах вся жизнь людей, как и других живых существ, практически полностью зависела от особенностей природной среды, которую они использовали как источник жизненно необходимых ресурсов, сообразуясь лишь с собственными потребностями и инстинктивно к ней приспосабливались. Воздействие людей на природу носило локальный характер, но несомненно оказывало значительное влияние на пищевые цепи в местах их обитания, что отражалось на развитие сравнительно малочисленной человеческой популяции. В местах проживания людей рост численности и потребность в пище неизбежно приводили к массовому уничтожению крупных млекопитающих, обладающих низким биологическим потенциалом и обеднению доступных человеку ресурсов собирательства. По теперешним определениям такую ситуацию можно назвать первым экологическим (или экономическим) кризисом в истории человечества случившимся в результате человеческой деятельности. Кризис разрешился путем сельскохозяйственной революции (переход от собирательства и охоты к растениеводству и животноводству, т.е. переход к производящему хозяйству). В дальнейшем новые формы и методы эксплуатации природы неизбежно приводят к новым кризисам. Подобная ситуация прослеживается циклично с зарождения человечества и по настоящее время. По сути, это кризисы потребностей и возможностей. Как вид способный к самоорганизации, основанной на его разумности человечество решает экологические проблемы приоритетно как экономические, представляя природу как неисчерпаемый источник потребных ресурсов разной степени доступности. Поведение людей при этом определяется сочетанием врожденных форм поведения и исторически приобретенного жизненного опыта. Нехватку природных ресурсов, используемых для удовлетворения своих потребностей, человечество во все времена решает преимущественно путем разных форм внутривидовой борьбы, а также совершенствованием экономических и технологических методов хозяйствования с помощью науки.
У современного человека нет другого столь же надежного способа познать действительность как наука. При этом наука в целом, так и отдельные ученые пытаются представить, что они дают законченные ответы на вопросы, которые задает нам разум. В этом стремлении она создает иллюзию, что природу нужно «преодолеть», ею можно и нужно «управлять» заставить что-то делать. С момента формирования науки в ее современном состоянии стихийная эксплуатация природы начала приобретать организованные формы и научную поддержку. Природу стали активно изучать, и покорять. С осознанием отрицательных последствий вмешательства человечества в природные балансы и того, что подобное поведение иногда представляет непосредственную угрозу здоровью и жизни людей, были сформулированы понятия «охрана природы» и «защита окружающей среды» выделенные в отдельный научный фрагмент, в рамках которого на первый план выдвигается удовлетворение экономических потребностей человека. Образно говоря - алкоголик присвоил себе право охранять склад алкоголя.
Современные экологические идеи стали отражать отказ от покорения природы в пользу управления ею с целью - создания наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности человека и удовлетворения его экологических (экономических) потребностей. Активно пропагандируется мифологическая идея что изменение биосферы будет происходить в интересах человечества, но без ущерба для самой биосферы. Люди считают возможным сохранить свое благополучие в природе пытаясь регулировать природные процессы, не меняя своего поведения. Проблему пытаются решить путем подмены словесных понятий. Вместо «охранять» стали «управлять», а вместо «экономических» появились «экологические» потребности. При помощи словесной подмены понятий наукой создаются экологические мифы и легенды, которые прямо или косвенно используются для решения задач экономики, а развивающейся экономикой порождаются новые экологические проблемы.
Возможно ли в принципе управляющее воздействие человека на биосферу? В силу природного антропоцентризма люди считают, что многие изменения в мироздании происходят у них на глазах и они могут это наблюдать в реальном времени и даже ими управлять. Эволюция земной жизнь происходит в рамках геохронологической шкалы времени, в котором продолжительность существования человечества как популяции и тем более жизни человека исчезающе коротка. Огромная масса биосферы и энергия, заключенная в ней слишком инертна (с учётом длительности её формирования), и мы можем только прогнозировать ее реакцию по отношению к вещественным и энергетическим преобразованиям человека. При этом в силу фрагментарности науки рассматриваются далеко не все последствия антропогенной деятельности и влияние природных циклов и катаклизмов, а также возникающие при этом многочисленные обратные связи, влияющие на различные балансы природных явлений (тепловой, химический, биологический и др.). А значение некоторых из них зачастую существенно искажается в силу причин социального или политического характера. Независимо от первопричины эти изменения в биосфере неизбежно скажутся на ее состоянии, а через борьбу за ресурсы прямо и косвенно, на судьбах человечества.
Проблема отношений человечества со средой обитания не всегда заключается в неосведомленности людей и желании или нежелании заниматься их решением. Многое делается на международном уровне, на уровне отдельных государств и их правительств. Большой вклад вносят ученые, общественные деятели и экологические активисты и движения. Люди считают возможным управлять через механизмы ООН климатом планеты, не считаясь с тем, что не всегда подтверждается даже научные прогноз погоды, составленный специалистами на ближайшие дни. Несомненно, любая форма деятельность, направленная на снижение антропогенной нагрузки на земную природу, имеет положительный эффект, но не может решить все проблемы, которые определяются целями социально-экономического развития человечества и природными особенностями поведением человека. Несмотря на все достижения современной науки люди остаются беззащитны перед природными катаклизмами. Не успев познать и ничтожной части грандиозной системы, элементом которой является, и от которой всецело зависит, человек самонадеянно и безрассудно вторгается в суть этого сложнейшего механизма. Непонимание того, что не самый важный и необходимый элемент земной жизни, не может доминировать над земной биосферой и управлять целым, характерно для массового сознания и значительной части научного познания. История человечества не знает случаев изменения природы и общества по самым «разумным» планам или программам созданным разумом человека. В основу построения всех планов «жить по разуму» положен некий усредненный обездушенный вненациональный образ идеального человека, поддающийся трансформации с помощью разума, и игнорируется то, что человек был и остается всего лишь одним из элементов земной природы. Исходить следует из того, что проблем человечества определяемые как экологических имеют биологическую природу и проявляются в реальной жизни как экономические, социальные, политические. Каждый отдельный человек в первую очередь потребитель и озабочен личным благополучием и безопасностью. Покуда люди гибнут на войнах, голодают и не в состоянии удовлетворить свои первичные потребности, их не интересуют глобальные проблемы. То, что мы определяем как войны и геноцид по своей природе — это проявления агрессивности и элементы внутривидовой борьбы за жизненные ресурсы с использованием разума, а не по причине разума. Если в «темные» Средние века неугодных убивали или сжигали на кострах в основном поштучно, то в цивилизованной Европе в середине 20 века «благодаря» достижениям науки, основанной на разуме, эту форму внутривидовой борьбы количественно и качественно усовершенствовали. Людям в разной степени на уровне личности и популяции присущи агрессия и альтруизм – две противоположные стратегии поведения, которые можно наблюдать как у человека, так и у животных. Обе модели поведения являются очень важными для выживания и сохранения биологического вида. Общечеловеческая культура, основанная на альтруизме, оказывает значительное влияние на наш биологический потенциал, в основе которого лежит агрессия, но она никогда его не победит и не заменит. Решение множества проблем человечества, в том числе и экологических зависит не столько от наличия у людей разума, а от возможностей и особенностей его использования. При помощи разума не всегда можно преодолеть генетически закрепленные первичные инстинкты, но он в какой-то мере может обеспечить к ним осознанное приспособление. Важно, уже то, что к людям через разум благодаря науке начинает приходить осознание своего места в биосфере и самого факта необходимости изменения своего поведения в окружающей природной среде.
Вариант в редакции от 09.11.2023г
Свидетельство о публикации №223051901444