Братство любите - по беседам старца Софрония

«Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите».
(1 Петра 2, 17)

Пишу вдохновляющие слова старца Софрония Эссекского о братской жизни и об отношениях с духовным отцом.

28.11.2025

В судьбе нашего монастыря наблюдается удивительный план Бога: мы начинали с «ничего», подобно творению Бога из «ничего», и каждый шаг давался нам большим усилием. И теперь, когда стало недостаточно места, нам дал Бог новое пространство для постройки нашего монастыря. Примите постройку нового дома как задачу от Бога. Нам Господь дал преимущество совместить жизнь в нашей литургической молитве и наш медленный прогресс в строительстве кирпичного дома и храма из камней. И вот потерпите теперь несколько лет, но стройте дом и стройте храм.

Итак, снова начинается томительный процесс, и те, которые нудятся и работают сознательно, в результате овладеют Царством вечным. Никогда не надо упускать, что все мы здесь собраны для того, чтобы жить вечно с Богом. И в этом смысл всех моих бесед с вами - как мы можем сделать это место, наш монастырь, «домом молитвы» (Ис. 56, 7) и постройки нашей жизни во Христе Иисусе и через Него стать детьми Отца Небесного: «Отче наш, Иже еси на небесех».

Как я хочу вам передать всё, мои драгоценные братья и сёстры! Стройте монастырь, и параллельно этому будет строиться ваш духовный храм, вечный уже и нерукотворенный. Тогда наше бедненькое и маленькое место станет для нас драгоценным.

(Источник: Беседа 1 «О богоподобной свободе человека»)

29.11.2025

Сам я взял на себя страшный риск (за который уже потерпел много весьма суровых слов против себя), написав эти две книги: о старце Силуане и, ещё хуже, о себе самом - книгу «Видеть Бога как Он есть». Но я решился на это перед самой перед самой смертью: я жду её прихода уже много лет (в предисловии к книге написано об этом). Однако не было и нет иного пути на Земле, где слишком силен враг Христа, и невозможно избежать этого действия - «рассказать». Когда я взял на себя ответственность основать маленькую обитель монашескую, то в душе моей было желание передать то, что дал мне Бог увидеть на Святой Горе Афон - и главным образом через Своего угодника Силуана. Я написал в своих книгах, что стесняюсь говорить о дарованиях Бога, но что нет иного пути, как только этот. Все вы меня видите; и из всего образа моей жизни вы, конечно, убеждались, что я вовсе не претендовал на место старца, но всегда почитал себя не старцем, а только братом вашим. И кто расположен добром, тот мог заметить это во мне. Я не считал себя вправе говорить авторитетное старческое слово кому бы то ни было из вас, а рассказывал просто о моей жизни и прежде всего о жизни старца Силуана.

***

Старец Силуан предложил мне прийти к нему после того, как меня посетил пустынник отец Владимир. И я пришел к старцу с великим благоговением. Я мысленно целовал землю, по которой ходил этот человек, и, может быть, по этой причине ни одно его слово не вызывало во мне сопротивления, но я принимал его с великой благодарностью и благоговением. И потому я решился написать о том, что в таких случаях духовник или Старец открывается, может быть, до конца.

***

Одна из самых важных сторон того, что я слышал от старца Силуана, - описание его молитвы, в которой он получил от Христа ответ: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». Две вещи совершенно поразили меня с самого начала, когда он говорил о явлении ему Господа. Видение длилось только момент, но в этом моменте открылась вечность. Почему я поверил в то, что Христос всечистый явился ему и говорил, а не человек или какой-то другой дух? - Потому что он, будучи совершенно простым русским мужиком, почти безграмотным, вдруг получил дух молитвы за всего Адама - вещь, которую не вмещают самые знаменитые богословы. Для меня было ясно, что Сам Господь явился ему, потому что Он передал ему Свое собственное состояние - то, о котором говорит Силуан в писаниях своих: «Господу всех жалко…». И потому, я думаю, он далее пишет: «Я стал делать, как научил меня Господь… и мой ум очистился… и Дух свидетельствовал спасение».

***

Крест Христов - многосложная вещь. Христианин не может не страдать в этом мире. Видеть тот дух, который царит в мировой жизни, - уже является великим страданием для христианина. Мир живет, имея цели свои, которые совсем не похожи на цели Христа. И мы должны жить в этом мире, чтобы все-таки совершить каким-то образом наш христианский путь. В общежитии это дается гораздо больше, чем в пустыне. Когда мы научаемся жить с другим человеком, то мы научаемся жить с миллионом подобных ему людей. Когда я знаю десять или пятнадцать человек, живущих здесь, то знаю миллионы и миллионы людей в глубинах веков прошлого и в современности: их жизнь проходит через меня. Итак, благодать учит этому; и это, как говорил Силуан, мы должны хранить до конца нашей жизни. И тогда нам будет дано спасение.

***

Без контроля проходит рост нашего сердца перед Богом (см.: Лк. 17, 20). Мы не можем объяснить логически, каким образом развивается оно, начинает мыслить себя и «любить ближнего, как самого себя» (Мф. 22, 39), - так, как говорит прп. Силуан: «Брат есть наша жизнь». Мы не знаем, как это происходит, но постепенно сердце обучается этому. Мы не можем «контролировать» самих себя. Не логически, а единственно по состоянию нашего сердца мы судим о том, когда и в какой мере мы погрешили. Когда мы теряем благодать, то ощущаемся это как следствие нашего действия, которое предшествовало. И как бороться с грехом - вот наша задача!

(Источник: Беседа 2 «О риске в духовной жизни, национализме и всечеловечестве»)

30.11.2025


Рецензии