Рецензии на произведение «Василий Петрович»

Рецензия на «Василий Петрович» (Виктор Ганчар)

Замечательное "прои"!
И года’ на нём не отразились, скорее наоборот – с течением времени его актуальность лишь крепчает.
И рецензии старые хороши, особенно реца Романа Самойлова.

Хорошо, что в Вашей «Молитве» был упомянут и «Василий Петрович»

С наилучшими,

Хомуций   07.02.2024 14:44     Заявить о нарушении
Спасибо!

Виктор Ганчар   07.02.2024 19:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Василий Петрович» (Виктор Ганчар)

Проблемный рассказ))) Выбор - непременное условие свободы, но и обратная сторона несвободы))) Поэтому, как говорилось в одной сказке, что воля, что неволя - все одно...

Нина Роженко Верба   11.08.2012 20:47     Заявить о нарушении
вы правы, выбор - это прямо наказание какое-то :)

спасибо

Виктор Ганчар   12.08.2012 18:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Василий Петрович» (Виктор Ганчар)

Спасибо!
Буддисты говорят что у пути цель- сам путь. Мы можем и не нащупать , иной раз, у себя рогов, но выбор надо делать. Ежедневно, ежечасно. И однажды- и навсегда. Такое вот единство и борьба...

Гогия Тер-Мамедзаде   06.09.2011 06:17     Заявить о нарушении
спасибо, Гогия!
буддистам хорошо, они вроде тут, с нами, но в действительности где-то в своём мире :)
а нам сложнее, нам выбирать - вы правы - ежедневно

Точки Опоры   06.09.2011 14:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Василий Петрович» (Виктор Ганчар)

Ответы на некоторые вопросы невозможно высидеть, найти в себе, получить путём скрупулезного анализа результатов какого-либо опыта, этих ответов можно только удостоиться – совершив поступок, сделав выбор, став кем-то несколько иным, нежели ты был в момент, когда вопрос был задан.

В данном рассказе расследуется случай, когда человек именно удостоился ответов сразу на несколько вопросов - не заданных, но обозначенных в смоделированной автором ситуации.

Обладает ли человек свободой? Или Рок всегда сильнее? Насколько значимо каждое проявление свободной воли, каждое принятое решение, сознательный(?) личный выбор? Каковы взаимоотношения Свободы и Судьбы? Возможно, это одно и то же?

Судьба академика - результат реализации его свободы (побочный эффект): он тормозит развитие некоего проекта, это его прихоть, его решение - академик становится помехой в неком процессе, и высшие силы убирают его с дороги. То есть он даже ничего ещё не тормозит, но у высших сил есть твёрдая уверенность в том, что Благин будет поступать так, а не иначе, его свобода строго обусловлена. Охота пуще неволи.

Судьба рогатого Василия Петровича в описываемый отрезок времени - тоже реализация его свободы, хотя мотивы его (стремление следовать морали, профессиональной этике) и принадлежат к разряду ограничивающих проявление собственной воли и здоровых инстинктов: любые ограничения, любую несвободу человек тоже выбирает сам, по собственной воле. Свобода героя - остаться порядочным человеком, сохранить чувство собственного достоинства, собственной значимости. Но со значимостью закавыка выходит - не судьба.

В глаза бросается недвусмысленный дидактический аспект рассказа: автор приглашает читателя воспользоваться свободой и гарантирует, что свобода быть порядочным человеком реализуется независимо от планов высших сил. Существование какой-то иной свободы автор, кажется, склонен отрицать.

Язык рассказа вполне адекватен описываемой ситуации и герою – это язык учёного-естественника, врача, биолога – нейрофизиолога, возможно. Стилистические средства этого языка достаточно скупы и очень уж специфичны, но для рядового обывателя неожиданны и интересны. Так, например, описание ожидаемого светового пятна, вызывающего иллюзию движения в туннеле, ярко передаёт загробные чаяния героя.

На мой взгляд, единственный серьёзный недостаток рассказа в том, что сам-то он всё-таки высиженный (и не как птенец, а как урок). Схематизм образов, прямолинейность сюжета, простота и точность логических связей - всё указывает на то, что автор описывал события, увлекая свои органы чувств игрой воображения, иллюстрировал притчей готовую, независимо от реального опыта сформированную в уме идею, а не работал над художественным осмыслением какой-то реальной истории – а ведь в вопросах духовных исканий важна достоверность опыта, не так ли? Впрочем, возможно – и даже очень, что автор просто стесняется и кокетничает, боясь показаться излишне пафосным. В результате его герой получает ответы на свои вопросы (автор-то в своём рассказе - царь и бог!), а вот читатель, кажется, получает вместо ответа искусственно выпрямленный вопросительный знак. Читатель, конечно, задумается - рассказ провоцирует на раздумья - но, принимая значимое решение, скорее всего, иронично улыбнётся этой истории рогатого профессора и безрогого чёрта. Для того чтобы мотивировать реальный поступок, рассказу не хватает эмоционального заряда, вызывающего у читателя уверенность в достоверности данного опыта, ощущения страстно прожитой идеи. Остаётся надеяться только на то, что читатель примет приглашение Виктора Ганчара и воспользуется предложенной свободой чисто из упрямого любопытства.

Роман Самойлов   15.04.2011 14:01     Заявить о нарушении
ого, какую рецензия написали, Роман!
жаль, что вы не попались нам, когда Открытый Текст ( http://proza.ru/avtor/opentext ) ещё работал - привлекли бы :)
спасибо вам огромное! не припомню, чтобы мне писали столь подробную и профессиональную рецу
возражать вам, конечно, не стану, уровень у меня хоть и высокий, но в другой области, не в литературе :)

Виктор Ганчар   15.04.2011 19:19   Заявить о нарушении
Виктор, именно благодаря «Открытому Тексту» я Вас и нашёл. А ещё – Сергея Смирнова (прекрасный стилист, невозможно пройти мимо) и Анжелу Мальцеву (мастер афоризма, я просто в восторге). Вы ведь обязательно ещё что-нибудь придумаете – сигнализируйте мне, как только стартует новый проект. У меня и жена – филолог, если будет интересно, то она, возможно, тоже присоединится. Сайту необходимы литературные сообщества, в которых возможно было бы работать над текстами, обсуждать отдельные произведения и общие тенденции, успехи и провалы каких-то авторов, а ОТцы набрались уже достаточно опыта и заработали скандальную репутацию, что обеспечивает проекту хорошую рекламу – нужно продолжать.

Роман Самойлов   16.04.2011 13:20   Заявить о нарушении
Этот текст, Роман, на мой взгляд, соответствует понятию критического произведения. Вы правы.

Сергей Шрамко   26.09.2013 12:51   Заявить о нарушении
Взгляните мою рецензию на "4 урока у Зощенко" Татьяны Ломовой.

Сергей Шрамко   26.09.2013 12:52   Заявить о нарушении
Сергей, прямо сейчас я не смогу. К сожалению, деньги я зарабатываю не литературной критикой, и сейчас у меня аврал, работники с Украины приехали, нужно с ФМС разруливать ряд вопросов, но как освобожусь, обязательно прочту. Спасибо за беседу.

Роман Самойлов   26.09.2013 13:03   Заявить о нарушении
Роман, тогда я попросил бы Вас посмотреть еще мой исторический очерк "Врали по приказу Кремля". Надеюсь, Вас как профессионала, это не слишком затруднит?

Сергей Шрамко   26.09.2013 19:03   Заявить о нарушении
Роман, решил напомнить Вам о своем существовании. Мне действительно интересно Ваше мнение о моих работах.

Сергей Шрамко   14.10.2013 11:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Василий Петрович» (Виктор Ганчар)

Главная цель жизни - сделать правильный выбор сейчас, в данный момент. Ваш герой его сделал. Это был нравственный выбор: или солгать всем и себе, либо быть честным перед самим собой. Ведь обмануть можно других, но не себя. Единственный правильный путь в нашей жизни: "Делай что должно и будь что будет!" Редко встречаются рассказы, зщатрагивающие столь нелёгкую тему! Спасибо! Привет!

Черепах Тортилло   12.04.2011 18:12     Заявить о нарушении
честно сказать, вы увидели тут больше, или, скажем так, несколько иное, чем имел в виду я сам :)

спасибо!

Виктор Ганчар   12.04.2011 19:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Василий Петрович» (Виктор Ганчар)

Вот и меня, Виктор, беспокоит цель жизни, и есть ли она, и нужна ли? Пусть бы посещали черти и рожки росли, а то ведь позаброшен человек, позабыт, и нет высшим силам до него дела. Завидую вашему Василию Петровичу.

Эдуард Тубакин   04.04.2011 10:15     Заявить о нарушении
неожиданный взгляд :)
я вдруг понял, что и сочинялась эта история из зависти к Василию Петровичу!

да-а... у "Машины Времени" в одной из песенок есть строчка: а с нами ничего не происходит, и вряд ли что-нибудь произойдёт

сегодня прочитал в реце написанной Сёстрами Ивенс: Шекспира забудут так же, как и Гомера, как и других до него. И пишем мы и творим не для вечности, а для своих ближних, современников. И нового мы ничего не скажем. Да и не в этом наша задача. Наша задача - сказать НУЖНОЕ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ, и не грядущему поколеню, а своему ближнему.

вот вам и оправдание нашей деятельности :)

спасибо, Эд!

Виктор Ганчар   04.04.2011 18:24   Заявить о нарушении
Врут монашки. Никто не знает, что такое "нужное", а уж тем более, когда наступит то нужное время, и где это безупречное мерило всех нужностей. Остается уповать на вечность, как на высший суд. Худо-бедно, 2 тысячи лет прошло, и Гомер живее всех живых! А нужное, есть сиюминутное, суть шелуха и дешевка.

Эдуард Тубакин   04.04.2011 18:38   Заявить о нарушении
я бы даже добавил, что Гомер и не умирал вовсе, а перевоплощался то в Шекспира, то в Толстого и т.д.

вообще это был один человек, и даже не человек, а некий дух лицедейства, который во все времена пребывал в мире посредством великих художников

говорил и говорит этот дух одно и то же - сокровенное - а великие доносят нам его, кто как умеет и понимает :)
вот

Виктор Ганчар   04.04.2011 18:48   Заявить о нарушении
Если согласиться с теорией, что все последующее в литературе стоит на плечах предыдущего, то так оно и есть.

Эдуард Тубакин   04.04.2011 18:56   Заявить о нарушении
Если согласиться с теорией, что все последующее в литературе стоит на плечах предыдущего, то так оно и есть.

Эдуард Тубакин   04.04.2011 18:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Василий Петрович» (Виктор Ганчар)

Смутили меня поначалу эти "рога", Виктор. Еще и спящая жена тут с оголенным бедром. Подумалось о рогоносце муже, само собой.
Но что же это в таком случае за символ - рога у ВП?
Черт в нем "проростает" или как?
И, наверное, не только в нем, в таком случае, - во всех нас, грешных.
И все зло на земле и добро - от человека?..
А как же тогда предопределенность, даннная вами так явно в финале?
Или это всего лишь случайность как раз, которую мы, суеверные, склонны демонизировать?..
Надо подумать.
С уважением, - Рамиз.

Рамиз Асланов   11.01.2011 18:47     Заявить о нарушении
право я и не знаю, что вам ответить, Рамиз
вы как-то глубоко заглядываете, глубже, чем я предполагал, сочиняя эту историю
однако теперь, подумав ещё, и попытавшись вспомнить, что я хотел сказать самому себе, склоняюсь к мысли, что тогда мною владела следующая идея

наша технологическая цивилизация никак не может быть делом рук всевышнего и даже не входила в его планы, о которых, к слову, мы и знать ничего не можем
но если повоображать...

снабдив нас свободной волей, - по сути, способностью различать, сравнивать и давать оценки - создатель задал сам себе точку отсчёта, разрушил абсолют ради появления масштаба, которым можно что-то измерять, например собственное величие (шутка)
с другой стороны, какой смысл в абсолюте будь то пустота или, напротив, заполненность вселенной лучезарным сиянием?
постичь самого себя можно лишь отделив себя от не-себя, а где его взять это не-себя, если ты абсолют :)
в случае со всевышним единственным выходом было создание нас смертных и ничтожных
в этом смысле мы и есть черти, а жизнь наша - ад
и задача наша - воссоединиться с абсолютом, которого нет и который тут же возникнет, как только не станет нас - мы уподобимся богам

мда... вот такой бред иногда посещает людей к вечеру :))

спасибо, Рамиз, за интерес и за интересные вопросы

с искренним уважением,

Виктор Ганчар   11.01.2011 22:21   Заявить о нарушении
Вам спасибо, Виктор.
Я когда-то был очень близок к Вашей теории - насчет самопознания Целого (Бога) через части. И даже выводил из этого космогоническую модель - взрывную, разумеется. С последующей энтропией снова в почти О-энергии, пространства и времени. И снова - по кругу. Через сингулярную точку абсолюта...
Мне нравятся сумасбродные идеи. Вот как раз Ваш рассказ натолкнул на одну смешную - умозрительную.

С уважением, - Рамиз.

Рамиз Асланов   11.01.2011 22:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Василий Петрович» (Виктор Ганчар)

Пусть главный герой и не изменил течение времени, не оказал влияние на
судьба академика, но зато он остался честен перед собой. И мир все-таки
стал лучше. Ведь если бы все вот так вот решали вопросы - все бы явно изменилось
в лучшую сторону. А ведь так легко было бы оправдать себя. Но на сделку с
совестью герой не пошел - и в этом самое главное.

Удачи вам и вдохновения.
С уважением.

Арсений Лайм   19.04.2010 09:32     Заявить о нарушении
спасибо, Арсений

Виктор Ганчар   20.04.2010 22:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Василий Петрович» (Виктор Ганчар)

Вот так углядишь чью-то старую ссылочку, зайдешь и -...
Ваша литература не для удовольствия, а для души, для размышлений о том, через что мы способны или не способны переступить из корысти, желания получить какой-то бонус - богатство, славу, лишние годочки...

А отзывов мало, потому что прочитав, каждый думает:
"А я-то по сравнению..."

Татьяна Осипцова   18.02.2010 22:55     Заявить о нарушении
спасибо, Татьяна
ваше мнение мне особенно приятно, знаком с вашим творчеством

Виктор Ганчар   18.02.2010 23:20   Заявить о нарушении