Рецензии на произведение «Василий Петрович»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Замечательное "прои"!
И года’ на нём не отразились, скорее наоборот – с течением времени его актуальность лишь крепчает.
И рецензии старые хороши, особенно реца Романа Самойлова.
•
Хорошо, что в Вашей «Молитве» был упомянут и «Василий Петрович»
•
С наилучшими,
Хомуций 07.02.2024 14:44 Заявить о нарушении
Проблемный рассказ))) Выбор - непременное условие свободы, но и обратная сторона несвободы))) Поэтому, как говорилось в одной сказке, что воля, что неволя - все одно...
Нина Роженко Верба 11.08.2012 20:47 Заявить о нарушении
спасибо
Виктор Ганчар 12.08.2012 18:50 Заявить о нарушении
Спасибо!
Буддисты говорят что у пути цель- сам путь. Мы можем и не нащупать , иной раз, у себя рогов, но выбор надо делать. Ежедневно, ежечасно. И однажды- и навсегда. Такое вот единство и борьба...
Гогия Тер-Мамедзаде 06.09.2011 06:17 Заявить о нарушении
буддистам хорошо, они вроде тут, с нами, но в действительности где-то в своём мире :)
а нам сложнее, нам выбирать - вы правы - ежедневно
Точки Опоры 06.09.2011 14:31 Заявить о нарушении
Ответы на некоторые вопросы невозможно высидеть, найти в себе, получить путём скрупулезного анализа результатов какого-либо опыта, этих ответов можно только удостоиться – совершив поступок, сделав выбор, став кем-то несколько иным, нежели ты был в момент, когда вопрос был задан.
В данном рассказе расследуется случай, когда человек именно удостоился ответов сразу на несколько вопросов - не заданных, но обозначенных в смоделированной автором ситуации.
Обладает ли человек свободой? Или Рок всегда сильнее? Насколько значимо каждое проявление свободной воли, каждое принятое решение, сознательный(?) личный выбор? Каковы взаимоотношения Свободы и Судьбы? Возможно, это одно и то же?
Судьба академика - результат реализации его свободы (побочный эффект): он тормозит развитие некоего проекта, это его прихоть, его решение - академик становится помехой в неком процессе, и высшие силы убирают его с дороги. То есть он даже ничего ещё не тормозит, но у высших сил есть твёрдая уверенность в том, что Благин будет поступать так, а не иначе, его свобода строго обусловлена. Охота пуще неволи.
Судьба рогатого Василия Петровича в описываемый отрезок времени - тоже реализация его свободы, хотя мотивы его (стремление следовать морали, профессиональной этике) и принадлежат к разряду ограничивающих проявление собственной воли и здоровых инстинктов: любые ограничения, любую несвободу человек тоже выбирает сам, по собственной воле. Свобода героя - остаться порядочным человеком, сохранить чувство собственного достоинства, собственной значимости. Но со значимостью закавыка выходит - не судьба.
В глаза бросается недвусмысленный дидактический аспект рассказа: автор приглашает читателя воспользоваться свободой и гарантирует, что свобода быть порядочным человеком реализуется независимо от планов высших сил. Существование какой-то иной свободы автор, кажется, склонен отрицать.
Язык рассказа вполне адекватен описываемой ситуации и герою – это язык учёного-естественника, врача, биолога – нейрофизиолога, возможно. Стилистические средства этого языка достаточно скупы и очень уж специфичны, но для рядового обывателя неожиданны и интересны. Так, например, описание ожидаемого светового пятна, вызывающего иллюзию движения в туннеле, ярко передаёт загробные чаяния героя.
На мой взгляд, единственный серьёзный недостаток рассказа в том, что сам-то он всё-таки высиженный (и не как птенец, а как урок). Схематизм образов, прямолинейность сюжета, простота и точность логических связей - всё указывает на то, что автор описывал события, увлекая свои органы чувств игрой воображения, иллюстрировал притчей готовую, независимо от реального опыта сформированную в уме идею, а не работал над художественным осмыслением какой-то реальной истории – а ведь в вопросах духовных исканий важна достоверность опыта, не так ли? Впрочем, возможно – и даже очень, что автор просто стесняется и кокетничает, боясь показаться излишне пафосным. В результате его герой получает ответы на свои вопросы (автор-то в своём рассказе - царь и бог!), а вот читатель, кажется, получает вместо ответа искусственно выпрямленный вопросительный знак. Читатель, конечно, задумается - рассказ провоцирует на раздумья - но, принимая значимое решение, скорее всего, иронично улыбнётся этой истории рогатого профессора и безрогого чёрта. Для того чтобы мотивировать реальный поступок, рассказу не хватает эмоционального заряда, вызывающего у читателя уверенность в достоверности данного опыта, ощущения страстно прожитой идеи. Остаётся надеяться только на то, что читатель примет приглашение Виктора Ганчара и воспользуется предложенной свободой чисто из упрямого любопытства.
Роман Самойлов 15.04.2011 14:01 Заявить о нарушении
жаль, что вы не попались нам, когда Открытый Текст ( http://proza.ru/avtor/opentext ) ещё работал - привлекли бы :)
спасибо вам огромное! не припомню, чтобы мне писали столь подробную и профессиональную рецу
возражать вам, конечно, не стану, уровень у меня хоть и высокий, но в другой области, не в литературе :)
Виктор Ганчар 15.04.2011 19:19 Заявить о нарушении
Роман Самойлов 16.04.2011 13:20 Заявить о нарушении
Сергей Шрамко 26.09.2013 12:51 Заявить о нарушении
Сергей Шрамко 26.09.2013 12:52 Заявить о нарушении
Роман Самойлов 26.09.2013 13:03 Заявить о нарушении
Сергей Шрамко 26.09.2013 19:03 Заявить о нарушении
Сергей Шрамко 14.10.2013 11:13 Заявить о нарушении
Главная цель жизни - сделать правильный выбор сейчас, в данный момент. Ваш герой его сделал. Это был нравственный выбор: или солгать всем и себе, либо быть честным перед самим собой. Ведь обмануть можно других, но не себя. Единственный правильный путь в нашей жизни: "Делай что должно и будь что будет!" Редко встречаются рассказы, зщатрагивающие столь нелёгкую тему! Спасибо! Привет!
Черепах Тортилло 12.04.2011 18:12 Заявить о нарушении
спасибо!
Виктор Ганчар 12.04.2011 19:05 Заявить о нарушении
Вот и меня, Виктор, беспокоит цель жизни, и есть ли она, и нужна ли? Пусть бы посещали черти и рожки росли, а то ведь позаброшен человек, позабыт, и нет высшим силам до него дела. Завидую вашему Василию Петровичу.
Эдуард Тубакин 04.04.2011 10:15 Заявить о нарушении
я вдруг понял, что и сочинялась эта история из зависти к Василию Петровичу!
да-а... у "Машины Времени" в одной из песенок есть строчка: а с нами ничего не происходит, и вряд ли что-нибудь произойдёт
сегодня прочитал в реце написанной Сёстрами Ивенс: Шекспира забудут так же, как и Гомера, как и других до него. И пишем мы и творим не для вечности, а для своих ближних, современников. И нового мы ничего не скажем. Да и не в этом наша задача. Наша задача - сказать НУЖНОЕ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ, и не грядущему поколеню, а своему ближнему.
вот вам и оправдание нашей деятельности :)
спасибо, Эд!
Виктор Ганчар 04.04.2011 18:24 Заявить о нарушении
Эдуард Тубакин 04.04.2011 18:38 Заявить о нарушении
вообще это был один человек, и даже не человек, а некий дух лицедейства, который во все времена пребывал в мире посредством великих художников
говорил и говорит этот дух одно и то же - сокровенное - а великие доносят нам его, кто как умеет и понимает :)
вот
Виктор Ганчар 04.04.2011 18:48 Заявить о нарушении
Эдуард Тубакин 04.04.2011 18:56 Заявить о нарушении
Эдуард Тубакин 04.04.2011 18:57 Заявить о нарушении
Смутили меня поначалу эти "рога", Виктор. Еще и спящая жена тут с оголенным бедром. Подумалось о рогоносце муже, само собой.
Но что же это в таком случае за символ - рога у ВП?
Черт в нем "проростает" или как?
И, наверное, не только в нем, в таком случае, - во всех нас, грешных.
И все зло на земле и добро - от человека?..
А как же тогда предопределенность, даннная вами так явно в финале?
Или это всего лишь случайность как раз, которую мы, суеверные, склонны демонизировать?..
Надо подумать.
С уважением, - Рамиз.
Рамиз Асланов 11.01.2011 18:47 Заявить о нарушении
вы как-то глубоко заглядываете, глубже, чем я предполагал, сочиняя эту историю
однако теперь, подумав ещё, и попытавшись вспомнить, что я хотел сказать самому себе, склоняюсь к мысли, что тогда мною владела следующая идея
наша технологическая цивилизация никак не может быть делом рук всевышнего и даже не входила в его планы, о которых, к слову, мы и знать ничего не можем
но если повоображать...
снабдив нас свободной волей, - по сути, способностью различать, сравнивать и давать оценки - создатель задал сам себе точку отсчёта, разрушил абсолют ради появления масштаба, которым можно что-то измерять, например собственное величие (шутка)
с другой стороны, какой смысл в абсолюте будь то пустота или, напротив, заполненность вселенной лучезарным сиянием?
постичь самого себя можно лишь отделив себя от не-себя, а где его взять это не-себя, если ты абсолют :)
в случае со всевышним единственным выходом было создание нас смертных и ничтожных
в этом смысле мы и есть черти, а жизнь наша - ад
и задача наша - воссоединиться с абсолютом, которого нет и который тут же возникнет, как только не станет нас - мы уподобимся богам
мда... вот такой бред иногда посещает людей к вечеру :))
спасибо, Рамиз, за интерес и за интересные вопросы
с искренним уважением,
Виктор Ганчар 11.01.2011 22:21 Заявить о нарушении
Я когда-то был очень близок к Вашей теории - насчет самопознания Целого (Бога) через части. И даже выводил из этого космогоническую модель - взрывную, разумеется. С последующей энтропией снова в почти О-энергии, пространства и времени. И снова - по кругу. Через сингулярную точку абсолюта...
Мне нравятся сумасбродные идеи. Вот как раз Ваш рассказ натолкнул на одну смешную - умозрительную.
С уважением, - Рамиз.
Рамиз Асланов 11.01.2011 22:40 Заявить о нарушении
Пусть главный герой и не изменил течение времени, не оказал влияние на
судьба академика, но зато он остался честен перед собой. И мир все-таки
стал лучше. Ведь если бы все вот так вот решали вопросы - все бы явно изменилось
в лучшую сторону. А ведь так легко было бы оправдать себя. Но на сделку с
совестью герой не пошел - и в этом самое главное.
Удачи вам и вдохновения.
С уважением.
Арсений Лайм 19.04.2010 09:32 Заявить о нарушении
Вот так углядишь чью-то старую ссылочку, зайдешь и -...
Ваша литература не для удовольствия, а для души, для размышлений о том, через что мы способны или не способны переступить из корысти, желания получить какой-то бонус - богатство, славу, лишние годочки...
А отзывов мало, потому что прочитав, каждый думает:
"А я-то по сравнению..."
Татьяна Осипцова 18.02.2010 22:55 Заявить о нарушении
ваше мнение мне особенно приятно, знаком с вашим творчеством
Виктор Ганчар 18.02.2010 23:20 Заявить о нарушении