Рецензии на произведение «Пробелы и заблуждения в познании музыки Шумана»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Здравствуйте! Напомните, какая нота звучала в голове Шумана сводя его с ума?
Фирсов Михаил 15.02.2023 14:20 Заявить о нарушении
В целом абсолютно правильная, безупречная концепция. По мне, так поздний Шуман даже глубже и человечнее (как и Бетховен), чем ранний или средний. Просто в житейском смысле, в силу определенного жизненного опыта как бы освободившись от всякой лишней фанаберии. Но что поразило, это слова Менухина о скрипичном концерте. А ведь Менухин с его ещё более юной сестрой исключительно тонко и глубоко исполнили 2-ю скрипичную сонату Шумана, тоже очень позднюю. Именно проникновенно, с аутентичным психологическим-душевным-духовным пониманием. Но то, что сказал Менухин о концерте, посильнее будет даже "аполлонически-грациозного Моцарта"! Вот и вопрос, что же "на самом деле" записывается композитором в нотах, что исполняется на концерте или в студии, и что воспринимается слушателем.
С уважением,
Гоша Минский 24.10.2021 21:06 Заявить о нарушении
Спасибо, очень интересные мысли. Но, мне кажется, где-то Вы ломитесь в уже открытую (или приоткрытую) дверь. В списке литературы, как я вижу, не упоминаются никакие работы Ольги Лосевой, едва ли не ведущей нашей шуманистки (ученицы Житомирского) - между тем она всегда подчеркивает значение именно поздних сочинений Шумана, в том числе особенно - вокальных, вроде многострадальной "Геновевы" и оратории "Рай и Пери".
Лариса Валентиновна Кириллина 12.06.2012 17:51 Заявить о нарушении
Поскольку людей, пишущих о Шумане на русском языке, считанные единицы, было бы странно делать вид, будто мы друг друга не замечаем. Ссылок на О.Лосеву у меня множество, просто они не в этой части работы. Я на Прозе.ру разделил и дал по частям свои материалы о Шумане, цитаты из Лосевой - в других разделах.
То, что здесь выглядит, как список литературы, в действительности -подстраничные сноски со ссылками на источники цитат. Я технически не справился с задачей, у меня не получилось привязать сноски к номерам примечаний в тексте ("к беде неопытность ведёт").
В моих бумажных публикациях ссылки на О.Лосеву есть в изобилии, например, в статье: Ганзбург Г. Песенный театр Роберта Шумана // Музыкальная академия [Москва]. — 2005. — №1. — С. 106-119. В Интернете можно прочесть более свежий вариант статьи о "пробелах и заблуждениях": http://hansburg.narod.ru/schumann-kursk.htm
Это статья: Ганзбург Г. Изучение позднего творчества Р. Шумана как педагогическая проблема // Музыкально-просветительская работа в прошлом и современности (к 90-летию учреждения Г. Л. Булычевцевым «Народной консерватории» в Курском крае): Материалы международной научно-практической конференции / Гл. ред. М. Л. Космовская. Отв. ред. С. Е. Горлинская, Л. А. Ходыревская. – Курск: Изд. Курск. гос. ун-та, 2010. – С. 131-150.
Что касается того, что ломлюсь в открытую дверь, тоже верно. Работа писалась в середине 70-х годов. Тогда же я общался с Д.В.Житомирским, планировалось, что поступлю к нему в аспирантуру в НИИИ, но это тогда не состоялось и написание моей шумановской диссертации немного затянулось (всего на каких-то тридцать лет и три года). То, что в 70-е гг. выглядело чудачеством (говорить о преимуществах позднего Шумана), то теперь воспринимается как известная вещь, хотя до сих пор и не общепринятая.
Григорий Ганзбург 17.06.2012 17:43 Заявить о нарушении
Осип Яковлевич (Иосиф Иаков)
Сергей Шрамко 21.12.2014 17:47 Заявить о нарушении