Рецензии на произведение «Святая книга»

Рецензия на «Святая книга» (Колыма)

Раскол в истории Русской Православной Церкви – это одна из драматических страниц создания и строительства Института Православия в России. Создание на Руси Православия как и государственное строительство, обустройство русских земель прошло через многие испытания. Этим и ценен многовековой опыт нашей страны…

В образе патриарха Никона, роль которого в истории нашей страны велика и еще не до конца осмыслена и оценена, мы имеем то общее для «старообрядческой» и «никонианской» Церкви, которое состоит в строительстве церковной культуры, русской культуры, с ее проникновением Церкви во все стороны строительства, а не секуляризированную, протестантского типа, где Церковь занимает некоторую часть как явление, не затрагивающее общественной жизнедеятельности.

Относительно возникшей здесь дискуссии с Сергеем Шалимовым правомерности таких дохристианских имен как «Есеня», «Велига», «Бреслав» уже в XVII веке... Дело в том, что ряд восточнославянских племен, например, вятичи, вплоть до XVIII века нередко придерживались дохристианским традициям и культуре. Отсюда – вполне возможно и бытование таких имен. Параллельно христианскому имени (данному при крещении) бытовали имена родительские, чаще всего языческие, т. е. человек имел два имени – «повседневное» и «праздничное».

Рассказ читал с интересом. Он живо и образно переносит читателя в атмосферу тех непростых в истории Руси и Церкви дней...

С уважением,

Александр Попов   18.02.2006 12:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр!
Ваш отзыв принимаю с благодарностью и с трепетом!
Надо дорожить нашей историей, в ней духовная сила нашей страны.
С уважением, Владимир.


Колыма   18.02.2006 14:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Святая книга» (Колыма)

наверное вы хорошо знаете историю раскола, если беретесь ТАК писать о нем и о Никоновской ревизии... Что вводит в недоумение - так это дохристианские имена персонажей, представляемых вами истыми старообрядцами... Не помню таких имен в христианских святцах "Есеня", "Велига", "Бреслав"...

Сергей Шалимов   19.01.2006 16:30     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! Вопрос с именами не простой. Имена в православных святцах пополнялись за счет языческих имен. Жизнью, подвигом людей, носивших эти имена, признаны Церквью, и эти имена внесены в святцы.
Допускаю, что у Есени, Велиги, Бреслава при рождении были христианские имена. Но время раскола было непростое, до сих пор не изученное. Старообрядцы отказывались от официальных канонов церкви. Могли в знак протеста заменить имена на мирские. В противоборстве с церковью старообрадцы погибали, а их имена предавались забвению.

Колыма   19.01.2006 20:30   Заявить о нарушении
да.. святцы формировались за счет языческих имен, но .... за 1000 лет до крещения Руси... Явление паралельности имен существовало только в первые десятилетия христианства на Руси. Вы же беретесь писать о 17 веке... и тем более о староверах, которые подчеркивали свою приверженность "ДРЕВЛЕЙ ВЕРЕ"... Не стыковочка...

А еще, именно Никон утверждал, что он борется за старое и правильное исповедание православия, не искаженное более поздними переводами... Как ни парадоксально, но это так... Об этом ясно, однозначно и с пространными цитатами писАл митрополит Макарий в "Истории русской церкви"...

Сергей Шалимов   20.01.2006 17:02   Заявить о нарушении
Церковь никогда не отвергала возможности того, что человек с любым именем может стать святым. Были случаи что крещенные носили языческие имена.
Святцы после митр. МАкария время от времени пересматривались и обогащались, вплоть до 90-х гг. ХХ в.
А старообрядцы в 17 веке зачастую переходили наоборот от христианства к язычеству.
Может быть, именно такие отражены в рассказе. Самое главное, что благодаря самопожертвованию старообрядцы, несмотря на гонения сохранили древнюю русскую культуру, старые церковные книги, которые сжигались церковниками!

Колыма   20.01.2006 17:51   Заявить о нарушении
Я согласна с С. Шалимовым.
А что касается раскола, то литературы не мало и изученного много.
Ведь церковь приняла все исправления Никона и все его преобразования, пусть не сразу. Известно, что старообрядцы сами шли на ссожжение и т.д.

Елена Павловская   12.11.2006 23:35   Заявить о нарушении