Рецензии на произведение «Святая книга»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Раскол в истории Русской Православной Церкви – это одна из драматических страниц создания и строительства Института Православия в России. Создание на Руси Православия как и государственное строительство, обустройство русских земель прошло через многие испытания. Этим и ценен многовековой опыт нашей страны…
В образе патриарха Никона, роль которого в истории нашей страны велика и еще не до конца осмыслена и оценена, мы имеем то общее для «старообрядческой» и «никонианской» Церкви, которое состоит в строительстве церковной культуры, русской культуры, с ее проникновением Церкви во все стороны строительства, а не секуляризированную, протестантского типа, где Церковь занимает некоторую часть как явление, не затрагивающее общественной жизнедеятельности.
Относительно возникшей здесь дискуссии с Сергеем Шалимовым правомерности таких дохристианских имен как «Есеня», «Велига», «Бреслав» уже в XVII веке... Дело в том, что ряд восточнославянских племен, например, вятичи, вплоть до XVIII века нередко придерживались дохристианским традициям и культуре. Отсюда – вполне возможно и бытование таких имен. Параллельно христианскому имени (данному при крещении) бытовали имена родительские, чаще всего языческие, т. е. человек имел два имени – «повседневное» и «праздничное».
Рассказ читал с интересом. Он живо и образно переносит читателя в атмосферу тех непростых в истории Руси и Церкви дней...
С уважением,
Александр Попов 18.02.2006 12:45 Заявить о нарушении
Ваш отзыв принимаю с благодарностью и с трепетом!
Надо дорожить нашей историей, в ней духовная сила нашей страны.
С уважением, Владимир.
Колыма 18.02.2006 14:45 Заявить о нарушении
наверное вы хорошо знаете историю раскола, если беретесь ТАК писать о нем и о Никоновской ревизии... Что вводит в недоумение - так это дохристианские имена персонажей, представляемых вами истыми старообрядцами... Не помню таких имен в христианских святцах "Есеня", "Велига", "Бреслав"...
Сергей Шалимов 19.01.2006 16:30 Заявить о нарушении
Допускаю, что у Есени, Велиги, Бреслава при рождении были христианские имена. Но время раскола было непростое, до сих пор не изученное. Старообрядцы отказывались от официальных канонов церкви. Могли в знак протеста заменить имена на мирские. В противоборстве с церковью старообрадцы погибали, а их имена предавались забвению.
Колыма 19.01.2006 20:30 Заявить о нарушении
А еще, именно Никон утверждал, что он борется за старое и правильное исповедание православия, не искаженное более поздними переводами... Как ни парадоксально, но это так... Об этом ясно, однозначно и с пространными цитатами писАл митрополит Макарий в "Истории русской церкви"...
Сергей Шалимов 20.01.2006 17:02 Заявить о нарушении
Святцы после митр. МАкария время от времени пересматривались и обогащались, вплоть до 90-х гг. ХХ в.
А старообрядцы в 17 веке зачастую переходили наоборот от христианства к язычеству.
Может быть, именно такие отражены в рассказе. Самое главное, что благодаря самопожертвованию старообрядцы, несмотря на гонения сохранили древнюю русскую культуру, старые церковные книги, которые сжигались церковниками!
Колыма 20.01.2006 17:51 Заявить о нарушении
А что касается раскола, то литературы не мало и изученного много.
Ведь церковь приняла все исправления Никона и все его преобразования, пусть не сразу. Известно, что старообрядцы сами шли на ссожжение и т.д.
Елена Павловская 12.11.2006 23:35 Заявить о нарушении