Рецензии на произведение «Под счастливой звездой. Зиганшин и другие»

Рецензия на «Под счастливой звездой. Зиганшин и другие» (Валентина Томашевская)

Вот Вам и еще один миф!
Что мы имеем? Самоходную баржу, на которой нет ни горючего для двигателей, ни еды на камбузе, ни каких-либо еще признаков ее состояния "на ходу". И четверых солдат-срочников, не имеющих никакого отношения к ВМФ ("Именно после того случая 1960 года "сухопутный" парень из Утямыша связал свою жизнь с морем".“), которые находятся на ней во время шторма.
Возникает вопрос: а каким, собственно, ветром четверых будущих героев занесло на баржу, пока она еще тихо-мирно покачивалась у причала?
Молчит наука...

Сенькин Без Ио   02.11.2007 18:20     Заявить о нарушении
Очень простым ветром: ветром быта. Они жили на этой барже. У них был гнбольшой запас еды, только картошку залило соляркой или еще чем. Мои родители работали и жили на барже, переправляя грузы по рекам, и мы с сестрой свое раннее детство провели на барже. Помню шлюзы, бакены, берега рек.
Потом жилую часть барж снесли, и их двигал просто катер.

Валентина Томашевская   03.11.2007 08:53   Заявить о нарушении
Другими словами, пять солдат-срочников СА (4 + отсутствовавший радист) составляли экипаж самоходной баржи (в каких должностях, интересно). Предположительно, был еще капитан (сошедший на берег по каким-то надобностям) и один-два гражданских специалиста (тоже сошедших). На мой взгляд, для баржи уже многовато, но это на мой. Вам, проведшей часть детства на судах такого класса, должно быть лучше моего известно, как там обстояло дело со штатным расписанием. Не видите противоречий - значит, здесь их нет. А как быть с тем фактом, что моряками Зиганшин и его друзья не служили(подтверждение - кирзовые сапоги)? При этом они не только не сумели, но даже не попытались (история умалчивает) - ни запустить двигатели, ни передать SOS - т.е. не предприняли никаких действий, свойственных экипажу. А остальные его члены (капитан, радист и пр.) нимало не обеспокоились пропажей своего судна, вследствие чего активных поисков баржи по горячим следам организовано не было. В общем, у меня складывается иная картина происшествия. Хотите - могу поделиться.

Иоланда Юрьева и Борис Сенькин   04.11.2007 16:49   Заявить о нарушении
С интересом ознакомлюсь с Вашей версией.

Экипаж баржи «Т-36» (Зиганшин, Поплавский, Федотов, Крючковский) совершил небывалый в истории мореплавания дрейф: в общей сложности маленьким суденышком пройдено около тысячи миль.
Безусловно, справедливы замечания знатоков и специалистов, что дрейф баржи с четырьмя воинами на борту представляет, помимо всего, большой научный интерес. Конечно, в данном случае имела значение и нервная выдержка и многое другое. 17 января. Ночью подул шквалистый ветер. Он достигал 50 метров в секунду. Сыпал снег. Вздыбленный океан швырял баржу «Т-36», как щепку. Лопнул стальной трос, крепивший суденышко к бочке. Пришлось спешно обрубить капроновый конец, соединявший «Т-36» с другой баржей, которую вскоре выбросило на берег. Качалась борьба отважной четверки с разъяренной стихией... По радио поступило указание: укрыться от урагана в бухте. Но выполнить маневр не удалось: в баках кончилось топливо. Волной смыло за борт бочонок с маслом для двигателя, а также ящики с углем для печки. Погас сигнальный огонь на мачте, сорвало антенну. Связь с берегом прекратилась.

http://retrospicere.narod.ru/events/events_1-1.htm

…на родине ребят "шерстило" КГБ, отыскивая преступные улики "предателей родины". Государство готово было записать их в таковые, поэтому практически и не искало в океане.
http://www.museum.ru/N14218

Валентина Томашевская   05.11.2007 07:53   Заявить о нарушении
ОК. Начну с попытки разобраться в предыстории:
Поскольку герои Вашего очерка не являлись моряками (матросами), что подтверждается обмундированием и званием Зиганшина, принадлежность баржи к ВМФ приходится исключить. Остается два варианта статуса судна - вспомогательное пограничное или гражданское. То, что Зиганшин и К` - пограничники, опровергает официальная версия. Будь это дествительно так, какой смысл замалчивать такое обстоятельство? Но в качестве пограничников они нигде не упоминаются.

На гражданском судне четверо военнослужащих могли "жить" только в качестве караула при каком-либо воинском грузе. Днем 17-го января команда сошла на берег, а начкар Зиганшин и трое караульных остались на объекте. Возможен вариант, что груз уже был снят, а караулу предстояло вернуться на той же, пустой, барже к месту службы. В любом случае караулу должен быть выдан сухпай. От него могли остаться две банки тушенки, если баржа пришла в порт приписки. Тогда караул мог оставаться на барже только пока груз на ее борту, дальше он там не нужен. Следовательно, одно из двух: или баржа с грузом, или караул с пайком на обратную дорогу. Караул, как мы знаем, без пайка. При этом, по определению, вооружен, хотя оружие нигде в дальнейших событиях не фигурирует. Корабль с ценным грузом и вооруженными солдатами на борту должны были искать гораздо активнее.

Определенные вопросы вызывает и наличие буханки хлеба. В комплект сухпая она входить не могла, только сухари. Теоретически, буханку мог дать солдатам кто-то из гражданского экипажа... Последнюю?! Нет, не то чтобы жалко: Вы представляете себе камбуз гражданского судна, на котором по прибытии в порт нет никаких "заначек" - чаю, сахару, остатков круп, жиров, пресловутого НЗ?.. А ведь на Т-36, как выясняется, ничего этого не было. Ничего, кроме той самой, последней, буханки, которая отдается караулу.
Далее. Ваш коммент от 05.11.2007 07:53 с цитатами вносит еще одну любопытную деталь. Сравним: "на барже обязан был бы находиться (...) радист с рацией"(текст) и "По радио поступило указание: укрыться от урагана в бухте"(замечание).
Радиста, понятное дело, на барже не было. Что получается с рацией? Допустим, была. В комплектации самоходной баржи конца 50-х под словом "рация", скорее всего, подразумевается аппарат Морзе. Ребята без радиста смогли принять и понять такое сообщение как "укрыться в бухте"?! Одно дело ПЕРЕДАТЬ сигнал бедствия: медленно, коряво... и совсем другое - получить радиограмму, идущую на стандартной профессиональной скорости ключа. Но "рация" и "радио" - далеко не одно и то же! Указание "укрыться в бухте" по нему вполне могло прозвучать. Только не персонально для Т-36, а всем судам. То есть, по радио было передано стандартное штормовое предупреждение.
Еще одна странность. Вторую баржу, связанную с Т-36 "капроновым (!! -СбИ) концом" , тем же самым штормом выбрасывает на берег. Я сейчас не буду углубляться в выяснения, почему вдруг в описываемом случае применялись капрон и сталь вместо традиционной пеньки. Интереснее задача о направлении ветра, который сперва срывает со швартовых два находящихся рядом судна, а потом гонит их в противоположные стороны.

Я с благодарностью готов выслушать возражения, обнаруживающие логическую брешь в моих вышеизложенных тезисах. Например, в рассуждениях о рации есть некоторые допущения и натяжки. Но, ИМХО, они ничем не хуже нестыковок, присущих общепринятой картине.
Я же, с Вашего разрешения, рискну нарисовать следующую:

К 17.01.1960 г. баржа Т-36 фактически не являлась самоходной и стояла на приколе, ожидая своей очереди то ли на ремонт, то ли на "снесение жилой части", то ли вовсе на списание. Но, в отличие от баржи №2, сохраняла плавучесть. Пятеро солдат-срочников решили использовать ее для проведения сабантуя - допустим, дня рождения одного из них. С этой целью были раздобыты нехитрые съестные припасы: хлеб, тушенка, картошка, портвейн... Вполне возможно, что баржа не в первый раз служила местом солдатских посиделок (отсюда - завалявшаяся картошка, пропитанная соляркой). Была ли это чистая самоволка или не по Уставу проводимая увольнительная - неизвестно, да и не так уж важно. Радист (пятый) по каким-то причинам прийти не смог, и друзья отмечали без него. В какой-то момент выяснилось, что швартовые концы оборваны, и стало не до веселья. Однако, добираться вплавь до берега в бушующий шторм по ледяной воде никто не рискнул. Оставался еще вариант - по длинному тросу перебраться на полузатопленную, лежащую на грунте, несамоходную баржу №2, и уже с неё - на пирс, но кто-то из солдат вовремя заметил, что "Т-2" медленно но верно, скрежеща о камни, ползет вслед за Т-36 в открытое море. И Зиганшин, как старший, разумно предположив, что с ростом глубины дырявая Т-2 не только скорется под водой сама - раньше, чем они успеют переползти на нее по канату, но и начнет тянуть на дно сравнительно крепкую Т-36, на которой они находятся, принимает решение: рубить конец. Было ли оно единственно верным в такой ситуации - не нам судить. Можно ли вообще по мореходным меркам судить сухопутного Зиганшина?! Так или иначе, а с этого момента он стал Капитаном, и за 49 дней дрейфа сохранил и команду и корабль. Значит, был прав.
...Пока ничем более не удерживаемая Т-36 стремительно уносится ветром в открытое море, а Т-2 волнами выбрасывается на берег, в в\ч №***** идет вечерняя поверка. Четверых не хватает. Но о том, где они могут находиться, знает только один человек - "радист". Он, естественно, понятия не имеет о происходящем с баржой, и поэтому друзей "не сдает" (самоволка с последующим добровольным возвращением в часть - гораздо менее тяжкий проступок, чем без оного). Ночью их, разумеется, никто не ищет. Днем - "для галочки", и только на суше, силами обычного патруля...
Когда именно и каким путем обнаружилось отсутствие баржи и связалось с ним исчезновение солдат - сейчас уже не выяснить. Скорее всего - дня через два, не раньше. Вот с этого-то момента и организуются морские поиски. Начатые по окончании шторма, ведутся они достаточно вяло. Да, погранзона. Да, солдаты-дезертиры. Но вариант, что баржа уцелела, всерьез не рассматривает ни один морской волк. Розыск опять идет "для галочки".
В эти первые дни на барже сравнительно весело. Ребята наверняка воспринимают происходящее с ними как определенный прикол на фоне серых армейских будней: романтика кораблекрушений, пиратские байки... Потом приходит осознание, что все это всерьез, надолго, и гораздо опаснее, чем пять суток губы за самовольную отлучку, из которой еще надо суметь вернуться. А на пустой списанной барже нет не только еды, но и ничего такого, чем можно подать сигнал бедствия - ни фальшфейеров, ни ревуна, ни пресловутой рации. Начинается та самая героическая эпопея, которая в моем изложении ничем не будет отличаться от описанной другими.
Единственное расхождение - в счастливом конце всей этой истории. И то не в фактах, а в домыслах: что было бы, если Т-36 обнаружил не авианосец "Кирсадж", а некий эсминец "Стремительный"? Да ничего. Ни мир, ни мы с Вами никогда бы не узнали о мужественной четверке. Могу обосновать, почему. Но как-нибудь в следующий раз.

Сенькин Без Ио   05.11.2007 17:06   Заявить о нарушении
Позвольте Вас поблагодарить за версии, за неравнодушное отношение к вопросу. Удельный вес этой темы и этих героев не так уж и велик в инете, что и понятно, это было в 1960 году. Прочла, что у них была рация.
Было это так. Старшина катера Асхат Зиганшин (ему было 20 лет), мотористы Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и матрос Иван Федотов 17 января 1960 г. на барже, использовавшейся при погрузке и разгрузке судов, оказались вынесены в открытое море. Из съестных припасов были буханка хлеба, три ведра побывавшей в мазуте картошки, банка тушенки, немного крупы и несколько пачек «Беломора».
Асхат Зиганшин в конце 2006 г. вспоминал: «Пока мы «путешествовали», родителей наших трясли, проверяли подвалы и чердаки – вдруг мы дезертировали. Пока нас не спасли американцы, в Москве не знали, что с нами случилось...».
...(ведь район, в котором они находились, как раз в это время был закрыт для плавания из-за испытания ракет).
http://www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-7749/

— Будем, как Зиганшин с Поплавским, доказывать, на что способен советский человек, — сказал Ниточкин. — Кстати, знаете, почему они Джека Лондона не съели? «Мартин Иден» у них был, и они его не съели, а остальные книжки все пообглодали с корешков.
— Почему? — спросил моторист с интересом.
— У них американцы спрашивают, значит, как и ты: «Почему вы именно нашего, американского писателя не съели?» А наши солдатики объясняют: потому, мол, что он библиотечный…
— Есть вещи, над которыми нельзя шутки шутить, — сказал доктор. — Подвиг этой отважной четверки останется в веках.
Виктор Конецкий.

Валентина Томашевская   06.11.2007 09:53   Заявить о нарушении
Я учился в Благовещенском речном училище с 1962 по 1967 год на судомеханическом отделении вместе с Иваном Федотовым, правда в другой группе. Учился он как все, но как мне помнится выше среднего уровня. Часто устраивал драки в автобусе (почему-то именно это мне запомнилось) но по известным причинам ему все сходило с рук. Ключ от Сан Франциско сдал в местный краеведческий музей. Ключ сантиметров 30 длиной из многослойной фанеры с красочными наклейками. У него была большая коллекция курительных трубок, очевидно подаренных ему еще в Америке.

Виктор Матвеев   16.03.2008 19:43   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Виктор!
Возможно Вы, еще что-нибудь вспомните о том времени?
Расскажите, пожалуйста, о себе.

Валентина Томашевская   28.06.2009 21:43   Заявить о нарушении
А вот таким...Ну не с Курил их унесло. а с Камчатки, с Укинскй губы. А язык за зубами держать было велено ОТКУДА их унесло и ЧТО они строили там...Тогда это была тайна..
Вырисовывается такая картина. 60-й год, холодная война. Наши гонят ракетную программу. дорог каждый день. Хрущ «снял уже башмак чтобы стучать по трибуне ООН». На Байконуре стоит под парами королевская семерка (ракета)... Камчатка готовится к приему ее головы (http://kik-sssr.narod.ru/O_Y_Kamchatka.htm)...И тут четыре грузчика из Укинского стройбата, строившего Укинский ИП (см. карту. треугольник 12) пользуясь бесконтрольностью командования вместо того чтобы в казарму идти после бани решили пожарить картошки на оставленном без присмотра "танкисте". Взяли с собой ведро картошки, жира, две банки тушенки, булку хлеба – набор для посиделок. Там есть кубрик и печурка. Дул ветер «Якут» с берега, прибоя нет, плавсостав списался. На берегу никого. Вот раздолье для неуставщины....Ну видимо еще и выпили...а тем временем их и оторвало.. Почувствовали качку. Все ими описанное - Укинская губа. Открытая местность, голый берег.. и сейчас там так. Есть там причальчик – 4 метра шириной. Так на него еще попасть надо, а ночь. Ничего не видно, отнесло в сторону и ледовый припай мешает. Об него то и пробили борт в попытке выброситься на берег. Так баржа сползает обратно в море. А так дальше галька вокруг, завести швартовые не за что. Даже если бы один прыгнул с рампы на берег с тросом, то не удержал бы судно… Ну за помощью одному «десантнику» бы сбегать… Так думали – обойдется……. Неуставняк ведь,… накажут….Ну и жгли топливо сколько было чтобы держаться недалеко от берега…потом было уже поздно. А ночью то ничего не видно и не слышно с берега. Ветер воет. Пурга метет….Домишки по крышу в снегу..
А королевская семерка имела плохую точность и на всякий случай закрывали также прибрежную зону. Солдаты думали, что уплыли недалеко, знали что пуск будет, и что искать будут только после пуска, потому что служили там и пуск не первый был. А так откуда им знать ГДЕ их носит и что именно в этом квадрате пуски ракет?? Океан большой… а GPS то не было тогда...Газета под рукой о пусках?????!!!! Сказки для детей… Газеты туда если вообще доходят, то через полгода. Это свежими считаются….И рации на «танкистах» не бывает, только громкоговоритель. При грохоте волн его не слышно (если работал).
А начальство не знает где они.. Ну баржу унесло.. А эти то где??? Эти балбесы-то не моряки. и что им на пришвартованной барже в шторм делать?? Вот дурные мысли и начались у начальства, дезертирство. обыски и засады у родственников и пр. - ну как обычно ...при операции "Кольцо" при поисках дезертиров. Никто бы их в море искать бы не стал. Баржа в море - не жилец. Да и авиацию поднимать – значит район открывать, пуск переносить, а это Хрущ не простит. Но вот самое интересное началось когда эту баржу америкосы посреди океана нашли. Наши такого явно не ожидали. Ну во -первых корыто посреди океана... А во-вторых на нем четыре стройбатовца... в третьих - с совершенно закрытого (тогда) полигона……….
Старший - сержант (не матрос) Зиганшин начинает понимать что они влипли…. что для начальства они – даже не дезертиры, а перебежчики (измена Родине).. Вертолетчикам посреди океана на корыте полуживой стройбатовец в отчаянии кричит: «Дайте еду, карту, ГСМ, сами доберемся….» , а потом просит поднять корыто на авианосец, это же вещдок, там пробоина на днище….пытались к берегу мол прибиться. А всего то совершили дисциплинарный проступок - не прибыли в казарму. а залезли на баржу водки попить........и оказались в Америке.... да еще со сверхзакрытого полигона.. ,
Вот тогда и особисты там тоже поволновались... что у них из-под носа побег организован.. Поди ж докажи что не так…. Все как по нотам.. и время выбрано подходящее, что авиацию и флот не поднять из-за пусков, и погода скрывает…..и вроде их ждут уже америкосы… было бы только продовольствия по-больше… Вот спасенные тоже перепугались и еще долго боялись последствий. Советы стали ж выжидать как себя поведут… ну и не запугивали , чтобы те со страху не передумали возвращаться…подхваливать стали.. А потом обратный ход дать и наказать уже вроде неудобно. И началась вакханалия….. А ордена им дали не за то что выжили. а за то, что лишнего не говорили и вернулись. Ну как все советские СМИ обыграли - просто классика. Балбесы героями стали...Конечно держались мужественно….. Но все получилось очень по-русски, по балбесовски..... "Особенности национальной службы в армии...........".. Это ж какой сценарий для комедии….

Саша Бульдозерист   21.03.2011 15:01   Заявить о нарушении
Саша, благодарю Вас,
вы здорово все описали, как будто там были.
И отношение высказано. Вы талант!
Позвольте Вас поздравить с наступающим Новым 2015 годом и
Чтоб умножала Коза (год Козы) наш доход,​
Чтоб подарила чудесный нам год!
С искренней симпатией
Валентина.

Валентина Томашевская   27.12.2014 19:15   Заявить о нарушении
Когда я писала, я не нашла это интервью с Зиганшиным,
он искренне рассказывает, как все было. Читаем!

Валентина Томашевская   27.12.2014 19:35   Заявить о нарушении
...всё это происходило в 1960 году, в последний год президентства Дуайта Эйзенхауэра, в самый разгар «холодной войны». И пока баржа Т-36 совершала своё беспримерное океанское плавание, её загадочное исчезновение отнюдь не было у нас излюбленной журналистской темой. Ничего не зная о судьбе экипажа судна, компетентные органы тщательно проверяли версию о возможном дезертирстве четырёх военнослужащих. Их родственникам сообщили о том, что ребята пропали без вести, а места их возможного появления были взяты под наблюдение. Не исключалась также и версия о побеге всей четвёрки на Запад. И это только на первый взгляд странным выглядит ответ Асхата Зиганшина на вопрос о том, какой же момент во всей этой их эпопее был лично для него самым страшным:

… Это были даже не 49 дней на барже. Настоящий страх пришёл после того, как нас спасли. Сначала я отходил дня три. Потом сел и задумался. Я же русский солдат. Чью помощь мы приняли? Из Москвы за нами тоже поэтому долго не ехали. Не могли решить, как с нами правильнее поступить. Очень тяжело было. Я чуть даже в петлю не полез…

Вот так. Кошмарные полсотни дней в океане, страшнее которых и придумать-то трудно, — а «настоящий страх» пришёл к ним в тепле и уюте американского авианосца. Такое было время.
Валентин Антонов, октябрь 2008 года

Валентина Томашевская   27.12.2014 22:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Под счастливой звездой. Зиганшин и другие» (Валентина Томашевская)

Интересны ассоциации, возникающие уже при чтении названия миниатюры. Зиганшина... Это фамилия актрисы, сыгравшей роль Маленькой Разбойницы в старом фильме "Снежная королева". Много позже видела Эру Зиганшину в спектакле "С любимыми не расставайтесь!", где её партнёром был Роман Громадский. Помню её страшный крик:"Я тоскую по тебе, Митя!!!" и мурашки, бегущие по спине...
А вот Зиганшин - впервые слышу!

Загляни сюда:
http://www.proza.ru/2007/11/01/439

С нежностью
~*

Вера Петрянкина   01.11.2007 18:39     Заявить о нарушении
Каждое время имеет свои ассоциации. О Зиганшине рассказывал мой отец,он был водник, осталось в памяти. К юбилею события была заметка.
Вот я и написала, познакомившись с инетматериалами.

Валентина Томашевская   03.11.2007 09:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Под счастливой звездой. Зиганшин и другие» (Валентина Томашевская)

Помню историю и фильм тоже. Тогда народ был попроще и внутренне отстойчивее.

Гурам Сванидзе   31.08.2006 16:51     Заявить о нарушении
Хороший был народ, идейный, дружбу ценили!

Валентина Томашевская   27.12.2014 19:08   Заявить о нарушении
О счастливом спасении всей четвёрки госдепартамент США известил советское посольство в Вашингтоне уже через несколько часов после того, как ребята оказались на борту авианосца «Kearsarge». И всю ту неделю, пока авианосец шёл к Сан-Франциско, в Москве колебались: кто они — предатели или герои? Всю ту неделю советская пресса молчала, а корреспондент «Правды» Борис Стрельников, связавшийся с ними по телефону на третий день их идиллии на авианосце, настоятельно посоветовал ребятам держать «язык за зубами». Они и держали, как могли…

К моменту прибытия авианосца в Сан-Франциско, взвесив все «за» и «против», в Москве, наконец, определились: герои они!
Валентин Антонов, октябрь 2008 года

Валентина Томашевская   27.12.2014 22:57   Заявить о нарушении