Рецензии на произведение «Под счастливой звездой. Зиганшин и другие»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Вот Вам и еще один миф!
Что мы имеем? Самоходную баржу, на которой нет ни горючего для двигателей, ни еды на камбузе, ни каких-либо еще признаков ее состояния "на ходу". И четверых солдат-срочников, не имеющих никакого отношения к ВМФ ("Именно после того случая 1960 года "сухопутный" парень из Утямыша связал свою жизнь с морем".“), которые находятся на ней во время шторма.
Возникает вопрос: а каким, собственно, ветром четверых будущих героев занесло на баржу, пока она еще тихо-мирно покачивалась у причала?
Молчит наука...
Сенькин Без Ио 02.11.2007 18:20 Заявить о нарушении
Потом жилую часть барж снесли, и их двигал просто катер.
Валентина Томашевская 03.11.2007 08:53 Заявить о нарушении
Иоланда Юрьева и Борис Сенькин 04.11.2007 16:49 Заявить о нарушении
Экипаж баржи «Т-36» (Зиганшин, Поплавский, Федотов, Крючковский) совершил небывалый в истории мореплавания дрейф: в общей сложности маленьким суденышком пройдено около тысячи миль.
Безусловно, справедливы замечания знатоков и специалистов, что дрейф баржи с четырьмя воинами на борту представляет, помимо всего, большой научный интерес. Конечно, в данном случае имела значение и нервная выдержка и многое другое. 17 января. Ночью подул шквалистый ветер. Он достигал 50 метров в секунду. Сыпал снег. Вздыбленный океан швырял баржу «Т-36», как щепку. Лопнул стальной трос, крепивший суденышко к бочке. Пришлось спешно обрубить капроновый конец, соединявший «Т-36» с другой баржей, которую вскоре выбросило на берег. Качалась борьба отважной четверки с разъяренной стихией... По радио поступило указание: укрыться от урагана в бухте. Но выполнить маневр не удалось: в баках кончилось топливо. Волной смыло за борт бочонок с маслом для двигателя, а также ящики с углем для печки. Погас сигнальный огонь на мачте, сорвало антенну. Связь с берегом прекратилась.
http://retrospicere.narod.ru/events/events_1-1.htm
…на родине ребят "шерстило" КГБ, отыскивая преступные улики "предателей родины". Государство готово было записать их в таковые, поэтому практически и не искало в океане.
http://www.museum.ru/N14218
Валентина Томашевская 05.11.2007 07:53 Заявить о нарушении
Поскольку герои Вашего очерка не являлись моряками (матросами), что подтверждается обмундированием и званием Зиганшина, принадлежность баржи к ВМФ приходится исключить. Остается два варианта статуса судна - вспомогательное пограничное или гражданское. То, что Зиганшин и К` - пограничники, опровергает официальная версия. Будь это дествительно так, какой смысл замалчивать такое обстоятельство? Но в качестве пограничников они нигде не упоминаются.
На гражданском судне четверо военнослужащих могли "жить" только в качестве караула при каком-либо воинском грузе. Днем 17-го января команда сошла на берег, а начкар Зиганшин и трое караульных остались на объекте. Возможен вариант, что груз уже был снят, а караулу предстояло вернуться на той же, пустой, барже к месту службы. В любом случае караулу должен быть выдан сухпай. От него могли остаться две банки тушенки, если баржа пришла в порт приписки. Тогда караул мог оставаться на барже только пока груз на ее борту, дальше он там не нужен. Следовательно, одно из двух: или баржа с грузом, или караул с пайком на обратную дорогу. Караул, как мы знаем, без пайка. При этом, по определению, вооружен, хотя оружие нигде в дальнейших событиях не фигурирует. Корабль с ценным грузом и вооруженными солдатами на борту должны были искать гораздо активнее.
Определенные вопросы вызывает и наличие буханки хлеба. В комплект сухпая она входить не могла, только сухари. Теоретически, буханку мог дать солдатам кто-то из гражданского экипажа... Последнюю?! Нет, не то чтобы жалко: Вы представляете себе камбуз гражданского судна, на котором по прибытии в порт нет никаких "заначек" - чаю, сахару, остатков круп, жиров, пресловутого НЗ?.. А ведь на Т-36, как выясняется, ничего этого не было. Ничего, кроме той самой, последней, буханки, которая отдается караулу.
Далее. Ваш коммент от 05.11.2007 07:53 с цитатами вносит еще одну любопытную деталь. Сравним: "на барже обязан был бы находиться (...) радист с рацией"(текст) и "По радио поступило указание: укрыться от урагана в бухте"(замечание).
Радиста, понятное дело, на барже не было. Что получается с рацией? Допустим, была. В комплектации самоходной баржи конца 50-х под словом "рация", скорее всего, подразумевается аппарат Морзе. Ребята без радиста смогли принять и понять такое сообщение как "укрыться в бухте"?! Одно дело ПЕРЕДАТЬ сигнал бедствия: медленно, коряво... и совсем другое - получить радиограмму, идущую на стандартной профессиональной скорости ключа. Но "рация" и "радио" - далеко не одно и то же! Указание "укрыться в бухте" по нему вполне могло прозвучать. Только не персонально для Т-36, а всем судам. То есть, по радио было передано стандартное штормовое предупреждение.
Еще одна странность. Вторую баржу, связанную с Т-36 "капроновым (!! -СбИ) концом" , тем же самым штормом выбрасывает на берег. Я сейчас не буду углубляться в выяснения, почему вдруг в описываемом случае применялись капрон и сталь вместо традиционной пеньки. Интереснее задача о направлении ветра, который сперва срывает со швартовых два находящихся рядом судна, а потом гонит их в противоположные стороны.
Я с благодарностью готов выслушать возражения, обнаруживающие логическую брешь в моих вышеизложенных тезисах. Например, в рассуждениях о рации есть некоторые допущения и натяжки. Но, ИМХО, они ничем не хуже нестыковок, присущих общепринятой картине.
Я же, с Вашего разрешения, рискну нарисовать следующую:
К 17.01.1960 г. баржа Т-36 фактически не являлась самоходной и стояла на приколе, ожидая своей очереди то ли на ремонт, то ли на "снесение жилой части", то ли вовсе на списание. Но, в отличие от баржи №2, сохраняла плавучесть. Пятеро солдат-срочников решили использовать ее для проведения сабантуя - допустим, дня рождения одного из них. С этой целью были раздобыты нехитрые съестные припасы: хлеб, тушенка, картошка, портвейн... Вполне возможно, что баржа не в первый раз служила местом солдатских посиделок (отсюда - завалявшаяся картошка, пропитанная соляркой). Была ли это чистая самоволка или не по Уставу проводимая увольнительная - неизвестно, да и не так уж важно. Радист (пятый) по каким-то причинам прийти не смог, и друзья отмечали без него. В какой-то момент выяснилось, что швартовые концы оборваны, и стало не до веселья. Однако, добираться вплавь до берега в бушующий шторм по ледяной воде никто не рискнул. Оставался еще вариант - по длинному тросу перебраться на полузатопленную, лежащую на грунте, несамоходную баржу №2, и уже с неё - на пирс, но кто-то из солдат вовремя заметил, что "Т-2" медленно но верно, скрежеща о камни, ползет вслед за Т-36 в открытое море. И Зиганшин, как старший, разумно предположив, что с ростом глубины дырявая Т-2 не только скорется под водой сама - раньше, чем они успеют переползти на нее по канату, но и начнет тянуть на дно сравнительно крепкую Т-36, на которой они находятся, принимает решение: рубить конец. Было ли оно единственно верным в такой ситуации - не нам судить. Можно ли вообще по мореходным меркам судить сухопутного Зиганшина?! Так или иначе, а с этого момента он стал Капитаном, и за 49 дней дрейфа сохранил и команду и корабль. Значит, был прав.
...Пока ничем более не удерживаемая Т-36 стремительно уносится ветром в открытое море, а Т-2 волнами выбрасывается на берег, в в\ч №***** идет вечерняя поверка. Четверых не хватает. Но о том, где они могут находиться, знает только один человек - "радист". Он, естественно, понятия не имеет о происходящем с баржой, и поэтому друзей "не сдает" (самоволка с последующим добровольным возвращением в часть - гораздо менее тяжкий проступок, чем без оного). Ночью их, разумеется, никто не ищет. Днем - "для галочки", и только на суше, силами обычного патруля...
Когда именно и каким путем обнаружилось отсутствие баржи и связалось с ним исчезновение солдат - сейчас уже не выяснить. Скорее всего - дня через два, не раньше. Вот с этого-то момента и организуются морские поиски. Начатые по окончании шторма, ведутся они достаточно вяло. Да, погранзона. Да, солдаты-дезертиры. Но вариант, что баржа уцелела, всерьез не рассматривает ни один морской волк. Розыск опять идет "для галочки".
В эти первые дни на барже сравнительно весело. Ребята наверняка воспринимают происходящее с ними как определенный прикол на фоне серых армейских будней: романтика кораблекрушений, пиратские байки... Потом приходит осознание, что все это всерьез, надолго, и гораздо опаснее, чем пять суток губы за самовольную отлучку, из которой еще надо суметь вернуться. А на пустой списанной барже нет не только еды, но и ничего такого, чем можно подать сигнал бедствия - ни фальшфейеров, ни ревуна, ни пресловутой рации. Начинается та самая героическая эпопея, которая в моем изложении ничем не будет отличаться от описанной другими.
Единственное расхождение - в счастливом конце всей этой истории. И то не в фактах, а в домыслах: что было бы, если Т-36 обнаружил не авианосец "Кирсадж", а некий эсминец "Стремительный"? Да ничего. Ни мир, ни мы с Вами никогда бы не узнали о мужественной четверке. Могу обосновать, почему. Но как-нибудь в следующий раз.
Сенькин Без Ио 05.11.2007 17:06 Заявить о нарушении
Было это так. Старшина катера Асхат Зиганшин (ему было 20 лет), мотористы Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и матрос Иван Федотов 17 января 1960 г. на барже, использовавшейся при погрузке и разгрузке судов, оказались вынесены в открытое море. Из съестных припасов были буханка хлеба, три ведра побывавшей в мазуте картошки, банка тушенки, немного крупы и несколько пачек «Беломора».
Асхат Зиганшин в конце 2006 г. вспоминал: «Пока мы «путешествовали», родителей наших трясли, проверяли подвалы и чердаки – вдруг мы дезертировали. Пока нас не спасли американцы, в Москве не знали, что с нами случилось...».
...(ведь район, в котором они находились, как раз в это время был закрыт для плавания из-за испытания ракет).
http://www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-7749/
— Будем, как Зиганшин с Поплавским, доказывать, на что способен советский человек, — сказал Ниточкин. — Кстати, знаете, почему они Джека Лондона не съели? «Мартин Иден» у них был, и они его не съели, а остальные книжки все пообглодали с корешков.
— Почему? — спросил моторист с интересом.
— У них американцы спрашивают, значит, как и ты: «Почему вы именно нашего, американского писателя не съели?» А наши солдатики объясняют: потому, мол, что он библиотечный…
— Есть вещи, над которыми нельзя шутки шутить, — сказал доктор. — Подвиг этой отважной четверки останется в веках.
Виктор Конецкий.
Валентина Томашевская 06.11.2007 09:53 Заявить о нарушении
Виктор Матвеев 16.03.2008 19:43 Заявить о нарушении
Возможно Вы, еще что-нибудь вспомните о том времени?
Расскажите, пожалуйста, о себе.
Валентина Томашевская 28.06.2009 21:43 Заявить о нарушении
Вырисовывается такая картина. 60-й год, холодная война. Наши гонят ракетную программу. дорог каждый день. Хрущ «снял уже башмак чтобы стучать по трибуне ООН». На Байконуре стоит под парами королевская семерка (ракета)... Камчатка готовится к приему ее головы (http://kik-sssr.narod.ru/O_Y_Kamchatka.htm)...И тут четыре грузчика из Укинского стройбата, строившего Укинский ИП (см. карту. треугольник 12) пользуясь бесконтрольностью командования вместо того чтобы в казарму идти после бани решили пожарить картошки на оставленном без присмотра "танкисте". Взяли с собой ведро картошки, жира, две банки тушенки, булку хлеба – набор для посиделок. Там есть кубрик и печурка. Дул ветер «Якут» с берега, прибоя нет, плавсостав списался. На берегу никого. Вот раздолье для неуставщины....Ну видимо еще и выпили...а тем временем их и оторвало.. Почувствовали качку. Все ими описанное - Укинская губа. Открытая местность, голый берег.. и сейчас там так. Есть там причальчик – 4 метра шириной. Так на него еще попасть надо, а ночь. Ничего не видно, отнесло в сторону и ледовый припай мешает. Об него то и пробили борт в попытке выброситься на берег. Так баржа сползает обратно в море. А так дальше галька вокруг, завести швартовые не за что. Даже если бы один прыгнул с рампы на берег с тросом, то не удержал бы судно… Ну за помощью одному «десантнику» бы сбегать… Так думали – обойдется……. Неуставняк ведь,… накажут….Ну и жгли топливо сколько было чтобы держаться недалеко от берега…потом было уже поздно. А ночью то ничего не видно и не слышно с берега. Ветер воет. Пурга метет….Домишки по крышу в снегу..
А королевская семерка имела плохую точность и на всякий случай закрывали также прибрежную зону. Солдаты думали, что уплыли недалеко, знали что пуск будет, и что искать будут только после пуска, потому что служили там и пуск не первый был. А так откуда им знать ГДЕ их носит и что именно в этом квадрате пуски ракет?? Океан большой… а GPS то не было тогда...Газета под рукой о пусках?????!!!! Сказки для детей… Газеты туда если вообще доходят, то через полгода. Это свежими считаются….И рации на «танкистах» не бывает, только громкоговоритель. При грохоте волн его не слышно (если работал).
А начальство не знает где они.. Ну баржу унесло.. А эти то где??? Эти балбесы-то не моряки. и что им на пришвартованной барже в шторм делать?? Вот дурные мысли и начались у начальства, дезертирство. обыски и засады у родственников и пр. - ну как обычно ...при операции "Кольцо" при поисках дезертиров. Никто бы их в море искать бы не стал. Баржа в море - не жилец. Да и авиацию поднимать – значит район открывать, пуск переносить, а это Хрущ не простит. Но вот самое интересное началось когда эту баржу америкосы посреди океана нашли. Наши такого явно не ожидали. Ну во -первых корыто посреди океана... А во-вторых на нем четыре стройбатовца... в третьих - с совершенно закрытого (тогда) полигона……….
Старший - сержант (не матрос) Зиганшин начинает понимать что они влипли…. что для начальства они – даже не дезертиры, а перебежчики (измена Родине).. Вертолетчикам посреди океана на корыте полуживой стройбатовец в отчаянии кричит: «Дайте еду, карту, ГСМ, сами доберемся….» , а потом просит поднять корыто на авианосец, это же вещдок, там пробоина на днище….пытались к берегу мол прибиться. А всего то совершили дисциплинарный проступок - не прибыли в казарму. а залезли на баржу водки попить........и оказались в Америке.... да еще со сверхзакрытого полигона.. ,
Вот тогда и особисты там тоже поволновались... что у них из-под носа побег организован.. Поди ж докажи что не так…. Все как по нотам.. и время выбрано подходящее, что авиацию и флот не поднять из-за пусков, и погода скрывает…..и вроде их ждут уже америкосы… было бы только продовольствия по-больше… Вот спасенные тоже перепугались и еще долго боялись последствий. Советы стали ж выжидать как себя поведут… ну и не запугивали , чтобы те со страху не передумали возвращаться…подхваливать стали.. А потом обратный ход дать и наказать уже вроде неудобно. И началась вакханалия….. А ордена им дали не за то что выжили. а за то, что лишнего не говорили и вернулись. Ну как все советские СМИ обыграли - просто классика. Балбесы героями стали...Конечно держались мужественно….. Но все получилось очень по-русски, по балбесовски..... "Особенности национальной службы в армии...........".. Это ж какой сценарий для комедии….
Саша Бульдозерист 21.03.2011 15:01 Заявить о нарушении
вы здорово все описали, как будто там были.
И отношение высказано. Вы талант!
Позвольте Вас поздравить с наступающим Новым 2015 годом и
Чтоб умножала Коза (год Козы) наш доход,
Чтоб подарила чудесный нам год!
С искренней симпатией
Валентина.
Валентина Томашевская 27.12.2014 19:15 Заявить о нарушении
он искренне рассказывает, как все было. Читаем!
Валентина Томашевская 27.12.2014 19:35 Заявить о нарушении
… Это были даже не 49 дней на барже. Настоящий страх пришёл после того, как нас спасли. Сначала я отходил дня три. Потом сел и задумался. Я же русский солдат. Чью помощь мы приняли? Из Москвы за нами тоже поэтому долго не ехали. Не могли решить, как с нами правильнее поступить. Очень тяжело было. Я чуть даже в петлю не полез…
Вот так. Кошмарные полсотни дней в океане, страшнее которых и придумать-то трудно, — а «настоящий страх» пришёл к ним в тепле и уюте американского авианосца. Такое было время.
Валентин Антонов, октябрь 2008 года
Валентина Томашевская 27.12.2014 22:47 Заявить о нарушении
Интересны ассоциации, возникающие уже при чтении названия миниатюры. Зиганшина... Это фамилия актрисы, сыгравшей роль Маленькой Разбойницы в старом фильме "Снежная королева". Много позже видела Эру Зиганшину в спектакле "С любимыми не расставайтесь!", где её партнёром был Роман Громадский. Помню её страшный крик:"Я тоскую по тебе, Митя!!!" и мурашки, бегущие по спине...
А вот Зиганшин - впервые слышу!
Загляни сюда:
http://www.proza.ru/2007/11/01/439
С нежностью
~*
Вера Петрянкина 01.11.2007 18:39 Заявить о нарушении
Вот я и написала, познакомившись с инетматериалами.
Валентина Томашевская 03.11.2007 09:01 Заявить о нарушении
Помню историю и фильм тоже. Тогда народ был попроще и внутренне отстойчивее.
Гурам Сванидзе 31.08.2006 16:51 Заявить о нарушении
Валентина Томашевская 27.12.2014 19:08 Заявить о нарушении
К моменту прибытия авианосца в Сан-Франциско, взвесив все «за» и «против», в Москве, наконец, определились: герои они!
Валентин Антонов, октябрь 2008 года
Валентина Томашевская 27.12.2014 22:57 Заявить о нарушении