Рецензии на произведение «Исторические этюды. с. Еганово»

Рецензия на «Исторические этюды. с. Еганово» (Евгений Родионов)

Как много любви к земле русской было в сердце Евгения! Только любящий человек может так трогательно светло снова и снова рассказывать историю того или иного храма, как делает это в своих этюдах Евгений, Царствие ему Небесное.
Читаешь - и видишь всё, о чем пишет Евгений. И переживаешь вместе с автором, и радуешься вместе с автором. И болит сердце за Россию-матушку...

Ольга Суздальская   12.07.2016 13:20     Заявить о нарушении
Рецензия на «Исторические этюды. с. Еганово» (Евгений Родионов)

Как это ни странно, но Евгений Родионов осмелился поместить на сайте www.proza.ru в феврале 2007 года свой материал «Исторические этюды. с. Еганово» о Никольской церкви без благословения благочинного Ступинского округа Московской епархии и настоятеля вышеупомянутого храма. А между тем Е. Родионов самозвано величает себя иподиаконом (иподиаконы обычно прислуживают Владыкам!), хотя он у меня был одним из алтарников или парамонарей (пономарей). Да и то, так сказать, в прошлом веке (ушел из Никольской церкви в 1998 году - опять же без благословения!), а в нынешнем веке, в феврале 2007 года, обнародовал материал, в котором факты не соответствуют действительности или вовсе вымышлены.
1. Об истории церкви. Е. Родионов сообщает, что в 1577 году в селе Яганове была деревянная церковь Николы Чудотворца, а в 1745 году на этом же месте владельцем села графом Г. Марковым был построен белокаменный храм в честь того же святого. Получается логический разрыв во времени, более чем в полтора века. Выходит, что церковь в с. Яганове в этот период не существовала. Но если мы обратимся к таким авторитетным источникам, как «Писцовые книги Московского государства. Писцовые книги XVI века.» Под редакцией Н.В. Калачова отд.I Спб., стр. 505 и «Прогулка по древнему Коломенскому уезду.» М., 1843г., стр. 85 Н. Иванчина-Писарева, то узнаем, что стены четверика до половины высоты представляют остатки первой древней каменной церкви. Впоследствии её достроили, так как в ней до середины XVIII века существовали деревянные хоры. Значит, храм действовал, служба в нем велась. А изменение архитектурных форм церкви началось лишь в 1745 году, когда по инициативе местного помещика Г. Маркова к ней была пристроена трапезная, расширены оконные и дверные проемы и соответственно времени украсили фасад группами резных, фигурных белокаменных колонок.
Капитальная переделка верха храма и перестройка заново апсиды относится к середине XIX века. Эта последняя реконструкция, произведенная на средства помещика А.А. Маркова, окончательно уничтожила остатки первоначальных архитектурных форм церкви. В советское время она была закрыта, разграблена и разрушена. В 1991 году была возвращена приходу.
2. О консервации Никольской церкви А.А. Замулиным.
Е. Родионов в своем материале подробно живописует, что у бывшего директора совхоза «Красная Заря» Анатолия Замулина в 1990 году в отдаленной области умер отец. Но там ни одного действующего храма не оказалось, чтобы выполнить волю усопшего – совершить отпевание, согласно православным канонам. И тогда у гроба отца Анатолий поклялся восстановить Никольскую церковь в селе Яганове. Так ли то было, не ведаем. Ведь это дело сугубо личное, интимное и не подлежит всенародному оглашению. Но зайти в наш храм, несмотря на мои неоднократные приглашения, А. Замулин так ни разу и не удосужился. Однако надо отдать должное. После возвращения Никольской церкви приходу в 1991 году директор совхоза «Красная Заря» произвел определенные работы по консервации храма. Покрыл крышу, вставил рамы в окна, навесил двери, настелил полы метлахской плиткой. Это на первых порах защищало церковное здание от агрессивной внешней среды. Но А.А. Замулин по специальности не реставратор и даже не строитель. Поэтому нам впоследствии пришлось столкнуться с отрицательными последствиями этого ремонта. В ходе его были соскоблены со стен остатки уникальных росписей. Белокаменные стены снаружи и внутри оштукатурили цементным раствором. Так называемый купол стоял без барабана (в виде среднеазиатской дыни) – его обили клочками оцинкованного железа. Купол венчался крестом, сваренным из широких полых труб, неканонический. Туда беспрепятственно попадали дождь и снег.
К трапезной была пристроена паперть из гипсокартона, с окнами и дверью, подходящими больше для сарая, нежели для храма. Через несколько лет нам пришлось паперть капитально перестроить. Был заложен фундамент с арматурой. Возведены и оштукатурены кирпичные стены с арочными и дверными проемами. Изнутри стены утеплены минватой и обиты деревом. Проведено отопление.
Как известно, цементный раствор – враг белого камня. Кроме того, была нарушена старинная система естественной вентиляции. Внутри церкви, в главном четверике, по стенам струйками сочилась вода.
Началась трудоемкая работа по спасению храма. Цементную штукатурку пришлось полностью сбить с внутренней и наружной поверхности стен. Ее заменили иной (на известковой основе с добавлением цемянки, мраморной крошки, войлока и т.д.). Были освобождены первозданные проемы над Царскими Вратами и над дьяконскими дверями. А также открыты малая и большая арки. Последняя (вместо куцей амбарной двери) открывала свободный доступ из трапезной в основной четверик храма. Это позволило молитвенно взирать на иконостас. Его воссоздали заново. Были изготовлены и расписаны Царские Врата, дьяконские двери, тябла. Заказаны и написаны иконы – новоделы. Изготовлена и установлена перед амвоном ажурная ограда.
Стены храма в несколько ярусов были украшены росписью в стиле иконописца Дионисия. Работы вела Марина Ивановна Алексеева, награжденная Святейшим Патриархом Алексием II Орденом преподобного Андрея Рублева.
Вместо кое-как положенных полов из метлахской плитки – настелены новые мраморные, с системой обогрева.
Обрешетка старого купола сгнила, он находился в аварийном состоянии. Я вынужден был обратиться к опытному архитектору из Москвы Татьяне Александровне Лапшиной. Она сделала профессионально-грамотный эскиз Креста, купола, барабана и крыши под ним (вместо прежней, как у китайских пагод). Крест, яблоко и подзоры были изготовлены из нержавейки.
Ветхие кустарные рамы по всей церкви заменены капитальными арочными. Вставлены двойные стальные двери.
Во избежание сырости, возникающей из-за проникновения грунтовых вод, по периметру храма устроен дренаж со стоками.
В нынешнем 2008 году успешно произведена повторная реставрация фасада церкви и паперти (изнутри). Утеплен стакан под барабаном купола.
3. О «вещих» снах Татьяны Деревяшкиной.
Если уж она такая глубоко верующая и благочестивая женщина, как то живописует Е. Родионов, то должна знать, что святые отцы советуют вменять сны ни во что, а тем более разгадывать (дабы не впасть в прелесть). О снах можно лишь поведать на исповеди своему духовнику, а не трезвонить об этом по всей вселенной. И никакая Деревяшкина не «бессменная староста до сего дня», по словам Родионова, потому что в нашей епархии (да и не только в нашей!) «старостами» уже давно являются настоятели храмов. Я, например, был избран председателем приходского совета Никольской церкви 9 апреля 1995 г. на приходском собрании под председательством благочинного Ступинского округа протоиерея Михаила Редкина.
И, наконец, о том, что убрали 15 могил вокруг храма. Не знаю, было ли произведено их перезахоронение, но и поныне они так близко подступают к церкви, что затруднительным является проведение Крестных ходов, особенно для престарелых людей, да еще в непогоду. Кроме того, одна могила и сейчас расположена прямо напротив храма. Оставлен был узкий проход, так что зимой (да еще в гололед) очень тяжело было протиснуться с гробом. А гробы стали делать широкие с боковыми ручками. Мне насилу удалось договориться с хозяином этого захоронения, чтобы он разрешил урезать ограду.
Таким образом, на поверку выходит, что в своих «Исторических этюдах» о Никольской церкви села Еганова Е. Родионов использует вымышленные факты.
4. И последнее. Может ли мирянин рассуждать о деятельности настоятеля храма? Нет! Это – в компетенции благочинного или правящего архиерея.

Post scriptum.
Директор совхоза «Красная Заря » А.А. Замулин просил как-то через своих сотрудников, чтобы на нашем храме на видном месте прикрепили табличку с указанием его имени. И таким образом он был бы увековечен как восстановитель Никольской церкви. В отличие от него, православный христианин, который оказал огромную материальную помощь в реставрации нашего храма, категорически отказался от того, чтобы его прославляли в каких-либо СМИ (средствах массовой информации). Он, видимо, хорошо усвоил Евангельское наследие: делайте тайно, и Господь воздаст вам явно.

Рафаил Яганов   11.02.2009 08:06     Заявить о нарушении
"...И Батюшка наш, отец Рафаил, наш духовный кормилец пусть и далее служит Господу во имя спасения душ наших и во Славу Господа нашего Иисуса Христа!
Дай Бог им здравия душевного и телесного во все дни их долгой жизни!!! Аминь."

А ведь Женя с такой любовью и уважением описал Вас...
За что ж Вы об умершем человеке с такой злобой, даже если он в чём-то не прав...
Спаси Господи,
Любовь Родионова

Евгений Родионов   11.02.2009 15:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Исторические этюды. с. Еганово» (Евгений Родионов)

Интересно :) Вы знаете, там моя прабабка родилась. Возможно, что и крещена была в этой церкви. Спасибо.

Ангелина Злобина   11.04.2007 13:19     Заявить о нарушении
Христос Воскресе!
Да, мир тесен. Красивые места. Очень!
Передавайте поклон тёте Тане Деревяшкиной от Евгения.
Храни Вас Бог!

Евгений Родионов   23.04.2007 10:42   Заявить о нарушении