Рецензии на произведение «Воскресенская оборона»

Рецензия на «Воскресенская оборона» (Андрей Можаев)

Со страница своей тетушки А.Плоховой заглянула к Вам и узнала много интересного. Для меня этот храм родной, и сестра моя дружна с внучкой Кедрова. Каждая крупица информации о нем дорога.
Видела я еще два храма, напоминающих обликом Воскресенский - один неподалеку от метро Бауманская, и проектировали его "Мирискусники" - до недавнего времени он не был передан церкви.А другой - как уменьшенная копия Сокольнического - стоит на Егорьевском шоссе в каком-то селе недалеко от Москвы. Скорее всего, они все ровесники.
Спасибо Вам, буду еще читать на Вашей странице.
С уважением

Лариса Морозова Цырлина 2   04.04.2009 00:52     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лариса. Очень рад знакомству!
По поводу тех храмов - они наверняка связаны с о.Иоанном и Стройкомитетом. Две тропки. Во-первых, до 1917 года лучшие проекты конкурсов воплощались в других местах, как это было с проектами Храма Христа Спасителя (тот же собор в Арзамасе - второе место на конкурсе). Во-вторых, была потребность в новых храмах и обновлении традиций, поиске нового стиля. Это эпоха архитектурной эклектики, где складывались два стилевых направления: византийское и древнерусское. Смута помешала синтезу лучшего и рождению полноценного нового стиля. Но перевес больше шёл в пользу наших традиций: псковской (Щусев) и московско-шатровой от деревянного ещё зодчества. Но Щусев - Щусевым, а нужен был и типовой проект, вроде ампирных колоколен в честь победы над Наполеоном. Стройкомитет и о.Иоанн зримо склонялись к русскому стилю. Отсюда и шатёр Сокольников. Это был уже прообраз одного из типовых проектов, наряду с некоторыми другими, более простыми проектами, для сельщины. Кстати, последующее храмоздание РПЦЗ в эмиграции тоже шло в том же направлении. То есть, наработки Стройкомитета и там дали свой плод, развитие. Вот значение личности о.Иоанна в одном этом направлении!

Андрей Можаев   04.04.2009 01:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Воскресенская оборона» (Андрей Можаев)

Дорогой Андрей, мне эта борьба была известна вкратце. Я ваше эссе беру. с вашего разрешения. в свой архив. Но у Вас отсутствуют сведения о том, что храм устоял благодаря тому, что какое-то крыло церкви смирилось с новыми порядками, и храм был передан этим церковникам. Постоянные прихожане не приняли новых обрядов. И церковь до самой войны носила название "Красной".
Но это имело, однако, положительную сторону: уцелели святыни, в том числе и Образ Иверской Божьей Матери!
Спасибо!
Александра

Александра Плохова   02.04.2009 21:08     Заявить о нарушении
Спасибо. А я всё это знаю. Но это делалось для канала "Культура". Там даже то немногое, что есть в этом тексте о Страгородском, было обрезано. Остальное просто непроходно. Там и обновленчество было прямое также. Единственно, что удалось упомянуть о тысячах катакомбных общин. Остальное - обиняком. Вы знаете, и сразу поняли. Незнающим же надо много изучать историю нашей Церкви не из советских и не МП изданий. Там тоже всё вырезано и подтасовано. Но и даже в таком скромном и спокойном виде, как здесь, не подошло. Даже в пустом храме снять образ и сам храм не разрешил настоятель и он же благочинный. Вот такие дела.

Андрей Можаев   02.04.2009 23:07   Заявить о нарушении
Да, вот что следует уточнить. После 1927 года, Декларации, особой канонической разницы между сергианами и обновленцами уже не было. Все они стали "красными". Отличались только по обряду и степени распущенности начальства. Сергиане были для властей более эффективными. Поэтому обновленцев бросили без поддержки. Они долго хирели, а затем их остатки влили в учреждённую МП. Разделение на тихоновцев, в большинстве затем образовавших катакомбную Церковь (ИПЦ), и "красных" обновленцев было существенным до Декларации. Далее шло прямое противостояние сотрудничавших с НКВД легалов-сергиан (иерархов и клириков) и катакомбных ИПХ. Сам же Страгородский ведь тоже бросал Патриарха Тихона, когда того посадили, и убегал к обновленцам.

Андрей Можаев   03.04.2009 00:18   Заявить о нарушении
Андрей, спасибо большое! Вы мне сейчас сообщили те сведения, о которых я хотела Вас спросить, но не решилась, рискуя быть навязчивой.
Должна похвастаться: мне году в 1998-ом удалось купить 2-х томник А.В. Карташова "Очерки по истории Русской церкви". Это так интересно! Заканчивается, к сожалению, царствованием Имп. ПавлаI.
Александра

Александра Плохова   03.04.2009 01:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Воскресенская оборона» (Андрей Можаев)

Читала и думала, что там где рушат или пытаются разрушить истинные ценности, обязательно начинается деградация моральная и психологическая.
Но куда страшнее, когда в наше время это "разрушение" происходит под завуалированной лжедобротелью. И ведь находятся люди, что верят и тянутся к таким ведомым к пропасти...
Хорошо и мудро, Андрей. Как всегда, есть над чем подумать и задуматься.

с поклоном,

Елена Слаутина Сибирь   20.07.2008 08:51     Заявить о нарушении
Здравствуй. Да, ты права. Страшнее, когда изнутри. И сегодня таких "внутренних просветителей" развелось неисчётно! Впрочем, ещё апостол Павел предупреждал бояться лжебратии, лжепророков, имеющих вид благочестия, силы же его отвергшихся, входящих в домы и поядающих имение вдов и сирот.
Спасибо.

Андрей Можаев   20.07.2008 13:32   Заявить о нарушении