Рецензии на произведение «Александров камень»

Рецензия на «Александров камень» (Михаил Лаврёнов-Янсен)

Потратила несколько часов на Ваше произведение и нисколько не жалею. Повесть очень понравилась. Классический стиль изложения, присутствует философское осмысление изложенного, умеренное количество мистики, богатый лексикон, терминология не утомляет, напрочь отсутствуют голая информативность и схематичность изображённого, что сейчас, увы, не редкость и в полиграфических изданиях. Видна советская школа)
Образ Александра тоже привлекает, Вам удалось показать человека со всех сторон, с его противоречиями, достоинствами и недостатками. Идеализм Александра искупается его убеждённостью, мания величия – мерой свершённого, жестокость – порывистостью, любвеобилие – силой чувств. Гефестион тоже вышел убедительным, я думаю, что при той роли, которую он играл, неразумно было бы представить его бескорыстным влюблённым, абсолютно далёким от интриг, в которые обычно вовлекается человек, стоящий у самых верхов власти. Не только любовь, но и ревность, высокомерие, способность отстаивать завоёванное и защищать свою привилегированность – это естественно.
По предисловию. Александр, безусловно, читал Платона: Аристотель был учеником великого философа, Александр – учеником Аристотеля. Не знаю, вывел ли Платон закон единства и борьбы противоположностей, или эти завоевания мысли последовали после его жизни, ознакомилась пока только с «Симпозионом», но думаю, что деление людей на богатых и бедных, знать и плебс, умных и глупых наследнику Зевса-Аммона надо было принять и не пытаться провозгласить и постараться приблизить царство божие на земле. Возможно, это его стремление ложится в молодость мира, на которую пришлась его жизнь, и на собственную молодость – что ж, великие деяния не свершаются без великих ошибок. Прошло более двух тысяч лет – противоречия только усилились. Надеждами на царство божие занимаются философы постиндустриализма; как по мне, так оно ближе к нам в жизни после смерти.
Александр был великим воином, но плохим политиком, он не сумел создать страну, которая простояла бы нерушимо долгий период времени. Что это: божья кара, провидение, неизбежный ход событий или стремление к равновесию, которое развитие цивилизации вкладывает в историю и человеческие судьбы? И великие империи, и относительно малые страны ожидала та же участь – развал, раздел потомками, обветшание. Государство Александра распалось через год после его смерти, и не так много времени оставалось до того, как его останки поглотят орлы Римской империи. У Александра было двое сыновей, но не было преемника, да и детей его, к сожалению, ждала скорая смерть в тех же дворцовых интригах. Тем не менее, свой след в истории он оставил, и его траектория запомнилась надолго и обеспечила ему величие – с одной версией её я и ознакомилась, прочитав Ваше творение.
Роль Багоя в нём сведена к минимуму – с этим тоже можно согласиться, фигуры Гефестиона и евнуха несопоставимы.
Заключительная часть тоже очень понравилась. Как убеждённый адепт продолжения жизни после смерти, не могу не оценить представленное автором) В литературном отношении описания финальных сцен прекрасны.
Чего мне не хватило? Наверное, более психологического анализа в личных отношениях, смелости в изображении интимных сцен, изложенных до глубокой эротики и далее или иносказательно, хотя я понимаю, что в канве такого повествования они выглядели бы не слишком уместно. Можно было бы отбить красную строку или отделить абзацы двойными интервалами, но это мелочи. Стилистические огрехи и прочие шероховатости сведены к минимуму, а вот стремена оказались явно лишними, так как появились спустя пять-шесть столетий после изображённого периода времени; до фляг в нашем привычном понимании и вовсе остаётся около двух тысяч лет – упоминание меха было бы правдоподобнее. Но всё это, повторюсь, мелочи.
Ещё раз хочу поблагодарить Вас за прекрасную повесть. Не хотите ли выложить её на ficbook.net? – произведения такого уровня на этом ресурсе большая редкость)
Надеюсь, что смогу найти и другие Ваши литературные опыты.

P.S. А какие изменения претерпела повесть во второй редакции?

Влада Юнусова Влада Манчини   17.12.2018 01:59     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Влада, за подробный анализ моего сочинения. Очень Вам признателен. Вторую редакцию я делал параллельно с переводом на английский язык, я оставил или исправил кое-где в тексте те обороты речи, где я не соглашался с редакторами, и как раз-таки сделал абзацы с двойными интервалами, чтобы легче читалось. Вы посмотрите, там открыто для чтения. Кроме того, я может быть, сделаю послесловие, но куража пока нет, пальцы не просятся к перу, перо - к бумаге ("минута, и стихи свободно потекут....", как писал А.С. Пушкин) Касательно ficbook.net, я подумаю, надо сайт посмотреть. Спасибо!

Михаил Лаврёнов-Янсен   27.05.2018 00:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Александров камень» (Михаил Лаврёнов-Янсен)

Своеобразно. Взгляд гомосексуала на самого известного в мире гомосексуала.Взгляд, наполненный безбрежностью манящего впереди океана счастья...Интересно, новый великий гомосексуал должен подобрать подброшенный оракулом в пустыню александрит только для того, чтобы сделать обязательными для всех жителей Ойкумены библейские ценности? В том числе и те, которые хорошо известны по Левиту и Второзаконию:"Не ложись с мужчиной как с женщиной, это мерзость", ну и другие?..Или автор предполагает, что в нарисованной им картине всеобщей нравственности и океана счастья, можно какие-то мазки не накладывать, какие-то краски не использовать, коричневую например, или зеленую?.. Но тогда, спрашивается, каким источником знаний автор предлагает пользоваться для установления везде и всюду искомого человеческого счастья посредством установления каждого землянина на место Царя? Не собственными ли литературными произведениями? Тогда, действительно, надо признать, действительно, что предлагаемая читателю повесть об Александре Македонском, которую я сам прочитал по настоятельной просьбе самого автора во время обсуждения очередной новости на портале Gay.Ru выгодно отличается от Библии отсутствием какого-либо внутреннего противоречия и логических несуразностей. Книга очень логична и последовательна, насколько может быть последовательна книга, написанная с позиции не диалектической, а всего лишь формальной логики.)Эта книга дает также очень много для понимания того, как устроен внутренний духовный мир современного гомосексуала и насколько он может быть адекватно воспринят всем остальным человечеством. "Спасибо!" за творения духа обычно не говорят, ибо Дух на то и дух, что летает, где хочет.Но автору сказать "спасибо" необходимо...Все-таки три года для написания обстоятельного текста на историческую тему того стоят! Хотя возникает, собственно, вопрос, а почему автору потребовалось столько лет для написания или литературной обработки текста, читающегося на одном дыхании, как будто написанного за один день? Не Колин ли Фаррел в заглавной роли одноименного фильма повлиял на творческую сторону авторской работы? А что, Коллин Фаррел прекрасный актер, как будто бы специально созданный для роли Александра Македонского, и он вполне может повлиять на весь авторский замысел произведения и его исполнение! Я, правда, сейчас уже не помню, когда фильм "Александр" вышел на широкий экран, но, во всяком случае,в один из этих трех указанных автором лет!

Алексей Левашев   18.09.2013 22:32     Заявить о нарушении
Алексей, спасибо большое за такую обстоятельную рецензию, ради написания которой, кажется, Вы даже на портале "Проза ру" зарегистрировались. Да,действительно, Колин Фаррел меня напряг своей ролью македонского царя в фильме, который вышел в 2004 году. Но, в этом красочном фильме, как мне показалось, было много поверхностного и несовсем понятного: что двигало Александром? в чём состоял его "потос", внутренний порыв? ради каких целей он практически пожертвовал своей жизнью, подорвав здоровье в тридцать с небольшим лет? Было ли это просто утверждение неограниченной власти, или за этим стояли какие-то более глубокие, внутренние причины? В конце концов, каждым из нас, независимо от национальности и цвета кожи, пола и сексуальных предпочтений, благосостояния и социального положения движет этот самый "потос", обусловленый прежде всего внутренними причинами, раскрывающимися в той или иной социальной среде. Вот, для Александра, например, выпала такая среда - он стал наследником трона. Для меня - получить воспитание в советской стране, поверить в "коммунистическое" будущее, а оказаться, в конце концов, в "капиталистических" Японии, Великобритании и Франции, и там найти себе друзей. Для Вас, Алексей - третья, для кого-то ещё - четвёртая, и т.д. Но, каждый из нас в своих поступках руководствуется внутренними побуждениями, которые важно направить на созидание, а не на разрушение. Почему Вы считаете, что подброшенный оракулом в пустыню александрит должен подобрать "новый великий гомосексуал"? Может, это будет великий"натурал"? или великая женщина? просто Человек с большой буквы, независимо от пола, расы и возраста? Может, камень будут находить и терять ещё не раз сразу много людей, прежде
чем мир, наконец, избавится от вранья, воровства и насилия? Они найдут его, я уверен. При этом, они не должны руководствоваться Ветхим или Новым Заветами, а создавать новые, которые сродни - мне представляется - молитвам Александра: "Зевс великий, Аммон всемогущий! Спасибо за то, что ты соединяешь нас брачными узами.
Пусть путеводной звездой будет нам твое благословение. Пусть оно поможет нам родить и воспитать детей здоровыми, сильными, не ведающими зла, ненависти и мести, способными понять, принять и простить ближнего". Вот, поэтому я и начал знакомиться с культурой Эллады, отправной точкой в котором стало собрание Лувра. Одновременно я штудировал монографию Фрица Шахермайра вместе со ссылками, знакомился с минералогией, психологией, историей религий и эзотерикой. Кстати, прочитал замечательную книгу Станислава Грофа "Величайшее путешествие". Вслушивался в музыку Арама Хачатуряна из балета "Спартак". Любовался полётами горлиц на холмах, в Ницце. Именно там мне показалось, что я должен обязательно сделать это для
Александра, в память о нём. И я закончил повесть буквально за три месяца.

Михаил Лаврёнов-Янсен   19.09.2013 03:06   Заявить о нарушении
Михаил, спасибо за ваш обстоятельный отзыв на мою рецензию. Да, действительно, я зарегистрировался на сайте, чтобы ее написать. Мне действительно понравилась литературная "сторона" вашего произведения, под которой я понимаю то, как вы абсолютно достоверно передали саму обстановку мужской интимности, которую по праву называют любовью. Ваш Гефестион получился как живой, совсем не такой благодушный и доверчивый персонаж-любовник, изобразить которым его смог бы, наверное, кто-нибудь другой, не знакомый с реальностью отношений между двумя мужчинами, находящимися в эмоциональной и физической близости друг с другом.
Нет, ваш Гефестион совсем не прост. Он интриган, завистник,трус -по крайней мере, ничто "человеческое" ему не чуждо. И вы так легко и непринужденно рисуете его , казалось бы, неожиданные переходы к этим, прямо скажем,невысоким человеческим качествам, как будто сталкиваться в ними в жизни вам приходилось не раз.
Текучий, совершенно не положительный в простом смысле этого слова образ Гефестиона, находящийся в неразрывной связи с переживаниями внутреннего мира самого Александра -это, на мой взгляд,одно из главных приобретений всей русской прозы за последнее десятилетие. Это ваша несомненная литературная удача. Это результат вашего таланта, вашего "ума холодных рассуждений и сердца горестных замет".
Большое вам за него спасибо!
На этом можно было бы закончить обращение к вам, но та благосклонность к моей рецензии, которую вы сочли возможным показать в своем обстоятельном ответе, подвигает меня на несколько высказываний уже по поводу вами ко мне написанного.
Вы действительно считаете, что будущее счастье человечества заключается в написании(создании)нескольких новых Заветов, направленных на искоренение вранья, жестокости и вообще всего дурного? Вы искренне убеждены , что без создания новой Веры человечество не выйдет на новый светлый путь?) Ой ли! По моему скромному мнению, религия является неотъемлемым атрибутом жизни "простого" человеческого общества,такого общества, в котором разум еще даже не начал действовать, или, по крайней мере, не стал действовать для большинства людей, и которые поэтому обречены жить в мире, управляемом "потосом", где мир идеальных понятий так далеко оторван от повседневности как, воистину, небо от земли.
Создавая новую религию мы по сути расписывается в собственном интеллектуальном бессилии, в невозможности устроить свою жизнь и жизнь социума на новых началах. Эти начала должны более соответствовать тому, что мы называем "природой человека", чем все, что было создано миллионами поколений людей до нас.
Я не готов сейчас написать вам, что я знаю эти начала, могу их назвать и сформулировать, но я твердо убежден, что по дороге создания новых религий и, соответственно. новых общественных устройств, обслуживающих эти религии, мы далеко не уедем.
Не новыми молитвами должен зиждется новый дивный мир, а новым, качественно иным соединением идеальной сферы -мира слов и понятий, который нас окружает, -с материальным телом человека и таким же материальным общественным устройством, в которое это тело погружено.
Не могу написать больше, чтобы не навлечь на себя гнев богов), поскольку сам нахожусь всего лишь в поиске ответа на мною же поставленные вопросы.
Желаю вам грядущих творческих успехов, одновременно с ними и большого личного счастья, которое, конечно, не должно миновать вас стороной.)
Всего вам доброго, Михаил, спасибо за ваше внимание к моему скромному труду.

Алексей Левашев   23.09.2013 16:56   Заявить о нарушении
Алексей, спасибо. Приятно общаться с умным читателем, ибо это заставляет активнее работать. Любовь всегда имеет разные оттенки, я это сам испытал. Самые глубокие чувства между двумя людьми проявляются в очень интимной сфере, независимо ни от чего - ни от
обстоятельств их возникновения, ни от традиционной морали, ни от социального положения и общественного осуждения, - ни от чего. Наоборот, это традиционная мораль, нередко основанная на поисках материальной и другой выгоды, часто любовью спекулирует. Чувство же
Александра к Гефестиону - подлинное, Гефестион - его тень, нельзя же не любить собственную тень? Тоже и для Гефестиона, его любовь к Александру - свет, нельзя же не любить собственное отображение? В итоге только своему другу в момент его смерти Александр, выросший среди лжи и интриг царского двора, внедрявший нелепый для
македонцев обряд "проскинезы", сочинявший небылицы о своём походе с историком Анаксархом, - в итоге только лежащему на смертном одре любимому другу он признаётся, что правда всегда лучше лжи. Значит - эта истина более глубока и бесспорна, чем те, что он исповедовал все тринадцать лет Великого похода. Значит, чувство любви даётся человеку в каких-то неведомых ему обстоятельствах, какой-то неведомой ему силой, которая внушает ему: "Возьми это чувство, оно твоё. Пронеси его через всю свою жизнь с честью, невзирая ни на какие преграды!" Перед таким чувством все "традиционные" табу и гомофобные выходки кажутся низостью. Я думаю, что своим сочинением об Александре Македонском я убедительно показал некоторым нынешним политикам, насколько
тогдашнее общество было терпимее теперешнего. Тогда человечество ещё не обзавелось "благами" нынешней цивилизации - ксенофобией, гомофобией, вещизмом, средствами массовой информации, льющими на своих сограждан буквально потоки лжи и насилия. В результате,
кровавым монстром над над миром теперь висит террористическая угроза. На мой взгляд - это результат насаждаемой в обществе лжи и патологического страха, которыми и пользуются наши политики в корыстных целях.
А в Бога нынче я верю ровно так, как Лев Толстой в него верил. Без идолопоклонства. "Когда б душа без устали трудилась всем во благо, то не нуждалась бы она идей сторонних", - говорил пленный Джавдат Александру. Вот такую веру, мне кажется, стоит внедрять в многмиллиардные умы человечества.
Астрологи предсказывают, что на смену эры Рыб ( у истоков которой был Александр Македонский) идёт новая - эра Водолея. Мне хотелось бы верить в то, что характерные в эру Рыб "традиционные ценности" в виде власти и денег будут сметены, а их место в эру
Водолея займут новые ценности - любовь и терпимость.

Михаил Лаврёнов-Янсен   24.09.2013 02:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Александров камень» (Михаил Лаврёнов-Янсен)

Вы знаете, очень хорошо и просветленно пишете. Просто замечательно и этот коллаж, где Вы ничуть не менее интересны, чем грозный эллин рядом. Хорошо, что есть такие талантливые люди пишущие так глубоко о том далеком времени, пробуждающие в душах наших любовь и восхищение тем далеким временем. Я Ваш собрат по прозе ру, пишу миниатюры и могу только восхищаться и по глотку небольшому пить из Вашего рога изобилия. Случайно забрел на Ваш рассказ и остановился с улыбкой.

Рад, очень рад заочному знакомству. У Вас все будет хорошо Олег Долгов

Олег Долгов   19.03.2013 12:17     Заявить о нарушении
О! Благодарю Вас, Олег, за столь лестный отзыв. Это одна из немногих благих вестей для меня с тех пор, как в саду Музея архитектуры мне, наконец, пришло в голову, чем закончить повесть. Хотя, конечно, сам факт выхода книжки был для меня тоже приятен. Только не сравнивайте меня, пожалуйста с теми выдающимися людьми, что изображены на обложке. Рассматривая варианты оформления книги, я просто подумал, что этот - наиболее подходящ, ибо в моём представлении высечнный Арно Брегером в камне портрет Александра слишком прекрасен, чтобы правдиво отображать личность этого выдающегося и смелого человека.

Михаил Лаврёнов-Янсен   19.03.2013 18:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Александров камень» (Михаил Лаврёнов-Янсен)

Нарушение п. 7.2 Правил сайта.

Чистильщица   22.03.2012 18:11     Заявить о нарушении
Спасибо за рекламку. У меня читателей теперь значительно прибавилось!

Михаил Лаврёнов-Янсен   25.03.2012 15:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Александров камень» (Михаил Лаврёнов-Янсен)

Понравилось. Спасибо. Вообще, с детства люблю историю древнего мира.
С уважением Виктор.

Виктор Лукинов   27.08.2011 13:13     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отзыв, я рад, что Вам понравилось.

Михаил Лаврёнов-Янсен   28.08.2011 10:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Александров камень» (Михаил Лаврёнов-Янсен)

Привет, Стишкин! Как сам? Будучи в отпуске, читал я тут "Александров камень". Автор - давнишний мой приятель, и я весьма польщён, без
ложной скромности - не забыть бы тут про аплодисменты и оживление в зале - польщён тем, что увидел на обложке свой портрет.
Книга произвела на меня удручающее впечатление. Нет, нет! Напротив, там всё красиво написано, в лучших традициях русской литературы
и жанра... Но, страшно оттого, что чтение это - взгляд в самого себя, со всеми твоими индивидуальными особенностями; и что этот страх,
как подчёркивается в повести, именно этот страх и правит нашим миром, сковывая его дух и интеллект. Невольно ловишь себя на мысли,
что если уж Александр Великий с его волей и стремлением к совершенству был таким, что уж говорить о нас смертных... Кто, когда и при
каких обстоятельствах наступит на горло собственной гордыни, уничтожит её ростки в своей душе? Кто перестанет, наконец, делить всех и
вся? Кто откажется от власти и денег в пользу любви и терпимости? Ты, Стишкин? Я, Клестаков? Ни, боже мой... никто из нашей
цивилизованной цивилизации. Разве, кто из тибетских монахов, и кришнаитов - да и те перестали уж книги за бесплатно раздавать. И,
потому выход отсюда - никакой. Получается, все мы, всемирные сограждане, разделённые всевозможными границами, все мы - просто
приспособленцы. Вот это-то и удручает. Однако, советую и тебе почитать. Может, скажешь что-нибудь умное...

Новыйгоголь   18.06.2009 12:11     Заявить о нарушении
Премного благодарен, Паша, за рецензию. Большое почтение тебе и твоему приятелю. Загляни в свой почтовый ящик. Привет!

Михаил Лаврёнов-Янсен   19.06.2009 10:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Александров камень» (Михаил Лаврёнов-Янсен)

Прекрасное произведение читается легко и с интересом.
Желаю дальнейших Успехов!

Евгений Миронов   14.04.2009 13:04     Заявить о нарушении
Я Вам желаю успехов в творчестве! Спасибо, Евгений.

Михаил Лаврёнов-Янсен   14.04.2009 17:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Александров камень» (Михаил Лаврёнов-Янсен)

Здорово!
Очень понравилось!

Ирина Юрская   14.04.2009 11:32     Заявить о нарушении
Большое спасибо.

Михаил Лаврёнов-Янсен   14.04.2009 17:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Александров камень» (Михаил Лаврёнов-Янсен)

Очень интересно. Где можно приобрести книжку?

Японец   14.04.2009 10:58     Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое за отзыв. Книжка будет в мае, а где приобрести, я могу сообщить позднее.

Михаил Лаврёнов-Янсен   14.04.2009 17:03   Заявить о нарушении
Отвечаю на Ваш вопрос. Книгу можно приобрести, пока что, у меня в конторе, в Москве на Лубянском проезде. Цена 150 рублей. В магазине, естественно, будет дороже. Свяжитесь со мной через сервер "Прозы ру", и мы договоримся.

Михаил Лаврёнов-Янсен   04.06.2009 09:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Александров камень» (Михаил Лаврёнов-Янсен)

Познавательно. И сочинено интересно. Автору - пять баллов и пожелания литшедевров.

Авто Хачидзе   08.02.2009 17:08     Заявить о нарушении
Спасибо. Приятно получить пятёрки от новых авторов :-) . Желаю Вам успехов в творчестве!

Михаил Лаврёнов-Янсен   08.02.2009 18:11   Заявить о нарушении