Рецензии на произведение «Лев Толстой, эйфория и русский характер»

Рецензия на «Лев Толстой, эйфория и русский характер» (Алексей Богословский)

народ в своей массе очень простоватый,а отсутствие аристократии делает нас беззащитными перед западным миром..вы скажете что аристократы как бы есть..но эти аристократы произошли от нас ...и они в основном простаки,чем непременно воспользуется западный мир, и обманет Россию на столетия вперёд.У них то аристократия есть..основная линия аристократии --им не надо биться за кусок хлеба ..и полностью отдаться внутреннему развитию..у одного английского писателя описана судьба простого человека,конечно Таланливого..но он НЕ успел никуда пробиться--жизни не хватило--ведь ему пришлось биться за кусок хлеба.

Анатолий Бурматоф   28.02.2016 08:36     Заявить о нарушении
Рецензия на «Лев Толстой, эйфория и русский характер» (Алексей Богословский)

А что, если слово "эйфория" заменить на слово пассионарность? По Гумилеву Россия к 1812 году находилась в акматической фазе, следовательно пассионариев было в избытке.

Петр Елагин   20.02.2011 21:05     Заявить о нарушении
Толстой жил в другое время. Более того, наличие пассионариев ещё не означает, что сам Толстой был пассионарием в Гумилевском понимании этого слова. Я как раз хочу подчеркнуть иное - реальные пассионарии, на мой взгляд, эйфорией по-толстовски не страдают, хотя могут пуститься в загул после битвы.

Алексей Богословский   20.02.2011 22:16   Заявить о нарушении
По крайней мере, трем фигурам, выведенным у Толстого, Гумилев дал конкретную оценку пассионарности. Андрей Болконский у него «идеально гармоничная личность, человек, который все выполняет хорошо. Он прекрасный полковник, и заботливый помещик, хранитель своей дворянской чести, верный муж своей первой жены, верный жених своей новой невесты. Абсолютно гармоничная личность, причем он ничего лишнего не делает; это вам не Наполеон, который так же, как Александр Македонский, неизвестно для чего завоевывал страну за страной и даже такие страны, которые он явно не мог удержать, например Испанию или Россию. Наполеон бросал людей на смерть ради иллюзии, ради славы Франции, как он говорил, а по существу – ради собственного властолюбия. Андрей Болконский ничего такого не сделает, у него все приведено в ажур, он делает только то, что надо». К пассионариям высокого накала Гумилев относит инициативных личностей вроде Цезаря и Наполеона. Таких людей не много, но их энергия позволяет им развивать бешеную деятельность. Еще один пассионарий по мнению Гумилева это Кутузов. Он сумел заставить солдат бить французов, ведь пассионарность заразительна. Она ведет себя как электричество при индуцировании соседнего тела. Кстати и Толстой это тоже отметил в «Войне и мире», он писал, что когда в цепи солдат кто-то крикнет: «Ура!», то цепь бросается вперед, а когда крикнут: «Отрезаны!», то все бегут назад. Гумилев пишет по этому поводу: «Я воевал и могу вам сказать, что во время боя никаких криков не слышно. И тем не менее наблюдение Толстого совершенно правильно. Не этим ли можно объяснить поведение артиллеристов капитана Тушина. Кутузов сумел наэлектризовать солдат, вдохнуть в них дух непримиримости к противнику, дух стойкости, который нужен для любой армии.

Петр Елагин   21.02.2011 11:00   Заявить о нарушении
Вы правы, Толстой жил в другое время. Это уже был период пассионарного спада, который Лев Николаевич определил как фазу надлома. Первой ласточкой этого надлома стали декабристы и их восстание на Сенатской площади. Крымская война это уже надлом во всей своей силе. Далее все покатилось по наклонной плоскости. Большинство этносов не могут пережить фазу надлома, не могут докатиться до инерционной фазы, которую Гумилев назвал «золотой осенью цивилизации», их добивают соседи и разрывают на части внутренние кризисы. Что было дальше… Об этом Гумилев говорил очень осторожно или ссылался на аберрацию близости, но если оттолкнуться от его теории и то можно предположить следующее. В конце XIX, начале XX века произошло столкновение евреев и русских, двух этносов с отрицательной друг к другу комплиментарностью. Подобное в истории уже было не раз. В начале нашей эры эллины познакомились с иудеями в птолемеевском Египте. Оба этноса были были талантливы и пассионарны, но из контакта их мироощущений возник гностицизм – грандиозная, увлекательная антисистема. Столкновение эллинства с иранством породило в III веке манихейство – могучую антисистему, подвергавшуюся гонениям не только в Риме, Византии и Иране, но даже в веротерпимом Китае. Русские и евреи в своей сшибке породили большевизм – антисистему в которой сгорела пассионарность русского этноса, при этом за короткий исторический отрезок было выделено гигантское количество энергии, растраченное, в том числе на войну с фашизмом. Россия практически один на один воевала с Европой и победила. Внятного ответа на вопрос за счет чего была достигнута эта победа, нет. Сейчас мы видим вокруг этнические руины. Что может вырасти из этого пассионарного пепла? В принципе регенерация возможна, но как и в какой форме она произойдет мы не знаем.

Петр Елагин   21.02.2011 15:22   Заявить о нарушении