Рецензии на произведение «О возвращении Церкви рублевской Святой Троицы»

Рецензия на «О возвращении Церкви рублевской Святой Троицы» (Диакон Георгий Малков)

Вот Вы пеняете на нравственную слепоту современных российских музейщиков, искусствоведов. Думаю, Вы лучше меня знаете, что почти все нынешние российские ученые - продукт советской воспитательно-образовательной системы. Они на 95% атеисты. 
Например, иногда мне приходится вести дискуссии с учеными (не искусствоведами, а технарями и биологами). Если заходит речь о Боге, эти люди забывают о своей интеллигентности и стараются разгромить ненавистное им понятие, возможно больнее уязвить и изобличить в идиотизме верующего человека.
Их не изменить. Это продукт эпохи. Хомо советикус с дипломом.

Но...
Мне показалась странной идея создать церковные музеи. Как я понимаю, икона - это не экспонат. Это "инструмент" таинства общения человека и Бога. Если Вы предлагаете поставить рядом с церковью зал, поместить туда под охраной и за стеклом икону, то это будет чистая профанация самого смысла существования иконы.
Да, справедливость восторжествует. Церковь станет владелицей дорогого предмета, но тогда давайте говорить о передаче Церкви не иконы Троица, а картины Троица, ибо если Троица Церкви ценна именно как икона, то и не должно быть даже мыслей использовать ее как то иначе, кроме как в богослужебных целях. 
Но раз уж в Троице (той, на доске в ГТГ) самым ценным оказались ее раритетность и цена как предмета, (которую в рублях или долларах совершенно точно знают страховщики, когда икону страхуют для перевозки или от пожара, например), то стоило бы Церкви просто признать ее красивой бывшей исторической иконой, а для богослужения использовать список.
С Богом говорят не красивой дорогой живописью, а душой, используя в помощь себе любое изображение Бога, хоть маслом на холсте, хоть темперой на доске, хоть офсетной печатью на картоне.

Может конфликт с музейщиками не в том, что они так жадны и слепы? Может стоило бы поискать среди них тех, кто в состоянии понять сакральный смысл иконы Троица и передать ее Церкви не для хранения, а для служения? Служения России? А то и действительно, сомнительно, что в любом храме, да еще под воздействием воскурений и касаний икона сохранится лучше, чем за стеклом в ГТГ.
Надо объяснить, что "пожертвовав" иконой (для них экспонатом), Россия получит шанс на спасение. Без спасения России смысла в существовании Рублевской Троицы нет. Она останется просто экспонатом ГТГ или какого-нибудь иностранного музея, напоминающая о существовавшей некогда такой страны - России.

И наконец, Ваше предложение о переносе Троицы на постоянное место в храм при ГТГ имеет смысл, но только в том случае, если икона будет "служить", а не просто окажется в другом музейном "зале".

Дмитрий Кашканов   27.11.2011 23:41     Заявить о нарушении