Рецензии на произведение «Глава 15. Лесное рыцарство»

Рецензия на «Глава 15. Лесное рыцарство» (Александр Богаделин)

КОММЕНТАРИИ

1. …о турнирах рыцарских сказывал…

Тысячелетняя история рыцарских турниров породила многообразие форм их проведения. Это и конные ристалища, целью которых было выбить противника из седла, и битвы мечами, и метание копий, и даже осада специально для этого выстроенных деревянных замков.
Духи выбрали наиболее распространенный вид конных ристалищ.
Правилами поединков запрещалось сражаться вне очереди, наносить раны лошади противника, продолжать бой после того, как противник поднял забрало или сложил оружие, выступать нескольким против одного и т.д.

2. …а победы все Дамам сердца своего посвящали.

В средние века для компенсации суровой угрюмости и дикой необузданности мужчин родился культ Прекрасной дамы. Возлюбленная рыцаря – это «госпожа», ради которой он совершает свои подвиги.
Поклонение Даме принимало разнообразные, в том числе и поэтические формы. А так как большинство рыцарей были не сильны в изящной словесности, то им приходилось заказывать стихи бардам и трубадурам.
Ниже приводится образец такого творчества трубадура по имени Джауфре Рудель.

Длиннее дни, алей рассвет,
Нежнее пенье птицы дальней,
Май наступил, спешу я вслед
За сладостной любовью дальней.
Весною я раздавлен, смят,
И мне милее зимний хлад.

Я верой в будущность согрет,
Ведь встречусь я с любовью дальней,
Но после блага жду я бед,
Ведь благо – это призрак дальний.
Стать пилигримом буду рад,
Чтоб на меня был брошен взгляд.

Печаль и радость тех бесед
Храню в разлуке с дамой дальней,
Хотя и нет таких примет,
Что я отправлюсь в край тот дальний.
Меж нами тысячи лежат
Шагов, дорог, иных преград.

С творцом, создавшим тьму и свет,
Любви не позабывшем дальней,
Я в сердце заключил завет,
Чтоб дал свиданье с дамой дальней,
Чтоб стали комната и сад
Роскошней каменных палат.

Мой только тот правдив портрет,
Где я стремлюсь к любови дальней,
Сравню ль восторги всех побед
С усладою любови дальней,
Но стать горчайшей из утрат
Ей предстоит, ведь мир заклят.

О, злая доля, мир заклят,
О, сладость горькая утрат.

3. …Иосиф сказывал, Кодекс рыцарский они называются.

Рыцарский Кодекс представлял собой свод правил, следование которым и позволяло отличить доблестного рыцаря от не являющегося таковым.
Вот, например, некоторые положения Кодекса Камелота (Рыцарей Круглого стола).
• Рыцари Камелота сильны, мужественны и отважны, щит их – прибежище для слабых и угнетенных.
• Рыцари Камелота всегда держат свое слово, не злоупотребляют оказанным доверием.
• Рыцари Камелота скромны и бескорыстны, не идут на поводу у жажды прибыли, почестей или благодарности, не кичатся своим положением.
• Рыцари Камелота умеют контролировать себя, гордость и мщение не руководят их поступками.
• Рыцари Камелота добры и милосердны к людям, готовы всегда простить обидчика, испросившего прощения – оступившегося, но раскаявшегося.
Юноши, желающие получить рыцарское звание, до 14 лет служили пажами, а до 21 года – оруженосцами.

4. …чертенка Зосиму герольдом-объявителем поставил.

Рыцарские поединки имели свой отработанный временем церемониал. Важная роль при их проведении отводилась герольдам. Они выкликивали имена вступавших в бой, слагая при этом нечто вроде хвалебной песни с перечислением личных подвигов рыцаря и заслуг его предков. Они же следили за соблюдением правил и умоляли дам остановить сражение, когда страсти слишком накалялись.

5. Эхо, бессонная нимфа, скиталась по брегу Пенея.

Зосима, несомненно, был знаком с поэзией А.С. Пушкина. Приветствие нимфы построено на основе его раннего стихотворения «Рифма», которое в полном варианте имеет следующий вид:

Эхо, бессонная нимфа, скиталась по брегу Пенея.
Феб, увидев её, страстию к ней воспылал.
Нимфа плод понесла восторгов влюбленного бога;
Меж говорливых наяд, мучась, она родила
Милую дочь. Ее приняла сама Мнемозина.
Резвая дева росла в хоре богинь-аонид,
Матери чуткой подобна, послушна памяти строгой,
Музам мила; на земле Рифмой зовется она.

6. Бог-громовержец / В северных землях правитель.

Духов Заповедного леса посетил северный бог грома, бури и плодородия – Тор. Он был рыжебородым богатырем, любимым сыном верховного бога скандинавов – Одина. Главным оружием Тора служил гигантский молот, которым он побивает всех своих врагов, а в последней битве (Рагнареке) – мирового Змея.

7. …из рук Василисы Прекрасной ремни кожаные с застежками золотыми получили да плащи с гербами вышитыми.

К знакам рыцарского достоинства относились помимо всего прочего герб, который выбивался на щите, плащ, а также пояса и ремни из шкуры тура. Последние считались знаками особой доблести, ибо поединок с диким туром требовал мужества и часто заканчивался трагически для охотника.

8. И ясно стало, что подарок это от Велеса самого.

Почему Велес прислал свой подарок в виде Змия Огненного, и для кого он в первую очередь предназначался, в пятой главе сказывается (http://proza.ru/2008/05/18/400).

Александр Богаделин   14.10.2009 19:24     Заявить о нарушении