Рецензии на произведение «Трагедия АПЛ К-19»

Рецензия на «Трагедия АПЛ К-19» (Юрий Бахарев)

"В спокойной обстановке, может быть, могла быть найдена лучшая схема подключения нештатной системы. Подключались не в выгородке СУЗ, откуда это, можно было сделать относительно безболезненно, а в выгородке реактора."
Откуда Вы почерпнули столь ценную информацию?
Штатная система пролива существовала на К-19. Называлась она системой подпитки. Система эта многофункциональная. Оборудована она двумя подпиточными насосами Т-4А плунжерного типа производительностью 1 т/ч. Насосы могут работать и на свой борт, и на другой, и оба вместе.
При помощи этой системы производится подпитка 1-го контура теплоносителем, ввод растворов для нормализации водного режима в реакторе или для аварийного прекращения цепной ядерной реакции деления в случае выхода из строя компенсирующих органов реактивности, проведение гидравлических испытаний 1-го контура, манипуляций по перекачке газа в системе ГВД.
Подача воды в реактор при герметичном 1-м контуре будет подпиткой, при негерметичном – проливкой. В этом случае вода подается в реактор подпиточным насосом, а выливается из него через течь в трубопроводе. Но повреждение было на напорном участке до активной зоны. Давление теплоносителя резко упало более, чем в 2 раза, каналы АЗ запарились. Хорошо, что успели сбросить аварийную защиту до разрушения каналов и поглотители нейтронов смогли полностью войти в АЗ. Цепная реакция прекратилась, но съём остаточного тепла был явно недостаточен. Реактор перегрелся, его гидродинамическое сопротивление многократно возросло. При резком снижении давления в контуре теплоноситель превращается в перегретый пар, что приводит к росту давления, в результате чего теплоноситель превращается в воду, а это, в свою очередь, приводит к снижению давления, образованию пара, повышению давления и так далее. То есть возникает пульсация агрегатного состояния теплоносителя. ГЦН запарились и заклинили. Вода 1-го контура, необходимая для охлаждения верхних подшипников ГЦН и ВЦН до них уже не доходила. Проткнуть такой пульсирующий пирог теплоносителя хилые плунжерные насосы подпитки при штатном включении были не в состоянии. Трубопровод системы подпитки подключен к «холодной» нитке первого контура после невозвратного клапана. Поэтому для организации эффективного теплосъёма место ввода охлаждающей жидкости нужно было изменить, вводя её сверху непосредственно в АЗ, где гидродинамическое сопротивление слабосильный плунжерный насос способен преодолеть.
Тяжелейшая, покрытая трупами практика эксплуатации первых Доллежалевских ЯЭУ ценой многих смертей подсказала, что в составе реакторной установки всё-таки необходимо иметь автономную систему расхолаживания активной зоны реактора, не связанную с оборудованием 1-го контура, обеспечивающим расхолаживание в штатном режиме. Оно как раз и может быть неисправно, как на К-19. После аварии конструктора стали чесать репу, как сиё устроить, внедряя на всех уже введённых в эксплуатацию установках. Подумать им было о чём. Реакторная установка так устроена, что не так просто выбрать место на реакторе для двух отверстий, через которые можно организовать охлаждение активной зоны. Доступна только крышка. Вот в ней и сделали два отверстия для подключения системы ремонтного расхолаживания, как её деликатно обозвал Доллежаль. В одно отверстие смонтировали длинную гильзу для подачи воды в нижнюю сборную камеру, в другое – короткую гильзу – для вывода воды из верхней сборной камеры. В систему ввели специальный насос ЦН-108 и свой отдельный холодильник, расположенный вне прочного корпуса. По-штатному гильзы были заглушены. Насос подключался при помощи шлангов.

Алексей Николаевич Крылов   20.01.2022 14:43     Заявить о нарушении
Рецензия на «Трагедия АПЛ К-19» (Юрий Бахарев)

Трудно передать словами!
Тот кто выжил все подробности не расскажет!
Не нашел упоминание об участие ПКР "Ленинград" в спасении К-19...

Григорий Аванесов   01.07.2019 09:42     Заявить о нарушении
Рецензия на «Трагедия АПЛ К-19» (Юрий Бахарев)

Спасибо Вам! Большое человеческое и офицерское спасибо!
С уважением! М-р м/с Пересецкий Максим.

Максим Пересецкий   13.09.2017 20:05     Заявить о нарушении
Рецензия на «Трагедия АПЛ К-19» (Юрий Бахарев)

Юрий Иванович, внимательно прочитал Ваш рассказ. Разумеется, об аварии на "К-19" в июле 1961 года я знал, даже встречался по службе с некоторыми подводниками из её экипажа. Однако услышать, как бы, из первых уст тех, кто принимал непосредственное участие в ликвидации той аварии, это другое дело. Спасибо.
Я не литератор и не критик, потому о литературных достоинствах рассказа не буду. Только замечу, у вас: "В июне 1973 года Сережа Цветков погибнет на АПЛ К-56, которая столкнется в подводном положении с научно-исследовательским судном "Академик Берг". Должен уточнить: не в подводном, а в надводном положении... На подходе к месту базирования. Всё есть в Интернете. Уточнить и внести небольшую корректуру в текст нетрудно.
С уважением, А.Х.

Альберт Иванович Храптович   22.06.2016 16:41     Заявить о нарушении
Рецензия на «Трагедия АПЛ К-19» (Юрий Бахарев)

Перечитал.
Тяжело вспоминать.
Спасибо Вам, Юрий Иванович,
за Память.
С пожеланием Здоровья,

Василий Овчинников   28.05.2016 21:08     Заявить о нарушении
Рецензия на «Трагедия АПЛ К-19» (Юрий Бахарев)

Спасибо, Юрий Иванович!
События, конечно, страшные, но очень ценно, что рассказали о них Вы, опытный и знающий флотский офицер, а не люди, черпающие информацию из противоречивых, поверхностных и нередко безграмотных публикаций. Уточнил для себя некоторые поразительные детали, которых нам даже на флоте не доводили.
На службе встречался с некоторыми из упомянутых Вами людей - в том числе, с В.Дорожинским, который был НЭМСом в бригаде строящихся подводных лодок и шёл с нами в доке из Ленинграда до Северодвинска. О Вас самого лучшего мнения мой сын, который закончил Военмех и теперь работает со мной в "Малахите".
Здоровья и бодрости Вам!
С уважением,

Игорь Караваев 2   24.02.2013 23:26     Заявить о нарушении
Большое спаибо за отзыв и тёплые слова в нём. Но ради истины: мой однокашник В Дорожинский, командир 2 дивизиона с К-19, ныне покойный, однофамилец начальника ЭМС 39 ОБПЛ.
С искренним уважением Ю.Б.

Юрий Бахарев   25.02.2013 11:14   Заявить о нарушении
Очень жаль, что уходят наши сослуживцы - и уже давно даже из числа моих одногодков. Ничего с этим поделать, увы, нельзя... Будем держаться!

Игорь Караваев 2   25.02.2013 22:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Трагедия АПЛ К-19» (Юрий Бахарев)

Спасибо Вам за рассказ! Наверное, мало что может быть страшнее пожара на лодке - филиал преисподней в замкнутом пространстве с гидравликой и трубопроводами под давлением... Единственный шанс - "биться до последнего", чтобы спасти уже не себя, так других...

Михаил Ливанов   14.08.2012 23:20     Заявить о нарушении
Рецензия на «Трагедия АПЛ К-19» (Юрий Бахарев)

Спасибо, Юрий! Очень интересно! История АПЛ К-19 захватила меня несколько месяцев назад. Потрясла, ошеломила. Не даёт мне покоя. Я как журналист, о написании расследования. Но пока не решаюсь на это.
Пока только небольшое стихотворение: http://www.stihi.ru/2012/01/09/5158
И ещё... Вам случайно не известна биография лейтенанта Бориса Корчилова? никак не могу найти... Заранее благодарю.

Диана Шурави   16.03.2012 17:44     Заявить о нарушении
Диана! Специалистам и так все ясно.
А журналисты пишут для толпы.
Не всегда по доброму выходит.

Василий Овчинников   06.04.2015 11:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Трагедия АПЛ К-19» (Юрий Бахарев)

Ольга Анцупова дала мне ссылку на этот рассказ.
Как офицер ВМФ, отдавший Северному флоту почти 30 лет, могу только выразить свое глубочайшее уважение к автору и благодарность за его труд!
С уважением, Роман

Писатели Прозы   12.08.2011 11:40     Заявить о нарушении
Спасибо, что прочли и откликнулись.

Юрий Бахарев   12.08.2011 14:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Трагедия АПЛ К-19» (Юрий Бахарев)

Очень важно, чтобы люди знали о таких событиях не только по официальным некрологам и приглаженным публикациям в СМИ. Взгляд простого человека со стороны - его ощущения, воспоминания, личные оценки - делают трагедию более осязаемой. Ведь за каждой строчкой этого повествования встают конкретные люди, а не просто экипаж подлодки, который должен был обеспечить..., должен был..., должен был...
Как-то спросила одного адмирала, почему офицера Н. не отметили хоть какой-нибудь наградой за совершенный во время ЧП настоящий подвиг. Ответ был краток и однозначен:
- Это его долг. Он выбрал себе такую работу.
Да и сам Н., когда мы его смогли навестить в реанимации, на мое возмущение лишь рассмеялся:
- Я на это учился. Военная служба ведь какая? Годами рутина, но если наступает час Ч., то ты обязан отработать все, чему тебя когда-то научили. А вот если бы я тогда этого не сделал, то меня должны были наказать - за непрофессионализм и т.п.
Вечная память тем, кто погиб или пострадал во время всяких там ЧП. И дай Бог, чтобы поменьше было этих пресловутых "часов Ч."
Спасибо!
С благодарностью, Ольга

Ольга Анцупова   12.08.2011 08:32     Заявить о нарушении