Рецензии на произведение «Иллюзия бытия»

Рецензия на «Иллюзия бытия» (Нестор Утопист)

"И если называть вещи своими именами, как того требовал Конфуций, то окажется, что сама современная экономическая глобальная модель капитализма - есть один из способов ведения войны ничтожного меньшинства с ничего не подозревающим (пока!) большинством."

Как справедливо заметил Кара-Мурза, большинство предпочитает называть убийцу киллером, вместо того чтобы ему противостоять.

"Тогда на территории Северной Америки столкнулись два мировозрения, две возможности бытия."

Вот замечательная "иллюстрация" к Вашему эссе.

Речь индейского вождя Сиэтла в 1854 году

Великий Вождь из Вашингтона извещает, что желает купить нашу землю. Великий Вождь также посылает нам весть дружбы и доброй воли.

Он очень добр, ибо мы знаем, что наша дружба – слишком малая плата за его расположение. Однако мы обдумаем Ваше предложение, ибо понимаем, что если не продадим землю, бледнолицый придет с ружьями и отберет ее силой.
Как вы сможете купить небо или тепло земли? Эта мысль нам непонятна.
Если мы не распоряжаемся свежестью воздуха и всплесками воды, то как вы можете купить их у нас?
Для моего народа каждая пядь этой земли священна. Каждая сверкающая сосновая шишка, каждый песчаный берег, каждый клочок тумана в темном лесу, каждая поляна и каждая жужжащая мошка – все они святы для памяти и чувств моего народа. Сок, текущий в стволах деревьев, несет в себе память краснокожих.
Вступив на путь среди звезд, усопшие бледнолицые забывают страну своего рождения. Наши усопшие никогда не забывают этой прекрасной земли, ибо она – мать краснокожих. Мы – часть этой земли, и она часть нас самих. Душистые цветы – наши сестры, олень, конь, большой орел – наши братья. Горные вершины, сочные луга, теплое тело мустанга и человек – все они одна семья.
Когда Великий вождь из Вашингтона говорит, что хочет купить у нас землю, он требует от нас слишком многого. Великий вождь извещает, что он оставит нам место, чтобы мы жили в удобстве. Он станет нам отцом, а мы станем его детьми. Но все не так просто, ибо для нас эта земля – священна.
Эта сверкающая вода, текущая в ручьях и реках, – не просто вода, а кровь наших предков. Если мы продадим вам землю, вы должны помнить, что она священна. Вы должны учить своих детей тому, что она священна, и любой призрачный отблеск в чистых водах озер повествует о делах жизни и памяти моего народа. Журчание воды – это голос отца моего народа. Реки – наши братья, они утоляют нашу жажду. Реки переносят наши каноэ и кормят наших детей. Если мы продадим вам землю, вы должны помнить и учить ваших детей, что реки – наши братья и ваши братья; и впредь вы должны относиться к рекам с той же добротой, с какой относитесь к своему брату.
Краснокожий всегда отступал перед идущим вперед бледнолицым, как горный туман отступает перед утренним солнцем. Но прах наших отцов свят. Их могилы – священные места, и поэтому эти холмы, деревья и участки земли стали для нас святыми. Мы знаем, что бледнолицый не принимает наших мыслей. Для него один участок земли ничем не отличается от другого, ибо он – чужак, который приходит ночью и берет от земли все, что захочет. Для него земля не брат, а враг, и он идет вперед, покоряя ее. Он оставляет могилы отцов позади, но это его не заботит. Он забывает о могилах отцов и о правах своих детей. Он относится к своей матери-земле и к своему брату-небу как к вещам, которые можно купить, ограбить и продать, как овцу или яркие бусы. Его жадность пожирает землю и оставляет за собой пустыню.
Я не понимаю: Наши мысли отличны от ваших. Зрелище ваших городов – боль для взора краснокожего. Возможно, что так происходит потому, что краснокожие – дикари, и они многого не понимают. В городах бледнолицего нет тишины. В них нет такого места, где можно послушать, как весной распускаются почки, как шелестят крылья насекомых.
Возможно, что я просто дикарь и многого не понимаю. Мне кажется, что шум только оскорбляет слух. Разве это жизнь, если человек не может расслышать одинокий крик блуждающего огонька или ночной спор лягушек у пруда? Я – краснокожий, я многого не понимаю. Индейцы предпочитают мягкое звучание ветра над водами пруда, запах этого ветра, омытого полуденным дождем и пропитанного ароматом сосновой смолы.
Для краснокожего воздух – сокровище, ибо одним (им) дышит все живое: и зверь, и дерево, и человек дышат одним дыханием. Бледнолицый не замечает воздуха, которым дышит. Он не ощущает зловония, как человек, который умирает уже много дней. Но если мы продадим вам свою землю, вы должны помнить, что для нас воздух – сокровище, что воздух делится своим духом со всем живым. Тот ветер, который вдохнул дыхание в наших дедов, принимает их последний вздох. И поэтому ветру предстоит наполнить духом жизни наших детей. Если мы продадим вам свою землю, вы должны держаться в стороне от нее и относиться к ней как священной, как к тому месту, куда даже бледнолицый, сможет прийти, чтобы ощутить вкус ветра, сладкий от луговых цветов.

(продолжение в "замечании")

Иъ Лю Ха   17.08.2011 02:05     Заявить о нарушении
Мы обдумаем ваше предложение купить нашу землю. Если мы решим принять его, я поставлю одно условие: бледнолицый должен относиться к животным этой земли как к своим братьям. Я – дикарь, я не могу думать иначе. Я видел тысячи мертвых бизонов в прериях – их оставил бледнолицый, стрелявший из проходившего мимо поезда. Я – дикарь, и я не могу понять, как дымящийся железный конь может быть важнее бизона, которого мы убиваем, только оказавшись на краю гибели. Что будет с человеком, если не станет зверей? Если все звери погибнут, люди умрут от полного одиночества духа. Чтобы ни случилось с животными, это случается с человеком. Все взаимосвязано.
Вы должны учить своих детей тому, что земля у их ног – прах наших предков. Тогда они будут почить землю, кроются жизни нашего рода. Учите своих детей тому, чему учим своих детей мы, а говорим им, что земля – наша мать. Что бы ни случилось с землей, это случается и с ее детьми.
Когда человек плюет на землю, он плюет в самого себя.
Вот что мы знаем: не земля принадлежит человеку, а человек принадлежит земле, Вот что мы знаем: все в мире взаимосвязано, как кровь, которая объединяет целый род. Все взаимосвязано. Чтобы ни случалось с землей, это случается с ее детьми. Не человек плетет паутину жизни, он лишь одна нить в ней. Если он делает что-то с паутиной, то делает это и самим собой.
И все же мы обдумаем ваше предложение уйти в ту резервацию, которую вы приготовили для моего народа. Мы будем жить в стороне от вас, мы будем жить спокойно. Не так уж важно, где мы проведем остаток своих дней.
Наши дети уже видели своих отцов униженными поражением. Наши воины уже ощутили стыд. После поражения их жизнь обернулась праздностью, и они губят свои тела сладкой пищей и крепкими напитками. Не так уж важно, где мы проведем остаток своих дней, их осталось не так много. Лишь несколько часов, всего несколько зим, и не останется ни одного сына великих племен, которые когда-то так любили эту землю и которые сейчас скитаются малым группам в лесах. Никто не сможет оплакивать тот народ, который когда-то был столь же могуч и полон надежд, как ваш. Зачем же мне оплакивать смерть своего народа? Племя – это всего лишь люди, ничего больше. Люди приходят и уходят как морские волны.
Даже бледнолицый, чей Бог идет рядом и говорит с ним, как друг, не может избежать всеобщей судьбы. В конце концов, быть может, мы еще станем братьями – посмотрим. Но мы знаем нечто такое, что бледнолицему предстоит когда-нибудь узнать: у нас с вами один Бог. Сейчас вы считаете, что владеете своим Богом точно так же, как хотите овладеть нашей землей, но это не так. Он – Бог всех людей и равно сострадает и краснокожим, и бледнолицым. Для Него эта земля – сокровище, и причинять вред этой земле означает поднимать руку на ее Творца. Бледнолицые тоже уйдут, хотя быть может позже, чем остальные племена. Продолжайте пачкать свое ложе, и однажды ночью вы задохнетесь в собственных отбросах. Но в своей гибели вы будете ярко пылать, объятым племенем мощи Бога, который привел вас господством над этой землей и над краснокожими.
Для нас такая судьба – загадка, ибо мы не понимаем, зачем нужно убивать бизонов, зачем приручать диких лошадей, зачем нарушать таинственные думы леса тяжелым запахом толпы людей, зачем пятнать склоны холмов говорящими проводами.
Где заросли? Их нет. Где орел? Его нет. Почему нужно прощаться с быстрым пони и охотой? Это – конец жизни и начало выживания.
Мы обдумаем ваше предложение купить нашу землю. Если мы согласимся, то будем в безопасности обещанной вами резервации. Там мы сможем прожить короткий остаток своих дней так, как захочется нам. Когда с этой земли исчезнет последний краснокожий, а памятью о нем будет только тень облака, парящего над прерией, в этих берегах и лесах по-прежнему сохранится дух моего народа, ибо он любит эту землю, как новорожденный любит сердцебиение своей матери. Если мы продадим вам эту землю, любите ее так, как любим ее мы. Заботьтесь о ней так, как заботились о ней мы. Сохраните в своей памяти вид этой земли, какой она была, когда вы забрали ее. И всеми своими силами, всеми своими мыслями, всем сердцем сберегите ее для своих детей – и любите ее так: как Бог любит всех нас.
Мы знаем одно: у нас с вами один Бог. Для Него эта земля – сокровище.
Даже бледнолицым не избежать всеобщей судьбы. В конце концов мы еще можем стать братьями. Посмотрим.

(Теун Марез, “Учение толтеков.,
издательство “София”, 1998 г.)

Иъ Лю Ха   17.08.2011 02:06   Заявить о нарушении
Спасибо Вам за добрые слова и отличный текст! Что бы я еще добавил к уже сказанному. Хайдеггер считал трагедией и опустошением человека отрыв его от Бытия, и низвержением в Материальность. Бытие, как прародина, питала и несла человека, перетекая из жизни в смерть. Что произошло сегодня? Подавляющее большинство людей утратили связь со своей смертью, поэтому у них нет доступа и к собственной жизни. Они смотрят с недоумением на все происходящее с ними как на аналог странного непрерывного спектакля, не осознавая, не понимая биения очень тонкого тихого языка, на котором говорит с ними Бытие. Люди вообще ничего не видят и не чувствуют!
Вот в этом, я думаю, одна из основных причин бытийного кризиса всей западной цивилизации, который в свою очередь включает в себя все остальные: экономический, экологический, кризис культуры и т.д.

Нестор Утопист   17.08.2011 03:23   Заявить о нарушении
"Подавляющее большинство людей утратили связь со своей смертью, поэтому у них нет доступа и к собственной жизни."

Да, это так!
люди стали рассматривать свою жизнь как собственность, взявшуюся невесть откуда, и невесть куда девающуюся после смерти, вот и прожигают ее.
Кроме того современный человек уверен, что его бытие протекает в рамках человеческого общества, цивилизации, со всеми ее "банками и углами".
В отличие от Хайдеггера, провозгласившего, что вопрос о бытии должен быть поставлен, мне более нравится Пол Пот, попытавшийся дать ответ на этот вопрос, отобрав у людей его страны цивилизацию и вернув их к бытию.

Иъ Лю Ха   20.08.2011 00:56   Заявить о нарушении
Пол Пот или Салот Сар, уничтожил в Камбодже (тогда Кампучии) от 2 до 5 миллионов камбоджийцев. При этом разрушил не только "цивилизацию", но и разгромил культуру. Ни о каком "бытии" там речи не шло, я так думаю, но скорее о захвате власти и ее удержании любыми способами.
Никакая система социального равенства не устоит, если она не направлена вверх, на духовную эволюцию большинства людей. Когда нет никого выше, кроме партии и ее лидера, рано или поздно такая система гниет и разваливается. И номенклатура захватывает фабрики и заводы, становясь собственниками-миллиардерами. Как это произошло еще на моей памяти в СССР. А ради чего им напрягаться, и чего-то там делать для народа? Если Бога нет, смерть неизбежна, а деньги дают абсолютное могущество.
Исходя из всего, что я написал выше, я убежден, что постоянно возобновляемая, живая связь с Мировым Духом (Богом, Божественным или Абсолютом, как кому больше нравится) - conditio sine qua non существования как культуры, так и цивилизации в целом. И только тогда возможно ставить вопрос о Бытии, только тогда это имеет под собой некую основу.
Если подытожить, то выходит, что социализм + связь с Мировым Духом - спасение и надежда человечества. И похоже, сегодня это и единственная альтернатива.

Нестор Утопист   20.08.2011 16:09   Заявить о нарушении
Вот здесь очень хорошая статья о временах Пол Пота

http://nnm.ru/blogs/dusty74/kto_vy_pol_pot_manyak_geroy_kampuchii_ili_kozel_otpusheniya/

А вы думаете, что людей с эксплуататорской психологией не надо уничтожать?

Вот, что писал Гайдар в "Военной тайне":

"Они выбрались из погреба и, цепляясь за уступы, залезли на поросшую
кустами башенку. Отсюда было видно море - огромное и пустынное.
Опустившись на траву, ребята притихли и, щурясь от солнца, лежали долго
и молча.
- Толька! - спросил вдруг Владик, и, как всегда, когда он придумывал
что-нибудь интересное, глаза его заблестели. - А что, Толька, если бы
налетели аэропланы, надвинулись танки, орудия, собрались бы белые со всего
света, и разбили бы они Красную Армию, и поставили бы они все по-старому? Мы
бы с тобой тогда как?
- Еще что! - равнодушно ответил Толька, который уже привык к странным
фантазиям своего товарища.
- И разбили бы они Красную Армию, - упрямо и дерзко продолжал Владик, -
перевешали бы коммунистов, перекидали бы в тюрьмы комсомольцев, разогнали бы
всех пионеров, тогда бы мы с тобой как?
- Еще что! - уже с раздражением повторил Толька, потому что даже он,
привыкший к выдумкам Владика, нашел эти слова очень уж оскорбительными и
невероятными. - Так бы наши им и поддались! Ты знаешь, какая у нас Красная
Армия? У нас советская... На весь мир. У нас у самих танки. Глупый ты,
дурак. И сам ты все знаешь, а сам нарочно спрашивает, спрашивает...
Толька покраснел и, презрительно фыркнув, отвернулся от Владика.
- Ну и пусть глупый! Пусть знаю, - спокойнее продолжал Владик. - Ну, а
если бы? Тогда бы мы с тобой как?
- Тогда бы и придумали, - вздохнул Толька.
- Что там придумывать? - быстро заговорил Владик. - Ушли бы мы с тобой
в горы, в леса. Собрали бы отряд, и всю жизнь, до самой смерти, нападали бы
мы на белых и не изменили, не сдались бы никогда. Никогда! - повторил он,
прищуривая блестящие серые глаза.
Это становилось интересным. Толька приподнялся на локтях и повернулся к
Владику.
- Так бы всю жизнь одни и прожили в лесах? - спросил он, подвигаясь
поближе.
- Зачем одни? Иногда бы мы с тобой переодевались и пробирались
потихоньку в город за приказами. Потом к рабочим. Ведь всех рабочих они все
равно не перевешают. Кто же тогда работать будет - сами буржуи, что ли?
Потом во время восстания бросились бы все мы к городу, грохнули бы бомбами в
полицию, в белогвардейский штаб, в ворота тюрьмы, во дворцы к генералам, к
губернаторам. Смелее, товарищи! Пусть грохает.
- Что-то уж очень много грохает! - засомневался Толька. - Так, пожалуй,
и все дома закачаются.
- Пусть качаются, - ответил Владик. - Так им и надо."

Иъ Лю Ха   20.08.2011 19:18   Заявить о нарушении
Каждый Ваш комментарий заставляет меня думать вглубь, системно, перепрыгивать через ямы пробелов в образовании. Благодарю!
Однако, как я уже писал, справедливость должна быть всегда точной и чистой. Иначе репрессии превращаются в мясорубку, ручку которой накручивает страх и ненависть.
Из этого нет выхода. Это тупик. Как впрочем и из псевдо-христианского всепрощения! Никогда и ни при каких условиях репрессиям не должны подвергаться невиновные, или те, кого принудили силой, кого запугали. Те, кто никого не мучили и не пытали, но волею обстоятельств оказались на другой стороне.
Убеждение, обращение к совести и чести людей, личный пример скромности и аскетизма вождей - они действуют сильнее страха и жажды наживы на здоровых людей, коих смею надеяться - большинство.
Статью про Пол Пота обязательно прочту. Спасибо!

Нестор Утопист   20.08.2011 19:48   Заявить о нарушении
Дочитал только что статью про Пол Пота. Некоторые факты были мне не известны. Очевидно, что Новейшая история мира, а не только Камбоджи, представляет из себя смесь фактов, лжи и манипуляций, выгодных правящей сволочи.
Людей с эксплуататорской психологией нужно судить не за их "психологию", но за преступления, которые они совершили. Пропаганда экономической сегрегации - это также преступление. Как бы не визжали псевдогуманисты. Ведь Гитлер собственноручно никого не убивал. Никого своими руками не убил и Эйхман и т.д. Но увивать никого без справедливого и объективного суда недопустимо. Бессудные убийства - это просто резня.


Нестор Утопист   20.08.2011 20:28   Заявить о нарушении
У Ленина было замечательное предложение в работе "Пролет. рев-я и ренегат Каутский":
"Надо заметить, что вопрос о лишении эксплуататоров избирательного права есть чисто русский вопрос, а не вопрос о диктатуре пролетариата вообще."
Вся работа очень полезна.
Мне думается, что если бы диктатура пролетариата была действительно установлена, то есть рабочий придя в госучреждение действительно чувствовал себя как хозяин, потому что он кормит тех, кто в этом учреждении работает, и мог потребовать вышвырнуть на улицу всякого, кто его своей работой не устраивает, тогда все было бы нормально, потому что трудящийся человек скотиной быть не может. А вот сидящий у него на шее чиновник, оскотинивается и становится "вещью в себе" очень быстро, как и спецслужбы, собственно чиновничий аппарат и стал спецслужбой, предавшей народ, у которого он работал по найму.
Вы правы, ненавидимые Лениным спецы вышли из под контроля пролетариата.
И так будет всегда, если сам пролетариат не будет специалистом.
Народная власть, это такая и только такая, где нет сословия спецов.

Иъ Лю Ха   20.08.2011 21:49   Заявить о нарушении
Навсегда избавиться от гнета любой бюрократии и узких специалистов, возможно будет только в случае прямого местного самоуправления, и полного уничтожения социального неравенства, когда люди сами будут решать как и зачем они будут жить. Без какого-либо идеологического и силового давления сверху.
В таком многовариантном обществе без идеологий, возможно будет "обкатывать" и проверять самые смелые социальные теории, и отбирать из них наилучшие, самые действенные, с условием, что они исключают эксплуатацию человека другим человеком.
Так, постепенно будет возможно создать живую социальную теорию, многоаспектную и глубокую, которая будет опираться на социальный опыт сотен тысяч людей.



Нестор Утопист   20.08.2011 22:30   Заявить о нарушении
"Каждый отдельный человек в этом случае получает то, что ему приходится, только кружными путями - через благополучие всего общества. Отдельный человек работает в этом случае не непосредственно для себя, не для своей пользы, а для пользы всех. И с этой целью он всю свою работу ведет в рамках общей работы всех. Наиболее изумительным выражением этого является само слово "работа"; ведь под этим словом мы вовсе не понимаем теперь деятельность отдельного человека в интересах поддержания его собственной жизни; нет, под этим словом мы понимаем труд в интересах общества. Поскольку же тот или другой отдельный индивидуум хочет "работать" только для себя и отказывается при этом в какой бы то ни было мере считаться с благом окружающего мира, постольку мы называем это воровством, ростовщичеством, грабежом и т.д."
Это Гитлер написал в его книге "Моя Борьба против глупости, лжи и коварства" (так она называлась первоначально).
Весьма откровенное признание из уст кровавого диктатора, ненавидевшего большевизм.
Правду, как шило в мешке не утаишь.
Таким образом, единственной системой, при которой может быть исключена эксплуатация, видится та, при которой усердие каждого сливается в один котел и те, кто усердствовал более всех решают кому и сколько дать из него. Как в семье.
Поэтому главным возрожением Спенсера Марксу и было то, что мол нельзя переложить семейные отношения на общество.
Для этого необходимо было бы вернуться к родовому строю.
Ну и вернулись бы. А нежелающих в расход. Ведь, если они нам не родня, значит - враги.

Иъ Лю Ха   21.08.2011 14:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Иллюзия бытия» (Нестор Утопист)

Согласен на все 100%.

Александр Ишай Верховский   01.08.2011 23:27     Заявить о нарушении
Рецензия на «Иллюзия бытия» (Нестор Утопист)

Созвучно. Спасибо. Охохошеньки. Почему-то жаль именно исчезнувшие племена индейцев Северной Америки. И их мировозрение - умение жить в гармонии с природой.

С уважением,
Сергей

Кандидыч   26.07.2011 12:59     Заявить о нарушении
Мне вообще не понятно, почему до сих пор не было суда подобного Нюрнбергскому, на котором это "демократическое" и "прекрасное" государство должны осудить, и заставить вернуть уцелевшим потомкам индейцев их исконные земли. А попутно припомнили бы Хиросиму и Нагасаки, Корею, Вьетнам, Афганистан и Ирак.
Спасибо, что прочитали и отозвались.
С уважением и благодарностью,

Нестор Утопист   26.07.2011 17:34   Заявить о нарушении
Всё хорошо - по горячим следам. А потом поздно, только для морального удовлетворения, может быть - нет, и справедливости. Разве можно вернуть то, что разрушено навсегда. Не один суд не сможет этого сделать. Повернуть время вспять.

Кандидыч   26.07.2011 17:40   Заявить о нарушении
Все верно. Нельзя вернуть того, что было уничтожено. Но! Когда справедливость и человечность подвергаются поруганию, забалтыванию и забвению, "прошлое" непременно вернется невыученным уроком и напомнит о себе реками человеческой крови. После Первой Мировой войны ужас и отчаяние были такими, что никто и представить себе не мог Второй Мировой. Но после этого были и Вьетнам, и чудовищная война в Югославии, и Ирак. Я утверждаю, что до сих пор человечество, как планетарное сообщество не осознало своей истории, не добралось до ее механизмов. Поэтому, раз за разом события будут приобретать все более зловещий размах, до тех пор, пока всех людей до единого не заставят понять одну очень простую истину, никто и нигде не имеет ни морального, ни еще какого другого права не только разрушать телесную оболочку, разум и мораль других людей, но и угнетать и использовать в корыстных целях их жизни. А следующим пунктом, запрет уничтожения и разрушения биосферы на все времена.

Нестор Утопист   26.07.2011 17:58   Заявить о нарушении
Всё правильно пишете и думаете. Но не верю я ни в одну систему "регулирования", кроме той, которая заложена самой природой.
И если бы меня попросили найти выход для всего человечества, чтобы жить в гармонии - я не знаю, что делать. Знаю только для себя, в пределах малого радиуса "воздействия" и возможностей. И то, не навечно.

Кандидыч   26.07.2011 18:09   Заявить о нарушении
Общества, находящиеся в гармонии с природой были, те же северо-американские индейцы. И еще, даже если чего-то еще нет, это не значит, что это невозможно в принципе, и этого не будет никогда. Человек может идти как вверх, по пути развития и эволюции, так и вниз, к деградации и разрушению себя и мира.

Нестор Утопист   27.07.2011 03:31   Заявить о нарушении
Да надеюсь, что будет так. Хотя, наверное, провалы в развитии "запланированы" тоже. То взлёт, то посадка...

Кандидыч   27.07.2011 15:33   Заявить о нарушении