Рецензии на произведение «Юрий Нагибин»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Юрий Нагибин - замечательный русский писатель.
Был, есть и будет. Какие бы оценки тут не давали разные критики и "знатоки" литературы.
Человек огромного дарования, трудной личной биографии и сложной индивидуальности.
Человек огромной работоспособности и огромной эрудиции.
Честный и правдивый до беспощадности, прежде всего, к самому себе.
Прочитайте последнее его произведение "Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя", Нагибин назвал его романом, и Вы простите ему все его слабости и прегрешения, и поймёте, что это одно из самых сильных произведений русской литературы.
Вера Никольская 19.09.2020 21:11 Заявить о нарушении
Уважаемая Майя! Замечательное эссе! Впрочем, для меня здесь ничего нового нет. Я открыл для себя Нагибина не тогда, когда посмотрел фильм "Председатель" (только потом я узнал, что из-за критики этого фильма Нагибин заработал первый инфаркт). Уже после его смерти я прочитал его романы "Тьма в конце тоннеля" и "Моя золотая тёща". Потом я купил его дневник, ставший одним из моих любимых книг. У меня есть маленькая заметка: "Проза и поэзия". Я её процитирую:
Многие авторы Стихиры наряду со стихами пишут также прозу, и наоборот авторы Прозы.ру пишут стихи. Надо сказать, что очень редко у кого обе эти ипостаси удаются одинаково хорошо. В этой связи возможно будут интересны следующие мои наблюдения.
Когда-то я почти одновременно прочитал Вл. Солоухина "Мать-мачеха" и Вл. Тендрякова "Свидание с Нефертити". Солоухин главным образом поэт, Тендряков - прозаик. Я тогда ещё подумал: насколько проза Тендрякова сильнее прозы Солоухина. Т.е. обычно у пишущего человека что-то получается лучше, что-то хуже. Или поэзия, или проза. Исключения есть. Это гении: Пушкин, Лермонтов, Гейне. У них и проза, и поэзия на высочайшем уровне. Почему я об этом вспомнил. Я сейчас читаю дневник Юрия Нагибина. Нагибин, когда были сняты цензурные рогатки, написал несколько замечательных вещей и, в том числе, опубликовал свой дневник. Из него видно насколько уже в очень молодом возрасте Нагибин прекрасно понимал всё происходящее вокруг него. Но сейчас я о другом.
Белла Ахмадулина сначала была женой Евтушенко, а с 1959 г. по 1967 г. у неё был роман и замужество с Нагибиным. И Евтушенко в книге "Не умирай после смерти", и Нагибин в своём дневнике описывают свои романы с Ахмадулиной. Так вот насколько описание Нагибина выше в художественном отношении по сравнению с описанием Евтушенко. У Нагибина это описание на мой взгляд на уровне гениальности. А у Евтушенко это всего лишь не плохо. По крайней мере, даже не приближается к уровню его лучших стихов.
25 марта 2010 г.
С уважением.
Александр Абрамов 2 27.07.2014 15:58 Заявить о нарушении
о поэте Евгении Евтушенко. Вы правильно нашли слово для характеристики его творчества. Неплохо. Но я отношу это не только к прозе, но и к стихам его.
После издания книги «Я помню», мне довелось прочитать материалы, дополняющие историю журнала «Новый мир» и его главного редактора Александра Трифоновича Твардовского.
В 1998 году в Гетеборгском университете (Швеция) была защищена диссертация о Твардовском.
Автор диссертации — Марина Лунд-Аскольдова, русская по происхождению, окончившая МГУ им. М.В. Ломоносова (факультет журналистики) и живущая в Швеции. Название диссертации — “Александр Твардовский. Путь к “Новому миру” (Время. Литература. Судьба.)
Обширное исследование Марины Лунд, названное “Сюжет прорыва” имеет подзаголовок - “Как начинался “Новый мир” Твардовского” . “Саморазрушение официозных взглядов на жизнь и искусство”, раскрытое в работе М. Лунд. На материале жизни и судьбы Твардовского, Марина Лунд исследует глобальные проблемы: личность и культура, личность и история, художник и власть. Интервью Марины Лунд с писателями, оказавшимися в орбите “Нового мира” (главным образом во второе редакторство Твардовского) — это реальные голоса участников событий того времени, живые и не единодушные.
Свидетельства Фазиля Искандера, Юлия Крелина, Евгения Евтушенко, Фридриха Горенштейна, Георгия Владимова, подготовленные
Мариной Лунд.
У меня изъяли из текстов интервью.
Видели бы Вы, как отличаеся интервью, данное Е. Евтушенко, от других. Его отличает полное безразличие к теме и собеседнику.В то же время другие авторы вдумчиво и серьёзно рассказывают о том времени.
Но это всё касается Евтушенко и Нагибина.
У меня спрятано это интервью. Если оно Вас заинтересует, я могу переслать по электронной почте. Мой адрес:Uzdinamaya@gmail.com
С благодарностью и уважением!
Майя Уздина 27.07.2014 15:24 Заявить о нарушении
Александр Абрамов 2 27.07.2014 15:37 Заявить о нарушении
Здравствуйте, моя дорогая, несравненная Майя Владимировна!
Читаю и перечитываю Вашу работу о Нагибине. О его "Дневнике". О воспоминаниях, связанных с его именем.
Мне очень понравилась Ваша фраза, завершающая статью:
"Это не мученик. Не Варлам Шаламов, не Домбровский. Но своим "Дневником" по уровню и масштабу Юрий Нагибин встаёт в этот ряд. Прочтите этот дневник".
Мне очень понравилось, что Вы не вдаётесь в объяснения, не клеите ярлыки, а предоставляете список произведений писателя вместе со списком работ, посвящённых творчеству Юрия Нагибина.
Мне очень понравилось Ваша статья тем, что она приглашает к размышлению о человеческой личности писателя, жившего и творившего (1920-1994г.г.) в эпоху социалистического реализма, - основного и единственного художественого направления, в рамках которого обязан был существовать любой художник, подчиняясь и руководствуясь решениям единственной партии для коммунистов и беспартийных, обязательным для всех жителей огромной страны.
Дорогая Майя Владимировна! При всём вышеперечисленном, мне показалось совсем необязательным упоминание о житейских благах, сопутствующих жизни Юрия Нагибина. Эти детали о прислугах, машинах и т.д. придают серьёзной работе оттенок мещанской зависти. Так мне это видится.
Благодаря "Дневнику" перед нами разворачивается человеческая трагедия писателя, художника слова, вынужденного приспособиться и принять условия игры, презирая себя за мягкотелость, доверчивость, за то, что за 55 лет профессиональной работы "...разучился я писать для самого себя".
"Что-то в моём поведении ложно, отсутствие внутренней свободы, что ли?" И всё же, всё же. Все блага жизни да и сама жизнь не имеет никакой ценности для Нагибина без этого удивительного, ужасного, чудесного дара писать:
"Сегодня я с удивительной силой понял, как страшно быть неписателем". "Как страшно всё бытие непишущего человека!"
"Жуткая призрачность жизни непишущего человека..."
Моя покойная мама, простой и необразованный человек, бывало говорила, желая поделиться житейской мудростью: "Светлана, в нашей стране надо быть героем просто для того, чтобы выжить" и "Заслуживает памятника каждый, кто сумел дожить до наших дней".
Для меня "Дневник" Юрия Нагибина - документ огромной человеческой силы, где художник, мастер слова, с беспощадной откровенностью пытается раскрыть как свою собственную личность, так и вечный конфликт творческой личности с общественным устройством и временем, в котором приходится жить. Если хотите, Нагибинский "Дневник" - это борьба высоких идеалов души, не согласующихся с житейской прозой. Дневник страданий души и поиска истины.
С глубоким уважением к Вам, Майя Владимировна, и делу, которому Вы служите.
Ваша Светлана
Светлана Лось 31.08.2013 22:42 Заявить о нарушении
А отношение к его дневнику у нас с Вами полностью совпадает.Мне очень импонирует Ваша оценка творчества писателя. Спасибо за серьёзность и глубину Вашей рецензии.
С уважением к Вам и с сердечной благодарностью за работу.
Ваша Майя.
Майя Уздина 31.08.2013 23:02 Заявить о нарушении
Видит Бог, я не люблю цитат. Не люблю их выдёргивать из текста. Но предшествует цитате о "куске кожи на каучуке" фраза о халтуре. Литературной, разумеется. После рассуждения о куске кожи следует:
"И всё-таки я уверен, что при халтуре отмирают какие-то нежнейшие и драгоценные клетки мозга. Устойчивые, когда мозг раскалён настоящим святым усилием, они разом загнивают при решении одной из "каждодневных задач".
И раз речь зашла о прямом цитировании "Дневника", то позвольте ещё одну цитату:
"Ни от природы, ни от людей я не получаю конечного удовольствия. Каждое новое впечатление воспринимается как новое обязательство, невесть кем на меня налагаемое. И лес, и рыбалка, и восход солнца, и всё, что может дать баба, - для меня полуфабрикаты, которым я должен придать некий конечный смысл".
Это высказывание Ю.Нагибина может показаться утрированным, но такова жизнь профессионального писателя. (Мне лично претит само определение: писатель-профессионал.) Но, естественно, люди, сделавшие Божий дар профессией и посвятившие свою жизнь служению профессии, заслуживают уважения и изучения.
Почему-то вспоминается Дина Рубина, которая (так мне помнится) в каждом своём произведении говорит о писательской привычке почти воровито записывать понравившееся слово или выражение, или даже мелькнувшую мысль для дальнейшего использования в будущих сочинениях.
Нагибин идёт дальше. Он решительно отрицает ценность самой жизни, если она не отображается искусством: "Литературная бездарность идёт от жизненной бездарности. Ну, а как же с людьми нетворческими? Так эти люди и не жили. Действительность обретает смысл лишь в соприкосновении с художником. Когда я говорю о том, что мною не было записано, мне кажется, что я вру..." И ещё: "Мне кажется, что эта цель, ставшая осознанной, сохранилась у меня, двадцатилетнего, когда я оберегался от жизни для единственно настоящей жизни на бумаге".
Каково?
С глубоким и искренним уважением,
Ваша Светлана
Светлана Лось 01.09.2013 06:47 Заявить о нарушении
С уважением!
Майя Уздина 01.09.2013 10:58 Заявить о нарушении
Можно самим это развивать и сравнивать с развитым у автора.
Пишу с утречка, очки забыла прихватить. Могу сделать ошибки. Простите!
И большое спасибо за общение,Света!
Майя Уздина 01.09.2013 11:05 Заявить о нарушении
Читательский отклик-мнение написан по просьбе автора.
Значение созданной автором серии очерков "Книжное Окошко" трудно переоценить. Это - великолепная идея. Даже очень начитанные авторы, и не только Прозы.ру, могут много нового почерпнуть из этих работ. За такой труд - автору огромный поклон.
Полностью отвечая значению очерка, как литературного жанра, работа несёт в себе ценный личный вклад автора, его оценку, мироощущение, которое сочится сквозь строки произведения.
Вот это показалось очень сильным авторским ходом:
"Возникает образ Нагибина как советского писателя, ненавидящего советскую литературу и своих собратьев по перу. Дневник рассказывает о том периоде в истории нашей литературы, когда официальный писатель- тварь продажная и дрожащая".
Ясно и четко обозначить свою позицию, свой взгляд в этом сложном историческом вопросе - до сих пор необходимо обладать известной смелостью для такого шага.
Работа написано легко, ясно, очевидно. Читается на одном дыхании, без запинок.
Прочитала очерк с огромным удовольствием и несомненной пользой для себя.
С уважением
ПС: Ряд замечаний даю отдельным приложением к рецензии ниже, с возможностью их дальнейшего удаления.
Рецензиеман 25.04.2012 15:30 Заявить о нарушении
Проверьте в тексте (пунктуация) - кое-где точка стоит перед кавычками (надо за кавычками)".
Часть фраз (очень субъективное мнение!!!) показалась стилистически не до конца выверенными:
"Прочла и была ошеломлена неожиданной исповедальностью". (просится пропущенный член предложения - "его, дневника, или Нагибина"???)
"Так и не состоялся этот вечер" (Может так??? - "Так этот вечер и не состоялся").
"невиданной сроду Ниагаре" (просится замена слова "сроду", ???)
"А он был ведущим..." ( может, "А ЕЩЁ он был ведущим ???)
Замечания ОЧЕНЬ субъективны.
Дайте знать, когда их прочитаете, и я их удалю.
Рецензиеман 25.04.2012 15:40 Заявить о нарушении
Даже трудно передать и оценить
эту благодарность за проделанную Вами работу.
Раньше никогда не писала.Неожиданная, замечательная оценка моей работы.
Пожалуйста, не уьирайте замечания. Во-первых, мне нужно время, чтоб всё исправить. И вообще, пусть остаются замечания. Это урок мне.
Тысячу раз спасибо. Всегда Вам рада.Приходите ещё!
С теплом!
Майя Уздина 25.04.2012 15:52 Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемая Майя Владимировна!
Для меня имя Ю. Нагибина во всей советской литературе столь же почитаемо, как и К. Паустовского или А. Толстого. Прежде всего ценю его живописный, предельно отточенный и сочный язык, в котором уйма всяческих оттенков. Нагибин - великий мастер, а потому, как и А. Толстой, мог себе позволить барство. Не хочу его за это осуждать. Ныне барствуют ничтожные личности, однако никто их не осуждает. В то же время никто не замечает, что многие очень талантливые люди ни прислуги не имеют, ни поваров и прозябают в бедности.
А дневники - не главное. Там хватает субьективного, личностного. Первично всё же творчество писателя.
Спасибо Вам за эту публикацию, я почерпнул для себя кое-что новое.
С неизменным уважением - Виталий.
Виталий Валсамаки 05.04.2012 20:57 Заявить о нарушении
"Белых одежд" Дудинцева, он,никогда не вмешивающийся в политику.
После того,как я опубликовала очерк о Нагибине, мне встретились интересные отрывки из "Зеленых тетрадей", Леонида Зорина, я их поместила на своём сайте. Там много острого,намного острее моего материала о Нагибине и всяких записок о литераторах. Будет время и желание,взгляните.
Жаль, что вы не ответили мне о рецензиях на ваши
произведения. Мне хотелось бы Обратить на них особое внимание. Ваше творчество я высоко ценю.
С уважением!
Майя Уздина 05.04.2012 22:08 Заявить о нарушении
2.Того,что ныне, я не касаюсь. А со мной тоже были неприятности-слежка КГБ.
3. Относительно Дневника, несомненно он работал над ним, чтоб опубликовать. Не успел увидеть. А вообще его прозу я очень высоко ценю. Мне только
не нравятся его охотничьи рассказы. Вообще к охоте, ради удовольствия, отношусь резко отрицательно.
Спасибо за подробный ответ. С уважением-Майя.
Майя Уздина 06.04.2012 12:40 Заявить о нарушении
Виталий Валсамаки 06.04.2012 20:55 Заявить о нарушении
...Уважаемая Майя! С большим интересом прочитал о Нагибине. Конечно, многое читано в детстве и юношестве, но далеко не всё. Фильмы смотрел все, и они нравятся по-прежнему, особенно, когда сравниваешь с теми скороспелыми поделками, которые выдаёт "на гора" отечественный кинематограф.
"Дневники" - особый вид творчества. Тут не должно быть места чинопочитанию и двуличию. К великому сожалению, большинство писателей того времени вынуждены были "плясать под дудку", во избежание огромных неприятностей. И противоречивость с неоднозначностью - плоды сравнения опубликованного и официального с дневниковыми записями. Осуждать легко, понять сложнее. Думаю, время расставит на места абсолютно всё и отделит "зёрна от плевел".
А память хранить надо! И в этом Ваша немалая заслуга. Прочту и то, что написал Зорин. Спасибо!
Владимир Теняев 03.04.2012 23:50 Заявить о нарушении
Владимир Теняев 04.04.2012 00:08 Заявить о нарушении
В них живут и умирают"-избитые,но верные строки А. Кушнера. Но в эти времена,в более тяжелых условиях жили и трагически умерший во время разговора о Чечне Ю.Левитанский,Галич,Слуцкий, всем приходилось выбирать.Выбор был небольшой,но выбирали.
С приветом,рада новому читателю.
Майя Уздина 04.04.2012 10:12 Заявить о нарушении
А Дневник Нагибин писал, явно желая увидеть его напечатанным. Жаль,не успел.
С уважением.Майя.
Майя Уздина 06.04.2012 12:49 Заявить о нарушении
Владимир Теняев 06.04.2012 12:56 Заявить о нарушении
Спасибо, Майя!
В юности Нагибин был одним из любимейших моих писателей - книга его рассказов была зачитана мною до дыр. Но потом, узнав о нем, как о личности, кое-какие подробности, читать его расхотелось. Хотя, может, время такое было, что не смог человек жить по-другому, но ведь другие могли?
С уважением,
Татьяна Эйснер 19.02.2012 21:13 Заявить о нарушении
Выбор всегда за человеком. По поводу
С уважением.Майя.
Майя Уздина 19.02.2012 21:28 Заявить о нарушении
Уважаемая Майя1 Когда-то я на одном дыхании прочла дневники Юрия Нагибина.
Леонид Зорин говорит, что хорошо, что он не дожил до выпуска в печать, а Нагибин мечтал об этом и думал, что он будет первым писателем, который при жизни будет держать напечатанные дневники. Но этого не случилось.
Конечно, Зорин имеет право, наверное, писать и думать о нем, что хочет, тем более, что Нагибин уже никогда не ответит ему. Когда дневники пишут, в тот момент не задумываются, кто и что о них подумает. Тем более, что вел он их с юношеского возраста. Просто писал все, как есть.
И потом все так сложно в его судьбе, всю жизнь носить чужую фамилию,чужое отчество и даже национальность, а может и чужую судьбу. Вот теперь есть повод снять забытые дневники Юрия Нагибина с полки.
Чтая, к примеру, дневники Мура, где очень много всего, нелучшим образом характеризующего его в быту. А мне его было безумно жалко, что такой талантливый мальчик не поимел возможности реализовать себя, да просто пожить, а как много ему было дано и матерью и от природы.
Спасибо Вам, Майя, за Ваш труд. С уважением Галина. 1.02.12
Галина Иванова 3 01.02.2012 19:18 Заявить о нарушении
сказать то, о чем думала я и с каким мнением известного критика я познакомилась.Нисколько не умаляя достоинство Дневника, считая, что его надо читать, я не могла обойти вниманием и причины, побудившие талантливого писателя создать это произведение.И не зря я взяла такой эпиграф к очерку.
Уже позже вышли отрывки из "Зеленых тетрадей" почитаемого мною Леонида Зорина.
Я очень люблю пародию Н.Глазкова,которая уместна при нашем разговоре:
"Я на мир взираю из-под столика
Век двадцатый,век необычайный,
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней".
Что касается двухтомника Мура,он у меня есть.Я думаю о нем так же.
С благодарностью за размышления и внимание.
Майя.
Майя Уздина 01.02.2012 19:52 Заявить о нарушении
Галина Иванова 3 01.02.2012 20:03 Заявить о нарушении
Майя Уздина 02.02.2012 02:07 Заявить о нарушении
Ваша жизнь наполнена всречами с большим количестврм интересных людей. Здесь я вам завидую. У меня есть пожилая приятельница, которая всю жизнь хранит память о своей дружбе с Генрихом и Станиславом Нейгаузами, да одна приятельница живет на Николиной горе лет шестьдесят и когда она приезэает к нам в Петербург, я обожаю ее слушать. Это последние из могикам и я дорожу дружбой с ними. Спасибо, что отвечаете. С уважением Галина. 2.02.12.
Галина Иванова 3 02.02.2012 20:08 Заявить о нарушении