Рецензии на произведение «Феноменология юмора и комического»

Рецензия на «Феноменология юмора и комического» (Михаил Пушкарский)

Получается, что у меня есть еще один повод выступить в защиту своей теории эволюционного происхождения юмора. Прежний дали мне ученые университета в Колорадо, объявившие через газету «Гвардиан» об открытии (в 2010 г.) секрета юмора. (См. об этом http://tvinteltech.narod.ru/ad_humor_secret.html). Сейчас вот «Феноменология юмора и комического» Михаила Пушкарского (2012) дает повод высказаться.

Изложу корневую причину комического в том духе, как она представлена в моей статье (2005 г.), названной «Секрет юмора из глубин эволюции» (в сб. «Ученые досуги» дана под тем же названием):

Человек как вид сформировался в условиях жесткого элиминирующего отбора, когда разум стал решающим фактором индивидуального выживания. Позже, с переходом к племенному существованию, к коллективному труду и защите, с появлением речи и социального наследования жизненного опыта отбор по разуму ослабел или даже вовсе прекратился, поскольку вид Homo sapiens и без того стал экспоненциально наращивать свою численность. Плюс в выживании стал минусом в эволюции разума: он генетически остался на уровне пещерных времен. Эволюционную отягощенность разума я назвал дефицитом панорамного мышления (ДПМ), и этот ДПМ имеет многочисленные и многообразные проявления (см. Охоту по звериным следам в сб. Императивы выживания человечества (ИВЧ). Я даже привожу доводы, что она является Корневой причиной всех человеческих бед (см. в сб. ИВЧ).

История и даже предыстория человечества – это история преодоления ДПМ. «Благодаря» этому недостатку и необходимости его преодолевать возникли наука, изобретательство, искусство. Я предположил, что столь важная для цивилизации корневая причина не могла не иметь отношения к зарождению и бытованию юмора. И провел расследование всех типов производства комического, которые в словесном юморе мне удалось вспомнить. И выяснилась красивая закономерность: если наука и изобретательство возникли из потребности ПРЕОДОЛЕНИЯ ДПМ всерьез, расширяя общечеловеческие границы познания, то при производстве и восприятии юмора, всех его выделенных 15 типов, происходит КАК-БЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДПМ, когда сталкиваются нечто уже известное (оно может подразумеваться), с одной стороны, и неизвестное, малоизвестное, забытое, придуманное – с другой.

При этом находит естественное эволюционное объяснение и тяга к юмору и вообще к комическому: она закреплена в нас генетически. В самом деле, для нас, имевших тяжелую эволюционную предысторию, были и есть важны эти моменты ГАРАНТИРОВАННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, которые так прекрасно переживаются при порождении и восприятии комического. Вот почему в любой компании юмористы в почете, а смех воспринимающих – это положительное подкрепление их дальнейших изысканий в области «как бы преодоления ДПМ».

Чтобы пояснить мысль на примере, воспроизведу шутку американского юмориста: «Мы очень благодарны Томасу Эдисону. Если бы не он, мы бы смотрели телевизор при свечах». Впервые воспринимающему эту шутку приятно осознавать, что он оценил и эту как-бы логику мысли, и то, что он достаточно образован, чтобы знать про изобретателя Эдисона и понимать, что телевизор через электролампочку никак бы не смог перешагнуть.

Сопоставим сказанное с выводами М. Пушкарского. Почти без сопротивления принимаю его пассаж: «Восприятие юмора от ума к чувству проходит через: образность и гротеск, неожиданность и парадоксальность, изумительность, невероятность, восхитительность. Здесь повод к интеллектуальному и эстетическому катарсису.» «Почти» -- потому что «изумительность, невероятность, восхитительность» -- не те слова, ведь речь-то о ВОСПРИЯТИИ юмора. Т.е. здесь уместней были бы «изумление, эмоция сбывшейся невозможности, восхищение».

Но дальше должен возразить. Автор пришел к выводу, что «здоровый юмор и здоровый смех» являются проявлениями инстинкта игрового поведения, и с эмоцией игрового инстинкта он связывает все свое понимание юмора. Правда, остается догадываться, какой смысл вкладывается в оценочное «здоровый» и почему «нездоровый юмор», «нездоровый смех» из игрового поведения исключаются. Тем не менее, поскольку «как-бы преодоление ДПМ» -- можно считать обыгрыванием, т.е. тоже игрой, то я бы мог говорить здесь о близости наших позиций. … если бы не его заключение:
«Игра представляет собою весёлое, затейливое и занимательное увлечение, в котором обучение проходит посредством шутки и развития образного мышления. И это уже можно считать предпосылкой развития чувства юмора.»

Этим М. Пушкарский показал очень суженное понимание юмора у человека. Ведь предполылки человеческого игрового поведения ищут и находят уже у высших животных!

Уладзимир Траццякоу   08.05.2013 10:17     Заявить о нарушении
Благодарю за рецензию. Ответ у меня получился громоздким. К Вашему интересу достаточно информативная полемика, и разрешение некоторых недоразумений. "Формула здорового юмора. Ответ на критику" М.Пушкарский
http://proza.ru/2013/05/10/913

Михаил Пушкарский   10.05.2013 14:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Феноменология юмора и комического» (Михаил Пушкарский)

Тема замечательная.
Потому, что нужная.
Но автор написав, не успел подумать.
Начал с предположения, что читатель знает - о чём речь.
Значит решил немного поболтать!
Потом.
Всё же решил онаучить трёп и привёл несколько определений и фамилий.
И объективное перепутал с...
Жанром, который к искусству имеет только монетарное отношение.
И ничего комического.
Тем более - юмора.
А жалко...?!?

Солнца Г.И.   05.02.2012 10:45     Заявить о нарушении
При чем здесь жанр искусства, если произведение в разделе "естествознание"?
При чем здесь юмористическое содержание, если это предмет феноменологии (психологии)?
И при чем здесь треп, если все мысли автора аргументируются и обосновываются? Приведите, пожалуйста, пример статьи - образец объективности не только в научном оформлении, но и по объективному психологическому истолкованию - я с интересом прочту. С работами А.Козинцева, Р.Мартина, А.Редозубова и К.Глинка я уже знаком.
Напишите, в каком конкретно вопросе моё понимание не объективно? Постарайтесь привести аргументы, как это делаю я.
А пока что эта ваша рецензия и есть необоснованный треп.

Михаил Пушкарский   05.02.2012 13:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Феноменология юмора и комического» (Михаил Пушкарский)

"Чувство юмора и творческая мысль неотъемлемы друг от друга."

А вы смогли бы найти чувство юмора у Льва Толстого?

Владимир Байков   04.02.2012 19:47     Заявить о нарушении
Например, сатирический характер картины суда Л.Н.Толстова в романе «Воскресение». Несмотря на то, что он рисуется в образах реальной полноты их жизненной связи без тени преувеличения.

А вообще, прочтите ещё раз контекст:
Многие тесты IQ составлены на нахождение закономерностей, на способность к ассоциативному разнообразию, из чего видно, что интеллектуальной базой остаётся память. Хорошая память – это внимательный ум и богатая ассоциативная способность.
Чувство юмора требует того же процесса мышления и той же мысли. Если обратиться к пословицам и афоризмам, то мы видим, что мысль, интерпретирующая предмет внимания, может являть образ интеллектуальный, эстетический и комический.
Предпосылкой чувства юмора является способность абстрагироваться, находить ассоциативные связи… и ориентируясь на комичный образ, это умение тонко и лаконично указать на предмет несовершенства (или совершенства).

Более того:
«В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса» (А. Энштейн).

Конечно, существует и специализация, обуславливающая разные способности уже на этапе проекционных зон коры головного мозга. Также, для всяких способностей необходимо развитие. Поэтому творческое мышление без юморной складки ума в принципе возможно, но юмор - остроумие и творческая мысль - это «однородный мыслительный процесс».

Михаил Пушкарский   05.02.2012 00:28   Заявить о нарушении
Юмор – один из элементов гения.
(Гёте)

Михаил Пушкарский   29.06.2012 14:06   Заявить о нарушении
Л. Толстой в «Войне и мире» описывает комическую жизненную ситуацию. Наполеон, подойдя к стенам Москвы, ожидал делегацию с ключами от города. Захватчик пытался разыграть сцену великодушия и продемонстрировать свое величие. Спектакль не состоялся. Свита Наполеона, почувствовавшая неладное, обеспокоена, хотя никто не решается сообщить Наполеону, что, ожидая делегацию, он находится в смешном положении.

Господа из свиты говорили, что надо было во что бы то ни стало собрать хоть какую-нибудь депутацию, другие оспаривали это мнение и утверждали, что надо, осторожно и умно приготовив императора, объявить ему правду.
— II faudra le lui dire tout de meme...— говорили господа свиты.—Mais, messieurs...— Положение было тем тяжелее, что импе-« ратор, обдумывая свои планы великодушия, терпеливо ходил взад и вперед перед планом, посматривая изредка из-под руки по доро-ге в Москву и весело и гордо улыбаясь.
— Mais c'est impossible...— пожимая плечами, говорили господа свиты, не решаясь выговорить подразумеваемое страшное слово: La ridicule...
Между тем император, уставши от тщетного ожидания и своим актерским чутьем чувствуя, что величественная минута, продолжаясь слишком долго, начинает терять свою величественность, подал рукою знак. Раздался одинокий выстрел сигнальной пушки, и войска, с разных сторон обложившие Москву, двинулись в Москву.
Увлеченный движением войск, Наполеон доехал с войсками до Дорогомиловской заставы, но там опять остановился и, слезши с лошади, долго ходил у Камер-коллежского вала, ожидая депутации.
Так комической ситуацией Л. Толстой развенчивает величие наполеоновского вступления в Москву, показывает всю ложность величия захватчика.
http://komichnoe.ru/

Михаил Пушкарский   09.07.2012 00:27   Заявить о нарушении
- да я и сам ничего)

Михаил Пушкарский   04.02.2012 19:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Феноменология юмора и комического» (Михаил Пушкарский)

Как серьезно о несерьезном?! Хотя юмористам это невредно и почитать.

Константин Керимка   04.02.2012 17:22     Заявить о нарушении